Файл: Влияние комплексной методики восстановления на адаптационные возможности сердечнососудистой системы хоккеистов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
находиться в таком состоянии, какое - то время.
После хорошей тренировки эти приемы помогут быстро противодействовать возникающему напряжению.
Одной из модификаций АТ является психорегулирующая тренировка (ПРТ). Эта методика начала формироваться в апреле 1966 года и по предложению А.В. Алексеева получила это название. Она имеет также две части - успокаивающую и мобилизующую. Работа по этим частям ПРТ шла с высококвалифицированными спортсменами различных видов спорта. Проведенная работа позволила врачам-психиатрам лаборатории психологии спорта ВНИИФКа опубликовать такие работы, как в 1968 году - методическое письмо» Психорегулирующая тренировка» (часть 1 - «Успокоение») А.В. Алексеева; в 1969 - «Психорегулирующая тренировка»(«Успокоение и варианты завершения успокаивающего занятия») Л.Д. Гиссена и «ПРТ» (часть 2 - «Мобилизация») А.В. Алексеева.
В 1972 году А.В. Алексеев разработал окончательный вариант успокаивающей части ПРТ. Он считал, что все 40 формул нужно осмысливать 20 минут, каждую по два раза. Затем, в процессе занятий, можно постепенно сокращать число формул до 7-3 минут.
В результате изучения воздействия ПРТ, как средства восстановления было установлено, что происходит ускорение процессов восстановления, снижение возбудимости ЦНС, оказывается положительное влияние на сердечно-сосудистую систему и нервно-мышечный аппарат. Психомышечная тренировка также является модификацией АТ, это новый, укороченный вариант успокаивающей части ПРТ.
В ее основу входит:
умение максимально расслаблять мышцы;
способность максимально ярко, но не напрягаясь психически, представлять содержание формул самовнушения;
умение сохранять внимание на определенном объекте (части тела);
умение воздействовать на самого себя словесными формулами.
ПМТ эффективно применяется для восстановления и реомобилизации, т. е. при возвращении из мобилизованного состояния на уровень повседневной нормы.
Психическая саморегуляция (ПСР) также применяется в психическом восстановлении спортсменов. По предложению профессора В.Е. Рожнова внелечебное применение ПСР получило название - социально-профилактический аспект в деле психической саморегуляции. Суть ПСР - предупреждение нарушений нервно-психической сферы у здоровых людей тогда, когда они работают в специфических областях деятельности, в том числе и большой спорт. В ПСР, также как и в других модификациях, используются такие средства психическая саморегуляция
, как само ободрение, само приказ, само убеждение.
Психофизиологическая тренировка (ПФТ) является разновидностью психотерапии и АТ. Это метод само воздействия на организм при помощи смены мышечного тонуса, регулируемого дыхания, образного представления и словесного подкрепления нормального функционирования организма с целью повышения психофизического потенциала, формирования самообладания и адекватной реакции на раздражители. Принцип построения упражнений и психофизической тренировки обосновали русские физиологи и психотерапевты М.Р. Могендович, В. Мешка, И.З. Вельвовский и сотрудники Парка ЛФК и климатолечения курорта Друскининкай К. Динейка и Н. Нарбут. Основными принципами ПФТ является умение регулировать процессы дыхания, мышечный тонус и состояние психики. Специальные дыхательные упражнения не только повышают устойчивость организма к кислородной недостаточности, но и способствуют уравновешиванию нервных процессов, повышают эффективность идеомоторных актов. Мышечная релаксация не только повышает уровень протекания нервных процессов, но и является своеобразной гимнастикой нервных центров, в частности вегетативной нервной системы.
Смена напряжения и расслабления мышц в сочетании с дыхательными упражнениями оказывает регулирующее влияние на гладкую мускулатуру внутренних органов и сосудистой системы.
