ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 449
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предания
План
1. Определение жанра
2. Собирание и изучение преданий
3. Типы преданий
4. Древнейшие предания
5. Предания XVI-XVII веков
6. Предания XVIII-XIX веков
Определение жанра
Народ всегда ощущал потребность в сохранении и передаче собственной истории. Живая память о минувшем – залог единства, жизнестойкости общества. У жителей каждого села, города, края – своя история, свои рассказы о событиях, происходивших на их малой родине, но глубоко связанных с большой историей. Эти рассказы принято называть преданиями. Предания в народе называют «былями», «бывальщинами». Предание сближается с быличкой и легендой своим отношением к действительности: и те и другие воспринимаются как повествование о реальных событиях. С развитием общественного сознания в процессе повседневного функционирования все жанры устной прозы (быличка, предание, легенда) приобретают ту или иную долю вымысла, а вместе с ним художественно-эстетические функции.
«Предание» – от греческого «передача», «преподавание». Здесь схвачена жанровая суть. Рассказы этого жанра представляют собой сообщение, передачу знаний, накопленных поколениями. Предание сложно определить в речевом потоке. Предание – это рассказ, в народном представлении заслуживающий доверия, о жизни в прошлые времена, о лицах, которых рассказчик не видел, о событиях, в которых не участвовал. Это рассказ о жизни, ставшей историей. В предании содержится не история как таковая, а народные представления о ней.
Тематические доминанты преданий в русском фольклоре называет Криничная Н.А.: Предания о первопоселенцах, о заселении и освоении края; О прежних аборигенах, о коренных жителях края (о чуди); Предания о родоначальниках (о людях, основавших деревню, город, село, о местных семейных фамилиях); Предания о кладах; Предания о силачах; Предания о борьбе с внешними и внутренними врагами; Предания о разбойниках; Предания о раскольниках; Предания об исторических лицах.
Предания – жанр, который имеет тенденцию циклизации или возможность жанровых групп собираться по функциям какого-то персонажа в группы.
Цикл – это совокупность сюжетов и мотивов на одну тему. Существуют две основные смысловые группы преданий. В.К. Соколова делит предания на исторические и топонимические. Топонимические – это предания, объясняющие названия географических объектов. В исторических преданиях речь идет, как уже было сказано, о событиях местной истории.
Предание является полифункциональным жанром. Однако доминантная его функция – информативная. Исходя из этого, не все исследователи рассматривали предание как жанр, имеющий право присутствия в фольклоре. Это происходило в силу того, что умалялась другая важнейшая функция предания – эстетическая. Художественный секрет преданий состоит в сочетании обобщения с конкретизацией и детализацией.
В процессе живой передачи рассказчик стремится вызвать в слушателях то же отношение к событию или личности, ту же оценку их, какие разделяет он сам. К этому присоединяется стремление заинтересовать слушателей, увлечь их рассказом. Таким образом, художественная жизнь преданий, их эстетическое оформление во многом зависит от личности рассказчика.
Собирание и изучение преданий
Собирание русских народных преданий не велось систематически. Древнейшие предания записаны в пересказах русских летописях. Записи преданий были сделаны и некоторыми западно-европейскими путешественниками: Олеарием, Флетчером, Коллинзом.
Первым сводным сборником преданий была книга М.Н. Макарова «Русские предания» в трех частях, вышедшая в Петербурге в 1838-1840 гг.
В XIX – начале XX в. Предания публиковались главным образом в журналах: «Историческом вестнике», «Русском архиве», «Беседе», а также в областных сборниках. Публикации помещали Е.В. Барсов, Н.Я. Аристов и др. Предания включались и в сборники сказок. Так книга Д.Н. Садовникова называется «Сказки и предания Самарского края» (1884).
К.В. Чистов разработал вопрос о классификации жанров несказочной народной прозы и о сюжетном их составе. С.Н. Азбелев пытался разграничить эти жанры в их отношении к действительности, В.К. Соколова изучала типологию преданий. Своеобразные уральские предания изучали В.П. Кругляшова и А.И. Лазарев.
Фундаментальную работу представляет собой книга книга В.К. Соколовой «Русские исторические предания» (1970). Исследование В.К.Соколовой – первая работа, в которой обстоятельно рассмотрены сюжеты, познавательная, идейная и художественная ценность преданий, обобщено то, что сделано в их изучении.
Типы преданий
Общепринятой классификации жанра преданий нет, однако в фольклористике принято выделять группы или «циклы» преданий. Одна из наиболее ранних классификаций (А.И. Никифорова) разделяет предания на три группы: мифические (рассказы о богах, небе, душе), натуралистические (о происхождении растений, животных, рыб и др.) и исторические. В свою очередь, исторические предания разделяются на географические, предания о вещественных памятниках, предания об обычаях и обрядах народа, об исторических событиях, о генеалогии народностей, о полезных ископаемых. Классификации А.И. Никифорова свойственно расширенное истолкование жанра.
Классификация устной народной прозы была предпринята также в работах В.К. Соколовой и Н.А. Криничной. Основным достоинством работы В.К. Соколовой является то, что предания в ней рассматриваются в соотношении с другими жанрами несказочной прозы – бывальщинами, легендами, быличками и разделяются на тематические группы. В.К. Соколова выделяет два типа преданий: исторические и топонимические. К первым относятся рассказы об исторических событиях и лицах, случаях, связанных с ними, а также о лицах, участвовавших в событиях или встречавшихся с историческими деятелями. Ко вторым относятся рассказы о возникновений поселений (городов и сел) и их названий, о местах, связанных с важнейшими событиями.
Классификация Н.А. Криничной, осуществленная и изложенная в монографии «Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса и структуры», строится на основе структурного метода, аналогичного предложенному В.Я. Проппом в «Морфологии сказки». В основе классификации – формализация повторяющихся мотивов преданий.
Древнейшие предания
Древнейшие русские народные предания не дошли до нас в точных записях. В ранние русские летописи включено немало расазов, основой которых можно считать устные предания.
Существует три типа текстов в летописях, которые есть основания считать идущими от народных преданий: это краткие записи важных и удивительных случаев (относящихся к самым древним временам), или пересказы устных преданий, или более распрастраненные повествования, в известной степени сюжетно-организованные и включающие в себя значительный диалогический текст.
Ранние предания запечатлели немало важных свидетельств о прошлом русского народа. Это прежде всего рассазы о древних славянских племенах, об их родоначальниках. Так, по преданию, Радим и Вятко пришли из «ляшских стран», первый со своим родом осел на Соже, а второй на Оке. От них пошли радимичи и вятичи. Сохранились в летописях и рассказы о соседях славян: о великанах обрах, которые были наказаны богом за жестокость и насилие над другими народами, - они исчезли с лица земли, почему и пошла пословица «погибоша аки обри». Записан рассказ и о том, как поляне освободились от хазарского ига: хан требовал от полян дань, они дали хазарам «от дыма по мечу». Хазары испугались этой дани и ушли.
Древние предания рассказывают о первых русских князьях: о походе Олега на Царьград, о смерти от укуса змей, выползшей из черепа его любимого коня (сюжет обработан А.А. Пушкиным в «Песне о вещем Олеге»), о мести древлянам Ольги за смерть Игоря, о сватовстве князя Владимира к Рогнеде.
Немало рассказов посвящено борьбе русских племен с южными кочевниками. Особенно выделяются рассказы о юноше киевлянине Кожемяке, победившем в единоборстве Печенежина, о котором говорится: «Превелик зело и страшен». К повествованиям о битвах следует отнести и сказание о борьбе с монголо-татарами, особенно о Куликовской битве. «Повесть о Мамаевом побоище» имеет в своей основе устное предание. Следует выделить особый тип произведений – героические сказания, представляющие собой промежуточные явление между исторической песней и преданием.
ПреданияXVI-XVII веков
В преданиях XVI-XVII веков выделяются три цикла произведений: об Иване Грозном, о Ермаке и о Степане Разине. Каждый из них по-своему оригинален.
Среди преданий о Грозном особенно популярны рассказы о казанском походе и о насыпанных по приказу царя курганах с целью сосчитать войско (каждый воин приносил шапку земли), о справедливости Грозного, общении его с крестьянами, к которым он приходит в избы и у которых крестит детей. Царь жестоко расправляется с боярами и воеводами, обирающими народ. Он казнит воеводу за то, что тот взял взятку – гуся, начиненного золотом. Симпатии народа к Грозному стали основой сюжета о его избрании на царство (царь из мужиков).
В XVI-XVII вв. складываются два важных социальных цикла преданий – о Ермаке и о Степане Разине. Это было результатом воздействия на народное творчество больших крестьянских движений. Предания этих циклов представляют собой новое явление в произведениях этого типа, а именно: народные массы уже не удовлетворялись мечтой о справедливом царе, а стали мечтать о герое, который возглавил бы «вольных людей», о народном вожаке. Во многих областях России складывались предания о Ермаке, прикреплявшие его происхождение или его действия к определенной области: Дону, Уралу, Волге. И Ермак выступал то донским казаком, то бурлаком с Волги, то разбойником с Камы. Основной сюжет – поход в Сибирь. Предания посвящены и победам Ермака в Сибири, и его гибели.
Рассказы о Степане Разине стали складываться еще при жизни. В них отразился рост крестьянских волнений. Большие отряды «вольных людей» собирались на Дону и на Волге, Во главе их стоял Степан Разин. В преданиях это образ народного вожака. Основные сюжеты – взятие Астрахани, расправа с воеводой, поход в Персию. Основной аспект изображения Разина, как и характер всего цикла преданий о нем, можно назвать романтическим, что наиболее ярко выражено в сюжете «Разин и персиянка». Однако общий план изображения довольно реалистичен. Народ наделил Разина чудесными качествами: его не берет пуля, оковы его не держат, из тюрьмы он бежал на лодке, которую нарисовал на стене и на которую плеснул воду из кружки: заплескались волны и лодка поплыла. Предания разинского цикла отличаются от предшествующих циклов социальной проблематикой большого значения, прямым прославлением народного протеста и борьбы против угнетателей.
В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири и т.д. Но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам или другим источникам.
ПреданияXVIII-XIX веков
В преданиях XVIII-XIX веков находит дальнейшее развитие тема народных восстаний. Она служит основой богатого цикла повествования о Емельяне Пугачеве. В нем отразился размах социальной борьбы крестьянства в 70-е годы XVIII века. В центре – образ Пугачева, вождя восставших народных масс и, что характерно для народной психологии того времени «мужицкого царя». Основные сюжеты цикла – сюжеты борьбы против воевод и помещиков. Пугачев представлен как «справедливый царь». В ряде преданий рисуются картины сражений с царскими войсками, взятие крепостей, городов и заводов на Урале. Разгром войск Пугачева и его казнь: народ не мог примириться с развязкой крестьянской войны. Это дало основу для легенды о том, что Пугачев жив, еще придет на помощь народу.
В преданиях XVIII-XIX веков продолжает развиваться тема «царь и народ». Она наиболее реализуется в преданиях о Петре I.
Многочисленные войны России со шведами, немцами и турками придали этой теме новый аспект – она превращается в тему «полководец и солдаты», особенно в преданиях о Суворове и Кутузове.
Одним из первых образов полководцев в преданиях был образ Петра I. Одновременно он был образом «справедливого царя». При всех тяжестях для народа военной службы и труда, например при постройке Ладожского канала, Петр I изображается положительно. Весьма популярны предания о Суворове, любимом полководце солдатской массы конца XVIII в. Солдаты гордятся своим военачальником, победами, которые одержали под его командованием, его героическим поведением в сражениях. В преданиях Суворов обрисован как простой, остроумный, веселый человек, с которым можно говорить прямо, без стеснения. Многие мотивы предания о нем затем перенесены были на образ Кутузова.
Особенно популярны были предания об атамане Платове. Он представлен как простой казак, смелый, отважный, показывающий пример в бою. Особенностью образа является то, что Платов не боится сказать слово против мнения царя. Образы Суворова, Кутузова и Платова – наиболее яркие и содержательные образы полководцев, которые с правом могут быть названы народными героями.
План
1. Определение жанра
2. Собирание и изучение преданий
3. Типы преданий
4. Древнейшие предания
5. Предания XVI-XVII веков
6. Предания XVIII-XIX веков
Определение жанра
Народ всегда ощущал потребность в сохранении и передаче собственной истории. Живая память о минувшем – залог единства, жизнестойкости общества. У жителей каждого села, города, края – своя история, свои рассказы о событиях, происходивших на их малой родине, но глубоко связанных с большой историей. Эти рассказы принято называть преданиями. Предания в народе называют «былями», «бывальщинами». Предание сближается с быличкой и легендой своим отношением к действительности: и те и другие воспринимаются как повествование о реальных событиях. С развитием общественного сознания в процессе повседневного функционирования все жанры устной прозы (быличка, предание, легенда) приобретают ту или иную долю вымысла, а вместе с ним художественно-эстетические функции.
«Предание» – от греческого «передача», «преподавание». Здесь схвачена жанровая суть. Рассказы этого жанра представляют собой сообщение, передачу знаний, накопленных поколениями. Предание сложно определить в речевом потоке. Предание – это рассказ, в народном представлении заслуживающий доверия, о жизни в прошлые времена, о лицах, которых рассказчик не видел, о событиях, в которых не участвовал. Это рассказ о жизни, ставшей историей. В предании содержится не история как таковая, а народные представления о ней.
Тематические доминанты преданий в русском фольклоре называет Криничная Н.А.: Предания о первопоселенцах, о заселении и освоении края; О прежних аборигенах, о коренных жителях края (о чуди); Предания о родоначальниках (о людях, основавших деревню, город, село, о местных семейных фамилиях); Предания о кладах; Предания о силачах; Предания о борьбе с внешними и внутренними врагами; Предания о разбойниках; Предания о раскольниках; Предания об исторических лицах.
Предания – жанр, который имеет тенденцию циклизации или возможность жанровых групп собираться по функциям какого-то персонажа в группы.
Цикл – это совокупность сюжетов и мотивов на одну тему. Существуют две основные смысловые группы преданий. В.К. Соколова делит предания на исторические и топонимические. Топонимические – это предания, объясняющие названия географических объектов. В исторических преданиях речь идет, как уже было сказано, о событиях местной истории.
Предание является полифункциональным жанром. Однако доминантная его функция – информативная. Исходя из этого, не все исследователи рассматривали предание как жанр, имеющий право присутствия в фольклоре. Это происходило в силу того, что умалялась другая важнейшая функция предания – эстетическая. Художественный секрет преданий состоит в сочетании обобщения с конкретизацией и детализацией.
В процессе живой передачи рассказчик стремится вызвать в слушателях то же отношение к событию или личности, ту же оценку их, какие разделяет он сам. К этому присоединяется стремление заинтересовать слушателей, увлечь их рассказом. Таким образом, художественная жизнь преданий, их эстетическое оформление во многом зависит от личности рассказчика.
Собирание и изучение преданий
Собирание русских народных преданий не велось систематически. Древнейшие предания записаны в пересказах русских летописях. Записи преданий были сделаны и некоторыми западно-европейскими путешественниками: Олеарием, Флетчером, Коллинзом.
Первым сводным сборником преданий была книга М.Н. Макарова «Русские предания» в трех частях, вышедшая в Петербурге в 1838-1840 гг.
В XIX – начале XX в. Предания публиковались главным образом в журналах: «Историческом вестнике», «Русском архиве», «Беседе», а также в областных сборниках. Публикации помещали Е.В. Барсов, Н.Я. Аристов и др. Предания включались и в сборники сказок. Так книга Д.Н. Садовникова называется «Сказки и предания Самарского края» (1884).
К.В. Чистов разработал вопрос о классификации жанров несказочной народной прозы и о сюжетном их составе. С.Н. Азбелев пытался разграничить эти жанры в их отношении к действительности, В.К. Соколова изучала типологию преданий. Своеобразные уральские предания изучали В.П. Кругляшова и А.И. Лазарев.
Фундаментальную работу представляет собой книга книга В.К. Соколовой «Русские исторические предания» (1970). Исследование В.К.Соколовой – первая работа, в которой обстоятельно рассмотрены сюжеты, познавательная, идейная и художественная ценность преданий, обобщено то, что сделано в их изучении.
Типы преданий
Общепринятой классификации жанра преданий нет, однако в фольклористике принято выделять группы или «циклы» преданий. Одна из наиболее ранних классификаций (А.И. Никифорова) разделяет предания на три группы: мифические (рассказы о богах, небе, душе), натуралистические (о происхождении растений, животных, рыб и др.) и исторические. В свою очередь, исторические предания разделяются на географические, предания о вещественных памятниках, предания об обычаях и обрядах народа, об исторических событиях, о генеалогии народностей, о полезных ископаемых. Классификации А.И. Никифорова свойственно расширенное истолкование жанра.
Классификация устной народной прозы была предпринята также в работах В.К. Соколовой и Н.А. Криничной. Основным достоинством работы В.К. Соколовой является то, что предания в ней рассматриваются в соотношении с другими жанрами несказочной прозы – бывальщинами, легендами, быличками и разделяются на тематические группы. В.К. Соколова выделяет два типа преданий: исторические и топонимические. К первым относятся рассказы об исторических событиях и лицах, случаях, связанных с ними, а также о лицах, участвовавших в событиях или встречавшихся с историческими деятелями. Ко вторым относятся рассказы о возникновений поселений (городов и сел) и их названий, о местах, связанных с важнейшими событиями.
Классификация Н.А. Криничной, осуществленная и изложенная в монографии «Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса и структуры», строится на основе структурного метода, аналогичного предложенному В.Я. Проппом в «Морфологии сказки». В основе классификации – формализация повторяющихся мотивов преданий.
Древнейшие предания
Древнейшие русские народные предания не дошли до нас в точных записях. В ранние русские летописи включено немало расазов, основой которых можно считать устные предания.
Существует три типа текстов в летописях, которые есть основания считать идущими от народных преданий: это краткие записи важных и удивительных случаев (относящихся к самым древним временам), или пересказы устных преданий, или более распрастраненные повествования, в известной степени сюжетно-организованные и включающие в себя значительный диалогический текст.
Ранние предания запечатлели немало важных свидетельств о прошлом русского народа. Это прежде всего рассазы о древних славянских племенах, об их родоначальниках. Так, по преданию, Радим и Вятко пришли из «ляшских стран», первый со своим родом осел на Соже, а второй на Оке. От них пошли радимичи и вятичи. Сохранились в летописях и рассказы о соседях славян: о великанах обрах, которые были наказаны богом за жестокость и насилие над другими народами, - они исчезли с лица земли, почему и пошла пословица «погибоша аки обри». Записан рассказ и о том, как поляне освободились от хазарского ига: хан требовал от полян дань, они дали хазарам «от дыма по мечу». Хазары испугались этой дани и ушли.
Древние предания рассказывают о первых русских князьях: о походе Олега на Царьград, о смерти от укуса змей, выползшей из черепа его любимого коня (сюжет обработан А.А. Пушкиным в «Песне о вещем Олеге»), о мести древлянам Ольги за смерть Игоря, о сватовстве князя Владимира к Рогнеде.
Немало рассказов посвящено борьбе русских племен с южными кочевниками. Особенно выделяются рассказы о юноше киевлянине Кожемяке, победившем в единоборстве Печенежина, о котором говорится: «Превелик зело и страшен». К повествованиям о битвах следует отнести и сказание о борьбе с монголо-татарами, особенно о Куликовской битве. «Повесть о Мамаевом побоище» имеет в своей основе устное предание. Следует выделить особый тип произведений – героические сказания, представляющие собой промежуточные явление между исторической песней и преданием.
ПреданияXVI-XVII веков
В преданиях XVI-XVII веков выделяются три цикла произведений: об Иване Грозном, о Ермаке и о Степане Разине. Каждый из них по-своему оригинален.
Среди преданий о Грозном особенно популярны рассказы о казанском походе и о насыпанных по приказу царя курганах с целью сосчитать войско (каждый воин приносил шапку земли), о справедливости Грозного, общении его с крестьянами, к которым он приходит в избы и у которых крестит детей. Царь жестоко расправляется с боярами и воеводами, обирающими народ. Он казнит воеводу за то, что тот взял взятку – гуся, начиненного золотом. Симпатии народа к Грозному стали основой сюжета о его избрании на царство (царь из мужиков).
В XVI-XVII вв. складываются два важных социальных цикла преданий – о Ермаке и о Степане Разине. Это было результатом воздействия на народное творчество больших крестьянских движений. Предания этих циклов представляют собой новое явление в произведениях этого типа, а именно: народные массы уже не удовлетворялись мечтой о справедливом царе, а стали мечтать о герое, который возглавил бы «вольных людей», о народном вожаке. Во многих областях России складывались предания о Ермаке, прикреплявшие его происхождение или его действия к определенной области: Дону, Уралу, Волге. И Ермак выступал то донским казаком, то бурлаком с Волги, то разбойником с Камы. Основной сюжет – поход в Сибирь. Предания посвящены и победам Ермака в Сибири, и его гибели.
Рассказы о Степане Разине стали складываться еще при жизни. В них отразился рост крестьянских волнений. Большие отряды «вольных людей» собирались на Дону и на Волге, Во главе их стоял Степан Разин. В преданиях это образ народного вожака. Основные сюжеты – взятие Астрахани, расправа с воеводой, поход в Персию. Основной аспект изображения Разина, как и характер всего цикла преданий о нем, можно назвать романтическим, что наиболее ярко выражено в сюжете «Разин и персиянка». Однако общий план изображения довольно реалистичен. Народ наделил Разина чудесными качествами: его не берет пуля, оковы его не держат, из тюрьмы он бежал на лодке, которую нарисовал на стене и на которую плеснул воду из кружки: заплескались волны и лодка поплыла. Предания разинского цикла отличаются от предшествующих циклов социальной проблематикой большого значения, прямым прославлением народного протеста и борьбы против угнетателей.
В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири и т.д. Но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам или другим источникам.
ПреданияXVIII-XIX веков
В преданиях XVIII-XIX веков находит дальнейшее развитие тема народных восстаний. Она служит основой богатого цикла повествования о Емельяне Пугачеве. В нем отразился размах социальной борьбы крестьянства в 70-е годы XVIII века. В центре – образ Пугачева, вождя восставших народных масс и, что характерно для народной психологии того времени «мужицкого царя». Основные сюжеты цикла – сюжеты борьбы против воевод и помещиков. Пугачев представлен как «справедливый царь». В ряде преданий рисуются картины сражений с царскими войсками, взятие крепостей, городов и заводов на Урале. Разгром войск Пугачева и его казнь: народ не мог примириться с развязкой крестьянской войны. Это дало основу для легенды о том, что Пугачев жив, еще придет на помощь народу.
В преданиях XVIII-XIX веков продолжает развиваться тема «царь и народ». Она наиболее реализуется в преданиях о Петре I.
Многочисленные войны России со шведами, немцами и турками придали этой теме новый аспект – она превращается в тему «полководец и солдаты», особенно в преданиях о Суворове и Кутузове.
Одним из первых образов полководцев в преданиях был образ Петра I. Одновременно он был образом «справедливого царя». При всех тяжестях для народа военной службы и труда, например при постройке Ладожского канала, Петр I изображается положительно. Весьма популярны предания о Суворове, любимом полководце солдатской массы конца XVIII в. Солдаты гордятся своим военачальником, победами, которые одержали под его командованием, его героическим поведением в сражениях. В преданиях Суворов обрисован как простой, остроумный, веселый человек, с которым можно говорить прямо, без стеснения. Многие мотивы предания о нем затем перенесены были на образ Кутузова.
Особенно популярны были предания об атамане Платове. Он представлен как простой казак, смелый, отважный, показывающий пример в бою. Особенностью образа является то, что Платов не боится сказать слово против мнения царя. Образы Суворова, Кутузова и Платова – наиболее яркие и содержательные образы полководцев, которые с правом могут быть названы народными героями.