Файл: Курсовая работа по профессиональным модулям.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Определение государственной социальной помощи непосредственно содержится в Федеральном законе «О государственной социальной помощи»1. Под этим подразумеваются определенные денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

На сегодняшний день оказание государственной социальной помощи некоторым категориям граждан преследует ряд целей. Так, выделим основные из них:

  1. поддержание необходимого и благоприятного уровня жизни граждан, чей доход не превышает размер установленного в РФ прожиточного минимума. Заметим, что минимальный размер дохода может быть установлен субъектами России и отличается от других регионов;

  2. снижение уровня социального неравенства, который может повышаться в зависимости от влияния внутренних и внешних факторов (например, пандемия Covid-19);

  3. адресное использование бюджетных средств;

  4. создание необходимых условий, в рамках которых будет обеспечиваться доступность социальных услуг;

  5. поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

  6. повышении доходов населения.

Подчеркнем, что к социальной помощи на современном этапе относятся выплаты социальных пенсий и других компенсационных выплат. Эти выплаты предоставляются вне зависимости от уровня среднедушевого или индивидуального дохода. Социальная помощь также может быть представлена тем гражданам, чей среднедушевой доход (в связи с наступлением обстоятельств, не зависящих от него), ниже прожиточного минимума, который предусмотрен субъектом России.

Также следует обратить внимание и на то, что действующее законодательство не закрепляет термина «пенсионное обеспечение». В данном случае законодатель обозначает лишь отдельные виды пенсионного обеспечения в России: государственное, страховое и дополнительное негосударственное.

Понятие государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение
, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в её назначении). Определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.

Таким образом, понятие государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также ее размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в ее назначении).

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Нормативно-правовое регулирование в сфере государственной социальной помощи



Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные акты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.

На сегодняшний день институт социальной помощи регулируется рядом нормативно-правовых актов. В частности, правовые особенности права на государственную социальную помощь главным образом заключены в этом – сегодня действует широкий перечень нормативных актов, которые затрагивают общественные отношения, возникающие при попадании человека в тяжелую жизненную ситуацию.

В первую очередь необходимо отметить нормы международного права. По законодательству Российской Федерации международно-правовые акты имеют приоритет над национальным законодательством, если они не противоречат законодательству РФ. Несмотря на то, что ранее институт социальной помощи населению регулировался многими нормативными актами, на сегодняшний день прослеживается тенденция сокращения документов, которые регулируют вопросы, возникающие из правоотношений при реализации права на социальной помощи.

Среди важных международно-правовых актов в данной области можем назвать следующие.

Во-первых, Декларация о правах человека, принятая в 1948 года, которая провозглашает, что «Каждый человек, как член общества, имеет законное право на социальное обеспечение и имеет право на осуществление, путем национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии с организацией и ресурсами каждого государства, экономических, социальных и культурных прав, необходимых для поддержания его достоинства и свободного развития его личности».

В статье 25 этого же международно-правового акта устанавливается законное право людей на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или иного отсутствия средств к существованию по независящим от них обстоятельствам
1.

Также можем отметить Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, являющийся продолжением Декларации 1948 года. Государства-участники Пакта признают «законное право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, и на достаточный жизненный уровень, и на непрерывное улучшение условий жизни»2.

Общество не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Вместе с тем они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе - Конституции.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, что выражается:

- в гарантированном размере минимальной оплаты труда, пенсий, пособий;

- в обеспечении государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

- в развитии системы социальных служб.

В статье 38 Конституции Российской Федерации указано, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Обратим внимание также на 39 статью Конституции, поскольку данное положение затрагивает вопросы социальной помощи человеку и гражданину. Так, в соответствии со статьей, каждому человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом.

Таким образом, Конституция РФ возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления права гражданина на социальную защиту и определяет основные пути его реализации:

- обязательное пенсионное страхование работающих граждан;

- создание фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения;

- принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию социальных прав.


Федеральные нормативно-правовые акты, гарантирующие реализацию социальных прав определенным категориям граждан:

1. Федеральный закон № 442 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»1. Закрепляет основы правового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рассматриваемом законе выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан:

- адресность;

- доступность;

- добровольность;

- гуманность;

- приоритетность;

- конфиденциальность;

- профилактическая направленность.

2. Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан».2 Данный закон закрепляет понятие охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. В частности, Основы отдельно предусматривают право на охрану здоровья:

- семьи;

- беременных женщин и матерей;

- несовершеннолетних;

- военнослужащих;

- граждан пожилого возраста;

- инвалидов.

3. Федеральный закон № 81от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».1 Данный закон закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей:

- пособие по беременности и родам женщине;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

- пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье;

- пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет;

- ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения им 16-летия (или если ребенок обучается в учебном заведении, то до достижения им 18-летия).

4. За обеспечение граждан социальными пособиями отвечают такие федеральные законы как:

- «О занятости населения в Российской Федерации»2;

- «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»3;

5. Федеральный закон № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»4 и Федеральный закон № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулируют пенсионное обеспечение различных категорий граждан,