ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 432
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Песни о Разине и разинцах историчны в своей основе, прежде всего потому, что в них правдиво запечатлелась жизнь крестьянства, казачества и посадского населения конца XVII в. Образ Разина и разинцев, трактуемый как образ героических народных борцов против угнетения и закрепощения народных масс, прошел через века, слившись в XVIII столетии с образом Емельяна Пугачева и воспринимаясь в последующие столетия как выражение вольнолюбия и непокорности народных масс.
Песни XVIII в. Песни об Емельяне Пугачеве
Исторические события начала XVIII столетия отражаются в народной поэзии, которая освещает их как результат деятельности народных масс, идущих за Петром Великим и его сподвижниками. И хотя образ народа в историческом эпосе XVII-XVIII вв. дан обобщенно, все же основные персонажи отчетливо различаются.
Начиная с XVIII века исторические песни создавались преимущественно в солдатской и казачьей среде. Следует выделить цикл песен о Петровском времени и о Пугачевском восстании.
В песнях Петровского времени появились новые образы – простые солдаты, непосредственные участники сражений. Образ солдата входит в историческую песенную поэзию, как отражение события огромного значения – создания Петром I регулярной армии, способной противостоять сильному врагу. В развивающейся в связи с этим солдатской героико-патриотической народной поэзии созданы образы героев-солдат, идущих за своим полководцем. В большинстве песен прославляется мужество русских воинов (песни о взятии крепости Азова, городов Орешка, Риги, Выборга и проч.). Солдаты с уважением говорят о военачальниках. Особенно популярным среди солдат был фельдмаршал Б.П. Шереметьев («Шереметьев и шведский майор»). Героической романтикой овеян песенный образ атамана Донского казачьего войска И.М. Краснощекова («Краснощеков в плену»).
Большое место в исторических песнях занимает образ самого Петра I. Подчеркивается его деятельная натура, близость к простым воинам, справедливость. Но демократизм образа царя отнюдь не мешает народу говорить обо все более усиливающемся гнете, о тяжести крестьянской и солдатской жизни. Народ пел в своих песнях о том, как на земляные работы шли, как на каторгу:
Подневольная жизнь наша боярская...
государева служба царя белого...»,
Тяжело служить служба день до вечера.
Песнь рассказывает, как гребцы на струге – пятьсот человек разговоры говорят, князь-Гагарина бранят:
Заедает вор Гагарин наше жалованье, долговое, трудовое, молоденежное!».
Классовый гнет, бесправие народа все более усиливались, и в народных массах зрел протест. В царствование Екатерины II он отразился в исторической поэзии, в частности в песне о графе Панине и Емельяне Пугачеве, образы которых предстают как типичные образы антагонистических социальных сил.
Социальный протест, как свидетельствуют, вместе с другими материалами, песни второй половины XVIII в., охватывает все более широкие слои населения. Сам Емельян Пугач – казачьего рода. Собирается к нему голытьба, люд крестьянский, казаки. С различными слоями населения, объединившимися в пугачевском движении, связаны и стилевые различия песенной поэзии. Наряду с традиционными по стилю крестьянскими песнями, близкими к песням о Степане Разине, встречается, например, протяжная солдатская песня, сохраняющая традиции крестьянской лирики. Такова песня о Чернышеве-Чике в тюрьме. Эта песня является переработкой созданной в годы семилетней войны солдатской песни о Захаре Григорьевиче Чернышеве, заключенном в тюрьму города Кистрииа. При переработке она была объединена с песнею разинцев о побеге их из тюрьмы («Ты возмой-возмой, туча грозная...»). С казачьими песнями генетически связывается песня «Пугачеву быть в беде». Образ Емельяна, выезжающего на коне сивбур-шахматном, близок образам казаков, отправляющихся в поход. Песни «Уж ты, ворон сизокрылый» и «Нас пугали Пугачом», возможно связанные с творчеством рабочих, вносят в цикл песен о Пугачеве особые черты. Эти песни отступают от традиций старой крестьянской песни под воздействием стихотворной поэзии, в них появляются двусложные размеры и парная рифмовка.
Цикл песен о Пугачевском восстании сравнительно невелик, связан с разинским циклом. Самая интересная среди них «Суд над Пугачевым». 2 октября 1774 года в Симбирске состоялась встреча захваченного Пугачева с главнокомандующим войсками в Оренбургском и Поволжском крае генералом П.И. Паниным. Пугачев, заключенный в клетку, в ответ на вопрос графа Панина, много ли он перевешал князей и бояр, отвечает:
Перевешал вашей брать и семьсот семи тысяч.
Спасибо тебе, Панин, что не попался:
Я бы чину-то прибавил, спину-то поправил,
На твою-то бы на шею вароввины вожжи,
За твою-то бы услугу повыше подвесил!.
Пугачев разговаривает с Паниным гордо и мужественно, угрожает ему и этим приводит его в ужас
: «Панин испужался, руками сшибался. Даже закованный, Пугачев столь опасен, что его все московски сенаторы не могут судити».
Стилевое разнообразие песен о народном восстании под руководством Пугачева свидетельствует о том, что в исторической песенной поэзии, в которой до второй половины XVIII в. главенствовали традиции крестьянской протяжной лирической песни, наметились изменения. Песня выходила за пределы установившихся канонов, и это наблюдалось не только в песнях о народных восстаниях, но и в военно-героических песнях, создававшихся в солдатской среде.
Песни XIXв. Песни о Суворове, Кутузове, Платове и др.
