Файл: Совершенствование государственного и муниципального управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 344
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
51
Государственное и муниципальное прогнозирование выполняет ряд опреде- лённых функций, в том числе: аналитическую, диагностическую и функцию предвидения. Аналитическая функция позволяет в ходе поиска и сбора необхо- димой для составления прогноза информации провести ее анализ, а также со- ставить аргументированные предположения по состоянию и динамике развития объекта прогнозирования. Именно благодаря данной функции формируется не- обходимая для прогноза информационно-аналитическая основа. Диагностиче- ская функция – данная функция призвана способствовать выявлению наруше- ний в развитии объекта исследования. За счет данной функции органы власти имеют возможность оценить ситуацию и проводить мероприятия, которые направлены на сглаживание диспропорций и в то же время, не упустить скла- дывающиеся благоприятные условия.
На основе информационно- аналитической базы, предоставляемой аналитической функцией, а также благо- даря выявлению наиболее значимых путей по совершенствованию ситуации в сфере развития объекта прогнозирования можно осуществить сам прогноз раз- вития. Данный прогноз осуществляется благодаря третьей функции прогнози- рования – функции предвидения. Следует отметить, что перечисленные функ- ции тесно связаны и взаимодействуют друг с другом
89
В существующих методиках выделяется следующий общий алгоритм прогно- зирования: определение объекта и цели прогнозирования, а также горизонта прогнозирования; выбор приемов и методов прогнозирования; сбор данных и анализ информации по объекту прогнозирования; составление прогноза и про- верка его на применимость (если он недостаточно адекватен – возвращается на доработку); при необходимости корректировка прогноза (с течением времени).
В ходе государственного и муниципального прогнозирования социально- экономического развития страны, регионов, муниципальных образований осу- ществляется: анализ их как текущего социально-экономического положения, так и анализ за предыдущие периоды времени; комплексная оценка их ресурс- ной базы; составление вариантного сценарного прогноза; выявление приори- тетных направлений их развития; разработка и составление программы меро- приятий, а так же механизмов поэтапного выполнения конкретных целенаправ- ленных задач; мониторинг и представление индикаторов достижения прогноз- ных показателей
90
Практика и теория прогнозирования накопила значительное число различно- го вида прогнозов, в том числе исходя из типа самого объекта и масштаба про- гнозирования. Приведем примеры нескольких классификаций выделения про- гнозов.
Прогнозы, составленные по способу описания изучаемого объекта, делятся на два вида, в ходе которых используются следующие подходы: трендовый под- ход в прогнозировании, который предполагает осуществления экстраполяции динамичного ряда, предварительно выравненного (прогнозные показатели
89
Белолипецкая В.В. Система прогнозирования социально-экономического развития региона // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2011. №3-1. С. 124.
90
Коломыц О.Н., Шарова М.А. Роль прогнозирования в эффективном управлении процессами социально- экономического развития территорий // Научный журнал «Апробация», №8 (23), 2014. С. 36.
52 определяются в результате линейной экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций); факторный подход в прогнозировании, который предполагает пред- варительное установление основных воздействующих факторов на прогнозиру- емые показатели, их количественную оценку и построение экономико- математических моделей методом корреляции.
Прогнозы, составленные по способу формирования параметров процесса управления, делятся на также два вида, с учетом применяемых подходов: ре- сурсный подход, который предполагает установление устойчивых тенденций и перенесение их на будущее, и нормативный подход, который заключается в умении специалиста по управлению выявлять количественные измерители ве- личин, характеризующих поставленные цели: достичь такой-то величины, ве- личины не менее чем, в пределах и т.д.
Прогнозы, определяемые сроками, можно представить в виде трех групп: краткосрочные, которые, как правило, определяются на срок до одного года и менее; среднесрочные прогнозы, которые составляются на срок до 3-5 лет; дол- госрочные прогнозы, которые рассчитываются на срок более пяти лет, касаются глубинных изменений в структуре общества, в экономике и политике государ- ства, региона, города
91
В настоящее время большой интерес вызывает прогнозирование важных па- раметров развития как страны в целом, так и ее отдельных территориальных единиц.
Следует отметить, что прогнозы, особенно на долгосрочный период, обычно разрабатываются в нескольких сценариях, которые отражают возможные вари- анты будущего развития. Сценарии являются реальными, базирующимися на имеющихся ресурсах и возможностях, но в различных сочетаниях факторов и при использовании возможностей развития. Их разработка является важнейши- ми условиями обеспечения повышения достоверности и надежности прогнозов, особенно долгосрочных и среднесрочных. Обычно формируется три сценария: инерционный (базовый) сценарий, который основывается на экстраполяции уже сложившихся тенденций на прогнозный период; оптимистический (инноваци- онно-прорывной) сценарий – составление данного сценария исходит из наибо- лее благоприятного сочетания различных условий и эффективного использова- ния ресурсов, в том числе «человеческого капитала» (он играет мобилизацион- ную роль, показывая возможности траектории динамики системы на основе освоения инноваций); пессимистический вариант, который отражает дальней- шее развитие событий исходит из неблагоприятного сочетания факторов и тен- денций будущего развития. При этом необходимо понимать, что реальная тра- ектория будущей динамики может пойти по промежуточному сценарию
92
Наиболее распространенные методы прогнозирования, которые могут быть использованы в государственных (муниципальных) учреждениях являются: ме-
91
Нагоев А.Б., Филимонова Н.В. Прогнозирование и планирование как элементы системы управления промышленными предприятиями // Фундаментальные исследования. 2015. №3. С. 197-198.
