Файл: Совершенствование государственного и муниципального управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 345

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Российской Федерации, формируя единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера.

55 варе - августе 2014 г., а также прогнозные показатели федеральных органов ис- полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и Банка России. Данный прогноз предусматривает несколько вари- антов развития страны: первый вариант (базовый) предполагает, что в прогно- зируемом периоде сохранятся инерционные тренды, которые сформировались в последний период, консервативная инвестиционная политика частных компа- ний, ограниченные расходы на развитие компаний инфраструктурного сектора при стагнации государственного спроса, а также сохранение высокой инфляции, ужесточение условий на рынке потребительского кредита и замедление увели- чения заработной платы в бюджетном секторе; второй вариант (умеренно- оптимистичный) предполагает более активную политику, которая будет направ- лена на уменьшение негативных последствий, связанных с увеличением геопо- литической напряженности, и формированием условий для более устойчивого долгосрочного роста, сценарий предусматривает применения государством до- полнительных мер стимулирующего характера, которые связаны с расходами бюджета по финансированию новых инфраструктурных проектов, проведением кредитования наиболее уязвимых секторов экономики.
Кроме того, многими научно-исследовательскими институтами, банками и инвестиционными компаниями регулярно публикуются прогнозы основных макроэкономических показателей Российской Федерации (Центральным Банком
России, Центральным экономико-математическим институтом РАН, Институ- том народнохозяйственного прогнозирования РАН, Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара, Центром макроэкономического анализа и кратко- срочного прогнозирования и другие).
Действующий долгое время в России Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально- экономического развития Российской Федерации» и определяющий основы прогнозирования в стране, утратил в 2014 году силу в связи с принятием Феде- рального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в
Российской Федерации». Наряду с достаточными экономическими ресурсами решение задач устойчивого развития страны, ее макрорегионов, субъектов и муниципальных образований требует и определенных институциональных предпосылок. В этой связи особое значение имеет принятие Федерального за- кона от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ
99
. Стратегическое планирование на основе прогноза изменения внутренней и внешней среды планируемого объекта (реги- она, муниципального образования) служит необходимым условием успешного социально-экономического развития страны
100
. Данный нормативно-правовой акт регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и
99
К
озлова О.Ю. Особенности стратегического планирования в системе государственного и муниципального управления // В сборнике: Социально-экономические тенденции развития мировых и российских рынков: теория и практика Материалы международной научно-практической конференции. Саратовский социально- экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. С. 82 100
Козлова О.Ю. Организационно-методические аспекты стратегического планирования социально- экономического развития региона // Наука и общества. 2011. №3. С. 159-165.


56 программирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей эко- номики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования. В данном за- коне даются определения по ряду терминов, в том числе: по таким как: прогноз социально-экономического развития Российской Федерации - документ страте- гического планирования, содержащий систему научно обоснованных представ- лений о внешних и внутренних условиях, направлениях и об ожидаемых ре- зультатах социально-экономического развития Российской Федерации на сред- несрочный или долгосрочный период; прогноз научно-технологического разви- тия Российской Федерации – документ стратегического планирования, содер- жащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожи- даемых результатах научно-технологического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на долгосрочный период; прогноз социаль- но-экономического развития субъекта Российской Федерации - документ стра- тегического планирования, содержащий систему научно обоснованных пред- ставлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально- экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный или долгосрочный период; прогноз социально-экономического развития муни- ципального образования – документ стратегического планирования, содержа- щий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожида- емых результатах социально-экономического развития муниципального образо- вания на среднесрочный или долгосрочный период.
Прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации разра- батываются: на вариативной основе; на долгосрочный период каждые шесть лет на двенадцать и более лет (с учетом прогноза научно-технологического разви- тия Российской Федерации и стратегического прогноза Российской Федерации); на среднесрочный период ежегодно (с учетом основных направлений бюджет- ной, налоговой и таможенно-тарифной политики); на основе данных, которые представляются федеральными органами исполнительной власти, органами ис- полнительной власти субъектов Российской Федерации и другими участниками стратегического планирования. Прогноз социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается в целом по
Российской Федерации, по видам экономической деятельности, а также по субъектам Российской Федерации, он одобряется Правительством Российской
Федерации и учитывается при корректировке прогноза социально- экономического развития страны на долгосрочный период. Прогноз социально- экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период утверждается Правительством Российской Федерации.
На уровне регионов страны разрабатываются прогнозы социально- экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный и среднесрочный период (гл. 9 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ в стране предусмотрена разработка также: прогноза научно-технологического развития


57
Российской Федерации (разрабатывается на основе решений Президента Рос- сийской Федерации каждые шесть лет на двенадцать и более лет, он утвержда- ется Правительством Российской Федерации и в нем учитываются приоритет- ные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федера- ции, перечень критических технологий Российской Федерации и данные, кото- рые представляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской акаде- мией наук)
101
; стратегического прогноза Российской Федерации (разрабатыва- ется по поручению Президента Российской Федерации Правительством Рос- сийской Федерации сроком на двенадцать и более лет и рассматривается Сове- том Безопасности Российской Федерации)
102
; бюджетного прогноза Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации на долгосрочный период, кото- рые разрабатываются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Феде- рации
103
Следует отметить, что описание этапов, сроков, основных параметров, необ- ходимых к учету при разработке прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации приводятся в Постановлении Правительства РФ от
22.07.2009 №596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации».
Единое пространство Российской Федерации предполагает соподчиненную полицентрическую и многоуровневую структуру путем выделения на ее терри- тории менее крупных образований (субъектов Федерации), а в последних —
101
В России был разработан прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до
2030 года (утвержден Правительством РФ). Данный долгосрочный прогноз был сформирован в разрезе приоритетных направлений развития науки, технологий и техники по следующим направлениям: информационно-коммуникационные технологии; науки о жизни (биотехнологии; медицина и здравоохранение); новые материалы и нанотехнологии; рациональное природопользование; транспортные и космические системы; энергоэффективность и энергосбережение. Для каждого приоритетного направления с учетом мировых тенденций выделены вызовы и окна возможностей, определяющие перспективы его развития; проведено ранжирование по степени их влияния на Россию. Далее в документе определены инновационные рынки и перспективные группы продуктов и услуг, появление которых возможно в средне- и долгосрочной перспективе под действием мировых тенденций. Затем определены детальные приоритеты перспективных научных исследований, необходимые для создания выделенных продуктов и услуг и ответов на вызовы и окна возможностей.
102
Данный прогноз включает в том числе оценку рисков социально-экономического развития и угроз национальной безопасности Российской Федерации, а также поэтапные прогнозные оценки вероятного состояния социально-экономического потенциала и национальной безопасности Российской Федерации.
103
Ст. 170.1 Бюджетного Кодекса РФ: Долгосрочное бюджетное планирование осуществляется путем формирования бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, бюджетного прогноза субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, а также бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период в случае, если представительный орган муниципального образования принял решение о его формировании в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Под бюджетным прогнозом на долгосрочный период понимается документ, содержащий прогноз основных характеристик соответствующих бюджетов (консолидированных бюджетов) бюджетной системы Российской Федерации, показатели финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ на период их действия, иные показатели, характеризующие бюджеты (консолидированные бюджеты) бюджетной системы Российской
Федерации, а также содержащий основные подходы к формированию бюджетной политики на долгосрочный период. Бюджетный прогноз Российской Федерации, субъекта Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается каждые шесть лет на двенадцать и более лет на основе прогноза социально-экономического развития соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации на соответствующий период.
Бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период разрабатывается каждые три года на шесть и более лет на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования на соответствующий период.


58 еще более мелких (муниципальных образований)
104
. Основываясь на положени- ях законодательства Российской Федерации, органы региональной власти
105
и местного самоуправления
106
принимают правовые акты по вопросам регулиро- вания системы прогнозирования и осуществляют разработку документов про- гнозного характера.
Социально-экономическое развитие субъектов РФ, а также и муниципальных образований, определяется в настоящее время разрабатываемыми на данных уровнях как программами, стратегиями, так и прогнозами
107
. Кроме того, на уровне регионов и муниципальных образований принимаются документы – где- то более детализирующие и методически обеспечивающие процесс прогнози-
104
Хайруллов Д.С., Давыдова Л.А. Формы и методы муниципального управления социально-экономическим развитием территории муниципального образования // Вестник Казанского технологического университета.
2012. Т.15. №23. С. 210.
105
На примере нескольких субъектов РФ Приволжского федерального округа приведены некоторые нормативно- правовые документы в исследуемой сфере. Саратовская область: Постановление Правительства Саратовской области от 05.02.2008 № 29-П «Об утверждении Положения о порядке разработки прогноза социально- экономического развития Саратовской области»; Распоряжение Правительства Саратовской области от
04.06.2015 № 113-Пр «О разработке проекта закона области «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» и прогноза консолидированного бюджета области на 2016 - 2018 годы»; Республика
Башкортостан: Постановление Правительства Республики Башкортостан от 22.04.2009 № 152 «О разработке прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на среднесрочный период, проекта бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год, проекта бюджета Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан на очередной финансовый год и среднесрочного финансового плана Республики Башкортостан», Постановление Правительства Республики
Башкортостан от 02.06.2015 № 203 «Об утверждении Порядка разработки бюджетного прогноза Республики
Башкортостан на долгосрочный период», Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 11.09.2014
№ 943-р «О государственном прогнозировании социально-экономического развития Республики
Башкортостан», Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 29.09.2014 № 1017-р «Об обеспечении разработки и выполнения мероприятий по достижению целевых ориентиров прогноза социально- экономического развития Республики Башкортостан на 2015 год и на период до 2017 года»; Нижегородская область: Постановление Правительства Нижегородской области от 16.06.2015 № 377 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период», Постановление Правительства Нижегородской области от 16.06.2015 № 378 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период»,
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 27.11.2014 № 1543-V «О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на 2015 год и на период до 2017 года».
106
На примере нескольких муниципальных образований субъектов РФ Приволжского федерального округа приведены некоторые нормативно-правовые документы в исследуемой сфере. Муниципальное образование
«Город Саратов»: Постановление главы администрации г. Саратова от 01.04.2008 № 381 «Об утверждении
Положения о порядке разработки прогноза социально-экономического развития города Саратова»;
Муниципальное образование «Город Уфа»: Решение Совета городского округа г. Уфа РБ от 23.12.2014 № 39/3
«Об основных показателях прогноза социально-экономического развития городского округа город Уфа
Республики Башкортостан на 2015 год и на период до 2017 года»; Муниципальное образование «Город Нижний
Новгород»: Постановление администрации г. Н. Новгорода от 03.07.2014 № 2457 «Об утверждении Порядка разработки прогноза социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на очередной финансовый год и плановый период», Постановление администрации г. Н.Новгорода от 13.06.2012 № 2403 «Об утверждении административного регламента администрации города Нижнего Новгорода по исполнению муниципальной функции «Разработка прогноза социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на очередной финансовый год и плановый период», Постановление администрации г. Н. Новгорода от
23.07.2014 № 2828 «Об утверждении Плана мероприятий по разработке прогноза социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2015 год и на период до 2017 года, проекта бюджета города Нижнего
Новгорода на 2015 год и среднесрочного финансового плана города Нижнего Новгорода на 2015 - 2017 годы».
107
Тэйслина О.Г. К вопросу о перспективных направлениях государственной региональной политики в РФ //
Социально-экономические тенденции развития мировых и российских рынков: теория и практика Материалы международной научно-практической конференции. Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. С. 31-34.


59 рования, где-то менее, указывающий общий механизм и ссылающиеся на обще- государственные регламенты и процедуры прогнозирования. При этом следует отметить, что сотрудничество государственных и муниципальных властей, особенно действия органов государственной власти в сфере местного само- управления, должно иметь плановый и прогнозируемый характер
108
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12