Файл: 2. Коммерческий цикл в электронной коммерции Вопрос Изменение направления бизнес деятельности с переходом к электронной коммерции. Традиционный и электронный коммерческий цикл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 5. Информационные системы, обеспечивающие работу в электронной коммерции и их размещение в
инфраструктуре сети Интернет
Содержание темы:
·
Общая структура информационной системы, позволяющей компании работать в электронной коммерции.
·
Способы размещения элементов информационной системы ЭК в инфраструктуре сети Интернет.
В результате изучения темы студенты должны:
освоить:
·
основные информационные системы электронной коммерции;
·
различные способы размещения информационных систем в сети Интернет;
приобрести навыки:
·
определять необходимые информационные системы ЭК для конкретного Интернет-проекта;
·
выбирать наиболее выгодный способ размещения информационных систем.
Вопросы темы:
1.
Системы электронной коммерции и электронного ведения бизнеса для корпоративных проектов.
2.
Контентные проекты и системы электронной коммерции для Интернет проектов.
3.
Аспекты внедрения систем электронной коммерции.
4.
Состав системы электронной коммерции сектора В2С.
Теоретический материал по теме
Основой инфраструктуры электронного бизнеса в технологической области стала система управления ресурсами предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP). Классическая ERP-система включает в себя управление закупками,
производством, сбытом, складскими запасами, трудовыми ресурсами. Автоматизация же отечественных предприятий
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 42/95
зачастую ограничивается лишь финансовым модулем, который представляет только одну из самых простых частей системы.
ERP-система позволяет автоматически планировать загрузку производственных линий современных предприятий на основе показателей объемов товарных партий, их номенклатуры и сроков поставки, сформированных в результате обработки заказов покупателей. Также ERP-системой учитывается время, необходимое для переналадки оборудования при смене конфигурации выпускаемой продукции.
В процессе приема заказа ERP-система рассчитывает себестоимость и цену единицы товара, при этом учитываются все издержки (в том числе на доставку), связанные с необходимостью удовлетворения специфических требований клиента.
Западные компании интегрируя автоматизированные технологии, снижают трудоемкость процедур во внутрифирменных бизнес-процессах. И потому концепция электронного бизнеса на Западе ограничивается в основном разработкой и внедрением Интернет-модулей в уже имеющиеся системы. Конечно же, такие решения можно реализовать только в тех случаях, когда размер и специфика бизнеса конкретной компании позволяют использовать ERP в качестве оптимальной системы управления.
Большинство пользователей представляет информационные системы предприятия как некие помещения, до отказа наполненные компьютерами. И хотя ядро информационной инфраструктуры имеет нечто общее с данным предположением,
ее «сердцем» является не вычислительная техника, а программное обеспечение. На базе современных компьютерных технологий создано поколение систем управления, именуемое ERP (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия, то есть системы управления ресурсами). Такие системы предоставляют возможность работать на интегрированном информационном поле множеству удаленных пользователей, что обеспечивает максимальный эффект при управлении крупными производствами и корпорациями. Родоначальником рынка ERP-систем стала немецкая компания
SAP AG c продуктом R/3. К числу же наиболее значительных представителей рынка можно отнести фирмы PeopleSoft,
Oracle, Baan и J.D. Edwards.
Идея таких систем состоит в том, что элементы ПО, предназначенные для поддержки разных функций предприятия,
должны непрерывно взаимодействовать между собой. По сути, ERP-система пытается «воспроизвести» бизнес-процессы в программном обеспечении и сопровождать каждое действие того или иного сотрудника.
Обычно ERP строятся по принципу модульной архитектуры. Например, финансовые приложения Oracle объединены в пакет Oracle Financials, который включает следующие модули: главная книга, расчеты с кредиторами (Accounts Payables -
AP), расчеты с дебиторами (Account Receivables - AR), основные средства (Fixed Assets - FA), преобразователь проводок
(Globsl Accounting Engine - AX). Склады (Inventory - INV) и управление закупками (Purchasing - PO) также обусловливают проводки в главной книге, однако как самостоятельные части входят в пакет производства и логистики.
