Файл: Министерство просвещения Российской Федерации фгбоу во Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 315
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ключ к тесту
Направленность | |||||||||
на себя (НС) | на взаимодействие (ВД) | на задачу (НЗ) | |||||||
1. А | 11. В | 21. С | 1. С | 11. С | 21. А | 1. В | 11. А | 21. В | |
2. В | 12. В | 22. С | 2. С | 12. А | 22. А | 2. А | 12. С | 22. В | |
З. А | 13. С | 23. В | 3. С | 13. А | 23. С | 3. В | 13. В | 23. А | |
4. А | 14. С | 24. С | 4. В | 14. А | 24. А | 4. С | 14. В | 24. В | |
5. В | 15. А | 25. В | 5. А | 15. С | 25. А | 5. С | 15. В | 25. С | |
6. С | 16. В | 26. В | 6. А | 16. С | 26. А | 6. В | 16. А | 26. С | |
7. А | 17. А | 27. А | 7. С | 17. С | 27. В | 7. В | 17. В | 27. С | |
8. С | 18. А | 28. В | 8. В | 18. С | 28. С | 8. А | 18. В | 28. А | |
9. С | 19. А | 29. А | 9. А | 19. В | 29. С | 9. В | 19. С | 29. В | |
10. С | 20. С | 30. С | 10. В | 20. В | 30. А | 10. А | 20. А | 30. В |
Интерпретация. С помощью методики Басса выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (НС) - ориентация на прямое вознаграждение безотносительно от содержания работы, склонность к соперничеству.
2. Направленность на общение (ВД) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность.
3. Направленность на дело (НЗ) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели
Итоговая таблица
| НС | ВД | НЗ |
Количество «+» | + 11 | + 8 | + 11 |
Количество «-» | - 7 | - 15 | - 8 |
Сумма | + 4 | - 7 | + 3 |
+30 | + 34 | + 23 | + 33 |
Итоговая таблица (пример)
| НС | ВД | НЗ |
Количество «+» | + 8 | + 10 | + 12 |
Количество « - » | - 11 | - 11 | - 8 |
Сумма | - 3 | 1 | + 4 |
+ 30 | + 27 | + 29 | + 34 |
Обработка результатов. Если указанная в ключе буква занесена в рубрику «Больше всего», то испытуемому ставится знак «+» по данному виду направленности. Если же она расположена под индексом «Меньше всего», то ему ставится знак «-». Затем подсчитывают количество «+» и записывают их в итоговую таблицу в соответствующие столбцы НС, ВД, или НЗ в зависимости от того, какой ключ использовался. Так же подсчитывается количество «-».
Количество «+» суммируется с количеством «-» (с учетом знака!). Полученный результат записывается в итоговую таблицу в строку «Сумма». Наконец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учетом знака!). Этот показатель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90.
Проверка:общая сумма равна 27 + 29 + 34 = 90.
Вывод:
У испытуемого превалирует направленность на себя, что означает, что он ориентирован на прямое вознаграждение безотносительно от содержания работы, склонен к соперничеству.
Уровень притязаний
Методика «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Цель: определение уровня самооценки и уровня притязаний.
Для диагностики самооценки используется шкала самооценки личности, разработанная А.М. Прихожан, на основе известной методики Дембо - Рубинштейн.
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) ряда личностных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих качеств, который удовлетворял бы их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание (Экспериментальный материал 3 - Приложение).
Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают:
1) здоровье: черта: 60, крестик: 90 – а) уровень притязаний: 90; б) самооценка: 60; в) расхождение: 30
2) ум, способности: 70, 80 – а) уровень притязаний: 80; б) самооценка: 70; в) расхождение: 10
3) характер: 60, 100 – а) уровень притязаний: 100; б) самооценка: 60; в) расхождение: 40
4) авторитет у сверстников: 70, 70 – а) уровень притязаний: 70; б) самооценка: 70; в) расхождение: 0
5) умение многое делать своими руками, умелые руки; 60, 80 – а) уровень притязаний: 80; б) самооценка: 60; в) расхождение: 20
6) внешность: 80, 85 – а) уровень притязаний: 85; б) самооценка: 80; в) расхождение: 5
7) уверенность в себе: 80, 90 – а) уровень притязаний: 90; б) самооценка: 80; в) расхождение: 10.
Под каждой линией написано, что она обозначает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовать гордость за себя.
Обработка результатов. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).
-
По каждой из шести шкал определить:
а) уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
б) высоту самооценки - от «0» до знака «-»;
в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки он выражается отрицательным числом.
2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.
Уровень притязаний = (80+100+70+80+85+90):6 = 84,1
Самооценка = (70+60+70+60+80+80):6 = 70
Расхождение = (10+40+0+20+5+10):6 = 14,1
Оценка и интерпретация отдельных параметров.
В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки.
Параметр | Количественная характеристика (балл) | |||||
| норма | | ||||
низкий | средний | высокий | очень высокий | |||
Уровень притязаний | менее 60 | 60-74 | 75-89 | 90-100 | ||
Уровень самооценки | менее 45 | 45-59 | 60-74 | 75-100 |