ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21 »
Копейского городского округа
Рекомендована Протокол методического совета от __.__.2022г. №__ | | Утверждена: Директор МОУ СОШ № 21 ____________ Т.А.Еременко Приказ от __.__.2022 г. № ___ М.П. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Возраст детей: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Кузнецова Е.В,
Учитель физической культуры,
г. Копейск
2022 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Г.А.Виноградов и др.), заботясь о просвещении, образовании и воспитании народа, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения народов, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Актуальность программы
Программа дополнительная образования по спортивно - оздоровительному направлению «Подвижные игры» в 1-4 классах решает проблему организации внеурочной деятельности младших школьников.
Школьники, освоившие программу «Подвижные игры» приобретают качества, необходимые им в будущей жизни: приучаются сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу.
Педагогическая целесообразность
Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания
, личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Основная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Каждая тема основной части программы начинается с русской народной игры, затем дети изучают и сравнивают аналоги в играх других народов.
Цель программы
Развитие личности ребёнка, способного к самовыражению через игровую деятельность.
Задачи
Обучающие:
1. Познакомить детей с играми народов мира, пополнить знания об истории и культуре народных игр мира.
2. Научить детей играть самостоятельно в подвижные игры с учётом техники безопасности.
3.Расширить словарный запас обучающихся.
Развивающие:
1. Развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, быстроту реакции и так же эмоционально-чувственную сферу.
2. Развивать самостоятельность и творческую инициативность, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг, активно включаться в коллективную деятельность.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к Родине, уважение к культуре других народов, ценностное отношение к народным играм как культурному наследию;
2. Воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, культуру игрового общения, честность, скромность.
3. Формировать у детей систему нравственных общечеловеческих ценностей, проявлять положительные качества личности.
4. Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся
Возраст детей
Данная программа предназначена для детей младшего школьного возраста (7 - 10 лет). Условия приёма: по желанию детей (заявление от родителей).
Направленность дополнительной общеобразовательной программы – физкультурно-спортивная.
Направление деятельности – спортивно-оздоровительное.
Вид программы – модифицированная (адаптированная).
2.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы | Кол-во часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Русские народные игры | 26 | 13 | 13 |
2 | Подвижные игры | 40 | 17 | 23 |
3 | Эстафеты | 4 | | 4 |
| Итого | 70 | 30 | 40 |
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения.
Практические работы включают выполнение физических упражнений, подвижных игр, отчет о проделанной работе.
Учащиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки.
В процессе занятий, накапливая практический опыт, обучающиеся от простых упражнений постепенно переходят к освоению сложных, применять знания и физические умения в изменяющихся условиях.
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
-
«Русские народные игры» включают в себя знакомство с играми своего народа, развитие физических способностей учащихся, координацию движений, силу и ловкость. Воспитание уважительного отношения к культуре родной страны. -
«Подвижные игры». Совершенствование координации движений. Развитие быстроты реакции, сообразительности, внимания, умения действовать в коллективе. Воспитание инициативы, культуры поведения, творческого подхода к игре. -
«Эстафеты». Знакомство с правилами эстафет. Развитие быстроты реакций, внимания, навыков передвижения. Воспитание чувства коллективизма и ответственности.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям.
Название разделов и тем предмета. Основное содержание тем
Тема | Основное содержание по теме |
Русские народные игры (26 ч) | |
ТБ на занятиях. Культура и традиции русского народа | формирование уважения к Родине, к ее культуре, искусству, традициям русского народа, его сказаниям, играм. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье окружающих. |
Игра «Гуси-лебеди» | формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны. Расширять кругозор, активную мыслительную деятельность, вызывать положительные эмоции, совершенствовать навыки быстроты, ловкости. |
Игра «У медведя во бору» | совершенствовать двигательные функции младших школьников. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело. |
Игра «Филин и пташки» | формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре русского народа. Развивать, ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело. |
Игра «Палочка- выручалочка» | формирование нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Развитие навыков бега, внимания, смекалки. Воспитание уважения, терпимости друг к другу. |
Игра «Блуждающий мяч» | формирование уважения к истории своей Родины, к культуре русского народа. Развивать быстроту реакции, произвольность движений. Воспитывать волю к победе. |
Игра «Классики» | формирование эмоционально положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Развитие ловкости, чувства дисциплины, точности и быстроты движений. |
Игра «Ловишка в кругу» | формирование уважения к Родине, к ее культуре, искусству, традициям русского народа, его сказаниям, играм. Совершенствовать двигательные функции младших школьников. |
Игра «Пчелки и ласточки» | формирование устойчивого уважительного отношения к культуре родной страны. Расширять кругозор, вызывать положительные эмоции, развивать навык бега, внимания. Воспитание уважения, терпимости друг к другу. |
Игра «Совушка» | развивать быстроту реакции, внимания, воспитание выносливости. |
Игра «Слепой козел» | развитие ловкости, быстроты сообразительности, координации и произвольности движений. |
Игра «Салки» | обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения. |
О самом интересном | формирование уважения к Родине, к ее культуре, искусству, традициям русского народа, его сказаниям, играм. Совершенствовать двигательные функции младших школьников. |
Подвижные игры (40 ч) | |
Игра «К своим флажкам» | формирование нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей; устойчивого интереса к игре. Развитие внимания, памяти, слуха, реакции на сигнал; совершенствование умения ориентироваться. Воспитывать волю к победе. |
Игра «Кот идет» | формирование уважения к истории своей Родины, к культуре русского народ. Развитие ловкости, быстроты реакции, координации и скорости движения. Воспитание выносливости. |
Игра «Северный и южный ветер» | формирование гордости за свой народ, уважения к прошлому своей Родины. Воспитание терпимого отношения друг к другу. |
Игра «Соревнования скороходов» | разучивание новой игры; развитие быстроты реакции, произвольности движении; воспитание терпеливости, уважения к другим, любознательности. |
Игра «Колдунчики» | развитие ловкости, быстроты сообразительности, координации и произвольности движений. |
Игра «Пчелы и медведи» | развитие навыков бега, умения ориентироваться в пространстве; тренировка навыков в координации движений. |
Игра «Хитрая лиса» | развитие быстроты, ловкости, координации, воспитание честности, творческого воображения, умения себя вести в коллективе товарищей. |
Игра «Ловишки с приседаниями» | разучивание новой игры; развитие быстроты реакции, произвольности движений; воспитание терпеливости, уважения к другим. |
Игра «Мышеловка» | разучить игру, развивать быстроту реакции, произвольности движений, воспитывать коллективизм. |
Игра «Пустое место» | развивать ловкость, координацию движений, воспитывать умения действовать в команде. |
Игра «Карусель» | воспитание интереса к занятиям физкультурой и споротом, развитие двигательной активности учащихся, воспитание культуры общения учащихся. |
Игра «Кто быстрее» | развитие быстроты реакции и, внимания, воспитание чувства ответственности, дисциплины. |
Игра «Конники-спортсмены» | развитие внимания, быстроты движения, совершенствование физического развития и двигательной подготовленности, укрепление здоровья. |
Игра «Лягушата и цапля» | укрепление физического и психического здоровья учащихся. |
Игра «Карлики и великаны» | развитие внимания, сообразительности, творческого воображения, формирование культуры здоровья учащихся. |
Игра «Охотники и зайцы» | обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения. |
Игра «Краски». О самом интересном - знатоки подвижных игр | развитие познавательного интереса к знаниям, к стремлению применять знания на практике. Формирование положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия, деловитости. |
Эстафеты (4 ч) | |
Эстафета зверей | обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения. |
Эстафеты с мячом | обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения. |
Эстафеты со скакалкой | обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения. |
Эстафеты с обручем | обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения. |
Эстафета «Быстрые и ловкие» | обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения. |
4.МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Применяемые методы и формы работы с обучающимися:
Образовательные методы:
-
словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий соперника и др.); -
наглядность упражнений (показ упражнений и др.); -
методы практических упражнений
-
метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы, динамики показателей физического и личностного развития; -
метод самореализации через творческие дела, участие в соревновательно-игровой деятельности.
Методы организации занятий: фронтальный, групповой, поточный.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:индивидуальная, работа в парах, групповая, коллективная.
Формы проведения занятий: конкурс, занятие – игра, спортивный калейдоскоп, спортивный марафон;
Формы подведения итогов:соревнования, тестирование.
Материально – техническое обеспечение программы
Учебно - практическое оборудование:
-
Стенка гимнастическая. -
Скамейка гимнастическая жёсткая (2 м, 4 м). -
Мячи: мяч малый (теннисный), мячи набивные, волейбольные, баскетбольные (на каждого ученика). -
Скакалки. -
Мат гимнастический. -
Рулетка. -
Обручи. -
Секундомер. -
Свисток. -
Аптечка.
Программа предусматривает участие в соревнованиях, эстафетах. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Материальное обеспечение для каждого ребёнка:
-
Форма для спортивных занятий (спортивная обувь, футболка, спортивные брюки). -
Сценарий. -
Спортивный инвентарь.
5.ОЖИДАЕМЫЕ РЕУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