Файл: Учебнометодический комплекс экономическое прогнозирование караганда 20072008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Планирование можно определить как специфическую форму общественной практики людей, является одной из функций управления в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов, программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности выполнения и проверки их выполнения.

Для того, чтобы успешно управлять развитием национальной экономики, деятельностью коммерческих организаций, регулировать разнообразные процессы, происходящие в обществе, необходимо на всех уровнях управления точно и правильно намечать цели, подготавливать научно обоснованные меры, обеспечивающие достижение этих целей. Все эти проблемы и решаются в процессе планирования.

Потребность в макроэкономическом планировании в условиях рыночного хозяйства обусловлены рядом обстоятельств, такими, как:

• неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую стабильность и эффективную сбалансированность национальной экономики, преодолеть циклические колебания производства;

• необходимость сочетания хозяйственных интересов бизнесменов и предпринимателей, а также макроуровневых, региональных и микроуровневых экономических интересов государства;

• рост в общем объеме потребления доли коллективного или общественного потребления. Так как коллективное потребление товаров и услуг в значительной мере регулируется не обычным рыночным механизмом, а государством, то увеличивается и доля совокупных ресурсов страны, распределяемых им с помощью внерыночных механизмов;

• появление более сложных и чрезвычайно важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов и целых секторов экономики в результате расширения интеграционных процессов;

обострение глобальных проблем современной экологии (истощение невоспроизводимых природных ресурсов, ухудшение состояния окружающей среды и др.) обусловливает усиливающийся интерес общества, государства к проблемам долгосрочного развития;

• наличие процесса территориального разделения труда и необходимости оптимизации размещения производительных сил.

Формы планирования многообразны. Их различают в зависимости от:

а) уровня планирования: межстрановое, общегосударственное, отраслевое и региональное;

б) горизонта планирования: долгосрочное, среднесрочное и текущее;

в) круга решаемых проблем: стратегическое и тактическое.


Являясь ведущим элементом системы управления, планирование выполняет роль инструмента реализации политики государства, его отдельных субъектов.

В связи с нарастанием динамизма экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, быстрым изменением конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках, необходимостью обеспечения стабильного развития общества в долгосрочной перспективе все больше возрастает на макро- и региональном уровне роль стратегического планирования.

Стратегическое планирование представляет собой особый вид практической деятельности людей — плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегии проведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе.

Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты:

- устремленность в среднесрочную и дальнесрочную перспективу (на период одного года);

- ориентация на решение ключевых, определяющих для планируемой системы целей, от достижения которых зависит ее выживание, социально-экономический прогресс;

- органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения, причем как наличных, так и тех, которые будут созданы в планируемой перспективе; учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него позитивное или негативное влияние, и разработка мероприятий в максимальной степени ослабляющих их пользующих позитивное влияние этих факторов для успешного реше­ния стратегических задач планируемой системы;

- адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и приспособить к ним процесс его функционирования.

Предметом науки стратегического планирования является изучение возможностей использования объективных законов, определяющих развитие экономики, разработки и совершенствования методологии и методики решения многообразных проблем стратегического планирования, а также организации его осуществления.

Объект стратегического планирования - деятельность хозяйствующих субъектов, структурных элементов национальной экономики, всей национальной экономики страны с позиций их будущего состояния в ближней и долгосрочной перспективах.

2. Под методологией стратегического планирования следует понимать органическое единство логики разработки стратегических планов, методологических принципов, методов составления и обоснования оптимальности плановых показателей стратегических планов.



Решение любых проблем управления, а следовательно, и стратегического планирования имеет определенную логику. Логика стратегического планирования представляет собой упорядоченную последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением любой проблемы стратегического планирования, а также определение исходного пункта, от которого должен начинаться весь процесс плановой работы.

Логика стратегического планирования включает в себя следующие структурные элементы:

• определение и формирование целей развития экономики региона в планируемом периоде;

• анализ исходного уровня развития экономики региона в период, предшествующий планируемому, и уточнение параметров достигнутого уровня и его структуры;

• определение объема и структуры потребностей региона в планируемом периоде;

• выявление объема и структуры ресурсов, имеющихся на начало планируемого периода и вновь создаваемых в планируемом периоде;

•согласование, сбалансирование потребностей и ресурсов региона, под готовка проекта стратегического плана.

Так как стратегическое планирование является центральным элементом системы управления регионом, для него также важными являются четыре общих принципа управления, к которым относятся:

- принцип единства экономики и политики;

- принцип единства централизма и самостоятельности;

- принцип научной обоснованности и эффективности управленческих решений;

- принцип сочетания общих и локальных интересов и стимулирования личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений.