Интеграция автоматизированных систем управления предприятием до сих пор является одним из наиболее рискованных шагов, на которые руководство решается вовсе не из-за преклонения перед могуществом высоких технологий,
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 43/95
а в силу жизненной необходимости. Прежде всего, нельзя отстать о конкурентов, а значит, нужны новые способы обеспечения прозрачности финансовых потоков и контроля над технологическими бизнес-процессами. Последние тенденции рынка тоже нельзя оставлять без внимания, а чтобы обратить себе на пользу любые изменения, требуется провести хотя бы минимальную замену маркетинговой стратегии компании, что невозможно без привлечения IT.
Среди российских компаний превалируют решения типа «все-в-одном», которые очень часто не оправдывают себя,
так как могут работать с очень ограниченным кругом задач. Зачастую в неудачах винят консультантов, предлагающих более сложные и, следовательно, дорогие решения, чем требует предприятие. Однако вина подобных специалистов не столь велика, как кажется - ведь чаще всего представители предприятия сами просят именно ERP-систему, не задумываясь о том,
что проще и разумнее воспользоваться другими средствами.
На данном этапе развития сферы бизнеса, понятие «ERP» значительно расширилось. Разумеется, речь не идет о ключевых изменениях, поскольку системы все так же планируют распределение ресурсов, однако этой областью применения не ограничиваются. Например, в одном из словарей приводится следующее определение: «Набор
интегрированных приложений, позволяющих создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и
анализа всех основных бизнес-операций предприятия, как то производство, финансы, снабжение, сбыт, хранение,
техническое обслуживание и т. д.». Собственно, к этому перечню можно добавить реализованные в ряде ERP-систем SSM
(поддержку управления сбытом и сервисом), SCM (управление цепочками поставок), PDM (данные о продукции), а иногда и CRM (стратегии отношений с клиентами). Изначально все эти функции не вписывались в концепцию ERP, которые были лишь одним из таких же классов, однако тенденция к многофункциональности информационных систем постепенно набирает обороты. То есть получается, что в отдельных случаях несоответствие объема работы и используемых систем ассоциируется с выражением «что слишком - то не здраво».
ERP-системы позволяют решить следующие задачи:
·
организовать эффективное планирование всей финансовой и хозяйственной деятельности;
·
повысить доверие инвесторов путем формирования максимальной прозрачности бизнеса;
·
снизить риски и увеличить прибыль за счет оперативного принятия решений и их точности, интуитивности системы управления, разграничения доступа к информации в соответствии с должностями сотрудников, и реализации функций ее безопасности;
·
сократить количественный аспект потерь рабочего времени за счет исключения дублирования данных разными службами и организации беспрепятственного обмена данными между отделами компании.
Унифицированная природа ERP предоставляет значительные преимущества, включая уменьшение количества ошибок, большую скорость и эффективность доступа к информации. В свою очередь, корректно организованный доступ
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 44/95
поможет руководителям быстро ориентироваться в любой ситуации, имеющей место на предприятии, и повысить вероятность принятия правильного решения за счет оперативного информирования о проблеме и ее точного определения.
До появления подобных систем компании хранили всю необходимую информацию в рамках отдельных, отвечающих за нее, отделов. И чаще всего у каждого отдела был свой технический парк, призванный управлять информационными потоками. Поэтому данные неоднократно дублировались в пределах компании, причем зачастую не учитывая последних обновлений. Кроме того, некоторая часть данных хранилась исключительно в бумажном виде, что негативно сказывалось на доступе к ним. Так, если клиент хотел выяснить, как движется его заказ, то звонил менеджеру. Менеджер смотрел,
какому из подразделений направлен заказ. Затем звонил в это подразделение, где узнавал, кто за заказ отвечает, потом следовал звонок ответственному лицу. С появлением коллективной базы данных все стало намного проще: теперь,
единожды зайдя в систему, можно получить всю нужную информацию.
