Файл: Предварительное следствие как самостоятельная форма предварительного расследования.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В связи с прекращением уголовного дела и уголовного преследования следователь выносит постановление о прекращении, копия которого направляется надзирающему прокурору. Обстоятельства, которые обязательно должны быть указаны в таком постановлении, перечислены в статье 213 УПК РФ. Руководитель следственного органа имеет право согласно статье 214 УПК РФ, признав постановление следователя о прекращении незаконным или необоснованным, отменить такое постановление и возобновить производство по делу. Однако, поскольку производство предварительного следствия происходит в рамках одного следственного органа, то зачастую следователь согласует свои действия с руководителем следственного органа, например, согласует возможность возбуждения уголовного дела, его перспективы развития, возможность окончания предварительного следствия. Несмотря на закрепленный в УПК РФ принцип - процессуальной самостоятельности следователя, законодатель с каждыми изменениями усиливает ведомственный контроль [27, с.39]. В практической деятельности зачастую руководитель следственного органа проверяет процессуальные документы следователя на полноту, законность, обоснованность процессуальных документов, дает устные указания, в связи с чем, руководитель через следователя направляет ход уголовного дела. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что п.2 ч.1 ст.39 УПК РФ, предусматривающий возможность руководителя следственного органа отменить постановление следователя о прекращении уголовного дела, является в большей части декларативной.
Следующим способом окончания предварительного следствия является полномочие следователя, закрепленное в главе 30 УПК РФ, направить уголовное дело с обвинительным заключением прокурору. Указанное полномочие следователь реализует после того, как удостоверится, что им проведены все следственные действия, а полученные в ходе предварительного следствия доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, перед этим следователь должен выполнить требования ст. ст.216-217 УПК РФ, ознакомить потерпевшего, обвиняемого и адвоката с материалами уголовного дела.
Следователь переходит к ознакомлению с материалами уголовного дела и составлению обвинительного заключения тогда, когда считает, что в ходе предварительного следствия им получен исчерпывающий перечень доказательств, подтверждающих виновность лица в совершенном преступлении, добыт весь объем смягчающих и отягчающих обстоятельств. Статья 220 УПК РФ содержит сведения, которые обязательно должны быть указаны в обвинительном заключении. Обвинительное заключение является итоговым актом, которым оканчивается в большинстве случаев предварительное следствие, документом, в котором отражены все обстоятельства, полученные в ходе предварительного следствия. В обвинительном заключении ставится подпись следователя, после чего материалы уголовного дела незамедлительно передаются прокурору для изучения и согласования обвинительного заключения.
Кроме того, в рамках указанного параграфа необходимо рассмотреть и разобрать структуру предварительного следствия. В литературе на компоненты структуры предварительного следствия нет единого мнения.
Так, например, ряд авторов выделяют такие структурные элементы как: принятие решение и вынесение постановления о принятии дела к своему производству; производство необходимого объема следственных и процессуальных действий, направленных на доказывание необходимых обстоятельств, опровержение имеющихся доказательств, устранение противоречий; привлечение лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого, с дальнейшим предъявлением обвинения и допросом обвиняемого; избрание меры пресечения; окончание предварительного следствия и предъявление материалов уголовного дела участникам судопроизводства для ознакомления; процессуальное оформление окончания предварительного следствия; разрешение заявленных ходатайств участников процесса, в случае необходимости производство дополнительного расследования; составление обвинительного заключения и направление уголовного дела прокурору для согласования последнего; рассмотрение уголовного дела прокурором, принятие по нему решения и направление уголовного дела в суд [12, с.39-42].
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что стадия предварительного расследования по уголовному делу может реализовываться в форме дознания или предварительного следствия. Наиболее сложные, тяжкие, общественно опасные преступления расследуются в форме предварительного следствия. Невыплата заработной платы и иных законом установленных выплат (ст.145.1 УК РФ) является общественно опасным преступлением, поскольку затрагивает конституционные права граждан. Для понимания особенностей предварительного следствия по ст.145.1 УК РФ необходимо отметить черты данной категории преступления, которые в УПК РФ названы "общими условиями".
Глава 2. Особенности производства предварительного следствия по уголовным делам на примере преступлений, предусмотренных ст.145.1 Уголовного кодекса РФ
2.1 Особенности производства следственных действий по уголовным делам о невыплате заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат
Уголовно-процессуальное законодательство определило "рамки" для расследования уголовных дел, которые заключаются в наличии общих условий предварительного следствия, однако это не исключает наличие специфики предварительного расследования каждой категории дел. Несмотря на то, что ст.145.1 УК РФ помещена в главу, определяющую в качестве объекта конституционные права граждан, в частности, право, закрепленное в п.3 ст.37 Конституции Российской Федерации, при расследовании данной категории дел особое внимание необходимо уделить исследованию бухгалтерской, учредительной и иной финансовой документации.
