Файл: Диф зачет Предмет политологии, его специфика и функции Этапы развития политической науки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14. Взаимодействие политики с другими сферами жизни общества:
Политика и право
Политика в наиболее абстрактной форме обычно интерпретируется как область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Право и политика традиционно рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Достаточно сказать, что преобладающая часть всей внутренней и внешней политики любого государства реализуется через право, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями и проводниками этой политики. Если же иметь в виду такой ведущий правовой акт, как конституция, то она, как известно, закрепляет основы, принципы, цели, направления государственной политики, фиксирует и гарантирует политические права и свободы граждан, их участие в государственной и общественно-политической жизни страны. Конституция представляет собой политико-юридический документ.
Политика есть также искусство возможного, искусство компромиссов, согласования желаемого и объективно достижимого, умение считаться с реальностью. За пределами возможностей начинается волюнтаризм, субъективизм, а нередко и авантюризм, все то, что находится уже вне правового поля, вне юридических процедур.
Свободная от права политика есть произвол, своеволие. Конечно, право не может быть абсолютно свободным от политики, поскольку между ними, как отмечалось выше, существуют генетические взаимосвязи. Многие законодательные акты имеют не только юридическое, но и очевидное политическое содержание. такой из них, как Конституция, прямо закрепляет основы государственной политики. Конституция есть не только юридический, но и важнейший политический документ. Да и все правовые нормы, исходящие от государства или им санкционируемые, являются в конечном счете проводниками его воли.
15. Взаимодействие политики с другими сферами жизни общества:
политика, мораль и религия
Политика рождается с появлением классов и государств, то есть возникает значительно позже религии.
Более всего политика обусловливается экономическими интересами людей. Классы и группы людей, обладающие богатством и властью, используют силу государства во имя своих собственных интересов и, как правило, добровольно от власти не отказываются. Политические страсти сталкивают и разделяют людей.
Общее между политикой и религией заключается в том, что обе эти сферы являются областью регулирования связей и отношений между людьми, их единения или разъединения. Но более существенны и глубоки различия между ними. Очень важен в этом сопоставлении следующий момент: если политика опирается на насилие, то религия исторически оценивала насилие по-разному. В Древнем мире и в Средние века
Проблема политической элиты стала объектом специального изучения в работах итальянских мыслителей Вилъфредо Парето и Гаэтано Моска. Их теории получили название
«классических теорий элиты».
Теория «политического класса» Г. Моска выдвинул в работе «Основы политической науки». По его мнению, в любом обществе существует два класса: класс управляющих и класс управляемых. Первый представляет собой господствующее
«организованное меньшинство», второй
-
«неорганизованное большинство». Групповая сплоченность и единомыслие, свойственные правящему классу, обеспечиваются благодаря наличию у него организации, структуры. Благодаря им правящий класс сохраняет власть.
Теория «круговорота элит» В. Парето. Парето различал два типа элит, последовательно сменяющих друг друга. Первый тип - «львы», для которых характерны открытость, решительность в управлении, опора на силовые, авторитарные методы властвования.
«Второй тип
-
«лисы», властвующие с помощью использования различных средств манипуляции, обмана, демагогии, подкупа.
Наиболее распространенная система представлений о характере и ограничениях современной демократии была сформулирована Максом
Вебером. Представительная многопартийная демократия, по Веберу, помогает защитить общество как от произвола в принятии решений отдельными политическими лидерами, так и от давления бюрократического аппарата.
Наиболее влиятельным представителем теории политического плюрализма является американский политолог Роберт Даль, который предложил использовать для обозначения институциональных решений демократии понятие «полиархии», буквально означающее «власть многих» в отличие от «демократии» — «власти всех». Полиархия — политический порядок, отличающийся в самом общем виде двумя масштабными характеристиками: предоставлением гражданских прав значительному числу населения и возможностью путем голосования смещать высших должностных лиц в управлении.