Изначально ERP создавались для обслуживания информационных потребностей производственных предприятий. Со временем сфера их применения расширилась за счет использования в здравоохранении, финансовых услугах, секторе потребительских товаров и т. д. Более того, если ранее ERP-системы функционировали только на мощных вычислительных центрах класса мейнфреймов, то теперь они успешно функционируют в рамках клиент-серверных систем и включают на порядок больше функций и возможностей.
Стандартный процесс внедрения ERP-системы состоит из следующих этапов:
1.
Разработка стратегий автоматизации.
2.
Анализ деятельности предприятия.
3.
Реорганизация деятельности.
4.
Выбор системы.
5.
Внедрение системы.
6.
Использование (эксплуатация + сопровождение).
Понятие «стратегия автоматизации» состоит из базовых принципов, которые используются при автоматизации предприятия:
·
цели (выявление областей деятельности предприятия и последующая их автоматизации);
·
способ автоматизации (по отделам, направлениям или комплексная автоматизация);
·
долгосрочная IT-политика (внедрения комплекса внутренних стандартов);
·
ограничения (финансовые, временные, кадровые и т. д.);
·
процедура управления изменениями в планировании.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 45/95
Стратегии автоматизации должны четко отвечать приоритетам бизнеса и включать пути достижения такого соответствия. При этом стратегический план основывается на следующих факторах:
·
средний период между изменениями технологий производства;
·
среднее время жизни выпускаемых предприятием продуктов;
·
дальнейшее развитие анонсированных долгосрочных планов поставщиков технических решений;
·
срок амортизации используемых систем;
·
стратегический план развития предприятия, который должен включать не только планы по слиянию и разделению,
но и изменение отдельных позиций выпускаемой продукции;
·
планируемые изменения в сфере кадров и кадровой политики.
По сути, стратегия автоматизации представляет собой процесс, четко согласованный по срокам и целям со стратегией компании. В противном случае успешная интеграция будет попросту невозможна.
Не менее важным моментом является степень соответствия приоритетов автоматизации и стратегии бизнеса, а именно четкое определение целей, которые должны быть достигнуты - например, снижение себестоимости продукции или переход от производства на склад к индивидуальному производству под конкретного заказчика.
К основным ограничениям, существующим в данном аспекте автоматизации, относятся: финансовые, временные,
кадровые и технические. Первые определяются величиной инвестиций, которые предприятие может сделать в процесс автоматизации. Остальные три фактора могут быть так или иначе конвертированы в первый, а потому он является наиболее универсальным.
Временные факторы ограничения связаны со сменой технологий производства, рыночной стратегией предприятия и условиями регулирования экономики государством.
Кадровые ограничения налагаются корпоративной культурой, мотивацией персонала к изменениям, особенностями рынка труда и трудовым законодательством.
Анализ деятельности предприятия - довольно общее понятие, а потому в данном случае под ним подразумевается сбор и представление данных о деятельности компании в формализованном виде, пригодном для последующего выбора и дальнейшей разработки проекта внедрения автоматизированной системы.
Технологии сбора и представления информации отличаются в зависимости от выбранной стратегии автоматизации,
однако заканчивать анализ предприятия необходимо построением набора моделей, пригодных для внедрения.
Реорганизация деятельности необходима для повышения эффективности функционирования предприятия в целом.
Так, существует несколько методик реорганизации.
Методика BSP - подход, помогающий предприятию составить план развития ИС, удовлетворяющий все потребности.
Ключевым моментом методики является придание наибольшего значения информации, которая должна планироваться в
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 46/95
масштабах всей компании, а сама ИС должна проектироваться независимо от ее текущего состояния и структуры. BSP
основана на нисходящем анализе информационных объектов и состоит из 13 этапов.
Первые три этапа являются организационными и отвечают за непосредственный запуск проекта - это получение поддержки руководства, подготовка к анализу и проведение стартового совещания. На четвертом этапе появляется формулировка основных аспектов деятельности компании, а на пятом выявляются логически связанные категории данных
(например, «сотрудники», «технологии» и т. д.). На следующем этапе реализуется автоматизация деловых взаимодействий,
существующих на предприятии. Строятся матрицы использования существующих и планируемых информационных подсистем.