В ходе производства предварительного следствия по данной категории преступлений должны быть установлены обстоятельства, круг которых определяется предметом доказывания по уголовным делам (ст.73 УПК РФ) и спецификой совершенного деяния, а именно:
1) правовой статус и финансово-экономическое положение работодателя. С целью установления указанного обстоятельства, определяется организационно-правовая форма, индивидуальный идентификационный номер, полное и сокращенное наименование юридического лица путем направления запроса в налоговый регистрирующий орган с просьбой о предоставлении учредительных документов организации и свидетельства о государственной регистрации. Кроме того, подлежат установлению следующие обстоятельства: характер финансово-хозяйственной деятельности организации, ее реальное финансовое состояние, платежеспособность, рентабельность, характер финансовых взаимоотношений с контрагентами, наличие и размер дебиторской и кредиторской задолженности. Данные обстоятельства возможно установить с помощью судебно-бухгалтерской экспертизы документов организации, общие положения которой регламентированы главой 27 УПК РФ. Экономисты Шешукова Т.Г. и Пащенко Т.В. в своих научных исследованиях уделяли большое внимание изучению судебно-бухгалтерской экспертизе, в частности экспертизе по уголовным делам, возбужденным по факту невыплаты заработной платы, пенсий, стипендий и иных пособий. Шешукова Т.Г. и Пащенко Т.В. отмечают, что в действиях руководителей организации при расследовании уголовных дел о невыплате заработной платы представляется затруднительным установить умысел на совершение указанных действий, то есть определить субъективную сторону состава преступления [27, с.62]. Умысел руководителя проявляется не только в самом факте задержки заработной платы, но и в реальной возможности своевременно выплачивать заработную плату. Данная категория является оценочной и, по мнению авторов, может быть разрешима с помощью судебно-бухгалтерской экспертизы. Экспертиза может также установить правильность исчисления и отражения в бухгалтерских документах заработной платы. Методы проведения судебно-бухгалтерской экспертизы различны, одними из самых применимых авторы называют следующие: арифметическая проверка; взаимная сверка бухгалтерских регистров; нормативная проверка хозяйственных операций; логическая сверка; экономический анализ. Однако, несмотря на значимость проведения судебно-бухгалтерской экспертиз, в Пермском крае имеется проблема, выраженная в нехватке штатных единиц экспертов-бухгалтеров, так в СУ СК России по Пермскому краю таких экспертов - 2, в экспертном отделе УЭБ и ПК ГУ МВД России по Пермскому краю экспертов около 5 человек. Следователи сталкиваются с проблемой - невозможность окончить предварительное следствие по ст.145.1 УК РФ в разумный срок, ввиду не завершения назначенной судебно-бухгалтерской экспертизы. Так, например, по уголовному делу № 2764, возбужденному 01.12.2016 по ст.145.1 УК РФ, следователем в декабре 2016 года назначена судебно-бухгалтерская экспертиза, производство по которой окончено 10 апреля 2016 года, итого срок судебно-бухгалтерской экспертизы составил 4 месяца. За указанное время следователем в ходе производства предварительного следствия допрошены 39 потерпевших, подозреваемый, свидетель, осмотрена изъятая документация Общества [Уголовное дело № 2764/2016 // Практика СО по Дзержинскому району г. Пермь СУ СК России по Пермскому краю]. Следователями СО по Ленинскому району г. Пермь СУ СК России по Пермскому краю был найден выход из ситуации, который в дальнейшем был предложен к использованию всеми органами СУ СК России по Пермскому краю. Он выражается в том, что следователям предложено осматривать бухгалтерскую документацию с участием специалиста в сфере бухгалтерского учета, при этом предложены формулы, которые просты в применении и могут помочь следователю самостоятельно рассчитать размер имеющейся пред работниками заработной платы, а также ее объем, полный или частичный. Указанный способ расчета задолженности представлен в приложении № 1 и может быть взят для использования следователями следственных органов иных субъектов Российской Федерации. Необходимо обратить внимание, что следователь может производить какие-либо бухгалтерские расчеты только с привлечением специалиста. Для самостоятельного расчета задолженности по заработной плате и иным выплатам перед работниками у следователя не имеется должной квалификации в сфере бухгалтерского учета. Полагаем, что замена судебно-бухгалтерской экспертизы на осмотр документов необходима тогда, когда документов не много, не большое количество потерпевших, то есть из обстановки явствует, что в экспертизе нет необходимости.
В рекомендациях для практиков, встречается мнение, что для расследования уголовного дела по ст.145.1 УК РФ необходимо также проведение судебно-экономической экспертизы и ревизии. Однако проведение указанных мероприятий занимает большое количество времени, в некоторых аспектах они дублируют друг друга. В связи с чем, полагаем, что целесообразно поставить перед экспертом вопросы, касающиеся, в том числе финансового положения предприятия, при назначении судебно-бухгалтерской экспертизы. Например, при назначении судебно-бухгалтерской экспертизы можно задать вопрос: "Какова сумма денежных средств, поступивших на кассу/на расчетный счет?", "Какая сумма денежных средств за указанный период (указывается период невыплаты заработной платы) была израсходована из кассы/ с расчетного счета организации, на какие цели?".