Существенный вклад в развитие теории современной демократии внес американский политолог
Аренд
Лейпхарт, предложивший идею консоциальной демократии, под которой он понимал «сегментарный плюрализм, включающий все возможные в многосоставном обществе линии разделения, плюс демократия согласия»
18. Роль и значение элиты
Политическая элита как наиболее активная, компетентная и влиятельная часть общества играет ключевую роль в политическом процессе. Она участвует в разработке и принятии стратегических решений и руководит их реализацией, определяет направления общественного развития, формирует оборонительную политику страны, представляет страну на международной арене. Элиты также играют основную роль в выработке той или иной идеологии или политического течения, в формировании общественного
Политика и право
Политика в наиболее абстрактной форме обычно интерпретируется как область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Право и политика традиционно рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Достаточно сказать, что преобладающая часть всей внутренней и внешней политики любого государства реализуется через право, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями и проводниками этой политики. Если же иметь в виду такой ведущий правовой акт, как конституция, то она, как известно, закрепляет основы, принципы, цели, направления государственной политики, фиксирует и гарантирует политические права и свободы граждан, их участие в государственной и общественно-политической жизни страны. Конституция представляет собой политико-юридический документ.
Политика есть также искусство возможного, искусство компромиссов, согласования желаемого и объективно достижимого, умение считаться с реальностью. За пределами возможностей начинается волюнтаризм, субъективизм, а нередко и авантюризм, все то, что находится уже вне правового поля, вне юридических процедур.
Свободная от права политика есть произвол, своеволие. Конечно, право не может быть абсолютно свободным от политики, поскольку между ними, как отмечалось выше, существуют генетические взаимосвязи. Многие законодательные акты имеют не только юридическое, но и очевидное политическое содержание. такой из них, как Конституция, прямо закрепляет основы государственной политики. Конституция есть не только юридический, но и важнейший политический документ. Да и все правовые нормы, исходящие от государства или им санкционируемые, являются в конечном счете проводниками его воли.
15. Взаимодействие политики с другими сферами жизни общества:
политика, мораль и религия
Политика рождается с появлением классов и государств, то есть возникает значительно позже религии.
Более всего политика обусловливается экономическими интересами людей. Классы и группы людей, обладающие богатством и властью, используют силу государства во имя своих собственных интересов и, как правило, добровольно от власти не отказываются. Политические страсти сталкивают и разделяют людей.
Общее между политикой и религией заключается в том, что обе эти сферы являются областью регулирования связей и отношений между людьми, их единения или разъединения. Но более существенны и глубоки различия между ними. Очень важен в этом сопоставлении следующий момент: если политика опирается на насилие, то религия исторически оценивала насилие по-разному. В Древнем мире и в Средние века
национальные религии обычно открыто одобряли применение насилия по отношению к единоверцам или своим политическим противникам. В настоящее время подавляющее большинство национальных религий и представители мировых религий обычно осуждают насилие в любых его формах. Религия чрезвычайно консервативна и, как правило, резко демонстрирует приоритет небесного по отношению к земному, священного
— к «профанному», духовного — к телесному и материальному. В религии отчетливо доминирует моральное начало. Религиозные служители ревностно заботятся об авторитете религиозной общины и обычно избегают участия в рискованных для ее репутации политических акциях.
Разумеется, отнюдь не каждая политическая акция аморальна, но логика политического противоборства нередко понуждает к отступлению от моральных норм и даже вероисповедных принципов. Поэтому у политического деятеля мотивы властвования довлеют над мотивами религиозными. Логика противоборства диктует ему особые правила поведения, часто далекие от следования элементарным нормам нравственности, заставляет маскировать свои действительные намерения, прибегать к недомолвкам, уловкам, хитрым маневрам и другим осуждаемым моралью и религией приемам и средствам.
Общим между политикой и моралью является то, что и мораль, и политика призваны управлять поведением людей. Однако методы управления существенно различаются. Мораль опирается прежде всего на убеждения, а главным критерием оценки проступка являются собственная совесть или порицание окружающих. Политика опирается на силу, на использование принудительных мер, а критерием оценки поступка является суд.
У политики и морали различные источники (основания) для создания структуры управления. Мораль основывается на существующих в обществе ценностях, обычаях, традициях, т. е. имеет ценностно-нормативную основу.
В основе политики лежат интересы различных социальных групп общества, которые трансформируются в законы (нормы). При этом правящая элита может навязывать всему обществу законы, которые защищают прежде всего интересы этой самой элиты и ущемляют потребности других.
