Файл: Учебное пособие Шымкент 2019 удк 821 (091).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 450

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Большой печалью проникнуты песни, в которых говорится о разлуке девушки с милым. Так, в одной песне рассказывается о том, что проводив милого, девушка не спала всю ночь, ее подушка «потонула в слезах», а когда она «по утру ранешенько вставала», «то умывалась во слезах».

Портретные штрихи указывают на типизацию и на идеализацию героев. Девица – бела, круглоличка, черноброва, красавица. Молодец – бел кудрявый, чернобровый, душа. В песнях получили выражение не только нравственно-этические, но и эстетические взгляды народа.

Семейно-бытовые песни

Наиболее многочисленна группа семейных песен. Многие из них поются от имени молодой женщины и посвящены ее страданиям на чужой сторонушке. Во многих песнях рассказывается о варварском обращении мужа с женой:

Высоко зголовье во слезах помочила,

Еще малые подушки во слезах потонули,

Теплое одеяло в ногах пролежало.

Еще русые косы во всю ночь проскрипели,

А шелковая плетка во всю ночь просвистала…

Картина тяжелого положения женщины рисуется в песнях «Ах, кабы на цветы не морозы», «Отдает меня маменька замуж». В самые тяжелые минуты жизни она обращается к родной семье, доверяет ей самые сокровенные мысли и чувства («Из-за лесу, лесу темного»).

Положение мужа в большой патриархальной семье также было нелегким. Он должен был подчиняться отцу, матери, старшим братьям. Женили его часто на девушке, которую он не любил. В лирических песнях можно встретить ропот крестьянина на «долю молодецкую»:

Ах ты молодость моя молодецкая!

Не видал я тебя, когда ты прошла,

Когда ты прошла, миновалася,

С угрюмой женой живучи.

Белинскому принадлежит глубокое и очень полное определение основного содержания традиционных лирических песен: «Это или жалобы женщины, разлученной с милым сердца и насильно выданной за немилого и постылого, тоска по родине, заключающейся в родном доме и родном селе, ропот на чужбину, на варварское обращение мужа и свекрови. Если герой песни мужчина, тогда воспоминание о милой, ненависть к жене, или ропот на горькую долю молодецкую, или звуки дикого, отчаянного веселия – насильственный мгновенный выпад из рвущей душу тяжелой тоски. Таково по большей части содержание всех русских народных песен».

Социальные мотивы в песнях

Ценнейшую часть народной лирики составляют песни, связанные с социально–историческими явлениями. По содержанию их можно подразделить на следующие группы: а) песни о крепостной неволе;


б) песни рекрутские, солдатские.

Песни о крепостной неволе. Песен о крепостной неволе дошло до нас немного, потому что народ боялся петь «о барах» при посторонних, какими являлись собиратели в деревне.

Песни о крепостной неволе делятся на группы: о барщинных крестьянах, о дворовых людях, о беглых крестьянах.

Песни о барщинных крестьянах говорят, о тяжелом подневольном труде, о разорении крестьянского хозяйства, о произволе помещика.

Глубокой печалью проникнута песня «Калинушка с малинушкой». Младший брат узнает в прилетевшей пташке свою замужнюю сестру, которая оплакивает свою судьбу на чужбине. Но брат ничем не может ее утешить, он рассказывает о том, какое несчастье постигло всю семью: по воле, по прихоти барина рушится вся семья: Как батюшку с матушкой за Волгу везут,

Большого – то брата в солдаты куют,

А среднего – то брата в лакеи стригут.

Жалобы на невыносимое положение крепостных в песнях иногда соединяются с мотивами протеста против гнета. Одной из наиболее ярких в этом отношении является песня «Вы кудри ль мои кудри». В песне изображен «Злодей боярин – господин» – разоритель крестьян. Парней он берет в солдаты, девушек – в служанки, молодых женщин – в кормилицы, отцов и матерей – в работники. Песня заканчивается картиной восстания.

Наибольшим социальным протестом проникнуты песни о беглых крестьянах, т.е. удалые, «разбойничьи» песни. Они создавались крестьянами, вынужденными скрываться от помещичьего произвола в южных степях, на тихом Дону, на Волге-матушке, в сибирских лесах. Беглые люди объединялись в разбойничьи шайки, грабили и мстили воеводам, помещикам, купцам. Песни эти проникнуты духом свободолюбия.

Смелость и мужество разбойников особенно ярко выражены в классической разбойничьей песне «Не шуми, мати, зеленая дубравушка».

