ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тем самым словообразование выполняет собственно номинативную, конструктивную, компрессивную, экспрессивную и стилистическую функции.4 Можно утверждать, что все приемы и модели, все средства словообразования существуют для того, чтобы служить задачам номинации.
-
Словообразование как динамическая подсистема языка
По результатам исследования Е.С. Кубряковой, номинативный акт как источник появления нового слова — это речемыслительная операция, в протекании которой обязательно когнитивное звено, свидетельствующее о включении подлежащего новому наречению объекта в деятельность человека. Следовательно, словообразовательная неологизация тесно смыкается с речевой деятельностью, представляющей собой “некий континуум”, на одном из полюсов которого — творчество, создание неологизмов.5
Как и любые другие механизмы, словообразование не только функционирует, но и развивается, наглядно демонстрируя проявление внутренних законов развития языка. Подчеркивая динамический характер словообразования, Е.С. Кубрякова отмечает: “Словообразование, менее чем какую-либо другую систему, можно представить в виде статической совокупности раз и навсегда данных моделей, застывших в безупречных регулярных корреляциях...”.
По мнению Т.Х. Каде, следующие факторы обусловливают динамизм словообразовательной системы: мотивированность, изменчивость и отбор.
Под мотивированностью понимается способность словообразовательных типов реагировать на изменение условий: внутренних, присущих словообразовательному типу, и внешних, в которых он функционирует; мотивирующая
база входит в структуру новообразования, создавая детерминацию прошлым. Таким образом, изменчивость предполагается мотивированностью. Основной фактор динамики словообразовательной системы — отбор, предполагающий конкурентную борьбу: внутритиповую (между производными одного типа) и межтиповую (между производными разных типов).
В процессе динамики словообразовательной подсистемы языка реализуется ее потенциал. В структурном отношении словообразовательный потенциал языка состоит из трех видов связей: отражающих прошлое (совокупность ресурсов, накопленных системой в процессе ее становления), репрезентирующих настоящее (наличные способности, обеспечивающие динамику системы), ориентированные на будущее (то, что реализуется из виртуального в актуальное). Таким образом, словообразовательный потенциал содержит в себе “зародыш” развития, предопределяя его как те или иные тенденции, проявляющиеся в недостаточно полной степени.
Изучение словарных инноваций показывает, что процесс неологизации происходит в рамках той комплексной единицы системы словообразования, которая называется словообразовательным типом. Несмотря на то, что словообразовательный тип — центральная единица словообразования, его сущность в работах дериватологов раскрывается неоднозначно. По мнению Е.А. Земской, А.И. Моисеева, словообразовательный тип — это совокупность производных слов, И.М. Минияровой — формально- семантическая модель построения производных слов.
Различны и элементы определений
рассматриваемого понятия, варьирующиеся в работах дериватологов: тождество части речи, к которой принадлежат производные слова; тождество производящей части речи; единство форманта; тождество словообразовательного значения.
Объединение производных слов в один словообразовательный тип следует осуществить по следующим признакам: 1) общность семантического соотношения между производящими и производными, 2) тождество словообразовательного форманта. Что касается частеречной принадлежности производящих слов, то она рассматривается как фактор образования словообразовательной модели — варианта словообразовательного типа, наряду с факторами другого характера — фонетического и морфематического.
Словообразовательные типы объединяются в более крупные единицы классификации словообразовательной системы языка — способы словообразования, а также словообразовательные категории, характеризующиеся единством словообразовательного значения.
В связи с рассматриваемыми понятиями и обозначающими их терминами встает вопрос о понимании синхронии и диахронии в языке. Под синхронией обычно понимается система языка в каждый данный период его существования; становление же языковой системы, путь во времени, который проделывает каждый элемент языка как часть системы, есть диахрония. Соответственно выделяется синхронное и диахронное словообразование, а понятия производности, производного и производящего слова заменяются понятиями “мотивированность, мотивированное и мотивирующее слово”.
Вряд ли целесообразно такое резкое противопоставление синхронии и
диахронии. Синхронная система языка не является неподвижной и абсолютно устойчивой; в ней всегда есть то, что утрачивается, и то, что нарождается. Таким образом, диахрония присутствует в синхронии, хотя это присутствие не всегда ощутимо. Оно становится заметным в том случае, если структурно- семантические связи слов, изменяясь, оказываются отличными от их соотношения в прошлом, — происходит смена одного синхронного состояния словообразования другим, или смена синхронии диахронией. В связи с указанным пониманием синхронии и диахронии представляется оправданным следующее утверждение А.И. Моисеева: диахрония — это не всякое движение в языке, а лишь такое, которое приводит к смене качественного состояния языка.
Глава II. Новые тенденции в образовании сложных слов
2.1. Современный процесс сложения
Сложные слова играют важную роль в разнообразии словообразовательных типов лексических инноваций нашего времени. К аналогичному выводу пришел и В.Н. Шапошников, утверждающий: “Особенно продуктивными в современном языке оказываются не суффиксальные дериваты, а исторически менее свойственные русскому языку различные словосложения и сложносокращения. Краткость, семантическая емкость, способность удовлетворить потребности общества в обозначении сложных понятий, которых возникает все больше в связи со специализацией в различных областях науки, протекающей параллельно процессу интеграции методов и средств познания, — все это обусловливает значительную интенсификацию сложных слов разного типа. Активизация данной структурной группы новой лексики есть одно из проявлений более общего процесса — лексической конденсации, выступающей как закономерное следствие универсальных принципов экономичности и избыточности в языке. Новые сложные слова образуются по исконно действующим словообразовательным моделям, а также по моделям, ранее не свойственным русской словообразовательной системе.
В современном русском языке лексическая конденсация наиболее активно реализуется композитами — объединением основ в одно сложное слово. В таких новообразованиях первый компонент носит уточнительный, конкретизирующий характер: комплексно-оздоровительный‘относящийся к комплексу оздоровительно-спортивных мероприятий’,