На седьмом этапе происходит уточнение матриц, определяется и оценивается необходимая руководству информация,
очерчиваются приоритеты, а также четко формулируются текущие задачи. Далее составляется список возможных проблем,
которые условно делятся на три вида: проблемы, не относящиеся к автоматизации и не касающиеся ИС; проблемы существующих ИС; проблемы будущих ИС. О первых сообщается руководству компании, остальные подлежат сортировке по бизнес-процессам.
Девятый этап характеризуется осуществлением проектирования архитектуры ИС, десятый - определяет приоритеты в реализации и составляет последовательность ее этапов. На одиннадцатом этапе планируются модификации ИС, связанные с появлением новых требований к системе. И в заключение, на последних двух, вырабатываются рекомендации и формируются отчеты о проведенной работе.
Методика CPI (Continuous Process Improvement) и ее восточный аналог TQM (Total Quality Management,
используемый в Японии) успешно применялись для реорганизации предприятий с середины прошлого века. Благодаря этой методике стали возможными такие прорывы, как подъем японской послевоенной промышленности и постоянно возрастающий объем применения стандартов ISO 9000, поддерживающих CPI.
В основе подхода лежит управление качеством выпускаемой продукции, которое должно быть направлено не только на существующие потребности покупателя, но и на его будущие нужды. То есть потребитель становится наиважнейшим звеном производственной линии, а потому, чтобы достичь соответствующего уровня качества, необходимо постоянно совершенствовать производственные процессы.
Методика ISO 9000 является стандартом качества проектирования, разработки, изготовления, гарантийного и постгарантийного обслуживания. Он определяет основной набор мероприятий по контролю за качеством продукции и представляет собой не что иное, как схему функционирования бизнес-процессов компании, призванную обеспечить наивысшее качество работы. В то же время ISO 9000 не является стандартом для производимых товаров или услуг, а лишь очерчивает этапы выпуска продукции - от покупки производственных материалов до обслуживания клиентов.
Такая система имеет два ключевых момента. Во-первых, необходимо четкое документированное наличие соответствующего бизнес-процесса, а во-вторых, должна быть возможность объективной оценки его качества. Поэтому
инфраструктуре сети Интернет
Содержание темы:
·
Общая структура информационной системы, позволяющей компании работать в электронной коммерции.
·
Способы размещения элементов информационной системы ЭК в инфраструктуре сети Интернет.
В результате изучения темы студенты должны:
освоить:
·
основные информационные системы электронной коммерции;
·
различные способы размещения информационных систем в сети Интернет;
приобрести навыки:
·
определять необходимые информационные системы ЭК для конкретного Интернет-проекта;
·
выбирать наиболее выгодный способ размещения информационных систем.
Вопросы темы:
1.
Системы электронной коммерции и электронного ведения бизнеса для корпоративных проектов.
2.
Контентные проекты и системы электронной коммерции для Интернет проектов.
3.
Аспекты внедрения систем электронной коммерции.
4.
Состав системы электронной коммерции сектора В2С.
Теоретический материал по теме
Основой инфраструктуры электронного бизнеса в технологической области стала система управления ресурсами предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP). Классическая ERP-система включает в себя управление закупками,
производством, сбытом, складскими запасами, трудовыми ресурсами. Автоматизация же отечественных предприятий
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 42/95
зачастую ограничивается лишь финансовым модулем, который представляет только одну из самых простых частей системы.
ERP-система позволяет автоматически планировать загрузку производственных линий современных предприятий на основе показателей объемов товарных партий, их номенклатуры и сроков поставки, сформированных в результате обработки заказов покупателей. Также ERP-системой учитывается время, необходимое для переналадки оборудования при смене конфигурации выпускаемой продукции.
В процессе приема заказа ERP-система рассчитывает себестоимость и цену единицы товара, при этом учитываются все издержки (в том числе на доставку), связанные с необходимостью удовлетворения специфических требований клиента.