Исключительный интерес по своему содержанию и стилю представляет песня «Как за барами житье было привольное». Буйный дух возмущения народных масс передан в ней с необычайной художественной силой.

Песня делится на две части. В первой части в иронической форме изображены безрадостные картины жизни народа. С помощью глагольных форм отчетливо выражено, что не с одним человеком и не один раз происходило все то, о чем говорится в песне, а с массой и много раз:

Как за барами житье было привольное,

Сладко попито, поедено, похожено,

Вволю корушки без хлебушка погложено,

Босиком снегу потоптано,

Спинушку кнутом попобито,

Нагишом за плугом спотыкалися,

Допьяна слезами напивалися…


Далее в песне в метких художественных деталях изображена картина народного восстания:

Темный лес-то – наша вотчина,

Тракт проезжий – наша пашенка…

Песни о рекрутчине и солдатчине. Исключительна, тяжела в старой России была солдатчина. Она отрывала человека от родного дома на 25 лет. Провожали рекрута всей деревней и оплакивали его как мертвого.

Многие песни сохранили образ рекрута, закованного в цепи, чтобы предупредить побег, дезертирство. Молодцу «связали белые руки, сковали скорые ноги» и отвезли в город, где отдали «в царскую службу во солдаты».

В песне «Шел детинушка дорогою» молодой солдат с тоской вспоминает родную семью. Он припадает к сырой земле, прислушивается:

Не стонет ли мать сыра земля,

Не плачет ли отец с матерью,

Не горюет ли молода жена,

Молода жена с малыми детушками.

Песни о бурлаках и бурлацкие песни. Небольшую группу лирических песен составляют песни, сложенные в среде крестьян, которые помимо хлебопашества занимались промыслом бурлаков и ямщиков. Эти промыслы не занимали большого места в народной жизни, и потому песни ямщиков и бурлаков немногочисленны.

В содержании бурлацких песен мало радостных мотивов. В них те же горькие темы разлуки с родной семьей. Такова песня «Поутру- то было раным-рано». В ней поется о том, как бурлаки на заре прощались с родными, оставляли малых детей, уходили на тяжелую работу, на «канавушку Ладожску».

В другой песне «Не пора ли нам, братцы-ребятушки» молодой бурлак разлучался с женой на «круглый годочек», отправлялся в «Казань городочек».

Однако в целом бурлацкие песни звучат бодро, они овеяны романтикой и поэзией свободы. («Вольная птичка – пташечка перепелочка», «Не вечерняя заря, братцы, приутихла»).

Ямщицкий и чумацкий труд тоже был нелегким: ямщики перевозили почту, пассажиров, а чумаки – товары (хлеб, соль, рыбу). Бесконечные дороги, разлука с близкими, болезни, дорожные несчастья порождали песни грустные, унылые. Однако образ ямщика в песнях поэтизировался, так как в глазах народа ямщик был человеком смелым и отважным, много повидавшим в жизни. Наряду с удалью в песнях изображаются и обыденные моменты из жизни ямщика: сватовство, женитьба, сборы в дальнюю дорогу. В песнях о дальних дорогах ямщика преобладают грустные мотивы. Это чаще всего песни о смерти ямщика вдали от семьи, от родных мест. Таковы песни: «Уж ты, степь моя, степь Моздокская», «Степь да степь кругом». В них рассказывается о молодом ямщике, замерзающем в степи. Перед смертью ямщик, прощаясь с товарищами, «отдавал наказ»:

Отведи коней родному батюшке,

Передай поклон родной матушке,

А жене скажи слово печальное,

Передай кольцо обручальное.

Многие ямщицкие песни послужили основой для создания русскими поэтами стихотворений на «ямщицкие темы», в которых выведены образы поющего ямщика, лихой тройки: А.С.Пушкин («Зимняя дорога», «Бесы»), Ф.Н.Глинка («Вот мчится тройка удалая»), П.А.Вяземский («Тройка мчится, тройка скачет»), Н.А.Некрасова («В дороге») и др. Некоторые из этих стихотворений стали известными песнями. Таким образом, народные ямщицкие песни оказали творческое влияние на русскую поэзию.

Поэтика лирических песен

В основе изображения действительности в лирической песне лежит стремление к типизации, обобщенности. Приемы художественной типизации особенно ярко проявляются при изображении песенных героев. Герои песен – это красная девица, добрый молодец, муж, жена, солдат, разбойник, бурлак, ямщик.

