ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В программу «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
В результате обучения дети должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Обучающиеся, освоившие программу приобретают следующие личностные, метапредметные и образовательные результаты:
Личностные:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи,
- проявлять уважение к традициям своей Родины, толерантность;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
Метапредметные:
- проявлять самостоятельность и творческую инициативность, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг, активно включаться в коллективную деятельность.
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Предметные:
- использовать разученные подвижные игры для своего досуга;
- знать об истории народных игр стран;
- знать названия и правила народных игр стран.
- учитывать требования безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий в помещении, сохранность природы во время занятий подвижными на улице.
Формы и режим занятий
Форма обучения – очная. Форма проведения занятий – аудиторная, внеаудиторная. Форма организации занятий – всем составом объединения.
Программа рассчитана на 1 года обучения. Занятия по данной программе проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу, всего 70 часов.
Форма проведения занятий: групповая, игровая;
Условия реализации общеобразовательной программы
Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:
-
Помещение и спортивная площадка на улице должны удовлетворять требованиям техники безопасности. -
В помещении должно быть рационально установлено и размещено все необходимое для работы кружка оборудование. -
Стены помещения оформляются стендами. На них размещают постоянную экспозицию: правила поведения, инструкции по ТБ, сменную экспозицию: грамоты и фото.
Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме кружковой работы по 40 минут занятие в системе целого учебного дня.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка, стадион.
Особенности набора детей: ученики 1-4 классов с разным уровнем физической подготовленности.
Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется с помощью методов тестирования, опроса, педагогического наблюдения, создания педагогических ситуаций.
В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:
-
Мотивацию к образовательной деятельности. -
Отношения в коллективе. -
Уровень физической активности. -
Организаторские способности учащихся. -
Сформированность культурно-гигиенических навыков и др.
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебники и пособия для реализации программы:
-
В.И. Ковалько//Поурочные разработки по физкультуре. Игровой подход// 4 класс// М. 2011 год; -
С.К. Кучкильдин //Гимнастика. Нестандартный подход // Библиотечка «Первое сентября» // Серия «Спорт в школе» №20 // М.2008 год;
Литература для преподавателя:
1.Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. - М., 1986.
2.И.Осокина Т.И., Детские подвижные игры. - М., 1989.
3. Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. - М., 1984.
4.ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. -
«Просвещение», Москва. 2009.
5.ФГОС Примерные программы начального образования. -
«Просвещение», Москва, 2009.
Литература для обучающихся:
1. Башкиров, В. Профилактика травм у спортсменов / В.Башкиров. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 176 с., ил.
2. Куколевский, Г. Гигиена физкультурника / Г. Куколевский. – М.: «Медицина», 1971. – 80с., ил.
3. Левченко, А. Игры, которых не было. Сборник спортивно-подвижных игр / А.Левченко, В.Матысон. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.
4.. Логинов, М. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее / М.Логинов. – СПб.: Дельта, 1998. – 208 с., ил.
5. Талага, Е. Энциклопедия физических упражнений / Е.Талага, пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 412 с., ил.
Интернет-ресурсы в помощь учителю физической культуры:
-
http://method.novgorod.rcde.ru Методическое хранилище предназначено для дистанционной поддержки учебного процесса. -
http://www.fisio.ru/fisioinschool.html Сайт, посвященный Здоровому образу жизни, оздоровительной, адаптивной физкультуре.