Западные компании интегрируя автоматизированные технологии, снижают трудоемкость процедур во внутрифирменных бизнес-процессах. И потому концепция электронного бизнеса на Западе ограничивается в основном разработкой и внедрением Интернет-модулей в уже имеющиеся системы. Конечно же, такие решения можно реализовать только в тех случаях, когда размер и специфика бизнеса конкретной компании позволяют использовать ERP в качестве оптимальной системы управления.
Большинство пользователей представляет информационные системы предприятия как некие помещения, до отказа наполненные компьютерами. И хотя ядро информационной инфраструктуры имеет нечто общее с данным предположением,
ее «сердцем» является не вычислительная техника, а программное обеспечение. На базе современных компьютерных технологий создано поколение систем управления, именуемое ERP (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия, то есть системы управления ресурсами). Такие системы предоставляют возможность работать на интегрированном информационном поле множеству удаленных пользователей, что обеспечивает максимальный эффект при управлении крупными производствами и корпорациями. Родоначальником рынка ERP-систем стала немецкая компания
SAP AG c продуктом R/3. К числу же наиболее значительных представителей рынка можно отнести фирмы PeopleSoft,
Oracle, Baan и J.D. Edwards.
Идея таких систем состоит в том, что элементы ПО, предназначенные для поддержки разных функций предприятия,
должны непрерывно взаимодействовать между собой. По сути, ERP-система пытается «воспроизвести» бизнес-процессы в программном обеспечении и сопровождать каждое действие того или иного сотрудника.
Обычно ERP строятся по принципу модульной архитектуры. Например, финансовые приложения Oracle объединены в пакет Oracle Financials, который включает следующие модули: главная книга, расчеты с кредиторами (Accounts Payables -
AP), расчеты с дебиторами (Account Receivables - AR), основные средства (Fixed Assets - FA), преобразователь проводок
(Globsl Accounting Engine - AX). Склады (Inventory - INV) и управление закупками (Purchasing - PO) также обусловливают проводки в главной книге, однако как самостоятельные части входят в пакет производства и логистики.
Интеграция автоматизированных систем управления предприятием до сих пор является одним из наиболее рискованных шагов, на которые руководство решается вовсе не из-за преклонения перед могуществом высоких технологий,
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 43/95
а в силу жизненной необходимости. Прежде всего, нельзя отстать о конкурентов, а значит, нужны новые способы обеспечения прозрачности финансовых потоков и контроля над технологическими бизнес-процессами. Последние тенденции рынка тоже нельзя оставлять без внимания, а чтобы обратить себе на пользу любые изменения, требуется провести хотя бы минимальную замену маркетинговой стратегии компании, что невозможно без привлечения IT.
Среди российских компаний превалируют решения типа «все-в-одном», которые очень часто не оправдывают себя,
так как могут работать с очень ограниченным кругом задач. Зачастую в неудачах винят консультантов, предлагающих более сложные и, следовательно, дорогие решения, чем требует предприятие. Однако вина подобных специалистов не столь велика, как кажется - ведь чаще всего представители предприятия сами просят именно ERP-систему, не задумываясь о том,
что проще и разумнее воспользоваться другими средствами.
На данном этапе развития сферы бизнеса, понятие «ERP» значительно расширилось. Разумеется, речь не идет о ключевых изменениях, поскольку системы все так же планируют распределение ресурсов, однако этой областью применения не ограничиваются. Например, в одном из словарей приводится следующее определение: «Набор
интегрированных приложений, позволяющих создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и
анализа всех основных бизнес-операций предприятия, как то производство, финансы, снабжение, сбыт, хранение,
техническое обслуживание и т. д.». Собственно, к этому перечню можно добавить реализованные в ряде ERP-систем SSM
(поддержку управления сбытом и сервисом), SCM (управление цепочками поставок), PDM (данные о продукции), а иногда и CRM (стратегии отношений с клиентами). Изначально все эти функции не вписывались в концепцию ERP, которые были лишь одним из таких же классов, однако тенденция к многофункциональности информационных систем постепенно набирает обороты. То есть получается, что в отдельных случаях несоответствие объема работы и используемых систем ассоциируется с выражением «что слишком - то не здраво».