Песни ХIХ века в художественном отношении очень отличаются от ранних циклов. В них уже утрачена связь с былиной и вместе с тем заметна тенденция к сближению с народной и даже княжеской лирикой. Песни представляют собой солдатский рассказ о каком-то событии, которое предстает как один эпизод, не всегда достоверный. Сюжет передается статично, не развернуто, ему почти обязательно предшествует лирический зачин. В песнях преобладают типические подробности, а герои раскрываются через их поступки, речи или с помощью сравнений. Некоторые песни состоят из случайных, отрывочных и незавершенных эпизодов, слабо увязанных между собой. Народ искал новые формы поэтического выражения. Тем не менее, исторические песни запечатлели важные события 1812 года: бои под Смоленском, Бородинскую битву, разорение Москвы и др.
В XVIII – первой половине XIX вв. возникло большое количество так называемых солдатских песен, оригинальных по своему содержанию.
Песни XIX века посвящены главным образом войнам: русско-персидской войне 1804-1813гг., Отечественной воине 1812г., русско-турецкой войне 1828-1829 годов, Крымской войне 1853-1856г., наконец, русско-турецкой войне 1877-1878гг.
В связи с изображением этих воин на первый план выдвигаются образы Суворова, Кутузова, Платова и Нахимова, а также сатирический образ Наполеона.
Яркий образ полководца, любимого солдатами, – образ Суворова. В цикле песни о нем выделяются песни о его ранении и смерти. Горе охватило войско, барабанщики не бьют в барабаны, «музыкантички» не трубят в трубы: несут на руках Суворова, а за ним везут его платье кровавое.
Наиболее полное отражение получила война 1812 года. Выдвигаются песни о письме Наполеона русскому царю, в котором он требует приготовить в Москве квартиры на семьсот тысяч войска, генералам купеческие дома, а самому Наполеону – царские палаты. Кутузов успокаивает царя и говорит:
... А мы встретим злодея на середи пути,
Середи пути, на своей земле,
А мы столики поставим – пушки медные,
А мы скатерти ему постелим – вольны пули,
На закусочку поставим – каленых картечь;
Провожать его будут – все козачушки.
Песни дают картины основных моментов войны: входа Наполеона в Москву, пожара Москвы, разгрома французов, входа русских в Париж. Этот цикл песен глубоко патриотичен. Перед сражениями Кутузов обращается к солдатам с речью и просит их, не жалея ни жизни, ни пороху, ни ядер, победить «француза».
Во многих песнях изображается Платов – самая яркая и самая популярная в песнях той поры фигура:
Про Платова – казака
Пошла слава хороша;
За его храбры дела
Будем помнить завсегда.
Платов смел, хитер, с сознанием достоинства русского война говорит с французскими генералами и самим Наполеоном. Он первый объявил солдатам:
Враг сидит уж в западне,
В нашей матушке Москве!
Немало песен создано о Первой мировой войне. В них говорилось о выносливости, мужестве и патриотизме русских солдат. А основным жанром песен того времени был жанр песни-рассказа участника или очевидца тех или иных событий. Все эти песни печального содержания, с налетом трагичности.
В исторических песнях этого времени правдиво отражена повседневная жизнь солдат «на далекой чужбине», тяжелые учения, тоска по родине и родной семье. Солдатские песни той поры пополнили народный песенный репертуар произведениями новой тематики, новых образов, мыслей, чувств.
Главное в народных песнях – выражение отношения народа к различным жизненным явлениям. А в исторических песнях отражено отношение простого народа к важнейшим событиям истории, начиная с давних времен и кончая нашими днями.
Лекция 12
. Протяжные лирические песни. Игровые, хороводные и плясовые песни
План
1. Определение жанра
2. Любовные песни
3. Семейно-бытовые песни
4. Социальные мотивы в песнях
5. Поэтика лирических песен
6.Игровые, хороводные и плясовые песни. Определение жанра
7. Собирание, публикация и изучение песен
8. Игровые песни. Хороводные песни. Плясовые песни
Определение жанра
Песня – стихотворное произведение, которое поется в одиночку или хором. Это один из видов синтетического, словесно-музыкального искусства. Песня может рассматриваться и как поэзия (искусство слова), и как музыка.
Как искусство слова народная лирическая песня относится к лирическому роду поэзии, который по принципам художественного освоения действительности существенно отличается от эпического рода.
Главное содержание и основное назначение как лирики литературной, так и лирики народной – выражение отношения к тем или иным жизненным явлениям, передача определенных мыслей, чувств и настроений.
Лирические песни знал любой человек и исполнял их в минуты радости или печали. Традиционным было пение без музыкального сопровождения.
В жанре протяжных лирических песен можно выделить несколько тематических циклов. Основные из них следующие: любовные, семейно-бытовые, крестьянские, бурлацкие, ямщицкие и солдатские песни.
Любовные песни
Самые большие циклы крестьянской песенной лирики – это циклы бытовых песен на темы любви и семейных отношений. Значительную часть репертуара составляли песни любовного содержания. Их герои – красная девица и добрый молодец – изображены в разных типических взаимоотношениях. Переживания героев передавались через внешние образы. У девицы при встрече с молодцем каждый раз:
…сердце возрадуется,
Кровь во лице разыграется.
Косточка, суставчики рассыпаться хотят,
Рассыпаться хотят – поздороваться велят.
Однако следует признать, что в песнях значительно полнее изображены любовные переживания девушки. И это не удивительно, так как сочинителями и исполнителями протяжных лирических песен были по преимуществу женщины. Песни показывают, что любовь простой крестьянской девушки очень нежная, застенчивая и глубокая. Но эта искренняя и нежная любовь девушки-крестьянки в условиях патриархального уклада нередко была несчастной. Во многих песнях рассказывается о том, что родители запрещали своей дочери любить милого, они не разрешали ей встречаться с ним.