Файл: Психодиагностика направление подготовки 37. 03. 01 Психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20
Критерии
Показатели
требований и ГОСТа.
Форма оценки творческих заданий
Критерии оценки
О
тл
и
ч
н
о
Х
ор
ош
о
У
до
в
л
ет
в
ор
и
те
л
ьн
о
Н
еу
до
в
л
ет
в
ор
и
те
л
ьн
о
Соответствие творческому заданию
Логика изложения информации
Задание и форма его представления является авторской, интересной
Самостоятельность выполнения творческого задания
Анализ и оценка собранной информации
Самостоятельность работы
Авторская оригинальность
Грамотность выполнения работы
Общая оценка
Показателями оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины
«Психодиагностика» являются требуемые результаты обучения поданной дисциплине
Показатели оценивания компетенций
ОПК-2.2
Знает:теорию и методы организации психологического исследования, методы интерпретации и представления результатов исследования, а также методы статистического анализа данных психологического исследования
Умеет:применять методы верификации результатов исследования и проводить качественный анализ личностных и метапредметных образовательных результатов.
Владеет: методами качественной интерпретации эмпирических данных в соответствии с задачей исследования; методом аргументации научных выводов на основе интерпретированных данных.
ОПК-3.1
Знает:психологию личности, социальную психологию малых групп, количественные и качественные методы диагностики и оценки в психологии.
Умеет:подбирать и разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования, в том числе с использованием современных образовательных технологий.
Владеет: диагностическим инструментарием для количественной и качественной психологической оценки.
ОПК-3.2
Знает:методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи при реализации исследовательских и прикладных программ в сфере профессиональной деятельности.
Умеет:планировать и осуществлять диагностику и оценку при реализации исследовательских и прикладных программ в сфере профессиональной деятельности.
Владеет: технологиями сбора данных для решения задач психодиагностики в заданной области исследований и практики
ПК-1.1
Знает: возрастную психологию и психологию малых групп; методы и технологии,


21 позволяющие решить диагностические и развивающие задачи; способы интерпретации и представления результатов диагностического обследования.
Умеет: разрабатывать диагностический инструментарий, соответствующий целям исследования; проводить диагностическое обследование детей и взрослых для выявления возрастных и индивидуальных особенностей личностного и умственного развития на различных возрастных стадиях, включая кризисы возрастов; диагностировать эмоционально-волевые особенности, отклонения в поведении, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания; осуществлять диагностику социального климата в коллективе; составлять психологические заключения и характеристики личности обучающихся.
Владеет: методиками диагностики умственной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, поведения, межличностного общения и социализации обучающихся с учетом возраста и особенностей здоровья.
ПК-1.2
Знает: психологию развития личности; методы сбора и обработки информации, результатов диагностики, наблюдения и психологического эксперимента
Умеет: планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного материала, включая обработку результатов; осуществлять диагностику одаренности и структуры способностей; использовать диагностический результат в создании консультативных и развивающих программ
Владеет навыками дифференциальной диагностики и диагностики на основе обучающего эксперимента
Основные критерии и показатели оценки ответа на теоретические вопросы
Критерии
Показатели
Использование современной научной литературы
Диапазон и качество (уровень) используемого информационного пространства
Владение языком дисциплины
(понятийно-категориальным аппаратом)
Четкое и полное определение рассматриваемых понятий
(категорий), приводя соответствующие примеры в строгом соответствии с рассматриваемой проблемой
Самостоятельная интерпретация описываемых фактов и проблем
Умелое использование приемов сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений. Личная оценка (вывод), способность объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению
Язык и стиль работы
Соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка
Аккуратность оформления и корректность цитирования
Оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации, методических требований и ГОСТа.
Требования к реферату
Критерий
Требования к реферату
Полнота, научность,
оригинальность
1. Правильность определения основных понятий.
2. Научность и логичность. Должны быть использованы современные научные концепции, использованы достоверные источники.
3. Используемость источников информации для формирования теоретической базы. Оценка умения выбрать более достоверные и релевантные источники. Наличие ссылок у основных положений решения и списка источников информации.
4. Личный вклад исполняющего. Переработанность реферативного материала, использованного для доклада, в соответствии с требованиями и вопросами задач.
5. Отсутствие ошибок в решении, как фактических, так и логических
(нарушения логики, искажение основных психологических принципов)