92
Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. М. Экономика. 2011. С. 63-64.
53 тод написания сценариев, метод «дерева целей», аналитический метод, метод
«мозговой атаки», экономико-математическое моделирование, метод скользя- щей средней, метод экспоненциального сглаживания и пр.
93
При этом к наибо- лее распространенным методам прогнозирования относятся экстраполяция, нормативные расчеты, в том числе интерполяция, экспертные оценки, аналогия, математическое моделирование
94
В настоящее время существует различные классификации методов прогнози- рования.
Наибольшее распространение имеет классификация методов прогно- зирования по степени формализации, согласно которой методы делятся на две группы. Это эвристические (интуитивные) методы, которые основаны на зна- нии субъективных начал (методы социологических исследований, экспертные методы). Другую группу образуют формализованные методы, в которых прева- лируют объективные начала (методы прогнозной экстраполяции, методы моде- лирования и пр.)
95
В целом можно констатировать, что п рогнозная деятельность – это сложно структурированный процесс, который имеет конечные, промежуточные и по- бочные результаты. Работа над прогнозами и собственно прогнозные тексты увеличивают базу знаний и актуализируют ее. Прогнозная деятельность одно- временно либо лимитируется, либо сопрягается со следующими процессами и явлениями:
- прогнозирование социально-экономического и научно-технологического развития страны тесно связано с политическими программами и генерацией по- литических предложений. Вот почему так важно наличие ответственных лиде- ров и лиц, которые принимают решения, понимают смысл и суть прогнозной деятельности, а также способны организовать прогнозные процессы на разных уровнях и конструктивно учесть предложенные рекомендации;
- наличие экспертов высокого уровня подготовки в различных сферах и обла- стях знания (важно сформировать экспертное сообщество);
- синтез подготовки материалов и результатов долгосрочного научно- технологического и социально-экономического прогнозов служит основанием для проверки методологии и объяснительных возможностей доминирующих теорий экономико-социогуманитарного знания, поскольку этот синтез основан на антропоцентризме, т.е. подчиняет развитие не просто достижению приорите- тов, которые определены субъективным образом, а истинным целям человече- ского развития;
- понимание и структурирование интересов основных факторов прогнозной деятельности (как самих разработчиков, так и тех, на кого направлены результа- ты прогнозной деятельности), а также степень готовности общества восприни- мать прогнозы (следует отметить опасность завышенных прогнозных ожида- ний, которые могут привести к развитию социальной апатии);
93
Воеводина Е.И. Прогнозирование — инструмент модернизации // Советник бухгалтера бюджетной сферы.
2012. №9. С. 22-36.
94
Третьякова А.П., Терентьев Д.А. Прогнозирование и планирование в организации. Тюмень: Издательство
Тюменского государственного университета, 2008. С. 43.
95
Макроэкономическое прогнозирование и планирование: учеб. пособие / сост. О.В. Сидоренко – Хабаровск :
РИЦ ХГАЭП, 2013. С. 28-29.
54
- прогнозная деятельность зависит от степени квалификации государствен- ных и муниципальных служащих, готовности применять прогнозные данные для принятия решений;
- прогнозная деятельность должна иметь институциональное сопровождение
(механизм финансового обеспечения, правовой регламентации и пр.)
96
Таким образом, государственное и муниципальное прогнозирование на осно- ве применения совокупности технических приемов и научных способов мыш- ления призвано провести анализ эндогенных (отражающих собственные свой- ства объекта) и экзогенных (обусловленных влиянием прогнозного фона) зна- чащих переменных и определить тенденции и количественные параметры со- циально-экономического развития государства, региона, муниципального обра- зования, оценить воздействие решений органов государственной и муници- пальной власти на экономические и социальные процессы, которые происходят на их территории, и повысить эффективность использования их потенциала и возможностей социально-экономического развития.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
Государственное и муниципальное прогнозирование в России.
На сего- дняшний момент главным аспектом в государственном управлении является – механизм государственного регулирования, направленный на устойчивость экономики
97
. В качестве одного из важнейших составных элементов данного механизма является прогнозирование (составление органами власти, на основе использования различных методов и средств, прогнозов).
Официальные про- гнозы социально-экономического развития страны в Российской Федерации публикуются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Данным министерством был разработан «Прогноз долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года»
98
,
«Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Так, прогноз социально- экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый пе- риод 2016 и 2017 годов был разработан на основе одобренных Правительством
Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития страны с учетом приоритетов и целевых индикаторов развития экономики, ко- торые были сформулированы в Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, про- гнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федера- ции на период до 2030 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая
2012 г. и задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации. В данном документе были учтены итоги социально-экономического развития Российской Федерации в ян-
96
Скрыльникова Н.А., Ложникова А.В., Щетинин П.П. Синтез долгосрочного научно-технологического и социально-экономического прогнозирования в современной России // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. №4(24). С. 38, 39.
97
Ушакова О.А. Информационная модель государственного управления в устойчивой экономике // Известия
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2012. №5(10). С. 37.
98
Данный прогноз является одним из основных документов системы стратегического планирования развития