Приложение 1.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика |
Русские народные игры (26 ч) | |||||
1 2 | | ТБ во время занятий. Культура и традиции русского народа | 2 | 1 | 1 |
3 4 | | Игра «Гуси-лебеди». ОРУ № 1 | 2 | 1 | 1 |
5 6 | | Игра «У медведя во бору». ОРУ № 2 (с малым мячом) | 2 | 1 | 1 |
7 8 | | Игра «Филин и пташки». ОРУ № 3 (в движении по кругу) | 2 | 1 | 1 |
9 10 | | Игра «Палочка-выручалочка». ОРУ № 4 | 2 | 1 | 1 |
11 12 | | Игра «Блуждающий мяч». ОРУ № 5 | 2 | 1 | 1 |
13 14 | | Игра «Классики». ОРУ № 1 | 2 | 1 | 1 |
15 16 | | Игра «Ловишка в кругу». ОРУ № 2 (с малым мячом) | 2 | 1 | 1 |
17 18 | | Игра «Пчелки и ласточки». ОРУ № 3 (в движении по кругу) | 2 | 1 | 1 |
19 20 | | Игра «Совушка». Индивидуальная программа | 2 | 1 | 1 |
21 22 | | Игра «Слепой козел» | 2 | 1 | 1 |
23 24 | | Игра «Салки». Разновидности игры | 2 | 1 | 1 |
25 26 | | Эстафета «Знатоки народных игр» | 2 | 1 | 1 |
Подвижные игры (40 ч) | | | |||
27 28 | | Игра «К своим флажкам». ОРУ № 4 | 2 | 1 | 1 |
29 30 | | Игра «Кот идет». ОРУ № 5 | 2 | 1 | 1 |
31 32 33 | | Игра «Северный и южный ветер». ОРУ № 1 | 3 | 1 | 2 |
34 35 36 | | ТБ на занятиях. ОРУ № 2 (с малым мячом). Игра «Соревнования скороходов» | 3 | 1 | 2 |
37 38 | | Игра «Колдунчики». ОРУ № 3 (в движении по кругу) | 2 | 1 | 1 |
39 40 | | Игра «Пчелы и медведи». ОРУ № 5 | 2 | 1 | 1 |
41 42 | | Игра «Хитрая лиса». ОРУ № 1 | 2 | 1 | 1 |
43 44 | | Игра «Ловишки с приседаниями». ОРУ № 2 (с малым мячом) | 2 | 1 | 1 |
45 46 47 | | Игра «Мышеловка». Индивидуальная программа | 3 | 1 | 2 |
48 49 50 | | Игра «Пустое место». Индивидуальная программа | 3 | 1 | 2 |
51 52 | | Игра «Карусель». Комплекс ОРУ на месте | 2 | 1 | 1 |
53 54 55 | | Игра «Кто быстрее?». Комплексу ОРУ в движении | 3 | 1 | 2 |
56 57 58 | | ТБ на занятиях. Игра «Конники-спортсмены». Комплекс ОРУ в движении | 3 | 1 | 2 |
59 60 | | Игра «Лягушата и цапля». Комплекс ОРУ в колонне | 2 | 1 | 1 |
61 62 | | Игра «Карлики и великаны». Комплекс ОРУ в движении | 2 | 1 | 1 |
63 64 | | Игра «Охотники и зайцы» | 2 | 1 | 1 |
65 66 | | Игра «Краски». О самом интересном - знатоки подвижных игр | 2 | 1 | 1 |
Эстафеты (4 ч) | | | |||
67 | | Эстафета зверей (с мячом) | 1 | | 1 |
68 | | Эстафеты со скакалкой | 1 | | 1 |
69 | | Эстафеты с обручем | 1 | | 1 |
70 | | Эстафета «Быстрые и ловкие» | 1 | | 1 |
1 2 3 4 5 6
Приложение 2.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Тема: Русская народная игра «Гуси-лебеди»
Цель: формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны. Расширять кругозор, активную мыслительную деятельность, вызывать положительные эмоции, совершенствовать навыки быстроты, ловкости. Воспитание организованности, дисциплинированности.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра-это жизнь,
Игра-это свет,
Мы шлем вам большой наш привет!
2. Вступительная беседа.
-Что было бы на земле, если бы люди не умели играть в подвижные игры?
-Какой была бы жизнь?
- Кто придумал русские народные игры?
Наша страна имеет богатую культуру, свои традиции. На наших занятиях по мы будем знакомиться с играми русского народа, узнавать о его жизни, традициях.
Игры расширяют наш кругозор, формируют уважительное отношение к культуре родной страны, развивают патриотические чувства: любовь и преданность Родине. Подвижные игры укрепляют здоровье, делают человека сильным, выносливым, ловким, красивым, помогают человеку закалить свой характер. Эти занятия приносят удовольствия, радость, желание побеждать, дружить с другими детьми.
3. Знакомство с содержанием народной игры.
Сегодня мы познакомимся с русской народной игрой «Гуси-лебеди»,
- Кто знает, кто такие гуси-лебеди?
- Кто такой волк?
Содержание игры: участники игры выбирают волка и хозяина, остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой - живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка:
-Га-га-га.
-Есть хотите?
-Да-да-да.
-Гуси-лебеди! Домой!
-Серый волк под горой!
- Что он там делает?
- Рябчиков щиплет.
- Ну, бегите же домой
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры.
Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Правила игры: гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!».
4. Выход классом на спортивную площадку (при условии плохой погоды игру можно проводить в спортивном зале).
5. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ №1.
- Руки опущены вдоль туловища. 1-2 - руки вверх, подняться на носки; 3-4 - вернуться в исходное положение (6-8 раз).
- Руки на пояс. 1 - поворот туловища вправо, 2 - исходное положение, 3-4 - то же в другую сторону (6-8 раз).
- Руки на пояс. 1-2 - присесть, руки вперед 3-4 - выпрямиться, исходное положение (6-8 раз).
- Ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1 - руки в стороны, 2 - наклон вперед - вниз, 3 - выпрямиться, руки в стороны, 4 - исходное положение (6-8 раз).
- Руки на пояс. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой. 20 подпрыгиваний (3-4 раза).
6. Отработка умения играть в игру «Гуси-лебеди».
Игра повторяется несколько раз.
7. Итог занятия.
-Скажите, с какой игрой мы сегодня познакомились?
- Понравилась ли вам игра?
-Как вы думаете, что эта игра развивает у детей?
2.Тема: Русская народная игра «У медведя во бору»
Цель: формирование уважения к Родине, к ее культуре, искусству, традициям русского народа, его сказаниям, играм. Совершенствовать двигательные функции младших школьников. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Упрись в землю ногами,
Потянись к небу руками,
Воздуха чистого вдохни,
И мысленно болезни отгони!
2. Введение в тему занятия.
- Какую русскую народную игру мы разучили на предыдущем занятии?
- Почему ее называют народной? (сочинил народ)
Испокон веков в народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, желание обладать силой, ловкостью, быстротой, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, волю к победе. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками, зачинами, песенками.
3. Знакомство с содержанием народной игры.
Сегодня мы познакомимся с русской народной игрой «У медведя во бору».
- Кто знает, что такое бор?
Бор - густой сосновый лес (показать предметную картинку).
Содержание игры: Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами, напевают песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!
Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь, неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила игры: Медведь выходит из берлоги только после произношения последних слов зачина. Дети могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.
4. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ № 2 (с малым мячом).
- Мяч в левой руке. 1-2 - руки вверх, передать мяч в правую руку, 3-4 - опустить руки вниз в исходное положение (6-8 раз).
- Мяч в левой руке. 1 - руки в стороны, 2 - наклон вперед - вниз, переложить мяч в правую
руку, 3 - выпрямиться, руки в стороны, 4 - вернуться в исходное положение (8 раз).
- Мяч в правой руке внизу. 1 - руки в стороны, 2 - присесть, мяч переложить в левую руку, 3 -встать, руки в стороны, 4 - вернуться в исходное положение (8-10 раз).
- Сидя на пятках, мяч в правой руке. 1-4 - наклон вправо, прокатить мяч от себя, 5-8 - вернуться в исходное положение. То же в другую сторону, влево (по 3 раза в каждую сторону).
- Ноги вместе, мяч на полу. Прыжки на двух ногах вокруг мяча вправо и влево в чередовании с ходьбой (3-4 раза).
5. Отработка умения играть в игру «У медведя во бору».
Игра повторяется несколько раз.
6. Итог занятия.
- Как вы думаете, откуда до нас дошла эта игра: из села или города?
- А можно играть в эту игру в городе?
3.Тема: Русская народная игра «Филин и пташки»
Цель: формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре русского народа. Развивать, ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Физкультурой мы, друзья,
Любим заниматься.
Спорт, подвижная игра -
Нужное занятие.