Другими существенными различиями между политикой и моралью является то, что моральные требования носят постоянный, универсальный характер и не зависят от конкретной ситуации. Политика же должна учитывать реальные условия и действовать в зависимости от складывающейся ситуации. Кроме того, моральные требования весьма абстрактны и не всегда поддаются точным критериям оценки. Требования политики достаточно конкретны, они облечены в форму законов, за нарушение которых следует наказание.
16. Понятие политической элиты.
Политическую элиту следует рассматривать в качестве привилегированной группы, занимающей руководящие позиции во властных
— к «профанному», духовного — к телесному и материальному. В религии отчетливо доминирует моральное начало. Религиозные служители ревностно заботятся об авторитете религиозной общины и обычно избегают участия в рискованных для ее репутации политических акциях.
Разумеется, отнюдь не каждая политическая акция аморальна, но логика политического противоборства нередко понуждает к отступлению от моральных норм и даже вероисповедных принципов. Поэтому у политического деятеля мотивы властвования довлеют над мотивами религиозными. Логика противоборства диктует ему особые правила поведения, часто далекие от следования элементарным нормам нравственности, заставляет маскировать свои действительные намерения, прибегать к недомолвкам, уловкам, хитрым маневрам и другим осуждаемым моралью и религией приемам и средствам.
Общим между политикой и моралью является то, что и мораль, и политика призваны управлять поведением людей. Однако методы управления существенно различаются. Мораль опирается прежде всего на убеждения, а главным критерием оценки проступка являются собственная совесть или порицание окружающих. Политика опирается на силу, на использование принудительных мер, а критерием оценки поступка является суд.
У политики и морали различные источники (основания) для создания структуры управления. Мораль основывается на существующих в обществе ценностях, обычаях, традициях, т. е. имеет ценностно-нормативную основу.
В основе политики лежат интересы различных социальных групп общества, которые трансформируются в законы (нормы). При этом правящая элита может навязывать всему обществу законы, которые защищают прежде всего интересы этой самой элиты и ущемляют потребности других.
Другими существенными различиями между политикой и моралью является то, что моральные требования носят постоянный, универсальный характер и не зависят от конкретной ситуации. Политика же должна учитывать реальные условия и действовать в зависимости от складывающейся ситуации. Кроме того, моральные требования весьма абстрактны и не всегда поддаются точным критериям оценки. Требования политики достаточно конкретны, они облечены в форму законов, за нарушение которых следует наказание.
16. Понятие политической элиты.
Политическую элиту следует рассматривать в качестве привилегированной группы, занимающей руководящие позиции во властных
структурах, и непосредственно участвующей в принятии важнейших политических решений.
Состав политической элиты весьма разнообразен, однако в целом сюда входят партийные институты и отдельные политические личности. В основном, указанные категории граждан занимаются разработкой стратегий деятельности своих институтов, а также занимаются руководством ими.
Политическую элиту можно охарактеризовать следующими чертами:
представляет собой небольшие и самостоятельные социальные группы;
обладают повышенным социальным статусом;
владеют значительным объемом государственной и информационной власти
имеют организаторские способности и талант в определенных сферах.
Политическая элита - это социальная группа, занимающая наиболее высокие позиции в обществе, обладающая в максимальной степени политической властью и возможностью влияния на общество. Она является основным источников руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или общества.
Элита охватывает наиболее влиятельные круги и группировки экономически и политически господствующего класса. Это люди, которые сосредоточили в своих руках большие материальные ресурсы, технико- организационные средства, средства массовой информации.
Это профессиональные служащие, политики и идеологи и т.д. Но политическая элита - это не просто арифметическая сумма правителей и властителей. Это образование более сложное. Суть не только в том, что ее члены концентрируют в своих руках власть путем монополизации права на принятие решения, на определение целей, но это прежде всего особая социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, идеологов и т.д. Их объединяют общие интересы, которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а следовательно, и позиции каждого ее члена.
Политическая элита играет исключительную роль в жизни общества.
Это центральное звено государственного управления. От деятельности политической элиты, ее политического поведения в значительной степени зависит направление и ход деятельности политического развития, функционирование политической системы в целом. Но и сама элита должна служить нравственным примером для других граждан и внушать к себе уважение, подтверждаемое на свободных выборах.
17. Основные теории элит: классические теории элит Г.Моски и
В.Парето, концепции демократического элитизма (М.Вебер) и
плюрализма элит (Г.Лейпхарт, Р.Даль).
Состав политической элиты весьма разнообразен, однако в целом сюда входят партийные институты и отдельные политические личности. В основном, указанные категории граждан занимаются разработкой стратегий деятельности своих институтов, а также занимаются руководством ими.
Политическую элиту можно охарактеризовать следующими чертами:
представляет собой небольшие и самостоятельные социальные группы;
обладают повышенным социальным статусом;
владеют значительным объемом государственной и информационной власти
имеют организаторские способности и талант в определенных сферах.
Политическая элита - это социальная группа, занимающая наиболее высокие позиции в обществе, обладающая в максимальной степени политической властью и возможностью влияния на общество. Она является основным источников руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или общества.
Элита охватывает наиболее влиятельные круги и группировки экономически и политически господствующего класса. Это люди, которые сосредоточили в своих руках большие материальные ресурсы, технико- организационные средства, средства массовой информации.
Это профессиональные служащие, политики и идеологи и т.д. Но политическая элита - это не просто арифметическая сумма правителей и властителей. Это образование более сложное. Суть не только в том, что ее члены концентрируют в своих руках власть путем монополизации права на принятие решения, на определение целей, но это прежде всего особая социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, идеологов и т.д. Их объединяют общие интересы, которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а следовательно, и позиции каждого ее члена.
Политическая элита играет исключительную роль в жизни общества.
Это центральное звено государственного управления. От деятельности политической элиты, ее политического поведения в значительной степени зависит направление и ход деятельности политического развития, функционирование политической системы в целом. Но и сама элита должна служить нравственным примером для других граждан и внушать к себе уважение, подтверждаемое на свободных выборах.
17. Основные теории элит: классические теории элит Г.Моски и
В.Парето, концепции демократического элитизма (М.Вебер) и
плюрализма элит (Г.Лейпхарт, Р.Даль).
Проблема политической элиты стала объектом специального изучения в работах итальянских мыслителей Вилъфредо Парето и Гаэтано Моска. Их теории получили название
«классических теорий элиты».
Теория «политического класса» Г. Моска выдвинул в работе «Основы политической науки». По его мнению, в любом обществе существует два класса: класс управляющих и класс управляемых. Первый представляет собой господствующее
«организованное меньшинство», второй
-
«неорганизованное большинство». Групповая сплоченность и единомыслие, свойственные правящему классу, обеспечиваются благодаря наличию у него организации, структуры. Благодаря им правящий класс сохраняет власть.
Теория «круговорота элит» В. Парето. Парето различал два типа элит, последовательно сменяющих друг друга. Первый тип - «львы», для которых характерны открытость, решительность в управлении, опора на силовые, авторитарные методы властвования.
«Второй тип
-
«лисы», властвующие с помощью использования различных средств манипуляции, обмана, демагогии, подкупа.
Наиболее распространенная система представлений о характере и ограничениях современной демократии была сформулирована Максом
Вебером. Представительная многопартийная демократия, по Веберу, помогает защитить общество как от произвола в принятии решений отдельными политическими лидерами, так и от давления бюрократического аппарата.
Наиболее влиятельным представителем теории политического плюрализма является американский политолог Роберт Даль, который предложил использовать для обозначения институциональных решений демократии понятие «полиархии», буквально означающее «власть многих» в отличие от «демократии» — «власти всех». Полиархия — политический порядок, отличающийся в самом общем виде двумя масштабными характеристиками: предоставлением гражданских прав значительному числу населения и возможностью путем голосования смещать высших должностных лиц в управлении.
Существенный вклад в развитие теории современной демократии внес американский политолог
Аренд
Лейпхарт, предложивший идею консоциальной демократии, под которой он понимал «сегментарный плюрализм, включающий все возможные в многосоставном обществе линии разделения, плюс демократия согласия»
18. Роль и значение элиты
Политическая элита как наиболее активная, компетентная и влиятельная часть общества играет ключевую роль в политическом процессе. Она участвует в разработке и принятии стратегических решений и руководит их реализацией, определяет направления общественного развития, формирует оборонительную политику страны, представляет страну на международной арене. Элиты также играют основную роль в выработке той или иной идеологии или политического течения, в формировании общественного
мнения и в мобилизации масс для участия в политических акциях и движениях.
Если правящую элиту понимать в буквальном этимологическом смысле как лучшую часть общества, то ее значение как референтной группы проявляется во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в соблюдении общих этических норм и критериев нравственности. При этом основным критерием нравственности политической элиты является ее служение национально-государственным интересам.
Особенно велика роль и значение политических элит в переходные и кризисные для страны периоды. Неуверенность людей в завтрашнем дне позволяют правящей элите концентрировать в своих руках большой объем политической власти, управлять судьбами многих миллионов людей и при этом не нести никакой ответственности, «списывая» свою некомпетентность и (или) злоупотребления на «объективные обстоятельства».
Необходимо учитывать также, что кроме общественных интересов элиты имеют свои личные и групповые (корпоративные) интересы.
Объективно интересы правящей элиты совпадают с общественными интересами, так как устойчивость власти и ее перспективы зависят от роста благосостояния народа. Но соблазн обогатиться за счет общества (особенно если это общество не в состоянии себя защитить) нередко перевешивает объективную необходимость, и проблемы решаются в пользу элит.
Формирование политической элиты - процесс достаточно длительный. В нем велика роль устоявшихся политических традиций, политической культуры. Большинство кандидатов проходят многолетнюю «стажировку» в своих партийных организациях.
19. Понятие и сущность политического лидерства
Политический лидер – это наиболее авторитетный член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в политических процессах и ситуациях.
Политический лидер стимулирует своей деятельностью ход политического процесса, способен менять его направленность и оказывать определяющее воздействие на политические события, жизнь в целом.
Характерные черты политического лидерства:
- острый ум, политическая интуиция;
- организаторский талант, ораторские способности;
- политическая воля, готовность брать на себя ответственность
- популярность, умение нравится людям, завоевывать их симпатии;
- наличие яркой политической программы, отвечающей интересам больших политических групп.
С понятием «лидер» тесно связано другое понятие – «лидерство».
Под ним понимается сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Главными составными частями данного понятия являются: во- первых, способность лидера точно оценивать ситуацию, найти правильное решение стоящих задач, воздействовать на умы и энергию людей в целях
Если правящую элиту понимать в буквальном этимологическом смысле как лучшую часть общества, то ее значение как референтной группы проявляется во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в соблюдении общих этических норм и критериев нравственности. При этом основным критерием нравственности политической элиты является ее служение национально-государственным интересам.
Особенно велика роль и значение политических элит в переходные и кризисные для страны периоды. Неуверенность людей в завтрашнем дне позволяют правящей элите концентрировать в своих руках большой объем политической власти, управлять судьбами многих миллионов людей и при этом не нести никакой ответственности, «списывая» свою некомпетентность и (или) злоупотребления на «объективные обстоятельства».
Необходимо учитывать также, что кроме общественных интересов элиты имеют свои личные и групповые (корпоративные) интересы.
Объективно интересы правящей элиты совпадают с общественными интересами, так как устойчивость власти и ее перспективы зависят от роста благосостояния народа. Но соблазн обогатиться за счет общества (особенно если это общество не в состоянии себя защитить) нередко перевешивает объективную необходимость, и проблемы решаются в пользу элит.
Формирование политической элиты - процесс достаточно длительный. В нем велика роль устоявшихся политических традиций, политической культуры. Большинство кандидатов проходят многолетнюю «стажировку» в своих партийных организациях.
19. Понятие и сущность политического лидерства
Политический лидер – это наиболее авторитетный член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в политических процессах и ситуациях.
Политический лидер стимулирует своей деятельностью ход политического процесса, способен менять его направленность и оказывать определяющее воздействие на политические события, жизнь в целом.
Характерные черты политического лидерства:
- острый ум, политическая интуиция;
- организаторский талант, ораторские способности;
- политическая воля, готовность брать на себя ответственность
- популярность, умение нравится людям, завоевывать их симпатии;
- наличие яркой политической программы, отвечающей интересам больших политических групп.
С понятием «лидер» тесно связано другое понятие – «лидерство».
Под ним понимается сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Главными составными частями данного понятия являются: во- первых, способность лидера точно оценивать ситуацию, найти правильное решение стоящих задач, воздействовать на умы и энергию людей в целях