Далее для восстановления прав работников, возмещения ущерба, необходимо на предварительном следствии установить имущественное положение руководителя организации и самой организации. Соглашаясь с Е.Ю. Батягиной, необходимо отметить, что с этой целью направляются запросы в следующие учреждения [10, с.67]:
1) Федеральная налоговая служба России - орган, который содержит сведения о наличии у лиц доли/акции организаций;
2) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - орган, осуществляющий ведение единого государственного реестра недвижимости;
3) ГУОБДД МВД России - в регистрационно-экзаменационном отделе содержатся сведения о зарегистрированных на физических и юридических лиц транспортных средствах.
4) кредитные организации - содержат сведения о наличии расчетных счетов, остатке денежных средств на них.
Взаимодействие с кредитными организациями представляет для органов следствия наибольшую трудность. Во-первых, в связи с тем, что нет единой базы, содержащей сведения о расчетных счетах конкретных физических и юридических лицах, следователь сталкивается со значительным объемом документации, так в среднем, для установления наличия расчетного счета у лица в кредитной организации и наличия остатка денежных средств на нем, направляется около 50 запросов. Во-вторых, отправка и получение ответа на запрос требует время, за которое информация, направляемая банками, может потерять свою актуальность, поскольку движение денежных средств на расчетном счете происходит незамедлительно.
2) Нормативное регулирование выплаты работодателем заработной платы и иных выплат. Данное обстоятельство устанавливается путем анализа нормативных актов федерального уровня, а также локальных нормативных актов (при их наличии, например, положения об оплате труда), а также путем допроса руководителя, бухгалтера, работников организации.
3) Круг потерпевших, то есть лиц, перед которыми имеется задолженность по выплате заработной платы (иных установленных законом выплат). Следователю необходимо установить перечень всех лиц, перед которыми имеется задолженность по выплате заработной платы, пенсий, стипендий или иных выплат, установить их вид, размер, период невыплаты. Истребовать или отыскать документы, подтверждающие права лиц на претендуемые ими требования, например, трудовым договором, приказом назначения на должность, первичными документами. Если такие документы отсутствуют, то установить наличие иных фактических доказательств, подтверждающих права граждан на получение выплат. Если за исследуемый период задолженность по выплатам погашалась, то определить лицо, который получал выплаты, период получения и размер сумм выплат. Кроме того, важнейшим обстоятельством для установления является - выплачивались ли руководящим должностям вознаграждения за работу, иные выплаты, если это происходило, то определить также - какие конкретно виды выплат производились, когда, в каком размере. Указанные обстоятельства могут быть установлены путем допросов руководителя, бухгалтеров, работников, анализа бухгалтерской документации, проведением оперативно-розыскных мероприятий.
4) Субъект, ответственный за невыплату заработной платы (иных выплат), правовой статус руководителя. С целью установления указанного обстоятельства, необходимо определить: когда и кем назначен на должность руководитель, если является владельцем или совладельцем организации, то, установить время, когда он стал собственником доли; какие фактически действия были выполнены или предпринимались работодателем с целью осуществления выплат, например, направлялись требования контрагентам, подавались исковые заявления. Сведения о поданных исковых заявлениях и результатах их рассмотрения содержатся на сайтах Арбитражных судов субъектов Российской Федерации, в разделе "Практика", к примеру, сайт Арбитражного суда Пермского края имеет следующий адрес - http://www.perm. arbitr.ru/.
5) Корыстная или иная личная заинтересованность в деятельности руководителя - обязательный элемент состава преступления, предусмотренного ст.145.1 УК РФ. Одним из следственных действий для доказывания корыстной и иной личной заинтересованности в деятельности руководителя организации является анализ движения денежных средств по расчетным счетам организации, сведения о которых содержатся в налоговой инспекции, на учете которой стоит организация. На основании анализа можно сделать выводы, имелись ли на счетах организации денежные средства для погашения задолженности по заработной плате и иным выплатам; какие статьи расходов использовались в период образования задолженности. Запрос в кредитные организации должен соответствовать предъявляемым законом требованиям. К ним относятся: первое - запрос может быть направлен только по уголовному делу, второе - помимо подписи следователя, необходимо согласие руководителя следственного органа, подпись которого должна быть заверена гербовой печатью. Анализ движения денежных средств целесообразно оформить протоколом осмотра документов в порядке, предусмотренном ст. ст.176,177,180 УПК РФ. При этом важно разделить описание поступления денежных средств и списание их с расчетного счета. Приложение № 2 демонстрирует пример протокола осмотра выписки по движению денежных средств по расчетному счету организации. Тот факт, что денежные средства работодателем расходовались не в порядке, установленном Законом [Гражданский кодекс РФ, статья 855], а, например, на материалы, погашение кредитов, займов, выплаты заработной платы лицам, находящимся на руководящих должностях, может быть доказательством корыстной и иной личной заинтересованности в действиях работодателя. Указанным следственным действием целесообразно осмотреть изъятую кассовую книгу и первичные бухгалтерские документы по операциям, которые в ней отражены, то есть приходные и расходные кассовые ордера. Поскольку в некоторых организациях операции с денежными средствами могут не производиться по расчетным счетам, а поступать через кассу. Кроме того, для определения наличия денежных средств и их движение, материальных запасов имеет место необходимость осмотра анализа следующих счетов организации за период образования задолженности по выплатам: