Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет (национальный исследовательский университет).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21 является основой для выполнения других принципов экономической безопасности банка. Законодательство Российской Федерации, регулирующее обеспечение экономических интересов, можно разделить на три группы: федеральное, региональное (законодательство субъектов Российской Федерации) и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий.
В законодательстве Российской Федерации можно выделить следующие подгруппы: а) Конституция Российской Федерации; б) законы Российской Федерации; в) подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации.
2)
Принцип системной защищенности коммерческого банка от рисков и угроз.
Экономическая безопасность органично связана с защищенностью жизненно важных интересов банка и его структурных подразделений. Поскольку интересы банка различны и взаимосвязаны необходимо реализовать системный подход к выражению защищенности. Системность связана с понятиями целостность, элемент, связь, отношение и др. Для системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время как ее элементы могут выступать в качестве системы более низкого порядка. Целостное функционирование системы оказывается результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней. В коммерческом банке можно выделить несколько уровней защищенности:
–правовая защищенность интеллектуальной собственности;
–социальная защищенность работников банка;
–защищенность от недобросовестной конкуренции;
–защищенность активов банка;

22
–защищенность информационной среды и данных о финансовой деятельности банка. Сущность системной защищенности от рисков и угроз выражается в объединении отдельных взаимосвязанных видов защит, необходимых для реализации целей экономической безопасности банка. Безусловно, что достижение поставленных целей возможно лишь на основе решения комплекса задач. К наиболее значимым из них можно отнести:
–выявление реальных и прогнозирование потенциальных рисков и угроз;
–определение способов ослабления или нейтрализации рисков и угроз;
–нахождение финансовых источников для обеспечения экономической безопасности банка;
–тесное взаимодействие руководства с правоохранительными и контрольными органами в целях предотвращения и пресечения правонарушений, направленных против интересов банка;
–создание собственной, соответствующей рискам и угрозам, службы безопасности банка.
Решение задач экономической безопасности также требует системного подхода при принятии решений руководителями банка.
3)
Принцип сбалансированности интересов персонала, руководства и собственников.
Сбалансированность интересов персонала, руководства и собственников выступает необходимым условием обеспечения экономической безопасности банка. Любой конфликт интересов может стать источником угроз, рисков недобросовестных действий, причиной социально–экономических конфликтов.
Этот принцип также предполагает, установление на законодательном уровне ограничений, требований к обеспечению защиты интересов всех участников и ответственность за их нарушение. Например, такие требования к обеспечению защиты интересов наемных работников установлены трудовым законодательством.
4)
Принцип раннего предупреждения и реагирования на риски и угрозы.


23
Принцип раннего предупреждения и гибкого реагирования на риски и угрозы обеспечивает руководство банка информацией о потенциальных рисках и угрозах, с которыми может столкнуться деятельность банка. Под системой раннего предупреждения, Д. Хан и Х. Хунгенберг понимают «особую информационную систему, благодаря которой руководство организации получает сведения о потенциальных опасностях, грозящих из внешней среды и/или внутренней среды, с тем, чтобы своевременно и целенаправленно реагировать на угрозы соответствующими мероприятиями».
Различают две системы раннего предупреждения:
1) ориентированная на внутренние процессы банка и направленная на предварительную оценку кризисных состояний производства продукции;
2) ориентированная на процессы, происходящие во внешней среде и направленная на прогнозирование рисков угроз со стороны государства, конкурентов, контрагентов и др.
Одной из главных задач системы раннего предупреждения и реагирования является выявление угрозы отзыва лицензии с целью оперативного поиска путей восстановления платежеспособности банка.
На базе системы гибкого реагирования строится система управления рисками
(угрозами), которая включает в себя их идентификацию, оценку и нейтрализацию.
Процесс создания системы раннего предупреждения может состоять из следующих этапов:
1)Анализ истории развития банка с целью выявления опасных зон в финансовой деятельности.
2)Выбор показателей (индикаторов), для постоянного мониторинга событий деятельности и установление их пороговых значений.
3)Выделение зон экономической безопасности на основе значений показателей.
4)Расчет значений показателей (индикаторов) в отчетных периодах.
5)Определение зоны экономической безопасности банка в отчетном периоде.

24
Принцип гибкого реагирования на риски и угрозы позволяет банку адаптироваться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды и, следовательно, избегать рисков и угроз, связанных с этим.
Адаптивность характеризует не только способность своевременно реагировать на внешние изменения, но и способность учитывать внутренние возможности.
Чем более квалифицированно построена система раннего предупреждения, тем более полно используются возможности для нейтрализации рисков и угроз.
5)
Принцип согласованности планов (прогнозов) развития банка с задачами обеспечения экономической безопасности.
Эффективность хозяйственной деятельности банка зависит от согласованности различных видов планов. В банках разрабатываются текущие, краткосрочные, долговременные (стратегические) планы и показатели всех планов должны быть взаимоувязаны. Планы развития доводятся до подразделений банка, и только успешное выполнение плановых заданий подразделениями позволит достичь плановых результатов деятельности. Иными словами, согласованность планов достигается в том случае, когда в их формирование и выполнение вовлекается весь коллектив банка.
Безусловно, к разработке планов должны подключаться и службы
(специалисты) экономической безопасности.
Процесс разработки планов с учетом выполнения задач экономической безопасности может выглядеть следующим образом:
–анализ выполнения плановых заданий развития банка за прошедший календарный год, определение резервов эффективности;
–обоснование целей и задач развития банка в перспективном периоде с учетом возможных рисков и угроз;
–определение пороговых значений основных показателей (индикаторов) хозяйственной деятельности;
–согласование планов с подразделениями банка и доведения до них контрольных цифр;


25
–оперативный контроль за достижением пороговых значений показателей
(индикаторов) и оценка вклада отдельных структурных подразделений в общее выполнение плана.
Такой подход позволит отразить систему взаимосвязанных решений в области развития финансовой деятельности и экономической безопасности банка.
6)
Принцип превентивности мер предупреждения рисков и угроз экономической безопасности банка.
Принцип превентивности мер предупреждения рисков и угроз направлен на выполнение совокупности взаимосвязанных мероприятий для создания условий, обеспечивающих эффективное развитие банка:
–оперативный контроль за выполнением плановых заданий, выявление отклонений от плана и причин, повлекших отклонения;
–укрепление трудовой дисциплины и разработка мер по повышению производительности труда;
–повышение ресурсоотдачи и оборачиваемости оборотных средств;
–совершенствование технологии производства на основе инновационных решений;
–охрана активов: объектов, денег, материальных ценностей, коммуникаций, оборудования, грузов, персонала;
–совершенствование бухгалтерского учета и защита данных;
–расширение клиентской базы банка;
–распознавание симптомов кризисных состояний.
Профилактические меры включают также работу с партнерами, конкурентами, правоохранительными органами:
–оценка конкурентоспособности банковских товаров и услуг;
–проведение мероприятий по противодействию недобросовестной конкуренции;
–проведение переговоров с клиентами по просроченным платежам с целью сокращения уровня задолженности;

26
–взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам противоправных посягательств на собственность, персонал и имидж организации.
1   2   3   4

Принципы экономической безопасности, изложенные в отношении коммерческих банков, могут быть использованы хозяйствующими субъектами других отраслей и видов деятельности.
1.3 Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности кредитной организации
Главным компонентом изучения экономической безопасности коммерческого банка является подбор определенного критерия. Критерий экономической безопасности коммерческого банка подразумевается совокупность свойств или сумма признаков, с помощью которых можно сделать заключение о том, является ли коммерческий банк в экономической безопасности или нет.
Данный критерий в обязательном порядке должен устанавливать факт экономической безопасности коммерческого банка и в процессе оценивать ее уровень. В случае если данный критерий сводится к утверждению экономической безопасности коммерческого банка, то в таком случае неминуема субъективность оценки. Для этого необходимо рационально изучить определенные показатели финансовой стабильности, такие как показатели достаточности капитала, структуры доходов и индикаторы оптимальности, и в дальнейшем определить уровень финансовой стабильности. Но для экономической безопасности в целом значительную роль играют не сами показатели, а их пороговые значения.
Пороговое значение представляет собой предельную величину, неисполнение значений которых мешает стандартному ходу развития, реализует отрицательный, разрушительный характер в сфере экономической безопасности банковской системы в целом.
Критерии экономической безопасности коммерческого банка представляют собой оценку состояния экономического потенциала коммерческого банка с точки зрения основных процессов, которые отражают суть экономической

27 безопасности. Критериальная оценка экономической безопасности содержит в себе следующие виды оценок: ресурсный потенциал и способность его развития; уровень использования трудового потенциала и капитала и его сходство с уровнем, в котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимальному количеству; способность экономики конкурировать; единства территории и финансового пространства; суверенитета, самостоятельности и способности противостоять наружным угрозам; социальная устойчивость и необходимые условия для предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
Система показателей – индикаторов, которые получили численное превосходство, дают возможность заранее подать сигнал о грозящей опасности и совершить определенные мероприятия по ее предотвращению. Здесь необходимо знать, что наивысший уровень экономической безопасности обеспечивается при условии, что совокупность показателей будут пребывать в границах допустимых пределов своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя будут достигаться не в ущерб другим.
Таким образом, можно сказать, что за пределами показателей пороговых значений банковская система утрачивает свою способность к активному саморазвитию, способности конкурировать как на внешних, так и на внутренних рынках, становится предметом экспансии зарубежных и международных монополий.
Для того, чтобы обеспечивать повседневно возможность коммерческого банка сохранять необходимую степень экономической безопасности и соответствовать по своим обязательствам, структура активов коммерческого банка обязана отвечать разработанным качественным условиям.
На оценку финансовой стабильности коммерческого банка оказывают большое влияние следующие критерии: индикаторы финансовой устойчивости коммерческого банка и индикаторы оптимальности.


28
Индикаторы финансовой устойчивости коммерческого банка имеют в своем составе показатели достаточности капитала и показатели структуры доходов. В свою очередь показатели достаточности капитала подразделяются на следующие виды:
1) показатель оценки качества капитала;
2) показатель оценки качества активов;
3) показатель структуры расходов.
Показатели структуры доходов бывают следующие:
1) показатель рентабельности активов;
2) показатель рентабельности капитала;
3) показатель структуры доходов.
Индикаторы оптимальности подразделяются на:
1)индикатор привлечения. Здесь на 1 рубль капитала приходиться не менее 2 рублей и не более 7 рублей привлеченных средств.
2)индикатор структуры. Здесь доля уставного капитала и нераспределенной прибыли составляет не менее 50% в структуре капитала.
3)индикатор ресурсов. Здесь доля срочных ресурсов составляет не менее 50% от общей суммы ресурсов.
4)значение на резервы на возможные потери по ссудам составляет не более
1,5–3% от объема рисковых активов.
Финансовая устойчивость признается:
1) «хорошей или выше среднего» если индикатор финансовой устойчивости будет меньше или равен 1,5 и будет выполняться условия индикаторов оптимальности;
2) «средней или ниже среднего» если индикатор финансовой устойчивости будет от 1,6–2 и будет выполняться условия индикаторов оптимальности;
3) «плохая» если индикатор финансовой устойчивости будет свыше 2;

29 4) финансовую устойчивость нельзя назвать выше «средней» если не выполняется хотя бы один индикатор оптимальности в течение двух отчетных периодов.
Анализ кредитного портфеля предполагает:
1) коэффициент кредитования, который исчисляется: до 30 дней; от 31 до 90 дней; от 91 до 180 дней; от 181 до 365 дней. Если коэффициент будет свыше 365 дней и до востребования, то это дает возможность оценить размещение активов по сроку;
2) коэффициент просроченных ссуд представляет собой непрерывный контроль, который дает возможность вовремя сосредоточить внимание службы экономической безопасности и кредитного отдела на проблемных заемщиках;
3) коэффициент структуры кредитования по срокам кредитования позволяет проследить возвратность различных видов кредитов по срокам, которые нужны при проектировании и создании оптимальной кредитной политики;
4) коэффициент структуры кредитов по сферам экономики позволяет выявить наилучшую кредитную политику при ее начальной фазе проектирования и создания.
Уровень кредитного портфеля обуславливается благодаря выполнению конкретных условий, а именно:
1) «высокий» может быть в том случае, если соблюдается положительная динамика коэффициентов кредитования, структуры кредитования согласно определенному сроку;
2) «средний» может быть в том случае, если будет незначительное плановое снижение диверсификации кредитного портфеля, которое связано с данным сокращением коэффициентов кредитования, структуры кредитования согласно определенному сроку, структуры кредитов по областям экономики, при этом коэффициент просроченных ссуд равен 6% – 9%;
3) «низкий» может быть в том случае, если будет существенное сокращение кредитного портфеля, повлекшего за собой сокращение коэффициентов