Файл: Учебнометодический комплекс экономическое прогнозирование караганда 20072008.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа предусматривала выполнение пятилетних планов. В седьмом пятилетнем плане основными приоритетами являлись: стимулирование НТП, развитие наукоемких отраслей, повышение конкурентоспособности экспортной продукции, открытость экономики.
Особое внимание в государственных планах Южной Кореи придается поддержке крупных финансово-промышленных групп (ФПГ). Динамичный рост ФПГ, ориентация на внешний рынок способствовали их превращению в транснациональные корпорации (ТНК).
В экономики Китая государственный сектор удачно сочетается с рыночным (в первую очередь в сельском хозяйстве, производстве товаров народного потребления, торговле, сфере услуг). В государственном секторе директивное планирование сохранено, но его жесткость существенно ослаблена. В негосударственном секторе применяются планирование и рыночные регуляторы. В результате двухсекторная экономика регулируется в одном случае планом, в другом — рынком. Этому не препятствует не имеющая аналогов в мире степень либеральности и радикальности реформ. Гибкое сочетание плана и рынка обеспечило в Китае феноменальные экономические результаты и существенное улучшение всех показателей развития. Экономическое чудо в Китае стало одним из важнейших событий мировой истории последних десятилетий. В период реформ (1978-1997 гг.) валовой внутренний продукт страны вырос в 5,7 раза, или в среднем прирост составил 9,6% ежегодно.
В последнее время возрос интерес к латиноамерианскому опыту экономических реформ. Аргентинский вариант выхода из системного кризиса предполагает жесткую привязку национальной валюты к другой, более устойчивой валюте и проведение тотальной приватизации, включая естественные монополии. Расчеты показали, что если бы Россия в условиях финансового кризиса пошла по этому пути, то все пропорции должны были быть пересмотрены и нельзя было бы индексировать зарплату, пенсии, пособия.
Формирование высокоэффективного механизма хозяйственного управления в России связано с освоением и использованием всего того положительного, что выработала отечественная и мировая практика в области прогнозирования и планирования социально-экономического развития.
В условиях рынка ни один хозяйствующий субъект, предприниматель, гражданин и государство не могут рассчитывать на правильность предпринимаемых действий без заранее составленного плана и прогнозирования их последствий. Этим прежде всего и обусловливаются важность дисциплины «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» и необходимость ее глубокого изучения.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Раскройте предмет, метод и содержание курса
2. Государство в рыночной экономике
3. Прогнозирование и планирование как функции государства и хозяйствующих субъектов
4. Роль прогнозирования и перспективного планирования в макроэкономическом регулировании
5. Проблемы социально-экономического развития в условиях вхождения в мирохозяйственные процессы и глобализации.
6. Объективная необходимость государственного регулирования экономики и сочетания плановой и рыночной моделей хозяйствования. Планирование как главный механизм государственного регулирования экономики и его методологические основы.
7. Основные элементы методологии планирования.
8. Сложившийся опыт планирования и его научное обобщение. Особенности планирования в странах с развитой рыночной экономикой.
9. Опыт планирования в странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. Роль планирования в социально-экономическом развитии Китая, Японии, Турции, бывшего СССР.
10. Становление планирования в постсоветских республиках и Казахстане.
Тема 2. Теоретические основы социально - экономического прогнозирования
1. Значение и организационно-методологические основы экономического прогнозирования
2. Роль, научные основы и методология перспективного планирования социально-экономического развития
3. Научно-концептуальные основы стратегического планирования
В современных условиях хозяйствования макроэкономическое планирование необходимо рассматривать в качестве научной категории, связанной с процессом интеграции общественного производства. В результате интеграции и централизации, характерных для современной мировой экономики, воспроизводство становится в той или иной мере общественным не только по форме организации и регулирования, но и по конечным результатам. К настоящему времени четко наметился переход к принципиально новому, интегрированному воспроизводству совокупного конечного продукта. Именно он и составляет специфический объект макроэкономического (государственного) планирования.
Макроэкономическое планирование есть научное предвидение и обоснование развития и результатов функционирования общественного воспроизводства, основанное на установлении его закономерностей, тенденций социального и научно-технического прогресса, объективных зависимостей причинно-следственных связей в народном хозяйстве. Научная основа макроэкономического планирования - теория планирования, определяющая его содержание как систему принятия решений о предстоящем социально-экономическом развитии, средствах реализации технической, экономической, социальной политики, размещении производительных сил по теории страны, ее внешнеэкономических связях.