2. Введение в тему занятия.
На предыдущих занятиях мы с вами знакомились с русскими народными играми.
- Какая игра вам запомнилась и понравилась?
- Персонажи каких образов вы разыгрывали? .
3. Знакомство с содержанием народной игры.
Сегодня мы познакомимся с очередной русской народной игрой. Игра называется «Филин и пташки».
- Кто знает, кто такой филин
- Кого называют пташками?
Филин - крупная птица отряда сов. Гнезда устраивают на деревьях, питаются мышами, мелкими грызунами. Свою добычу филины улавливают ушными перепонками, которые расположены по обе стороны головы. Причем ушные перепонки расположены на разной высоте: правая направлена вверх, а левая - вниз.
Содержание игры: перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать (голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и т.д.). Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.
На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
Правила игры: дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.
4. Выход классом на спортивную площадку (при условии плохой погоды игру можно проводить в спортивном зале).
5. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ № 3 (в движении по кругу): Руки к плечам, круговые движения локтями вперед, назад (по 16 раз).
- Руки на пояс, движение локтями вперед-назад (16 раз).
- Бег по кругу (50 м).
- Ходьба на пятках, на носках, на внешней и внутренней сторонах стопы по 20 м. Шаг короткий.
- Бег приставным шагом левым боком вперед, правым боком вперед (по 50 м).
- Прыжки вперед на двух ногах, руки на пояс (25 м).
- Бег 50 м, ходьба 50 м.
6. Отработка умения играть в игру «Филин и пташки».
Игра повторяется несколько раз.
7. Итог занятия.
-С какой игрой мы сегодня познакомились?
-Понравилась ли вам игра?
- Как вы думаете, что она развивает у детей?
4.Тема: Русская народная игра «Палочка-выручалочка»
Цель: формирование нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Развитие навыков бега, внимания, смекалки. Воспитание уважения, терпимости друг к другу.
Оборудование: палочка небольшого размера (длиной 50-60 см, диаметром 2-3 см).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
2. Введение в тему занятия.
- Каким бы, дети, хотели вы видеть наше занятие?
- Чем заниматься?
- Как подвижные игры влияют на наше здоровье? (Укрепляют здоровье, улучшают настроение, помогают подружиться друг с другом, расширяют кругозор)
3. Знакомство с содержанием народной игры.
Сегодня мы познакомимся с новой русской народной игрой «Палочка-выручалочка».
Для игры мы будем использовать небольшую палочку.
Содержание игры: дети выбирают водящего считалкой:
Я куплю себе дуду
И на улицу пойду!
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты води!
Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. Рядом - палочка.
Водящий берет палочку и стучит ею по стене со словами: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет». Водящий идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: «Палочка-выручалочка нашла... (имя игрока)». Так водящий находит всех детей. Игра повторяется.
Правила игры: нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить медленно. Искать детей нужно по всей площадке. Дети могут перебегать с места на место.
4. Выход классом на спортивную площадку.
5. Комплекс развивающих упражнений. ОРУ №4.
- Построение в шеренгу. Потянулись, перевернулись с боку на бок, встали.
- Пробежались по площадке (1 мин.).
- Ноги на ширине плеч, руки внизу, шаг левой назад, руки вверх, прогнуться - вдох.
Ногу приставить, руки вниз - выдох (16 раз).
- Ноги врозь, руки вверху. Глубокое круговое вращение влево, вправо (8 раз).
- Прыжки на месте с двух. Имитируем скакалку (20 раз).
- Бег на месте или по площадке (30 сек.).
6. Отработка умения играть в игру «Палочка-выручалочка».
Игра повторяется несколько раз.
7. Итог занятия.
- Понравилось вам играть в игру « Палочка-выручалочка»?
- Как вы думаете, какие качества характера помогает выработать данная игра?
- С кем вы дома будете играть в эту игру?
5.Тема: Русская народная игра «Блуждающий мяч»
Цели: формирование уважения к истории своей Родины, к культуре русского народа. Развивать быстроту реакции, произвольность движений. Воспитывать волю к победе.
Ход занятия
1. Организационный момент.