Файл: I. Словообразование в общей системе языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление

Введение



Глава I. Словообразование в общей системе языка



    1. Словообразование как деятельностная подсистема языка


    1. Словообразование как динамическая подсистема языка



Глава II. Новые тенденции в образовании сложных слов



2.1. Современный процесс сложения


2.2. Новые тенденции в образовании аббревиатур


Заключение


Список использованных источников




Введение

Актуальность. Особое место в изучении современного русского языка занимает раздел, посвященный функциональной характеристике словообразования, однако данная часть програссы представлена в литературе не только единообразно, но и неполно, в частности: отмечается роль словообразования в пополнении словарного состава языка, разграничиваются номинативная, экспрессивно- стилистическая, компрессивная, конструктивная и некоторые другие функции словообразования, однако установка на функциональный динамизм строевых средств современного русского словообразования представлена недостаточно полно. Таким образом, раздел, посвященный причинам и особенностям динамизма современной русской словообразовательной системы языка, фактически далеко не в полной степени отражает указанный параметр
рассмотрения языковой системы. Этим обусловлена актуальность темы курсового исследования.

Исторически сложились периоды динамичного и интенсивного словообразования, особое место среди них занимает период времени с конца XX - начала XXI вв. именно в это время в история русского языка характеризуется интенсивным пополнением словарного состава за счет внешних и внутренних заимствований и активных словообразовательных процессов. Значительные изменения произошли в морфемном корпусе русского языка, его семантике, сочетаемости и стилистической ориентации. Характерным для наших дней процессом является демократизация литературного языка, воздействие обиходно-разговорной речи на формирование норм литературного словоупотребления; особенно ярко демократизируются такие сферы литературного общения, как язык массовой коммуникации, что также вызывает трансформации в системе словообразования.

Безусловно, что знание активных процессов в современном русском языке одна из важных составляющих в совершенствовании филологической

подготовки студентов и усилении ее научно-профессиональной направленности.

Цель исследования: изучить динамические явления функционирования современного русского языка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Раскрыть сущность понятия словообразования;

  • Определить

  • Изучить

  • Проанализировать

Предмет исследования- динамичность современного русского языка, объект исследования- составляющие функционального аспекта словообразования.

Глава I. Словообразование в общей системе языка

    1. Словообразование как деятельностная подсистема языка

Общеизвестно, что развитие общества

отражается на развитии языка; при этом в истории каждого этноса есть эпохи, особенно резко меняющие его жизнь. Коренные изменения в социуме влияют на дальнейшее развитие языка, его системы и структуры.

Конечно, среди всех уровневых составляющих языка его словарный состав наиболее динамичен. Грамматический строй, напротив, характеризуется минимальной восприимчивостью к экстралингвистическому влиянию и высоким уровнем статичности. Тем не менее история русского языка позволяет говорить о том, что его грамматика, включающая в себя систему словообразования и словоизменения, а также систему синтаксических единиц, претерпела ряд изменений, которые в своей совокупности свидетельствуют о наметившихся тенденциях в развитии грамматического строя. Укоренение новых явлений, основа которых по большей части заложена в хронологически предшествующих периодах развития языка, происходит сравнительно медленно. Именно поэтому фиксация в языке «нового» явления, как правило, связана с последовательным накоплением в предшествующие периоды тех или иных изменений в функционировании языковых единиц. В связи с этим представляется убедительным мнение M.A. Кронгауза о двойственной природе исследований, посвященных изменению языка. С его точки зрения, такой анализ не укладывается в традиционные определения синхронии и диахронии. Вслед за Полем Гардом ученый говорит о бисинхронном подходе как новом методе изучения синхронного состояния языка с учётом динамических процессов, в нём происходящих.1

Словопроизводство как единство двух планов формального и
семантического проявляет себя в настоящее время как наиболее активная сторона грамматической системы.2 Это не есть случайность: словообразование в высшей степени подвижно, в его системе заложены большие потенции, реализация которых практически не ограничена. Именно поэтому в активные периоды жизни языка они особенно ярко дают о себе знать.

Известно, что номинативная функция — основная функция слова как лексической единицы. Однако указанную функцию выполняет не только номинирование, но и словообразование, которое может быть определено как область моделирования особых (производных) единиц номинации. Производные слова образуют существенную часть словарного состава, наиболее изменчивую, гибкую, подвижную, беспрестанно пополняющуюся (ср. с корпусом непроизводных лексических единиц, фактически не увеличивающимся за счет прибавления новых элементов).

В процессе словообразования находят яркое отражение изменения в словарном составе языка, связанные с развитием общества; бесспорным, разумеется, является и то обстоятельство, что продуктивность тех или иных словообразовательных типов органически связана с “социальным заказом” на определенные разновидности наименований. На связь словообразования с номинацией указывает и база словообразовательных процессов уже существующие в языке лексические единицы.

С другой стороны, обновление словарного состава языка реализуется, главным образом, через словообразование: именно благодаря словообразовательным процессам в лексике постоянно появляется огромное количество новых слов разнообразного строения и семантики. По существу,
каждая из подсистем языка вносит свой вклад в образование новых наименований, но главные их функции тем не менее остаются иными. Словообразование же именно по своему назначению связано с возникновением и использованием названий, оно есть “то звено в языковой системе, которое ответственно за формирование обозначений элементов внешнего и внутреннего опыта человека».3 Не случайно в специальной литературе словообразование определяется как “преимущественный путь обогащения словаря”, “мощный источник обогащения словарного состава”, “особый путь обогащения словарного состава”. Таким образом, взаимодействие лексики и словообразования носит четко выраженный, последовательно двусторонний характер и реализуется в конструктивно-словообразующих взаимоотношениях. При этом важно подчеркнуть, что словообразовательная система языка это не только отдельные слова с прозрачной структурой, говорящей о том, как было образовано слово: это вместе с тем сложный механизм, создающий новые слова.

В процессе неологизации деятельностная природа словообразования проявляется в том, что словообразовательный механизм используется в следующих различных целях:

  • создает новые слова для наименования новых реалий (панк-джаз‘музыкальное направление, представляющее синтез джаза и панк-рока’, симфоавангард‘симфоническая музыка авангардного направления’);

  • изменяет структуру речи, производя новые слова, осуществляющее “сверстку” пропозиции, так называемые синтаксические дериваты (кризисность‘состояние кризиса’, зарплатизация‘превращение доходов в зарплату’);

  • служит фактором появления нового слова путем сокращения имеющихся номинативных единиц (РИ — Республика Ингушетия, СВО специальная военная операция);

  • создает новые производные слова для выражения субъективного отношения говорящего к тому, что именуется (липач ‘тот, у кого поддельный, фальшивый паспорт’, лохматка ‘о старом, изношенном автомобиле’).