Кроме вышеназванных общих принципов управления стратегическое планирование опирается на три специфических принципа, такие, как:

1. Обеспечение оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев. Сущность этого принципа состоит в планомерном, сознательном формировании пропорций, соответствий между структурными элементами экономики региона, исходя из определенного критерия оптимальности.

2. Принципы единства и комплексности стратегических планов. Объективной основой данного принципа является единство воспроизводственного процесса в рамках региона, страны в целом, существование единого экономического пространства, единого рынка с присущей ему инфраструктурой.

3. Принцип единства процесса разработки, обеспечения возможности состоит в том, что разработки проектов планов должны в процессе их составления стремиться обеспечить внутреннюю согласованность всех разделов и. показателей плана, точность плановых расчетов, а также возможность их последующей проверки.


Важной составной частью методологии стратегического планирования является система его методов. Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей. К основным методам стратегического планирования относятся:

1. Аналитический метод планирования. Суть этого метода заключается в экономическом анализе и синтезе того или иного явления, показателя плана.

Анализ позволяет раскрыть сущность того или иного процесса, закономерностей и фактов, определяющих его изменения в плановом периоде, выбрать правильное направление развития, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей.

2. Балансовый метод планирования представляет собой совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей. Цель этих приемов - добиться баланса (равновесия) между показателями. Он обеспечивает достижение оптимальной пропорциональности и сбалансированности в экономике, позволяет выявить возможные несоответствия и диспропорции в плане.

3. Нормативный метод планирования. Суть его заключается в использовании технически и экономически обоснованных норм и нормативов.

Норма – это расход ресурсов на единицу продукции и услуг, количество, размер каких-либо затрат

Норматив – количество производимых или потребляемых материалов и средств на единицу времени, объема, на одного рабочего и т.д.

Вез профессиональных научно обоснованных норм и нормативов невозможны технико-экономические расчеты и обоснования плановых заданий и показателей плана.

В планировании применяется единая система норм и нормативов. Она включает в себя целый комплекс норм и нормативов эффективности общественного производства, затрат труда и заработной платы, расхода и запасов сырья, материалов, топлива, использования производственных мощностей, запасов оборудования и его использование и т.д.

4. Экономико-математические методы и модели. Важнейшими экономико-математическими моделями, используемыми в планировании, являются прогнозный баланс народного хозяйства, межотраслевой баланс производства и потребления продукции, матричные модели и др.

С помощью линейного программирования успешно решаются задачи производственного планирования: составления оптимальной программы выпуска продукции при заданных ресурсах, оптимальной загрузки оборудования.


Большие возможности имеет применение линейного программирования при планировании сельскохозяйственного производства для решения задач распределения посевных площадей между различными культурами, рационального планирования севооборотов, расчета оптимального сочетания отраслей сельскохозяйственного производства, определения наилучшей структу­ры стад а, наиболее эффективных рационов кормления скота и др.

5. Экспертные (оценочные) методы. Они основаны на использовании опыта специалистов-экспертов, интуиции. Лица, привлекаемые в качеств экспертов, являются высококвалифицированными специалистами в соответствующих областях знания, обладающие большим профессиональным и практическим опытом.

6. Программно-целевой метод планирования предполагает единство четкой целевой ориентации, комплексности намечаемых мероприятий.

Модель социальной программы региона в условиях рынка. Цели, задачи и функции социальной защиты.

Государственные (социальные)программы в области образования, здраво охранения.

1.Учреждения социальной защиты на территории муниципального образования могут быть представлены центрами социального обслуживания, муниципальными учреждениями социальной защиты, городскими центрами жилищных субсидий, отделами социального обеспечения, (так называемые «собесы»), управлениями труда и занятости населения, биржами труда, благотворительными организациями, домами ночного пребывания, центрами социальной помощи семье и детям, приютами для детей и подростков, центрами общественных работ и др. Для оценки эффективности их работы необходимо четко представлять цели деятельности и функции органов социальной защиты.

Главная цель этих учреждений – ликвидация абсолютной бедности. Проанализируем понятие «бедность», которое является многогранным и неоднозначным.

Бедность - это характеристика уровня жизни, структуры и качества потребления, возможности реализовать физиологические и социальные потребности. Основными причинами бедности являются 2 группы факторов: экономические (связаны с безработицей, низкими доходами) и демографические (возраст, иждивенческая нагрузка на семью).

Социальная поддержка – временные меры адресной поддержки государственными силами (услуги, пособия). Формы осуществления: пособия в денежной форме; помощь в натуральной форме; выгоды (скидки) при получении услуг;

Субсидии – целевое предоставление средств для оплаты услуг; компенсации – возмещение расходов на получение услуг или других благ.