Приемы типизации проявляются и в изображении места действия. Чаще всего это лоно природы и деревенская обстановка: «поле чистое», «зеленая дубравушка», «долинушка», «зеленый сад», «крутой бережок», «улица широкая», «изба», «сени» и т.д.

Устойчивой чертой лирических песен является «повествовательность», т.е. раскрытие чувств и настроений героев при помощи изображения их различных действий. Так любовные переживания изображались в картинах встреч, гуляния: Во саду ли в огороде

Девица гуляла…

В песнях повествование соединяется с монологами и диалогами. Нередко песня начинается с повествования, а затем переходит к монологу или диалогу. Так построены песни «Калинушку с малинушкой водой залило», «За морем синичка не пышно жила» и другие.

В композицию песен широко вводились параллелизмы различных типов, т.е. сопоставления образцов из мира природы и переживания лирического героя:

Туманно красно солнышко, туманно…

Кручинна красна девица, печальна

К очень распространенным композиционным средствам в песнях относится лирическое обращение. Особенно популярны обращения к миру природы: к «полю чистому», «дубраве зеленой», «калинушке», «белой березоньке», «красно солнышке» и т. д. В таких обращениях ярко проявляется тесная связь народа с природой, с которой он делится своими задушевными чувствами.

Ты взойди-ка, красно солнышко,

Над горой взойди над высокою,

Над дубравушкой взойди над зеленою…

Встречаются в песнях обращения к близким людям: «Ах ты, девица, красавица моя», «Уж ты, мать, моя маменька», «Уж вы кумушки, подруженьки мои». В песнях широко используется песенная символика. Символы лаконично и глубоко психологически помогают передать настроение человека.

Большую роль в художественном стиле песен играют многочисленные постоянные эпитеты. Они являются средствами эмоционально–оценочных характеристик: «красна девица», «душа девица», «добрый молодец», «удалой молодчик»; они подчеркивают их красоту: «русая коса», «ясные очи», «черные брови»; душевные переживания: «горькая печаль», «горючая слеза»; многие эпитеты определяют явления природы: «шелковая травушка», «цветы алые», «сады зеленые», «быстрая речка».

Следует отметить в лирических песнях уменьшительные и ласкательные суффиксы: рощица, садочек, пташечка, дубравушка, кручинушка, горюшко. Они придают задушевный характер песне.

В лирических песнях встречаются сравнения и метафоры:

Она плачет, как река льется,

Возрыдает, что ключи кипят

Большое место в песнях занимают разнообразные повторения, которые придают ей четкую звуковую выразительность. Повторение – единоначатие строк:

Не стонет ли мать сыра земля,

Не плачет ли отец с матерью.

На основе сказанного можно сделать вывод, что поэтический стиль традиционных лирических песен отличается яркими жанровыми особенностями.

Игровые, хороводные и плясовые песни. Определение жанра

На прошлом мы рассмотрели протяжные лирические песни, основной массив которых составляют песни любовные и семейно-бытовые. «Другой большой раздел любовных и семейно-бытовых песен, пишет В. Я. Пропп, песни хороводные, игровые и плясовые». С поэтически-текстовой стороны названные виды песен, как и протяжные лирические песни, относятся к лирическому ряду поэзии. Однако они отличаются в музыкальном отношении и по исполнению.

Игровые, хороводные и плясовые песни исполняются в более быстром темпе. Если протяжные лирические песни поются хором или сольно без всякого сопровождения, и потому они в народе назывались «голосовыми» или «проголосными», то игровые, хороводные и плясовые песни исполняются в определенном хореографическом или хореографически-драматизированном сопровождении.

Игровыми называются песни, которые исполнялись во время различных игр. Хороводными являются песни, исполняемые в хороводах. Плясовые песни, сопровождающие пляску. Все эти виды песен являются преимущественно молодежными. Их главное назначение создавать радостное настроение, служить средством увеселения.

Собирание, издание и изучение

Названные песни привлекают внимание ученых и публикуются уже в песенных сборниках XVIII в.: Чулков М.Д. Собрание разных песен (1770-1773); Львов Н. и Прач И. Собрание народных песен с их голосами (1790) и Трутовский В.Ф. Собрание русских простых песен (1778-1795). Их можно встретить и в различных песенниках первой трети XIX в.

Научный интерес к народной песне, условиям ее бытования возникает в 30-е годы XIX в. Описание различных народных игр и хороводов и исполняемые при этом песни находим в книгах: И. М. Снегирева «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (1838, т. 2) и И.П.Сахарова «Сказания русского народа» (1841, т. 1). В 1841 г. выходит небольшой сборник «Народные песни Вологодской и Олонецкой губерний» Ф.Д.Студитского. Специальные разделы в нем выделены для песен хороводных и плясовых. Этим сборником положено начало региональному изданию русских народных песен. В 1848 г. выходит фундаментальный труд А.В.Терещенко «Быт русского народа» (в семи частях). В четвертой части этого труда дается подробное описание народных игр и хороводов, приводится большое количество сопровождающих их песен. Материалы этого труда Терещенко не утратили научного значения и в наши дни.

Деятельность по собиранию русских песен (в том числе игровых, хороводных и плясовых) расширяется во второй половине XIX в. Игровые и хороводные песни включаются в песенные сборники А. М. Балакирева (1866), Вас. Попова (1880), Н.Е. Пальчикова (1888) и др. Особенно большое количество игровых, хороводных и плясовых песен публикуется в первом томе «Великорусса» П.В. Шейна (1898). Многие игровые, хороводные и плясовые песни вошли в седьмой том А.И.Соболевского «Великорусские народные песни» (1902). Один из разделов известного сборника братьев Б.М. и Ю.М.Соколовых «Сказки и песни Белозерского края» (1915) назван «Песни игровые, собственно хороводные и плясовые».

В дореволюционной фольклористике началось изучение игровых, хороводных и плясовых песен. Н.А. Львов говорит о специфике содержания и мелодики хороводных и плясовых песен. А.В.Терещенко рассматривает игровые и хороводные песни в связи с условиями народного быта. Игровых и хороводных песен касаются в своих трудах Ф.И.Буслаев, А.А. Потебня и Н.Ф. Сумцов. В последней трети XIX в. характеристике игровых, хороводных и плясовых песен и описанию условий их исполнения посвящают свои статьи А. Балов, В.Перетц, А.Шустиков и др.

Работа по собиранию, изданию и изучению игровых, хороводных и плясовых песен продолжается. В 1933 г. вышел большой сборник «Игры народов СССР», в котором публикуются игровые и хороводные песни. Вместе с публикацией песен дается подробное описание игр и хороводов, в которых они исполняются. В дальнейшем игровые, хороводные и плясовые песни публикуются во многих сборниках. Например: «Тамбовский фольклор» (1941), «Фольклор Саратовской области» (1946), «Сказки и песни Вологодской области» (1955), «Песни Печоры» (1963), «Русские народные песни Карельского Поморья» (1971), «Традиционный фольклор Новгородской области» (1979). В 1980 г. вышел специальный сборник «Хороводные песни о любви и семейной жизни».

Игровые песни

Игры с песнями (как, впрочем, и без песен) исполнялись молодежью на вечеринках, зимой в избах, а летом на открытом воздухе.

Главной темой молодежных игр и сопровождающих их песен была тема любви, женитьбы или замужества. В их играх обнаруживались симпатии юношей и девушек. Как правило, игры сопровождались или заканчивались поцелуями.

Композиционные функции песен в играх были различными. Иногда та или иная песенка предваряла игру, лишь в общих чертах намекала на ее тему, давала играющим определенный эмоциональный настрой, а затем шла игра, мало или совсем не связанная с сюжетом песни. Это мы видим, например, в игре «Кобылка». Игра начиналась с песенки, которую исполняли сидящие около стен парни и девушки:

Кони, вы кони,     Крестьянам на нужду.

Кони вороные.    Сват да сватья,

Чалы соловые.    Отдай свою дочи

На что вас кормили?  За моего сына,

На что вас поили?   За дворянина

Боярам на службу,   (имя, отчество).

После исполнения этой песенки на середину выходила какая-нибудь пара (парень и девушка). Они поочередно прыгали через скамейку, установленную посередине избы, изображая из себя лошадей. Затем парень поднимал полу пиджака, будто бы наполненную овсом, и приглашал девушку «кормиться овсом». Она подходила к нему, и он целовал ее. В круг входила другая пара, и игра, сопровождаемая песенкой, повторялась.

Однако чаще всего та или иная песенка исполнялась в течение всей игры. Она подсказывала, как надо поступать тем, кто ее разыгрывал. Примером может служить игра «В костыль». Парни и девушки рассаживались у стенок, а на середину избы выходил какой-нибудь парень с палкой (с «костылем»). Сидящие пели песенку, в которой рассказывалось о том, как этот парень ходит с костылем и о чем он в это время думает. А размышления его были следующие:




Да к кому я добрый молодец прийду?

К кому костыль прислоню?

Приставлю я свой костыль

Ко золоту, ко серебру,

Ко девичью ко терему.

И сам поскачу, попляшу,

Своих гостей повеселю.

Во время исполнения приведенной части песни парень подходил к какой-нибудь девушке, целовал ее и отдавал ей палку. Затем игра повторялась.
В игре «Хоронение золота» принимают участие одни девушки. Они тесно усаживаются в кружок. Одна из них тайком передает кольцо другой и запевает песню:


И я золото хороню, хороню,

Чисто серебро хороню, хороню.

Я у батюшки в терему, в терему,

Я у матушки во высоком, во высоком.

В своей песне она просит найти переданное ею подругам кольцо. Одна из девушек начинала искать спрятанное кольцо, а остальные незаметно передавали его друг другу и пели песенку:

Гадай, гадай, девица,

Отгадывай, красная,

В коей руке былица,

Зеленая крылица.

Если девушка не находила кольцо, то ей пели песенку, символизирующую замужество:

Пал, пал перстень

В калину, в малину,

В черную смородину».

Очутился перстень

Да у боярина,

Да у молодого

На правой ручке,

На малом мизинце».

Девушка, у которой находили кольцо, выходила в круг, и игра повторялась. Особенно распространенной была игра «Со вьюном». Все становились в кружок, а в середину круга выходила какая-нибудь девушка «со вьюном» (с платком). Стоящие в кругу пели: «Уж я со вьюном хожу (2 раза) С золотым хожу; Я не знаю куда вьюн положить (2 раза) Положу, положу, Положу я вьюн на правое плечо» (2 раза).

Ходящая в кругу девушка клала себе на плечо платок. А хор далее пел: «Я ко молодцу, я ко молодцу, Я ко молодцу иду, иду, иду, Поцелую да прочь пойду».
После этих слов девушка отдавала платок какому-нибудь парню и целовала его. Этот парень выходил в круг, и игра продолжалась. Игровые песни просты по композиции. В большинстве из них дается последовательное описание действий, которые выполняют разыгрывающие. Чаще всего песню исполняет хор. Однако и в таком случае в ней речь может идти и от имени хора, и от имени разыгрывающего (например, в игре «С костылем»); встречается и форма диалога с разыгрывающими (в игре «Хоронение золота»).


Исполнялись игровые песни в довольно быстром темпе. Некоторые из них могли выступать в качестве плясовых. В последней трети XIX в., когда получали все большее и большее распространение частушки, они нередко исполнялись в качестве игровых песенок. Так, В.Н. Перетц свидетельствует, что в 90-е годы в игре «С вьюном» исполнялись многие многострочные частушки, в том числе, например, такая: Русский народ любил и умел работать, но также весело и с большой фантазией проводил праздники.

Почти все народные праздники сопровождались играми и песнями. Естественно, что во всякого рода изображениях значительная часть отведена народным праздникам и гуляньям:

Как одна гора высока,     Уж я дальнего милова

А другая низка, В люди подарую,

Один миленький далеко,   А ближнего милова

А другой-то близко.    Семь раз поцелую.

Хороводные песни

Хороводных песен было несравненно больше, чем игровых. Они значительнее игровых по своему содержанию, разнообразнее по формам исполнения. Хороводные песни подразделяются на два вида: песни хороводно-игровые и песни собственно хороводные. Исполнение хороводно-игровых песен обязательно сопровождается, как бы иллюстрируется какими-нибудь игровыми действиями, которые обусловлены содержанием песни. Собственно хороводные песни просто исполняются в хороводном движении.

Хороводно-игровые песни близки к рассмотренным выше игровым песням: главное в них тема любви, выражение симпатий, символически-игровое сватовство. Хороводно-игровых песен было очень много. Например, А. Балов в одной статье приводит такие хороводно-игровые песни: «Александр, свет Васильевич», «На горе-то мак, мак, мак», «Уж я сеяла, сеяла ленок», «Сею, вею я капустыньку», «А мы просо сеяли», «Наварили мы пива», «Заинька по сеничкам», «Вдоль по лугу, лугу», «Мимо саду, мимо саду», «По загороду гуляем», «Ельник да березник», «Как по морю, морю синему» и многие другие.

Формы разыгрывания хороводно-игровых песен могут быть различными. Наиболее распространенный вариант, когда в кругу находится один человек и разыгрывает содержание песни, которую поет хоровод. Примером может служить описанная А.В.Терещенко хороводная игра «Светлый князь». В середине хоровода гордо   ходит парень, изображая «князя» жениха. А хоровод при этом поет:


Ходит наш светлый князь

Около своего города,

Ходит около своего высокого,

Ищет наш светлый князь,

Ищет наш добрый князь

Свою ли светлу княжну,

Свою ли добру княжну.

Во время исполнения песни парень бегает за девушкой, хочет поймать ее, а она вырывается. В конце игры «селезень» ловит «утку»:

Плыла утеня

Через синее море.

Иногда в разыгрывании песни участвует весь хоровод. Так, в народной игре «Утеня» в кругу находится девушка. Хоровод поет:

Как, как, утеня,

Ноженьки обмочила?

После этих слов молодец останавливается перед избранной девушкой, а хор от его имени поет:

Уж я ли где найду    Ту ли девицу княжну

Красну девицу княжну,       Красным перстнем подарю.

«Светлый князь» целует «светлую княжну».

Нередко в кругу оказываются два человека, которые разыгрывают, как бы иллюстрируют, содержание песни. Это видим, например, в хороводной игре «Селезень». В круг выходит молодец («селезень») и девушка («утка»). В песне, которую поет хор, есть слова:

Поди, утушка, домой,

Поди, серенькая, домой»

Селезень, догоняй утку,

Молодой, лови утку».

В это время и находящаяся в кругу девушка, и все участники хоровода шаркают ногами. Затем в песенке говорится, что утеня «крылушки обмочила». В это время все машут руками. В песне сообщается, что утеня «крылушки встрепенула». И все хлопают в ладоши. Заканчивается песня словами:

Этак, утеня,

Этак, серая,

На бережок садилась.

Все в это время приседают. На этом хороводная игра «Утеня» заканчивается.

Хороводно-игровую песню могут исполнять две партии играющих (два полухора). Ярким примером этого является известная песня «А мы просо сеяли». Играющие разбиваются на два полу; хора, которые в линию устанавливаются друг против друга. Продвигаясь то вперед, то назад, полу хоры поют:

1.    «А мы просо сеяли, сеяли».

2.    «А мы просо вытопчем, вытопчем».

1.    «Чем вы вытопчете, вытопчете?»

2.  «Мы коней выпустим, выпустим» и т.д.

Темы любви и сватовства, как мы уже говорили, занимают главное место в хороводно-игровых песнях. Однако этими темами они не ограничиваются. В них, например, получила довольно яркое отражение тема крестьянского труда, дается описание различных видов женской работы. Полевым и огородным женским работам посвящены, например, песни «А мы просо сеяли», «Научи меня, мати», «Сею, вею белый леночек», «Посеяли девки лен», «Посею коноплю», «Я полю, полю лучок, перепалываю», «Мы капустушку пололи, приговаривали» и др. В этих песнях выражается любовь крестьян к труду, восхищение теми, кто хорошо и старательно трудится.

Специфика хороводных песен в освещении темы труда в том, что она неизменно преломляется через тему любви и брака. Рассмотрим в этой связи хороводно-игровую песню «Научи меня, мати». В середине круга находятся две девушки («мать» и «дочь»). Хоровод ходит и поет:

Под дубровою лен, лен,

Под зеленою лен, лен!

Таки лен, таки лен, люли лен!

Дочь начинает петь, а за нею и весь хоровод: Научи меня, мати,

На лен землю пахати.

Хоровод останавливается, и все нагибаются. Мать тоже нагибается и показывает дочери, как пашут землю. В это время мать, а за нею и весь хоровод поют: Да вот эдак, дочи, дочушка, Вот так, так, да вот эдак!

Дочь подражает действиям матери. Затем под песню мать учит дочь «зелен лен полоти», «зрелый лен брати», «лен вязати», «спелый лен сбирать», «на телегу лен класти», «лен с поля убирати», «зрелый лен сушити», «молотити», «слати», «собирати», «трепати», «прясти», «пряжу мотати» и «красна ткати». И завершается песня такими словами: Научи меня, мати,

С молодцем гуляти.

И, не дожидаясь ее «обучения», дочь задорно поет:

Я сама пойду

И с милым плясать буду.

Девушка вызывает в круг какого-нибудь парня и пляшет с ним, напевая:

Да вот эдак, моя мати, Вот так, так, да вот так!

Очень большое распространение в народе имели собственно хороводные песни т.е. песни, содержание которых не разыгрывалось. Подавляющее большинство всех записанных и опубликованных хороводных песен составляют собственно хороводные песни.

