Файл: Диф зачет Предмет политологии, его специфика и функции Этапы развития политической науки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мобилизации их на выполнение этого решения. Во-вторых, лидерство предполагает, что ведомые принимают и активно поддерживают решения и действия лидера, сознательно и добровольно подчиняются ему.
Лидерство отражает объективную необходимость в организации совместной деятельности людей.
Общественный характер труда предполагает согласованность, координацию, регулирование индивидуальных трудовых усилий людей. Эту функцию по упорядочиванию и управлению общественными процессами и осуществляет институт лидерства. Он управляет межличностными отношениями, объединяет и координирует индивидуальные усилия людей. Поэтому лидерство существует везде, где есть групповая, коллективная деятельность.
Факторы, определяющие характер политического лидерства:
1) личностные черты;
2) инструменты осуществления власти;
3)ситуация, в которой осуществляется лидерство.
20. Специфика западного и восточного типов лидерства.
Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной
(городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности.
Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей.
Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабомусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.
В широком спектре деловых культур можно выделить два полюса —
Западная деловая культура и Восточная деловая культура. Особенности этих типов деловых культур имеют исторические, религиозные и общекультурные предпосылки.
Независимость, индивидуализм, эгалитаризм, решительность, самоуверенность, прямолинейность, надежность, обязательность, точность, пунктуальность, инициативность, целеустремленность, мобильность, энергичность, оптимизм — так могут оцениваться специфические отличительные черты Западной деловой культуры.
Уклончивость, иерархия, коллективизм, ритуальность, декоративность, чинопочитание, зависимость, кумовство, хитрость, фатализм — обычно воспринимаются россиянами как специфические характеристики Восточной культуры.
21. Типология политического лидерства
Политическое лидерство — процесс взаимодействия, в рамках которого наделенные властью люди осуществляют влияние на общество, наделившее их частично своими полномочиями и правами.
Лидерство отражает объективную необходимость в организации совместной деятельности людей.
Общественный характер труда предполагает согласованность, координацию, регулирование индивидуальных трудовых усилий людей. Эту функцию по упорядочиванию и управлению общественными процессами и осуществляет институт лидерства. Он управляет межличностными отношениями, объединяет и координирует индивидуальные усилия людей. Поэтому лидерство существует везде, где есть групповая, коллективная деятельность.
Факторы, определяющие характер политического лидерства:
1) личностные черты;
2) инструменты осуществления власти;
3)ситуация, в которой осуществляется лидерство.
20. Специфика западного и восточного типов лидерства.
Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной
(городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности.
Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей.
Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабомусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.
В широком спектре деловых культур можно выделить два полюса —
Западная деловая культура и Восточная деловая культура. Особенности этих типов деловых культур имеют исторические, религиозные и общекультурные предпосылки.
Независимость, индивидуализм, эгалитаризм, решительность, самоуверенность, прямолинейность, надежность, обязательность, точность, пунктуальность, инициативность, целеустремленность, мобильность, энергичность, оптимизм — так могут оцениваться специфические отличительные черты Западной деловой культуры.
Уклончивость, иерархия, коллективизм, ритуальность, декоративность, чинопочитание, зависимость, кумовство, хитрость, фатализм — обычно воспринимаются россиянами как специфические характеристики Восточной культуры.
21. Типология политического лидерства
Политическое лидерство — процесс взаимодействия, в рамках которого наделенные властью люди осуществляют влияние на общество, наделившее их частично своими полномочиями и правами.
Типы общественного управления:
традиционное — подчиненные верят в законность власти, которая существовала всегда. Пример: безальтернативное принятие племенных вождей, монархов;
рационально-легальное, или бюрократическое — на ведущие позиции политик избирается на основе определенных законных процедур.
Пример: лидерство должности и кресла;
харизматическое — в кризисные периоды появляются наделенные экстраординарными качествами люди. Пример: личностный тип идейного субъекта, способного повести за собой массы.
Существуют и другие критерии различия в концепциях лидерства.
1. Стиль управления и организации:
авторитарный ориентирован на единоличное принятие решений;
демократический — направлен на активность и инициативу последователей.
2. Характер деятельности:
универсальный, когда качества лидера проявляются постоянно;
ситуационный, когда эти качества проявляются только при определенных обстоятельствах.
3. Содержание активности:
главный вдохновитель разрабатывает и предлагает программу действий;
главный исполнитель организует выполнение уже заданной программы.
Оба вида могут совмещаться в одном лице.
4. Отношение к существующей социальной системе:
функционалист — способствует развитию системы;
дисфункционалист — ставит целью ее разрушение;
конформист — принимает господствующие в обществе нормы и ценности;
нонконформист — стремится их изменить.
22. Особенности становления политической системы Казахстана
16 декабря 1991 года парламент республики провозгласил государственную независимость Республики Казахстан. Вследствие этого
Казахстан, пошел по пути этатизма и строительства этнократического президентского государства. После распада СССР Первый секретарь ЦК
Компартии
Казахстана
Нурсултан
Назарбаев автоматически стал
Президентом Республики Казахстан, а аппарат ЦК КПК стал президентской администрацией.
Уже в апреле 1992 г. президент Н.Назарбаев выступил со “Стратегией политического и экономического развития страны до 2005 г.”, ясно дав понять народу Казахстана, что концепция политического развития уже заранее предопределена и страна пойдет по пути создания президентского государства. Тогда же была провозглашена идеология этнократизма.
Принятая в январе 1993 г. первая Конституция независимого Казахстана уже в своей преамбуле конституировала тезис Н.Назарбаева о том, что
Казахстан – это государство самоопределившейся казахской нации. Тем не менее Конституция носила политически достаточно компромиссный характер, когда облеченный большой властью президент “уживался” с более или менее полномочным Парламентом. В декабре того же года по указке из президентской администрации был инициирован
“самороспуск” казахстанского Парламента. В дополнение к “самороспуску” Парламент даровал Президенту дополнительные сверх конституционные полномочия.
Воспользовавшись отсутствием Парламента (с марта по декабрь 1995 г.) администрация с подачи созданного ею неконституционного и внеправового органа “Ассамблеи народов Казахстана” инициировала проведение двух референдумов. На первом из них 29 апреля 1995 г. вопреки существующей конституции был поставлен вопрос о продлении полномочий президента
Нурсултана Назарбаева до 2000г. Можно констатировать, что в период межпарламентского вакуума с марта по декабрь 1995 г. фактически произошел государственный переворот, вся власть была монополизирована институтом президентской власти. А Парламент как институт реализации интересов народа фактически перестал существовать.
1 2 3 4 5 6 7
23. Эффективность политической системы.
Эффективность политической системы — это ее способность быстро и адекватнореагировать на требования, достигать поставленных целей, регулировать социальные и политические отношения. Критериями эффективности политической системы можно считать уровень развития ее способностей, к которым относятся:
1) способность к мобилизации ресурсов,
2) способность контролировать поведение индивидов и групп,
3) способность распределять дефицитные ресурсы, услуги и статусы,
4) способность к сохранению и воспроизводству ценностей. Г. Алмонд в работе «Политика в развивающихся странах» (1971) сформулировал основные условия эффективности политической системы. К ним он отнес:
• политическую социализацию;
• рекрутацию;
• артикуляцию и агрегацию интересов;
• политическую коммуникацию;
• введение, применение и контроль за применением правил
(законодательную, исполнительную и судебную функции).
Для того чтобы политическая система была эффективной, ей необходима развитая (сильная) структурная дифференциация.
Структурно-функциональная дифференциация – разделение социальной системы или подсистемы на структурные элементы в зависимости от выполняемых ими функций. Функциональная дифференциация – процесс, в ходе которого расширяется круг функций, выполняемых элементами развивающейся системы.
24. Функции политической системы
Политическая система общества имеет свои функции, среди которых исследователями выделяются:
1) определение целей, задач и путей развития общества;
2) организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;
3) политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности);
4) формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;
5) обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;
6) контроль за выполнением законов и правил; пресечение действий, нарушающих политические нормы;
7) разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;
8) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;
9) распределение материальных и духовных ценностей.
Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты реализации ее функций, которые способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. Если такие изменения не происходят, то политическая деятельность формализуется, догматизируется, что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В условиях кризиса или войны функции политической системы, как правило, реализуются не полностью. В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих целях осуществляются перемещения элементов в системе и их приспособление друг к другу.
Устанавливаются также прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что позволяет ей совершенствоваться и не допускать социальных взрывов.
25. Понятия мировой политики, внешней политики и геополитики
Сегодня в мире существует более
200 государств, между которыми складываются определенные отношения.
Международные отношения
- это совокупность политических, экономических, социальных, правовых, дипломатических, военных, гуманитарных, идеологических, культурных и других связей между субъектами, действующими на мировой политической арене.
Субъектами международных отношений принято считать народы, государства, межгосударственные объединения и
союзы, всемирные и региональные политические правительственные и н еправительственные организации.
В современной мировой политике, как отмечалось выше, действует огромное количество различных участников. Основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.
Роль других субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств.
Государство
— единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну, подписывать мирные соглашения, решать задачи обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности. Важнейшей стороной политической жизни любого государства является его внешняя политика. Внешняя политика —
это деятельность государств на международной арене, регулирующая их отношения с целью реализации национальных интересов.
Геополитика
— это
«наука, которая рассматривает государство как географический организм или феномен в пространстве». С точки зрения геополитиков, место того или иного государства в сфере международных отношений определяется его географическим положением, т. е. на передний план выдвигаются пространственные, территориальные характеристики.
Значение географических факторов для исторических судеб народов отмечается практически всеми исследователями международной политики. Они важны для понимания ресурсов держав и при планировании ими внешней политики.
Геополитическое положение Казахстана. В становлении внешней политики Казахстана ключевым является его геополитическое положение на стыке Азии и Европы. В этом Казахстану предназначена роль связующего звена между Россией и Китаем, между Россией и центрально-азиатскими государствами, а через них – со Средним Востоком и Южной Азией. Среди множества факторов, выгодно отличающий регион от внешнего окружения, являющийся потенциальным фундаментом для экономической интеграции выступает территориальный, способствующий формированию регионального единства стран Центральной Азии. Парадоксально, но данный фактор в настоящее время не адекватен возможностям регионального развития.
Сопредельные с Казахстаном страны, за исключением Китая и России, пока недостаточно используют потенциал, заложенный в особенностях экономико-географического положения, которые во многом выступают как индикаторы экономического развития самих центрально-азиатских стран.
Интеграционные процессы
– это альтернатива сохранения экономической независимости, но, к сожалению, эти процессы протекали очень вяло. В настоящее время положение несколько изменилось, благодаря созданию Евразийского Экономического Сообщества и Таможенного союза.
Геополитическое положение Казахстана на евразийском континенте является привлекательным и выгодным не только для соседних держав и регионов, но
В современной мировой политике, как отмечалось выше, действует огромное количество различных участников. Основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.
Роль других субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств.
Государство
— единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну, подписывать мирные соглашения, решать задачи обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности. Важнейшей стороной политической жизни любого государства является его внешняя политика. Внешняя политика —
это деятельность государств на международной арене, регулирующая их отношения с целью реализации национальных интересов.
Геополитика
— это
«наука, которая рассматривает государство как географический организм или феномен в пространстве». С точки зрения геополитиков, место того или иного государства в сфере международных отношений определяется его географическим положением, т. е. на передний план выдвигаются пространственные, территориальные характеристики.
Значение географических факторов для исторических судеб народов отмечается практически всеми исследователями международной политики. Они важны для понимания ресурсов держав и при планировании ими внешней политики.
Геополитическое положение Казахстана. В становлении внешней политики Казахстана ключевым является его геополитическое положение на стыке Азии и Европы. В этом Казахстану предназначена роль связующего звена между Россией и Китаем, между Россией и центрально-азиатскими государствами, а через них – со Средним Востоком и Южной Азией. Среди множества факторов, выгодно отличающий регион от внешнего окружения, являющийся потенциальным фундаментом для экономической интеграции выступает территориальный, способствующий формированию регионального единства стран Центральной Азии. Парадоксально, но данный фактор в настоящее время не адекватен возможностям регионального развития.
Сопредельные с Казахстаном страны, за исключением Китая и России, пока недостаточно используют потенциал, заложенный в особенностях экономико-географического положения, которые во многом выступают как индикаторы экономического развития самих центрально-азиатских стран.
Интеграционные процессы
– это альтернатива сохранения экономической независимости, но, к сожалению, эти процессы протекали очень вяло. В настоящее время положение несколько изменилось, благодаря созданию Евразийского Экономического Сообщества и Таможенного союза.
Геополитическое положение Казахстана на евразийском континенте является привлекательным и выгодным не только для соседних держав и регионов, но