Сочетание произвольной мышечной активности и устного убеждения при ПФТ более эффективно, чем изолированное словесное самовнушение, используемое в АТ. В ПФТ большая роль отводится психике, т. е. сознанию и эмоциям. Известно, что мысли могут усиливать или ослаблять господствующий очаг возбуждения в ЦНС, поэтому в ПФТ используется тонизирующее влияние мысли. Для снятия состояния переутомления, в состоянии стресса спортсменам можно рекомендовать дыхательное упражнение « по кругу» из ПФТ (К. Динейка, 1986). В состоянии стресса ритм дыхания нарушается, поэтому сначала нужно определить свой пульс и запомнить его ритм, затем дышать так: вдох на 4 удара пульса, выдох на 4 удара, после выдоха не дышать до тех пор пока это приятно.
Затем выполняется само упражнение - глаза закрыты, дыхание носом, нужно представить, что вдох и выдох делается через точку между бровями. Дыхание идет по счету на 4 - вдох и на 4 - выдох, при этом нужно образно представлять, что вдох делается по позвоночнику вверх, а выдох от бровей вниз до пупка.
Внимание на вдох - производится медленно и бесшумно как бы от большого пальца левой ноги вверх до бровей, и выдохнуть - от бровей в них по правой стороне тела до пальцев правой ноги. Такое дыхание делать 6-8-10 раз.
Затем внимание нужно обратить на выдох - во время него дополнительно расслаблять мышцы рук, шеи, туловища, ног. Со временем во время выдоха будет появляться ощущение теплоты по всему телу.
Во время удлиненного выдоха нужно произносить (мысленно): «Теплеют руки, теплеют ноги». Это упражнение способствует приобретению навыка произвольного общего расслабления и снимает чрезмерное нервно-психическое напряжение.
Аутогенная тренировка и ее модификации помогают спортсмену восстановиться после выхода из огромного психофизического напряжения, испытываемого на соревнованиях.
Для занятий АТ и ее разновидностями спортсменам можно порекомендовать групповые занятия в виде психотехнических игр (Н.В. Цзен, В.Ю. Докучаев, Ю.В. Пахомов, 1979-1982). Обычно в процессе занятий в группе устанавливается мягкий эмоциональный климат, взаимное доверие, чувство группового «мы». Сплоченность группы создает для ее членов коллективную психологическую защиту. Особенностью психотехнических игр является игровая форма коллективных занятий. Игра является растормаживающим фактором для участников занятий. А также большое разнообразие используемых игр позволяет сделать процесс занятий более интересным и непохожим на другие формы АТ. Помимо умения расслабляться спортсмена нужно научить и правильному выходу из релаксационного состояния. Стремительный выход из состояния расслабления зависит не только от телодвижений, но и психологического фактора. Волевым усилием человек как бы раскачивает себя, готовит к активному действию. Спортсмену можно предложить такой простой способ выхода из состояния расслабления как: сжать кулаки, поднять руки, потянуться - лицо к потолку, сделать глубокий вдох и резкий выдох, при этом открыть глаза и выбросить пальцы рук вверх. Также для выхода из состояния релаксации можно использовать психотехнические упражнения.
Выводы по первой главе
1. Изучив литературу, посвященную проблеме восстановления спортсменов-подростков в период соревнований, мы не нашли данных сравнительного анализа эффективности восстановления юных хоккеистов такими комплексными методиками, как: кинезотерапия с использованием психо-эмоционального статуса и без их применения. Именно поэтому мы провели представленное исследование.
2. Комплексная методика восстановления с использованием приемов массажа и упражнений из хатха-йоги положительно влияет на сердечно-сосудистую систему организма, на ЦНС и на психо-эмоциональную сферу спортсменов-хоккеистов подростков, испытывающих большие психофизические нагрузки в соревновательном периоде.
Цель и задачи исследования
Цель исследования - повысить эффективность комплексной методики восстановления юных хоккеистов в соревновательном периоде.
Задачи исследования.
4. Исследовать влияние комплексной методики восстановления на адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы хоккеистов в процессе педагогического исследования.
5. Изучить влияние комплексной методики восстановления на состояние центральной нервной системы хоккеистов в процессе исследования.
Определить особенности психо-эмоционального состояния в ходе исследования.
Методы исследования
Для решения поставленных задач в опытно-экспериментальной работе использовались следующие методы и методики исследования.
