Файл: I. Словообразование в общей системе языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тем самым словообразование выполняет собственно номинативную, конструктивную, компрессивную, экспрессивную и стилистическую функции.4 Можно утверждать, что все приемы и модели, все средства словообразования существуют для того, чтобы служить задачам номинации.

    1. Словообразование как динамическая подсистема языка

По результатам исследования Е.С. Кубряковой, номинативный акт как источник появления нового слова это речемыслительная операция, в протекании которой обязательно когнитивное звено, свидетельствующее о включении подлежащего новому наречению объекта в деятельность человека. Следовательно, словообразовательная неологизация тесно смыкается с речевой деятельностью, представляющей собой “некий континуум”, на одном из полюсов которого — творчество, создание неологизмов.5

Как и любые другие механизмы, словообразование не только функционирует, но и развивается, наглядно демонстрируя проявление внутренних законов развития языка. Подчеркивая динамический характер словообразования, Е.С. Кубрякова отмечает: “Словообразование, менее чем какую-либо другую систему, можно представить в виде статической совокупности раз и навсегда данных моделей, застывших в безупречных регулярных корреляциях...”.

По мнению Т.Х. Каде, следующие факторы обусловливают динамизм словообразовательной системы: мотивированность, изменчивость и отбор.

Под мотивированностью понимается способность словообразовательных типов реагировать на изменение условий: внутренних, присущих словообразовательному типу, и внешних, в которых он функционирует; мотивирующая
база входит в структуру новообразования, создавая детерминацию прошлым. Таким образом, изменчивость предполагается мотивированностью. Основной фактор динамики словообразовательной системы отбор, предполагающий конкурентную борьбу: внутритиповую (между производными одного типа) и межтиповую (между производными разных типов).

В процессе динамики словообразовательной подсистемы языка реализуется ее потенциал. В структурном отношении словообразовательный потенциал языка состоит из трех видов связей: отражающих прошлое (совокупность ресурсов, накопленных системой в процессе ее становления), репрезентирующих настоящее (наличные способности, обеспечивающие динамику системы), ориентированные на будущее (то, что реализуется из виртуального в актуальное). Таким образом, словообразовательный потенциал содержит в себе “зародыш” развития, предопределяя его как те или иные тенденции, проявляющиеся в недостаточно полной степени.

Изучение словарных инноваций показывает, что процесс неологизации происходит в рамках той комплексной единицы системы словообразования, которая называется словообразовательным типом. Несмотря на то, что словообразовательный тип центральная единица словообразования, его сущность в работах дериватологов раскрывается неоднозначно. По мнению Е.А. Земской, А.И. Моисеева, словообразовательный тип это совокупность производных слов, И.М. Минияровой формально- семантическая модель построения производных слов.

Различны и элементы определений

рассматриваемого понятия, варьирующиеся в работах дериватологов: тождество части речи, к которой принадлежат производные слова; тождество производящей части речи; единство форманта; тождество словообразовательного значения.

Объединение производных слов в один словообразовательный тип следует осуществить по следующим признакам: 1) общность семантического соотношения между производящими и производными, 2) тождество словообразовательного форманта. Что касается частеречной принадлежности производящих слов, то она рассматривается как фактор образования словообразовательной модели варианта словообразовательного типа, наряду с факторами другого характера фонетического и морфематического.

Словообразовательные типы объединяются в более крупные единицы классификации словообразовательной системы языка способы словообразования, а также словообразовательные категории, характеризующиеся единством словообразовательного значения.

В связи с рассматриваемыми понятиями и обозначающими их терминами встает вопрос о понимании синхронии и диахронии в языке. Под синхронией обычно понимается система языка в каждый данный период его существования; становление же языковой системы, путь во времени, который проделывает каждый элемент языка как часть системы, есть диахрония. Соответственно выделяется синхронное и диахронное словообразование, а понятия производности, производного и производящего слова заменяются понятиями “мотивированность, мотивированное и мотивирующее слово”.

Вряд ли целесообразно такое резкое противопоставление синхронии и
диахронии. Синхронная система языка не является неподвижной и абсолютно устойчивой; в ней всегда есть то, что утрачивается, и то, что нарождается. Таким образом, диахрония присутствует в синхронии, хотя это присутствие не всегда ощутимо. Оно становится заметным в том случае, если структурно- семантические связи слов, изменяясь, оказываются отличными от их соотношения в прошлом, — происходит смена одного синхронного состояния словообразования другим, или смена синхронии диахронией. В связи с указанным пониманием синхронии и диахронии представляется оправданным следующее утверждение А.И. Моисеева: диахрония — это не всякое движение в языке, а лишь такое, которое приводит к смене качественного состояния языка.


Глава II. Новые тенденции в образовании сложных слов

2.1. Современный процесс сложения

Сложные слова играют важную роль в разнообразии словообразовательных типов лексических инноваций нашего времени. К аналогичному выводу пришел и В.Н. Шапошников, утверждающий: “Особенно продуктивными в современном языке оказываются не суффиксальные дериваты, а исторически менее свойственные русскому языку различные словосложения и сложносокращения. Краткость, семантическая емкость, способность удовлетворить потребности общества в обозначении сложных понятий, которых возникает все больше в связи со специализацией в различных областях науки, протекающей параллельно процессу интеграции методов и средств познания, — все это обусловливает значительную интенсификацию сложных слов разного типа. Активизация данной структурной группы новой лексики есть одно из проявлений более общего процесса — лексической конденсации, выступающей как закономерное следствие универсальных принципов экономичности и избыточности в языке. Новые сложные слова образуются по исконно действующим словообразовательным моделям, а также по моделям, ранее не свойственным русской словообразовательной системе.

В современном русском языке лексическая конденсация наиболее активно реализуется композитами объединением основ в одно сложное слово. В таких новообразованиях первый компонент носит уточнительный, конкретизирующий характер: комплексно-оздоровительный‘относящийся к комплексу оздоровительно-спортивных мероприятий’,