ERP-системы позволяют решить следующие задачи:
·
организовать эффективное планирование всей финансовой и хозяйственной деятельности;
·
повысить доверие инвесторов путем формирования максимальной прозрачности бизнеса;
·
снизить риски и увеличить прибыль за счет оперативного принятия решений и их точности, интуитивности системы управления, разграничения доступа к информации в соответствии с должностями сотрудников, и реализации функций ее безопасности;
·
сократить количественный аспект потерь рабочего времени за счет исключения дублирования данных разными службами и организации беспрепятственного обмена данными между отделами компании.
Унифицированная природа ERP предоставляет значительные преимущества, включая уменьшение количества ошибок, большую скорость и эффективность доступа к информации. В свою очередь, корректно организованный доступ
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 44/95
поможет руководителям быстро ориентироваться в любой ситуации, имеющей место на предприятии, и повысить вероятность принятия правильного решения за счет оперативного информирования о проблеме и ее точного определения.
До появления подобных систем компании хранили всю необходимую информацию в рамках отдельных, отвечающих за нее, отделов. И чаще всего у каждого отдела был свой технический парк, призванный управлять информационными потоками. Поэтому данные неоднократно дублировались в пределах компании, причем зачастую не учитывая последних обновлений. Кроме того, некоторая часть данных хранилась исключительно в бумажном виде, что негативно сказывалось на доступе к ним. Так, если клиент хотел выяснить, как движется его заказ, то звонил менеджеру. Менеджер смотрел,
какому из подразделений направлен заказ. Затем звонил в это подразделение, где узнавал, кто за заказ отвечает, потом следовал звонок ответственному лицу. С появлением коллективной базы данных все стало намного проще: теперь,
единожды зайдя в систему, можно получить всю нужную информацию.
Изначально ERP создавались для обслуживания информационных потребностей производственных предприятий. Со временем сфера их применения расширилась за счет использования в здравоохранении, финансовых услугах, секторе потребительских товаров и т. д. Более того, если ранее ERP-системы функционировали только на мощных вычислительных центрах класса мейнфреймов, то теперь они успешно функционируют в рамках клиент-серверных систем и включают на порядок больше функций и возможностей.
Стандартный процесс внедрения ERP-системы состоит из следующих этапов:
1.
Разработка стратегий автоматизации.
2.
Анализ деятельности предприятия.
3.
Реорганизация деятельности.
4.
Выбор системы.
5.
Внедрение системы.
6.
Использование (эксплуатация + сопровождение).
Понятие «стратегия автоматизации» состоит из базовых принципов, которые используются при автоматизации предприятия:
·
цели (выявление областей деятельности предприятия и последующая их автоматизации);
·
способ автоматизации (по отделам, направлениям или комплексная автоматизация);
·
долгосрочная IT-политика (внедрения комплекса внутренних стандартов);
·
ограничения (финансовые, временные, кадровые и т. д.);
·
процедура управления изменениями в планировании.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 45/95
Стратегии автоматизации должны четко отвечать приоритетам бизнеса и включать пути достижения такого соответствия. При этом стратегический план основывается на следующих факторах:
·
средний период между изменениями технологий производства;
·
среднее время жизни выпускаемых предприятием продуктов;
·
дальнейшее развитие анонсированных долгосрочных планов поставщиков технических решений;
·
срок амортизации используемых систем;
·
стратегический план развития предприятия, который должен включать не только планы по слиянию и разделению,
но и изменение отдельных позиций выпускаемой продукции;
·
планируемые изменения в сфере кадров и кадровой политики.
По сути, стратегия автоматизации представляет собой процесс, четко согласованный по срокам и целям со стратегией компании. В противном случае успешная интеграция будет попросту невозможна.
Не менее важным моментом является степень соответствия приоритетов автоматизации и стратегии бизнеса, а именно четкое определение целей, которые должны быть достигнуты - например, снижение себестоимости продукции или переход от производства на склад к индивидуальному производству под конкретного заказчика.