1. Проба Руфье-Диксона. Используется для определения работоспособности сердца при физической нагрузке по индексу Руфье. До проведения пробы спортсмен в течение 5 минут находится в спокойном состоянии в положении сидя и подсчитывает пульс за 15 секунд (Р1). Затем спортсмен выполняет 30 приседаний за 1 минуту. Сразу после приседания в положении сидя подсчитывается пульс за 15 сек. (Р2) и в последние 15 сек (Р3) первой минуты восстановления после окончания нагрузки. Показатель сердечной деятельности(ПСД) вычисляется по модернизированной формуле:
ПСД= (Р2-70)+ (Р3-Р1)/10, где, - Р1,Р2,Р3 - показатели ЧСС, приведенные к минуте.
Оценка ПСД, в баллах, по шкале:
от 0 до 2,9 - отлично;
от 3 до 6 - хорошо;
от 6 до 8 - ниже среднего.
2. Индекс Судакова позволяет определить границы адаптационных возможностей организма и в частности сердечно-сосудистой системы.
Индекс определяется по формуле - ЧСС/ЧД-5 (коэффициент отклонения). По показателям пробы можно определить: состояние рН крови (состояние защелачивания или закисления); состояние отделов вегетативной нервной системы: если К(ЧСС/ЧД) больше значения «5» - перевозбужден симпатический отдел, если К меньше «5» - перевозбужден парасимпатический отдел; состояние вентиляционно-перфузного дебита: если К больше значения «5» -легочная недостаточность, если К меньше «5» - сердечная; границы адаптационных возможностей организма: «верхняя» имеет значение К=7,5, «нижняя» К=3,5, за пределами которых возможна реакция организма по типу «реакции стресса Г. Селье».
ЧСС (частота сердечных сокращений) измеряется в уд/мин. Измеряется пальпаторно с лучезапястной, сонной артерии, подсчитывается количество ударов за единицу времени(10,15,30,60 сек.)
ЧД( частота дыхания) измеряется во вдохах за минуту (приложение №1).
3. Проба Ромберга. Используется при изучении координационной функции нервной системы, позволяет судить о статической координации. Испытуемый должен стоять так, чтобы его ноги были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается колена другой. Руки вытянуты вперед, пальцы разведены, глаза закрыты. Если испытуемый находится в позе от 20 до 40 сек., при этом отсутствует тремор век и пальцев рук оценка хорошая. Если время сохранения позы меньше 15-10 сек. и наблюдается тремор рук и век, оценка - неудовлетворительно.
4. Методика ЛГУ. Предложена психологами Санкт-Петербургского государственного университета. Данная методика изучает функциональное состояние человека за длительный период времени. Предполагает заполнение анкеты, позволяющей оценить преобладание функционального состояния человека за определенный период времени. Анкета состоит из 9 разделов. В каждом - 7 предложений, характеризующих степень выраженности определенного признака. Крайние предложения характеризуют противоположные стороны данного признака (Приложение №2).
Методика САН (самочувствие, активность, настроение). Предложена психологами Московского государственного университета. Данная методика изучает самооценку функционального состояния в данный момент и предполагает использование теста. Тест состоит из 30 психологических пар признаков состояния, характеризующих самочувствие, активность, настроение человека. Между парами слов расположены цифры от 0 до 3 в обе стороны, которые характеризуют степень выраженности данного признака: «3» - признак очень сильно выражен; «2» - сильно выражен; «1» - признак слабо выражен; «0» - неопределенное состояние (Приложение №3).
Методика Л.Д. Малковой, адаптированная Т.Г. Чертовой, позволяет оценить астеническое состояние спортсменов. Шкала астенического состояния (ШАС) создана на базе клинико-психологических наблюдений и опросника ММР1. Исследование проводится индивидуально или в группе. Испытуемому предлагается ответить на вопросы-утверждения опросника. Опросник состоит из перечня признаков астенического состояния и содержит 30 основных характеристик этого состояния (Приложение №4).
После каждой пробы спортсмены находились в покое 5-10 минут, для обеспечения полного отдыха и восстановления от предыдущей пробы.
7. Обработка результатов исследования проводилась с помощью методов математической статистики: Х-среднее, среднее арифметическое (М), среднее квадратичное (G), ошибка среднего арифметического (м), уровень достоверности по критерию Стьюдента.