Ведущей темой собственно хороводных песен, как и хороводно-игровых, является тема любви. Главные герои этих песен девушка и молодец. В песнях рисуются различные перипетии любовных отношений, говорится о знакомстве и встречах юноши и девушки, их свиданиях, ухаживании, говорится об их отношении друг к другу, рассказывается о размолвках, примирении и т.д. Примером могут служить песни «Ай во поле, ай во поле», «Ах по морю корабличек плывет», «Голова ли ты моя», «Туман, туман на долине», «У нас по муравке», «Под лесом, лесочком» и др.

Большинство собственно хороводных песен исполнялось от имени девушек. В песнях девушек выражались высокое чувство любви, заветные мечты о счастливом браке. Но в хороводах принимали участие не только девушки, но и молодые женщины («молодки»). Поэтому вполне естественной и органичной в хороводных песнях является тема семьи, отношений «молодки» с мужем и членами его семьи; свекром, свекровью, деверьями и золовками. Эта тематика в хороводных песнях разрабатывается очень подробно. В них говорится о нелегкой жизни «молодки» в семье мужа. Ей приходится много работать. Так, в одной песне рассказывается, что свекор заставляет сноху «гумно чистить, метлой мести и поле боронить». А свекровь ее заставляет «красна ткать, конопель брать, на поле ходить и сено косить, избу истопить, по воду сходить, детей накормить и спать уложить». Часто не складываются отношения у молодки с мужем. Песни рассказывают о грубом обращении мужа с женой. Издеваются над молодкой также братья и сестры мужа.

Но хороводные песни, в отличие от протяжных лирических, не акцентируют внимания на тяжелых условиях жизни «молодки» в семье мужа. О них говорится мимоходом, для создания реалистического фона, на котором по контрасту раскрывается совершенно иное содержание, выражаются не грустные, а радостные чувства. Основные эмоции хороводных песен светлые, жизнерадостные.

В хороводных песнях нередко рисуются не реальные, а идеальные отношения между родителями и детьми в крестьянской семье. В них, например, говорится, что молодые люди (парень и девушка) избирают себе супругов не по воле родителей, а по любви. В одной из песен рисуется такое отношение молодки к семье мужа; ее поочередно зовут члены семьи мужа, и она идет к ним с радостью: к «свекорку» «с мягкими калачами, со сладкою сытою»; к «свекровушке» «с белым кужелечком», к «золовушкам» «с частым гребешочком, с шелковым уплеточком», к «деверьюшкам» с «веселою музыкой», к «милому ладе» мужу с «пуховой подушечкой, с крутым изголовьем».

В хороводных песнях выводятся молодки, которые не подчиняются приказам мужа и его родителей. Так, в одной песне принимающая участие в хороводе молодка смело говорит:

Свекор батюшка у ворот стоит;      «Не доиграны наши игры,

Он меня младу домой зовет.    Не допеты наши песенки,

Я не иду домой, не слушаю:    Не добаены басенки».

Крестьянская девушка не хочет выходить ни за старого, ни за молодого. Она хочет выйти за «ровнюшку». В одной из песен рисуется любопытная картинка, когда героиня говорит:

Уж я старого потешила,

На осинушку повесила;

Уж я малого утешила

Возмахнула, в воду бросила,

Уж со ровнюшкой гулять пошла.

Это, конечно, картина неправдоподобная, выдуманная, рассчитанная на комический эффект. Кстати, заметим, что в ряде народных песен своеобразно сочетается реальное и идеальное, трагическое и комическое. Так, в, песне «Я полю, полю лучок» говорится о том, что сын по наущению родителей до полусмерти избил свою жену, «три ребра переломил ей». Жена жалуется, что после этого зверского избиения она «три года лежала», «с постели не вставала», «хлеба, соли не едала», «людей не узнавала». Но трагическая песня неожиданно завершается комической концовкой: по болезни потерявшая аппетит женщина «с этой немочи съела хлеба три печи», «калачей семь печей», «свинью супоросу с поросеночком», «овцу яловицу с ягненочками», «жеребенка-лоньшака», «быка-третьяка» и «пять ведер молока». И этим сразу весь трагизм песни устраняется.

Сущность семейных хороводных и хороводно-игровых песен (в сравнении с протяжными лирическими песнями на эту тему) глубоко определил В.Я. Пропп: «Семейные хороводные и игровые песни по своим темам мало чем отличаются от песен проголосных: в них отражается та же семейная жизнь и те же неблагополучные семейные отношения. Но тон их совершенно иной. То, что в голосовых песнях показано с трагической стороны, здесь показано со стороны комической. Трагедия превращается в веселый фарс. Это один из способов преодоления невзгод. Трагический герой или трагическая героиня протяжных песен здесь стряхивают с себя горе и выходят из борьбы победителями».

