Файл: Курсовая работа по профессиональным модулям.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 327

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализация прав граждан на предоставление государственной помощи – социальной доплаты на федеральном и региональном уровне

  1. Виды государственной социальной помощи и социальная доплата к пенсии



Пенсионеры относятся к самой незащищенной категории населения. Работать в пожилом возрасте становится труднее. Далеко не все граждане в состоянии себя обеспечить. Прожить без государственной поддержки может лишь малая часть пенсионеров. Остальные нуждаются в помощи.

Для определения видов государственной социальной помощи нуждающимся гражданам, необходимо обратиться к анализу законодательных актов. Федеральный закон РФ «О государственной социальной помощи» содержит перечень видов социальной помощи1, которые станут основой для данного параграфа. Ранее при анализе особенностей оказания государственной социальной помощи нами были несколько затронуты виды социальной помощи. В первую очередь следует отметить, что сегодня в государстве наблюдается переходный период, в течение которого будет осуществляться поэтапное доведение установленного на 2023 год прожиточного минимума на душу населения до прожиточного минимума с учетом коэффициента региональной дифференциации. Региональные органы государственной власти имеют право определять прожиточный минимум на душу населения для трудоспособного населения, пенсионеров и детей, учитывая региональные социально-экономических особенности и природно-климатические условия.

В соответствии с действующим законодательством, оказание государственной социальной помощи имеет следующие виды:

  1. денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

  2. натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Рассмотрим каждый из видов более подробно. Законодательно закреплено право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением, усыновлением первого и второго ребенка начиная с 01 января 2018 года1. Надо иметь российское гражданство и среднедушевой доход семьи не должен быть больше двух раз прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе. Размер ежемесячной выплаты равен прожиточному минимуму для детей в регионе. С 01 января 2020 года выплачивается ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет
2. При этом среднедушевой доход семьи не должен превышать прожиточный минимум на душу населения в регионе. Размер ежемесячной выплаты зависит от степени нуждаемости. Он может составлять 50 %, 75 %, 100 % регионального прожиточного минимума для детей. 50 % — это базовый размер пособия, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения. Ежемесячная выплата осуществляется в размере 75 % и 100 % прожиточного минимума для детей, если среднедушевой доход семьи, рассчитанный соответственно с учетом ежемесячной выплаты 50 % и 75 % прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения. Предусмотрено софинансирование расходных обязательств регионов на осуществление ежемесячной выплаты за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Подчеркнем, что денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат. Под социальным пособием понимается - безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данным пособиям присущи следующие характерные признаки.

Безвозмездность выплаты пособий.Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующий бюджет, откуда они выплачивались. Следовательно, получатели пособий могут их расходовать по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.

Выплата выплачивается в фиксированных законом размерах.

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:

а) срочной пенсионной выплаты;

б) дополнительного материального (социального) обеспечения;

в) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

г) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки

, предоставляемых единовременно).
Поэтому при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной -поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.

Девять категорий российских граждан имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, представляющего собой перечень социальных услуг для отдельных категорий граждан. К ним относятся, например, инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий; инвалиды; дети-инвалиды и другие категории российских граждан. Набор социальных услуг включает:

- услуги по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

- предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные организации;

- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, на междугородном транспорте к месту лечения и обратно1.

Федеральная социальная доплата к пенсии осуществляется, если общая сумма материальногообеспечения меньше регионального прожиточного минимума пенсионера, не превышает величины прожиточного минимума пенсионера в стране. Региональная социальная доплата к пенсии производится, если общая сумма материального обеспечения не достигает прожиточного минимума пенсионера в регионе, превышает величину прожиточного минимума пенсионера в стране. Общая сумма обеспечения с учетом федеральной и региональной доплаты должна быть равна прожиточному минимуму пенсионера в регионе.

Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания
, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленной в регионе проживания пенсионера.

Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами СФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.

Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по Российской Федерации, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

  • пенсий, в том числе в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;

  • срочной пенсионной выплаты;

  • дополнительного материального (социального) обеспечения;

  • ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

  • иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Также следует обратить внимание на то, что с 2019 года действует новый порядок определения размера социальной доплаты к пенсии. Для того, чтобы верно определить необходимый размер доплаты, территориальные органы действуют в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. сначала определяется размер социальной доплаты к пенсии исходя из общей суммы установленных пенсионеру денежных выплат (пенсии, срочной пенсионной выплаты, дополнительного материального (социального) обеспечения, ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно). без учета индексации пенсий и ЕДВ;

  2. при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг;

  3. затем установленный размер социальной доплаты к пенсии суммируется с общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат с учетом индексации текущего года.


Таким образом, многие малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане пользуются правом получения всех видов государственной социальной помощи - натуральной помощи, денежных выплат, набора социальных услуг, федеральной и региональной социальной доплаты к пенсии.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10