22
Особенности реферата 1. Умение четко излагать представленный материал. Правильно сочетать краткость и информативность. Четко и правильно формулировать мысли.
2. Логичность изложения. Должна быть основная линия реферата.
Докладчик должен придерживаться плана.
3. Докладчик должен свободно владеть представляемым материалом – должен легко в нем ориентироваться, знать основные идеи и определения.
4. Должны присутствовать выводы по представленному решению
(резюме работы).
Умение анализировать 1.Умение понять материал представленный в реферате.
2.Умение делать развернутый анализ по критериям полноты, научности оригинальности, умения докладывать, логичности изложения, отсутствие психологических ошибок.
3.Выделены как отрицательные, так и положительные стороны реферата.
4.Умение четко и правильно формулировать мысли.
Шкала оценивания, в зависимости от уровня сформированности компетенций
Уровень сформированности индикаторов компетенций
«недостаточный»
Индикаторы компетенций не сформированы.
Знания отсутствуют, умения и навыки не сформированы
«пороговый»
Индикаторы компетенций сформированы.
Сформированы базовые структуры знаний.
Умения фрагментарны и носят репродуктивный характер.
Демонстрируется низкий уровень самостоятельности практического навыка.
«продвинутый»
Индикаторы компетенций сформированы.
Знания обширные, системные.
Умения носят репродуктивный характер, применяются к решению типовых заданий.
Демонстрируется достаточный уровень самостоятельности устойчивого практического навыка.
«высокий»
Индикаторы компетенции сформированы.
Знания твердые, аргументированные, всесторонние.
Умения успешно применяются к решению как типовых, так и нестандартных творческих заданий.
Демонстрируется высокий уровень самостоятельности, высокая адаптивность практического навыка
Описание критериев оценивания
Обучающийся демонстрирует:
- существенные пробелы в знаниях учебного материала;
- допускаются принципиальные ошибки при ответе на основные вопросы билета, отсутствует знание и понимание основных понятий и категорий;
- непонимание сущности дополнительных вопросов в рамках заданий билета;
- отсутствие умения выполнять практические задания,
Обучающийся демонстрирует:
- знания теоретического материала;
- неполные ответы на основные вопросы, ошибки в ответе, недостаточное понимание сущности излагаемых вопросов;
- неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы;
- недостаточное владение литературой,
Обучающийся демонстрирует:
- знание и понимание основных вопросов контролируемого объема программного материала;
- твердые знания теоретического материала.
-способность устанавливать и объяснять связь практики и теории, выявлять противоречия, проблемы и тенденции развития;
- правильные и конкретные, без грубых ошибок, ответы на поставленные вопросы;
- умение решать практические задания;
- владение основной литературой, рекомендованной
Обучающийся демонстрирует:
- глубокие, всесторонние и аргументированные знания программного материала;
- полное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, точное знание основных понятий в рамках обсуждаемых заданий;
- способность устанавливать и объяснять связь практики и теории;
- логически последовательные, содержательные, конкретные и исчерпывающие ответы на все задания билета, а также дополнительные вопросы экзаменатора;


23 предусмотренные программой дисциплины;
- отсутствие готовности
(способности) к дискуссии и низкая степень контактности. рекомендованной программой дисциплины;
- умение без грубых ошибок решать практические задания, которые следует выполнить. программой дисциплины;
- наличие собственной обоснованной позиции по обсуждаемым вопросам.
Возможны незначительные оговорки и неточности в раскрытии отдельных положений вопросов билета, присутствует неуверенность в ответах на дополнительные вопросы.
- умение решать практические задания;
- свободное использование в ответах на вопросы материалов рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Оценка
«неудовлетворитель-
но»
Оценка
«удовлетворитель-
но»
Оценка
«хорошо»
Оценка
«отлично»
Оценка по дисциплине зависит от уровня сформированности компетенций, закрепленных за дисциплиной, и представляет собой среднее арифметическое от выставленных оценок по отдельным компетенциям.
Оценка «отлично» выставляется, если среднее арифметическое находится в интервале от 4,5 до 5,0.
Оценка «хорошо» выставляется, если среднее арифметическое находится в интервале от 3,5 до 4,4.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если среднее арифметическое находится в интервале от 3 до 3,4.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если хотя бы одна из компетенций, закрепленных за дисциплиной, сформирована на уровне ниже «порогового».
Положительная оценка по дисциплине выставляется, в случае если освоение компетенции, закрепленной за дисциплиной, не ниже порогового уровня.
7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки
знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы
формирования компетенций
Примерный комплект заданий для текущего контроля успеваемости
По решению кафедры и при наличии соответствующих материалов в базе
Электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) текущий контроль успеваемости может проводиться посредством ЭИОС.
1   2   3   4   5   6

Тема 1-3
(ОПК-2.2; ОПК-3.1; ОПК-3.2; ПК-1.1, ПК-1.2)
Выполните творческие задания:
Творческое задание 1.
Познакомьтесь с основными областями практического использования методов психодиагностики.
Вопросы:
1. Использование психодиагностики в образовательных учреждениях.
2. Использование психодиагностики в медицинских учреждениях.
3. Использование психодиагностики в консультировании.
4. Использование психодиагностики для решения проблем, относящихся к трудовой

24 деятельности.
5. Использование психодиагностики в судебно-психологической экспертизе.
6. Использование психодиагностики в спорте.
Творческое задание 2.
Познакомьтесь с классической работой А. Анастази «Психологическое тестирование», которая считается «энциклопедией зарубежной тестологии».
Изучите:
1. Природа и назначение психологических тестов.
2. Этические и социальные аспекты тестирования.
Вопросы:
1. Почему необходим контроль за использованием психологических тестов?
2. Возможно ли предупреждение тестовой тревожности со стороны оптантов?
3. Каковы особенности сообщения результатов диагностики?
4. Существует ли специфика написания психологических заключений?
Творческое задание 3.
Педология, претендующая на роль единственной «марксистской науки о детях», была задумана как комплексная наука, предполагающая научный синтез данных психологии, физиологии, анатомии и педагогики, занимающаяся целостным изучением детей. Педология механически трактовала влияние таких факторов психического развития ребенка, как среды и наследственности; сводила качественные особенности развивающегося человека к биологической характеристике; преувеличивала роль и значение тестов, рассматривая их как средство измерения умственной одаренности и метод отбора умственно отсталых детей.
Познакомьтесь:
с содержанием постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов».
Вопросы:
1. Кто стоял у истоков развития педологии как науки?
2. По каким причинам педология прекратила свое существование?
3. Какова роль постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» в развитии психодиагностики как самостоятельной отрасли психологического знания?
Творческое задание 4.
Традиционно все психодиагностические методы и методики делятся на две группы: формализованные и малоформализованные.
Малоформализованные методы и методики в большей степени основаны на профессиональном опыте практического психолога, достаточно трудоемки и дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы или явления, чрезвычайно изменчивые по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.).
Познакомьтесь с характеристикой основных методов диагностики (формализованных и малоформализованных).
Вопросы:
1. В чем отличие малоформализованных методик от формализованных?