Остановимся на особенностях художественной формы хороводных (как хороводно-игровых, так и собственно хороводных) песен.

Как и в протяжных («голосовых») лирических песнях, в хороводных используются такие композиционные формы, как монолог, диалог и сюжетно-повествовательная форма. Примером монологического построения являются хороводные песни «Я по светлице хожу, млада хожу», «Я по сеням шла», «Я пойду ли, молодешенька». В форме диалога построены хороводные песни «А мы просо сеяли», «Заинька!». Сюжетно-повествовательными являются хороводные песни «Калина ли моя, малина ли моя!», «Как за рекою, да как за быстрою», «Как Иванушка коломчатый мужик».

Как и протяжные лирические песни, хороводные песни нередко строятся по принципу двучленного параллелизма. Однако если в протяжных лирических песнях в таких случаях первая параллель всегда была символической (из мира природы), а вторая реальной (из человеческой жизни), то в хороводных песнях обе параллели из реальной жизни. Такая песня строится на основе сопоставления или противопоставления двух жизненных картин. Ярким примером этого является песня «Выходили красны девушки». Первая часть песни начинается строкой «Зыходили красны девушки». В ней говорится: поиграйте, красны девушки, пока не вышли замуж. Неизвестно, каков будет муж.

Либо старый-от, удушливый-от,

Либо малой-от, не дашливый-от,

Либо ровнюшка, хорошенькая.

И заканчивается первая часть такими словами героини:

Я бы старого утешила:  

 Я за самую вершиночку,

Во чисто-б поле отвозила,    Черным воронам на карканье,

Середи поля повесила     Сорокам на щекотанье,

Я за горькую осинушку,     Добрым людям на дивованье.

Во второй параллели дословно повторяется первая параллель со слов «выходили красны девушки» и до слов «либо ровнюшка хорошенькая». Но далее идет такой монолог героини:

Я бы младова утешила:     На перинушку пуховенькую,

На кроватку спать уложила,       На подушечку парчевенькую,

На кроватку на тесовенькую,      Под щит-белый полотнятый платок.

В отличие от протяжных лирических песен, в которых многочленный параллелизм не встречается, в хороводных песнях он употребляется довольно часто. Песня в таком случае состоит из трех, четырех, пяти и более частей. Все эти части являются реальными по своему содержанию, представляют собой лишь различные варианты развиваемой темы. Так, собственно хороводная песня «Ты не пой, соловей» состоит из трех частей. В первой части ковер, вышитый девушкой, доставался «старому муж», во второй «малому», а в третьей «младому мужу» ровнюшке; В четырех частях песни «Ты заря ли, моя зоренька» молодку из хоровода зовут домой поочередно свекор, деверь, золовка и «милый ладо» муж. И она идет домой только по зову «милого лады».

Особенно большое количество частей содержат хороводно-игровые песни. Так, песня «А мы просо сеяли» состоит из 7 частей, песня «Уж я сеяла, сеяла ленок» из 8 частей, а песня «Научи меня, мати» имеет 15 частей.
Поэтический стиль хороводных песен (и хороводно-игровых и собственно хороводных) в основном таков же, как и. стиль протяжных лирических песен на тему любви и семейных отношений. В них употребляется очень много постоянных эпитетов. Например, красная девица, добрый молодец, милый друг, любимая подруга, зеленый луг, шелковая трава, высокий терем, Тесовая кровать, пуховая перина, золотое кольцо и т. д.


Задушевность и лирическую мягкость придает хороводным песням употребление многих слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: батюшка, матушка, дружочек, подруженьки, травонька, муравонька, реченька, дубравушка, кроватушка, перинушка, подушечка, колечко и т. д.

Особо следует остановиться на песнях «сборных» и «разборных».
Нередко хороводы начинались «сборными» («наборными») песнями. Их назначение
приглашение в хоровод, организация его (распределение по парам и т.д.). Наборные песни были короткими и как правило, заканчивались или приглашением в хоровод: «Пожалуйте в хоровод», «Вы пожалуйте в кружок», «Вы пожалуйте сюда»; или советами молодцу выбирать себе пару: «Выбирай, парень, девицу», «Бери девицу с собой», «Хороводы набирай» и т.п. Единственная тема наборных песен это тема любви, выражение симпатий. Приведем пример: