Файл: Образовательная программа подвижные игры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21 »

Копейского городского округа



Рекомендована

Протокол

методического совета

от __.__.2022г. №__




Утверждена:

Директор МОУ СОШ № 21

____________ Т.А.Еременко

Приказ от __.__.2022 г. № ___

М.П.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Возраст детей: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик: Кузнецова Е.В,

Учитель физической культуры,

г. Копейск

2022 год
 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Г.А.Виноградов и др.), заботясь о просвещении, образовании и воспитании народа, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения народов, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Актуальность программы

Программа дополнительная образования по спортивно - оздоровительному направлению «Подвижные игры» в 1-4 классах решает проблему организации внеурочной деятельности младших школьников.

Школьники, освоившие программу «Подвижные игры» приобретают качества, необходимые им в будущей жизни: приучаются сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу.

Педагогическая целесообразность

Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания
, личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Основная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно.

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Каждая тема основной части программы начинается с русской народной игры, затем дети изучают и сравнивают аналоги в играх других народов.

 Цель программы

Развитие личности ребёнка, способного к самовыражению через игровую деятельность.
Задачи

Обучающие:

1. Познакомить детей с играми народов мира, пополнить знания об истории и культуре народных игр мира.

2. Научить детей играть самостоятельно в подвижные игры с учётом техники безопасности.

3.Расширить словарный запас обучающихся.

Развивающие:

1. Развивать: сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, быстроту реакции  и так же эмоционально-чувственную сферу.

2. Развивать самостоятельность и творческую инициативность, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг, активно включаться в коллективную деятельность.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к Родине, уважение к культуре других народов, ценностное отношение к народным играм как культурному наследию;

2. Воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, культуру игрового общения, честность, скромность.

3. Формировать у детей систему нравственных общечеловеческих ценностей, проявлять положительные качества личности.



4. Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся

Возраст детей

Данная программа предназначена для детей младшего школьного возраста (7 - 10 лет). Условия приёма: по желанию детей (заявление от родителей).

Направленность дополнительной общеобразовательной программы – физкультурно-спортивная.

Направление деятельности – спортивно-оздоровительное.

Вид программы – модифицированная (адаптированная).

2.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Разделы

Кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Русские народные игры

26

13

13

2

Подвижные игры

40

17

23

3

Эстафеты

4




4




Итого

70

30

40
3 .СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения.

Практические работы включают выполнение физических упражнений, подвижных игр, отчет о проделанной работе.

Учащиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки.

В процессе занятий, накапливая практический опыт, обучающиеся от простых упражнений постепенно переходят к освоению сложных, применять знания и физические умения в изменяющихся условиях.

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

  • «Русские народные игры» включают в себя знакомство с играми своего народа, развитие физических способностей учащихся, координацию движений, силу и ловкость. Воспитание уважительного отношения к культуре родной страны.

  • «Подвижные игры». Совершенствование координации движений. Развитие быстроты реакции, сообразительности, внимания, умения действовать в коллективе. Воспитание инициативы, культуры поведения, творческого подхода к игре.

  • «Эстафеты». Знакомство с правилами эстафет. Развитие быстроты реакций, внимания, навыков передвижения. Воспитание чувства коллективизма и ответственности.


Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям.

Название разделов и тем предмета. Основное содержание тем

Тема

Основное содержание по теме

Русские народные игры (26 ч)

ТБ на занятиях.

Культура и традиции русского народа

формирование уважения к Родине, к ее культуре, искусству, традициям русского народа, его сказаниям, играм. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье окружающих.

Игра «Гуси-лебеди»

формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны. Расширять кругозор, активную мыслительную деятельность, вызывать положительные эмоции, совершенствовать навыки быстроты, ловкости.

Игра «У медведя во бору»

совершенствовать двигательные функции младших школьников. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Игра «Филин и пташки»

формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре русского народа. Развивать, ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Игра «Палочка- выручалочка»

формирование нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Развитие навыков бега, внимания, смекалки. Воспитание уважения, терпимости друг к другу.

Игра «Блуждающий мяч»

формирование уважения к истории своей Родины, к культуре русского народа. Развивать быстроту реакции, произвольность движений. Воспитывать волю к победе.

Игра «Классики»

формирование эмоционально положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Развитие ловкости, чувства дисциплины, точности и быстроты движений.

Игра «Ловишка в кругу»

формирование уважения к Родине, к ее культуре, искусству, традициям русского народа, его сказаниям, играм. Совершенствовать двигательные функции младших школьников.

Игра «Пчелки и ласточки»

формирование устойчивого уважительного отношения к культуре родной страны. Расширять кругозор, вызывать положительные эмоции, развивать навык бега, внимания. Воспитание уважения, терпимости друг к другу.

Игра «Совушка»

развивать быстроту реакции, внимания, воспитание выносливости.

Игра «Слепой козел»

развитие ловкости, быстроты сообразительности, координации и произвольности движений.

Игра «Салки»

обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения.

О самом интересном

формирование уважения к Родине, к ее культуре, искусству, традициям русского народа, его сказаниям, играм. Совершенствовать двигательные функции младших школьников.

Подвижные игры (40 ч)

Игра «К своим флажкам»

формирование нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей; устойчивого интереса к игре. Развитие внимания, памяти, слуха, реакции на сигнал; совершенствование умения ориентироваться. Воспитывать волю к победе.

Игра «Кот идет»

формирование уважения к истории своей Родины, к культуре русского народ. Развитие ловкости, быстроты реакции, координации и скорости движения. Воспитание выносливости.

Игра «Северный и южный ветер»

формирование гордости за свой народ, уважения к прошлому своей Родины. Воспитание терпимого отношения друг к другу.

Игра «Соревнования скороходов»

разучивание новой игры; развитие быстроты реакции, произвольности движении; воспитание терпеливости, уважения к другим, любознательности.

Игра «Колдунчики»

развитие ловкости, быстроты сообразительности, координации и произвольности движений.

Игра «Пчелы и медведи»

развитие навыков бега, умения ориентироваться в пространстве; тренировка навыков в координации движений.

Игра «Хитрая лиса»

развитие быстроты, ловкости, координации, воспитание честности, творческого воображения, умения себя вести в коллективе товарищей.

Игра «Ловишки с приседаниями»

разучивание новой игры; развитие быстроты реакции, произвольности движений; воспитание терпеливости, уважения к другим.

Игра «Мышеловка»

разучить игру, развивать быстроту реакции, произвольности движений, воспитывать коллективизм.

Игра «Пустое место»

развивать ловкость, координацию движений, воспитывать умения действовать в команде.

Игра «Карусель»

воспитание интереса к занятиям физкультурой и споротом, развитие двигательной активности учащихся, воспитание культуры общения учащихся.

Игра «Кто быстрее»

развитие быстроты реакции и, внимания, воспитание чувства ответственности, дисциплины.

Игра «Конники-спортсмены»

развитие внимания, быстроты движения, совершенствование физического развития и двигательной подготовленности, укрепление здоровья.

Игра «Лягушата и цапля»

укрепление физического и психического здоровья учащихся.

Игра «Карлики и великаны»

развитие внимания, сообразительности, творческого воображения, формирование культуры здоровья учащихся.

Игра «Охотники и зайцы»

обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения.

Игра «Краски». О самом интересном - знатоки подвижных игр

развитие познавательного интереса к знаниям, к стремлению применять знания на практике. Формирование положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия, деловитости.

Эстафеты (4 ч)

Эстафета зверей

обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения.

Эстафеты с мячом

обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения.

Эстафеты со скакалкой

обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения.

Эстафеты с обручем

обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения.

Эстафета «Быстрые и ловкие»

обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения.


4.МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Применяемые методы и формы работы с обучающимися:

Образовательные методы:

  • словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий соперника и др.);

  • наглядность упражнений (показ упражнений и др.);

  • методы практических упражнений

  • метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы, динамики показателей физического и личностного развития;

  • метод самореализации через творческие дела, участие в соревновательно-игровой деятельности.

Методы организации занятий: фронтальный, групповой, поточный.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:индивидуальная, работа в парах, групповая, коллективная.

Формы проведения занятий: конкурс, занятие – игра, спортивный калейдоскоп, спортивный марафон;

Формы подведения итогов:соревнования, тестирование.

Материально – техническое обеспечение программы

Учебно - практическое оборудование:

  • Стенка гимнастическая.

  • Скамейка гимнастическая жёсткая (2 м, 4 м).

  • Мячи: мяч малый (теннисный), мячи набивные, волейбольные, баскетбольные (на каждого ученика).

  • Скакалки.

  • Мат гимнастический.

  • Рулетка.

  • Обручи.

  • Секундомер.

  • Свисток.

  • Аптечка.

Программа предусматривает участие в соревнованиях, эстафетах. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Материальное обеспечение для каждого ребёнка:

  • Форма для спортивных занятий (спортивная обувь, футболка, спортивные брюки).

  • Сценарий.

  • Спортивный инвентарь.

5.ОЖИДАЕМЫЕ РЕУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