К основным ограничениям, существующим в данном аспекте автоматизации, относятся: финансовые, временные,
кадровые и технические. Первые определяются величиной инвестиций, которые предприятие может сделать в процесс автоматизации. Остальные три фактора могут быть так или иначе конвертированы в первый, а потому он является наиболее универсальным.
Временные факторы ограничения связаны со сменой технологий производства, рыночной стратегией предприятия и условиями регулирования экономики государством.
Кадровые ограничения налагаются корпоративной культурой, мотивацией персонала к изменениям, особенностями рынка труда и трудовым законодательством.
Анализ деятельности предприятия - довольно общее понятие, а потому в данном случае под ним подразумевается сбор и представление данных о деятельности компании в формализованном виде, пригодном для последующего выбора и дальнейшей разработки проекта внедрения автоматизированной системы.
Технологии сбора и представления информации отличаются в зависимости от выбранной стратегии автоматизации,
однако заканчивать анализ предприятия необходимо построением набора моделей, пригодных для внедрения.
Реорганизация деятельности необходима для повышения эффективности функционирования предприятия в целом.
Так, существует несколько методик реорганизации.
Методика BSP - подход, помогающий предприятию составить план развития ИС, удовлетворяющий все потребности.
Ключевым моментом методики является придание наибольшего значения информации, которая должна планироваться в
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 46/95
масштабах всей компании, а сама ИС должна проектироваться независимо от ее текущего состояния и структуры. BSP
основана на нисходящем анализе информационных объектов и состоит из 13 этапов.
Первые три этапа являются организационными и отвечают за непосредственный запуск проекта - это получение поддержки руководства, подготовка к анализу и проведение стартового совещания. На четвертом этапе появляется формулировка основных аспектов деятельности компании, а на пятом выявляются логически связанные категории данных
(например, «сотрудники», «технологии» и т. д.). На следующем этапе реализуется автоматизация деловых взаимодействий,
существующих на предприятии. Строятся матрицы использования существующих и планируемых информационных подсистем.
На седьмом этапе происходит уточнение матриц, определяется и оценивается необходимая руководству информация,
очерчиваются приоритеты, а также четко формулируются текущие задачи. Далее составляется список возможных проблем,
которые условно делятся на три вида: проблемы, не относящиеся к автоматизации и не касающиеся ИС; проблемы существующих ИС; проблемы будущих ИС. О первых сообщается руководству компании, остальные подлежат сортировке по бизнес-процессам.
Девятый этап характеризуется осуществлением проектирования архитектуры ИС, десятый - определяет приоритеты в реализации и составляет последовательность ее этапов. На одиннадцатом этапе планируются модификации ИС, связанные с появлением новых требований к системе. И в заключение, на последних двух, вырабатываются рекомендации и формируются отчеты о проведенной работе.
Методика CPI (Continuous Process Improvement) и ее восточный аналог TQM (Total Quality Management,
используемый в Японии) успешно применялись для реорганизации предприятий с середины прошлого века. Благодаря этой методике стали возможными такие прорывы, как подъем японской послевоенной промышленности и постоянно возрастающий объем применения стандартов ISO 9000, поддерживающих CPI.
В основе подхода лежит управление качеством выпускаемой продукции, которое должно быть направлено не только на существующие потребности покупателя, но и на его будущие нужды. То есть потребитель становится наиважнейшим звеном производственной линии, а потому, чтобы достичь соответствующего уровня качества, необходимо постоянно совершенствовать производственные процессы.
Методика ISO 9000 является стандартом качества проектирования, разработки, изготовления, гарантийного и постгарантийного обслуживания. Он определяет основной набор мероприятий по контролю за качеством продукции и представляет собой не что иное, как схему функционирования бизнес-процессов компании, призванную обеспечить наивысшее качество работы. В то же время ISO 9000 не является стандартом для производимых товаров или услуг, а лишь очерчивает этапы выпуска продукции - от покупки производственных материалов до обслуживания клиентов.
Такая система имеет два ключевых момента. Во-первых, необходимо четкое документированное наличие соответствующего бизнес-процесса, а во-вторых, должна быть возможность объективной оценки его качества. Поэтому