Макроэкономическое планирование – сложный многоступенчатый процесс, начинающийся в масштабах государства с предплановых исследований, разработки прогнозов. Собственно планированием можно считать создание концепции социально-экономического развития государства. В ней формулируются цели и приоритеты, основные направления социальной, структурной, инвестиционной политики.
Общегосударственное планирование определяет основные направления развития социально-экономических систем, одновременно устанавливает конкретные задачи и мероприятия по достижению долгосрочных целей. Планирование - ведущий элемент системы управления, важный инструмент реализации социально-экономической политики государства.
Основные факторы, содействующие процессу макроэкономического планирования:
1. Увеличения доли ресурсов страны, которыми, так или иначе, распоряжается государство.
2. Интеграция производства, рост уровня организации людей и предприятий в соответствии с социальными и экономическими интересами.
3. Ускоренное развитие экономической теории на базе использования электронно-вычислительной техники, глобальных информационных сетей, расширения круга наблюдения и повышения качества информации.
4. Усиление солидарности между группами и слоями населения, достижение социального согласия.
5. Понимание необходимости активного государственного воздействия на экономику в среде управленцев.
6. Непосредственная заинтересованность в тесном сотрудничестве с государством в процессах реализации масштабных инвестиционных проектах реконструкции промышленности, продвижения продукции на мировые рынки со стороны крупных компаний.
Содержание социально-экономического планирования заключается в обосновании конкретных достижимых целей и приоритетов развития, выявлении материальных, трудовых и финансовых возможностей реализации разрабатываемых программ. С формированием рыночных отношений объектами государственного планирования становятся лишь наиболее общественнозначимые и структуроопределяющие сферы, отрасли, регионы. Повышается роль стоимостных показателей, финансовых нормативов вместо количественных заданий.
В современной мировой экономике четко обозначился процесс перехода к межотраслевой интеграции собственности и становлению макроэкономического (ассоциированного) собственника, выступающего субъектом макроэкономического (или государственного) планирования. К настоящему времени в большинстве промышленно развитых стран четко выделилась и такая сфера макроэкономического планирования, как сектор государственных и смешанных корпораций.
Чем выше уровень развития социально-экономической системы, тем интенсивнее и эффективнее протекают интеграционные процессы на внутреннем рынке (ассоциации корпораций, финансово-промышленные группы) и на внешнем рынке (транснациональные корпорации). Кроме того, обостряются проблемы обеспечения. Ресурсами, энергетическая и экономическая проблемы, проблемы социальной защиты и развития социальной сферы. В этих условиях все большее значение приобретает общегосударственный план-прогноз, поскольку проблемы производства все больше отходят в сферу крупные корпораций (мезоуровень управления), но приобретут особую остроту проблемы распределения и перераспределения ВНП, структурные глобальные проблемы, проблемы законности и вопросы землепользования.
Таким образом, главное отличие макроэкономического планирования от микроэкономического в том, что:
1) на микро уровне действующее лицо - единый собственник, обладающий единой собственностью,
2) на макро уровне - ассоциированный собственник.
Отсюда следует: макроэкономическое планирование в условиях рынка нацелено на создание хозяйственного климата для добровольного сосредоточения всех хозяйствующих субъектов на достижении общей цели, необходимой благоприятному социально-экономическому развитию всего общества.
При этом обеспечение равновесного роста национальной экономики, который достигается в ущерб ее конкурентоспособности, не может являться целью современной экономической стратегии развитых стран. Основной целевой функцией становится обеспечение долгосрочной конкурентоспособности национальной экономики, обусловливающий прочность и устойчивость в общественной системе разделения и кооперации труда. Такое изменение ориентиров экономической политики потребовало и соответствующего изменения теоретических основ макроэкономического планирования.
Объектом макроэкономического (или государственного) планирования становится расширенное воспроизводство в единстве всех его фраз или интегральный кругооборот совокупного продукта воспроизводства как неразрывное единство движения товарной и денежной массы.
Субъект макроэкономического планирования - ассоциированный макроэкономический собственник.
Стратегической целью макроэкономического планирования становится обеспечение динамичного экономического роста, согласованного с требованиями макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости развития национальной экономики.
Планы носят отчасти политический характер и соответствуют политике правительства, т.е. в основе выбора пути развития социально-экономической системы не всегда лежат только экономические критерии.
В процессе макроэкономического планирования решаются следующие основные задачи:
- определение общественных потребностей;
- выявление возможных для их удовлетворения материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- обоснование наиболее рациональных направлений использования ресурсов в соответствии с текущими и перспективными потребностями;
- обеспечение сбалансированности развития между отдельными сферами народного хозяйства (материальное производство и непроизводственная сфера), отраслями и видами производства, между экономическими районами страны;