Файл: Образовательная программа подвижные игры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В программу «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

В результате обучения дети должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время, умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Обучающиеся, освоившие программу приобретают следующие личностные, метапредметные и образовательные результаты:

Личностные:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи,

- проявлять уважение к традициям своей Родины, толерантность;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

Метапредметные:

- проявлять самостоятельность и творческую инициативность, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг, активно включаться в коллективную деятельность.

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

Предметные:

- использовать разученные подвижные игры для своего досуга;

- знать об истории народных игр стран;

- знать названия и правила народных игр стран.

- учитывать требования безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий в помещении, сохранность природы во время занятий подвижными на улице.


Формы и режим занятий

Форма обучения – очная. Форма проведения занятий – аудиторная, внеаудиторная. Форма организации занятий – всем составом объединения.

Программа рассчитана на 1 года обучения. Занятия по данной программе проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу, всего 70 часов.

Форма проведения занятий: групповая, игровая;

Условия реализации общеобразовательной программы

Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

  • Помещение и спортивная площадка на улице должны удовлетворять требованиям техники безопасности.

  • В помещении должно быть рационально установлено и размещено все необходимое для работы кружка оборудование.

  • Стены помещения оформляются стендами. На них размещают постоянную экспозицию: правила поведения, инструкции по ТБ, сменную экспозицию: грамоты и фото.

Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме кружковой работы по 40 минут занятие в системе целого учебного дня.

Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка, стадион.

Особенности набора детей: ученики 1-4 классов с разным уровнем физической подготовленности.

Диагностика эффективности образовательного процесса  осуществляется с помощью методов тестирования, опроса, педагогического наблюдения, создания педагогических ситуаций.

В рамках этой методики  можно проанализировать следующие показатели:

  1. Мотивацию к образовательной деятельности.

  2. Отношения в коллективе.

  3. Уровень физической активности.

  4. Организаторские способности учащихся.

  5. Сформированность культурно-гигиенических навыков и др.

5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники и пособия для реализации программы:

  1. В.И. Ковалько//Поурочные разработки по физкультуре. Игровой подход// 4 класс// М. 2011 год;

  2. С.К. Кучкильдин //Гимнастика. Нестандартный подход // Библиотечка «Первое сентября» // Серия «Спорт в школе» №20 // М.2008 год;

Литература для преподавателя:

1.Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. - М., 1986.

2.И.Осокина Т.И., Детские подвижные игры. - М., 1989.

3. Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. - М., 1984.



4.ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. -
«Просвещение», Москва. 2009.

5.ФГОС Примерные программы начального образования. -
«Просвещение», Москва, 2009.

Литература для обучающихся:

1. Башкиров, В. Профилактика травм у спортсменов / В.Башкиров. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 176 с., ил.

2. Куколевский, Г. Гигиена физкультурника / Г. Куколевский. – М.: «Медицина», 1971. – 80с., ил.

3. Левченко, А. Игры, которых не было. Сборник спортивно-подвижных игр / А.Левченко, В.Матысон. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.

4.. Логинов, М. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее / М.Логинов. – СПб.: Дельта, 1998. – 208 с., ил.

5. Талага, Е. Энциклопедия физических упражнений / Е.Талага, пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 412 с., ил.

Интернет-ресурсы в помощь учителю физической культуры:

  • http://method.novgorod.rcde.ru Методическое хранилище предназначено для дистанционной поддержки учебного процесса.

  • http://www.fisio.ru/fisioinschool.html Сайт, посвященный Здоровому образу жизни, оздоровительной, адаптивной физкультуре.


Приложение 1.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК



п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

Теория

Практика

Русские народные игры (26 ч)

1

2




ТБ во время занятий. Культура и традиции русского народа

2

1

1

3

4




Игра «Гуси-лебеди». ОРУ № 1

2

1

1

5

6




Игра «У медведя во бору». ОРУ № 2 (с малым мячом)

2

1

1

7

8




Игра «Филин и пташки». ОРУ № 3 (в движении по кругу)

2

1

1

9

10




Игра «Палочка-выручалочка». ОРУ № 4

2

1

1

11

12




Игра «Блуждающий мяч». ОРУ № 5

2

1

1

13

14




Игра «Классики». ОРУ № 1

2

1

1

15

16




Игра «Ловишка в кругу». ОРУ № 2 (с малым мячом)

2

1

1

17

18




Игра «Пчелки и ласточки». ОРУ № 3 (в движении по кругу)

2

1

1

19

20




Игра «Совушка». Индивидуальная программа

2

1

1

21

22




Игра «Слепой козел»

2

1

1

23

24




Игра «Салки». Разновидности игры

2

1

1

25

26




Эстафета «Знатоки народных игр»

2

1

1

Подвижные игры (40 ч)







27

28




Игра «К своим флажкам». ОРУ № 4

2

1

1

29

30




Игра «Кот идет». ОРУ № 5

2

1

1

31

32

33




Игра «Северный и южный ветер». ОРУ № 1

3

1

2

34

35

36




ТБ на занятиях. ОРУ № 2 (с малым мячом). Игра «Соревнования скороходов»

3

1

2

37

38




Игра «Колдунчики». ОРУ № 3 (в движении по кругу)

2

1

1

39

40




Игра «Пчелы и медведи». ОРУ № 5

2

1

1

41

42




Игра «Хитрая лиса». ОРУ № 1

2

1

1

43

44




Игра «Ловишки с приседаниями». ОРУ № 2 (с малым мячом)

2

1

1

45

46

47




Игра «Мышеловка». Индивидуальная программа

3

1

2

48

49

50




Игра «Пустое место». Индивидуальная программа

3

1

2

51

52




Игра «Карусель». Комплекс ОРУ на месте

2

1

1

53

54

55




Игра «Кто быстрее?». Комплексу ОРУ в движении

3

1

2

56

57

58




ТБ на занятиях.

Игра «Конники-спортсмены». Комплекс ОРУ в движении

3

1

2

59

60




Игра «Лягушата и цапля». Комплекс ОРУ в колонне

2

1

1

61

62




Игра «Карлики и великаны». Комплекс ОРУ в движении

2

1

1

63

64




Игра «Охотники и зайцы»

2

1

1

65

66




Игра «Краски». О самом интересном - знатоки подвижных игр

2

1

1

Эстафеты (4 ч)







67




Эстафета зверей (с мячом)

1




1

68




Эстафеты со скакалкой

1




1

69




Эстафеты с обручем

1




1

70




Эстафета «Быстрые и ловкие»

1




1
1   2   3   4   5   6



Приложение 2.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Тема: Русская народная игра «Гуси-лебеди»

Цель: формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны. Расширять кругозор, активную мыслительную деятельность, вызывать положитель­ные эмоции, совершенствовать навыки быстроты, ловкости. Воспитание организованности, дисцип­линированности.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра-это жизнь,

Игра-это свет,

Мы шлем вам большой наш привет!

2. Вступительная беседа.

-Что было бы на земле, если бы люди не умели играть в подвижные игры?

-Какой была бы жизнь?

- Кто придумал русские народные игры?

Наша страна имеет богатую культуру, свои традиции. На наших занятиях по мы будем знакомиться с играми русского народа, узнавать о его жизни, традициях.

Игры расширяют наш кругозор, формируют уважительное отношение к культуре родной стра­ны, развивают патриотические чувства: любовь и преданность Родине. Подвижные игры укрепляют здоровье, делают человека сильным, выносливым, ловким, красивым, помогают человеку закалить свой характер. Эти занятия приносят удовольствия, радость, желание побеждать, дружить с другими детьми.

3. Знакомство с содержанием народной игры.

Сегодня мы познакомимся с русской народной игрой «Гуси-лебеди»,

- Кто знает, кто такие гуси-лебеди?

- Кто такой волк?

Содержание игры: участники игры выбирают волка и хозяина, остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой - живет волк под горой. Хо­зяин выпускает гусей в поле погулять. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зо­вет гусей. Идет перекличка:

-Га-га-га.

-Есть хотите?

-Да-да-да.

-Гуси-лебеди! Домой!

-Серый волк под горой!

- Что он там делает?

- Рябчиков щиплет.

- Ну, бегите же домой


Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры.
Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры: гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!».

4. Выход классом на спортивную площадку (при условии плохой погоды игру можно проводить в спортивном зале).

5. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ №1.

- Руки опущены вдоль туловища. 1-2 - руки вверх, подняться на носки; 3-4 - вернуться в ис­ходное положение (6-8 раз).

- Руки на пояс. 1 - поворот туловища вправо, 2 - исходное положение, 3-4 - то же в другую сторону (6-8 раз).

- Руки на пояс. 1-2 - присесть, руки вперед 3-4 - выпрямиться, исходное положение (6-8 раз).

- Ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1 - руки в стороны, 2 - наклон вперед - вниз, 3 - выпря­миться, руки в стороны, 4 - исходное положение (6-8 раз).

- Руки на пояс. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой. 20 подпрыгиваний (3-4 раза).

6. Отработка умения играть в игру «Гуси-лебеди».
Игра повторяется несколько раз.

7. Итог занятия.

-Скажите, с какой игрой мы сегодня познакомились?

- Понравилась ли вам игра?

-Как вы думаете, что эта игра развивает у детей?
2.Тема: Русская народная игра «У медведя во бору»

Цель: формирование уважения к Родине, к ее культуре, искусству, традициям русского народа, его сказаниям, играм. Совершенствовать двигательные функции младших школьников. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Упрись в землю ногами,

Потянись к небу руками,
Воздуха чистого вдохни,
И мысленно болезни отгони!


2. Введение в тему занятия.

- Какую русскую народную игру мы разучили на предыдущем занятии?

- Почему ее называют народной? (сочинил народ)

Испокон веков в народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, желание обладать силой, ловкостью, быстротой, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, волю к победе. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения сопро­вождаются считалками, жеребьевками, потешками, зачинами, песенками.

3. Знакомство с содержанием народной игры.

Сегодня мы познакомимся с русской народной игрой «У медведя во бору».
- Кто знает, что такое бор?

Бор - густой сосновый лес (показать предметную картинку).

Содержание игры: Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за гри­бами, ягодами, напевают песенку:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает во­рочаться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь, неожиданно бежит за играющими и стара­ется кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила игры: Медведь выходит из берлоги только после произношения последних слов за­чина. Дети могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

4. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ № 2 (с малым мячом).

- Мяч в левой руке. 1-2 - руки вверх, передать мяч в правую руку, 3-4 - опустить руки вниз в исходное положение (6-8 раз).

- Мяч в левой руке. 1 - руки в стороны, 2 - наклон вперед - вниз, переложить мяч в правую
руку, 3 - выпрямиться, руки в стороны, 4 - вернуться в исходное положение (8 раз).

- Мяч в правой руке внизу. 1 - руки в стороны, 2 - присесть, мяч переложить в левую руку, 3 -встать, руки в стороны, 4 - вернуться в исходное положение (8-10 раз).

- Сидя на пятках, мяч в правой руке. 1-4 - наклон вправо, прокатить мяч от себя, 5-8 - вернуться в исходное положение. То же в другую сторону, влево (по 3 раза в каждую сторону).

- Ноги вместе, мяч на полу. Прыжки на двух ногах вокруг мяча вправо и влево в чередовании с ходьбой (3-4 раза).

5. Отработка умения играть в игру «У медведя во бору».

Игра повторяется несколько раз.

6. Итог занятия.

- Как вы думаете, откуда до нас дошла эта игра: из села или города?

- А можно играть в эту игру в городе?
3.Тема: Русская народная игра «Филин и пташки»

Цель: формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре русского народа. Развивать, ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Физкультурой мы, друзья,

Любим заниматься.

Спорт, подвижная игра -

Нужное занятие.

2. Введение в тему занятия.

На предыдущих занятиях мы с вами знакомились с русскими народными играми.

- Какая игра вам запомнилась и понравилась?

- Персонажи каких образов вы разыгрывали? .

3. Знакомство с содержанием народной игры.

Сегодня мы познакомимся с очередной русской народной игрой. Игра называется «Филин и пташки».

- Кто знает, кто такой филин

- Кого называют пташками?

Филин - крупная птица отряда сов. Гнезда устраивают на деревьях, питаются мышами, мелки­ми грызунами. Свою добычу филины улавливают ушными перепонками, которые расположены по обе стороны головы. Причем ушные перепонки расположены на разной высоте: правая направлена вверх, а левая - вниз.

Содержание игры: перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу ко­торых они смогут подражать (голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и т.д.). Иг­рающие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин ус­пеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становит­ся филином.

Правила игры: дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

4. Выход классом на спортивную площадку (при условии плохой погоды игру можно прово­дить в спортивном зале).

5. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ № 3 (в движении по кругу): Руки к плечам, круговые движения локтями вперед, назад (по 16 раз).

- Руки на пояс, движение локтями вперед-назад (16 раз).

- Бег по кругу (50 м).

- Ходьба на пятках, на носках, на внешней и внутренней сторонах стопы по 20 м. Шаг короткий.

- Бег приставным шагом левым боком вперед, правым боком вперед (по 50 м).

- Прыжки вперед на двух ногах, руки на пояс (25 м).

- Бег 50 м, ходьба 50 м.

6. Отработка умения играть в игру «Филин и пташки».

Игра повторяется несколько раз.

7. Итог занятия.

-С какой игрой мы сегодня познакомились?

-Понравилась ли вам игра?

- Как вы думаете, что она развивает у детей?
4.Тема: Русская народная игра «Палочка-выручалочка»

Цель: формирование нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Развитие на­выков бега, внимания, смекалки. Воспитание уважения, терпимости друг к другу.

Оборудование: палочка небольшого размера (длиной 50-60 см, диаметром 2-3 см).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Когда живется дружно,
Что может лучше быть!


2. Введение в тему занятия.

- Каким бы, дети, хотели вы видеть наше занятие?

- Чем заниматься?

- Как подвижные игры влияют на наше здоровье? (Укрепляют здоровье, улучшают настроение, помогают подружиться друг с другом, расширяют кругозор)

3. Знакомство с содержанием народной игры.

Сегодня мы познакомимся с новой русской народной игрой «Палочка-выручалочка».

Для игры мы будем использовать небольшую палочку.

Содержание игры: дети выбирают водящего считалкой:

Я куплю себе дуду

И на улицу пойду!

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты води!

Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. Рядом - палочка.

Водящий берет палочку и стучит ею по стене со словами: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет». Водящий идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: «Палочка-выручалочка нашла... (имя игрока)». Так водящий находит всех детей. Игра повторяется.

Правила игры: нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить мед­ленно. Искать детей нужно по всей площадке. Дети могут перебегать с места на место.

4. Выход классом на спортивную площадку.

5. Комплекс развивающих упражнений. ОРУ №4.

- Построение в шеренгу. Потянулись, перевернулись с боку на бок, встали.

- Пробежались по площадке (1 мин.).

- Ноги на ширине плеч, руки внизу, шаг левой назад, руки вверх, прогнуться - вдох.

Ногу при­ставить, руки вниз - выдох (16 раз).

- Ноги врозь, руки вверху. Глубокое круговое вращение влево, вправо (8 раз).

- Прыжки на месте с двух. Имитируем скакалку (20 раз).

- Бег на месте или по площадке (30 сек.).

6. Отработка умения играть в игру «Палочка-выручалочка».

Игра повторяется несколько раз.

7. Итог занятия.

- Понравилось вам играть в игру « Палочка-выручалочка»?

- Как вы думаете, какие качества характера помогает выработать данная игра?

- С кем вы дома будете играть в эту игру?
5.Тема: Русская народная игра «Блуждающий мяч»

Цели: формирование уважения к истории своей Родины, к культуре русского народа. Развивать быстроту реакции, произвольность движений. Воспитывать волю к победе.

Ход занятия
1. Организационный момент.