Файл: Совершенствование государственного и муниципального управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 349

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обеспечение эффективности процесса составления государственных и
муниципальных прогнозов. Исследования будущего и использование их ре- зультатов как для разработки долгосрочной стратегии, так и в рамках текущей политики, предполагают наличие развитой системы прогнозирования. Это означает, что прогнозирование не должно представлять собой лишь эпизодиче- ские и слабо связанные между собой исследования ограниченного числа ве- домств и отдельных академических институтов. Система прогнозирования должна включать
109
: само государство как институт стратегического таргетиро- вания; целостный подход к анализу и прогнозированию; единый механизм научного обоснования макроэкономических, региональных, муниципальных, отраслевых и других прогнозов; систему экономических измерений, которые позволяют адекватно оценивать структурные, динамические и пространствен- ные изменения в социально-экономическом развитии; систему мониторинга развития страны, ее отраслей и территориальных образований; систему подго- товки кадров, которая должна быть ориентирована на формирование широкого слоя специалистов в области прогнозирования; систему отраслевых, академиче- ских, региональных и иных исследовательских центров, согласованно и на ре- гулярной основе работающих над разработкой прогнозов; технологию обосно- вания и согласования ключевых гипотез и сценариев; взаимосвязанную и от- крытую систему моделей и инструментов прогнозирования; независимую экс- пертную систему оценки качества прогнозно-аналитических разработок.
Ожидаемые долгосрочные изменения в экономике России (особенно в сцена- риях «ухода» от сырьевой ориентации и обеспечения максимально возможного в условиях международного разделения труда импортозамещения, а также реа- лизации механизмов мотивирования реального участия всех заинтересованных сторон в обеспечении задач инновационной модернизации страны, базирую- щихся на определенных принципах
110
) также в значительной степени связаны со структурными изменениями на всех уровнях: федеральном, субъектов РФ, муниципальных образований, межотраслевых комплексов и отраслей. Предска- зать такого рода изменения в рамках автономных отраслевых прогнозов и экс- траполяционного прогнозирования невозможно. Необходим факторный, «струк- турно богатый» прогноз. При этом чрезвычайно важно рассмотрение различных вариантов развития ситуации, в которых учитывались и ключевые сложные факторы сдерживающие развитие отечественной хозяйственной системы, и возможные направления государственной политики по преодолению данных

108
Данилова С.Н. К вопросу о необходимости разработки и реализации государственных программ поддержки местного самоуправления // Наука и общество. 2013. №2(11). С. 30.
109
Узяков М.Н. О качестве научного предвидения // Проблемы прогнозирования. 2008. №1. С. 5.
110
Звездичев Г.Ю. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности российской экономики //
Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015. №1 (19). С. 1-27.

60 факторов и пр.
111
Наличие такого развернутого сценарного прогноза, включаю- щего, в том числе, оценки отраслевых издержек, оценки межрегиональных сдвигов в размещении производства, оценки спроса на продукцию отраслей, а также возможную динамику относительных цен, является важнейшей предпо- сылкой выработки долгосрочной стратегии развития экономики в целом, регио- нов, муниципальных образований, отраслей и крупных корпораций
112
. Кроме того, необходимо обеспечить: применение новых инновационных методов и способов сбора и обработки информации; развитие механизма обратной связи, т. е. публичного анализа качества и адекватности прогнозных моделей развития.
Перспективной также может стать разработка модельного пакета нормативно- правовых актов по вопросам прогнозирования и планирования развития муни- ципального образования, который будет играть позитивную роль ориентира для органов местного самоуправления
113
В качестве направлений совершенствования политики в области прогнозиро- вания России, регионов и муниципальных образований необходимо также уде- лить внимание совершенствованию культуры государственного и муниципаль- ного прогнозирования. При совершенствовании составления государственных и муниципальных прогнозов необходимо не только задекларировать, но и реально внедрять практику вовлечения теоретиков, практиков, всего научного сообще- ства по различным направлениям
114
. При прогнозировании должны учитываться его основные принципы, среди которых можно выделить «единство», «реали- стичность», «непрерывность», «эффективность», т.е. прогнозы должны быть системны и взаимоувязаны на всех уровнях, адекватны, проверяемы и дости- жимы в их выполнении и регулярно обновляться.
Кроме того, при прогнозировании важно соблюсти и другие принципы, в том числе: принцип целенаправленности, который означает, что прогностический анализ должен быть направлен на достижение четко поставленной цели; прин- цип комплексности, выражающийся в полноте охвата основных элементов хо- зяйства в процессе государственного и муниципального прогнозирования; принцип альтернативности, соблюдение которого повышает надежность реко- мендаций по выбору перспективной структурной и инвестиционной политики, а также при обосновании концепции развития; принцип многовариантностикак в постановке задач, так и в выборе путей и сроков их достижения, а также ран- жировании параметров перспективного развития; п ринцип научной обоснован- ности, который означает, что при разработке прогнозов любого уровня необхо-
111
Абрамова М.И. Основные препятствия развитию отечественной хозяйственной системы // В сборнике:
Социально-экономические тенденции развития мировых и российских рынков: теория и практика Материалы международной научно-практической конференции. Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. С. 9-12.
112
Узяков М.Н. О качестве научного предвидения // Проблемы прогнозирования. 2008. №1. С. 6.
113
Арбатская Ю.В., Иванова Е.Л. Особенности планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований: правовые вопросы // Вестник Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. 2012. №1(16). С. 15.
114
Луговской Р.А. Организационные основы формирования системы государственного планирования и прогнозирования социально-экономического развития России // Научно-технические ведомости Санкт-
Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. №5 (180). С. 9-
14.


61 дим всесторонний учет действия объективных законов экономических и иных процессов, а также учете достижений отечественной и зарубежной теории и практики прогнозирования
115
Составление прогнозных значений критериальных показателей и индикато- ров влечет за собой неопределенность оценок таких значений. Существует множество способов, которые позволяют снизить риски от неопределенности оценок при принятии решений, производить верификацию прогнозных данных.
Прежде всего, рекомендуется применение следующих взаимодополняющих ша- гов: обоснование размеров предполагаемых инвестиций; представление воз- можных результатов с указанием основных допущений их достижения или ве- роятности (оценки риска); принятие во внимание представления и предпочте- ния регионального и муниципального социально-экономического развития на принципах устойчивости; разработка соответствующих правил принятия реше- ний и стратегии инвестирования в модернизацию и инновационные преобразо- вания и пр.
В современных условиях в прогнозе должны учитываться не только материа- лы существующих международных, федеральных и местных действующих и заявленных программ развития, относящихся к данной территории, но и макро- экономические, международные и микро-системные прогнозы развития миро- вого сообщества и глобальные, территориальные, экологические, продоволь- ственные, климатические, террористические и другие угрозы. Для оперативного реагирования необходима система законов и нормативных актов, регулирующих данный процесс
116
Дальнейшему развитию прогнозной деятельности в России должны послу- жить уже принятые нормативно-правовые акты, в том числе: Федеральный за- кон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской
Федерации», а также Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 го- да № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и др., меры, которые направлены на: достижение эффективной координации и мето- дического обеспечения деятельности органов власти и других заинтересован- ных сторон в проведении прогнозных исследований; поддержание и развитие национальной базы экспертов, развитие коммуникационных площадок для об- суждения и использования результатов прогнозов; совершенствование методо- логии и разработку единых стандартов работ в рамках системы технологическо- го прогнозирования и пр.
Большое значение в прогнозной деятельности органов власти будет иметь развитие и активное применение технологии форсайта. Форсайт, от английского
Foresight – «предвидение», известный также как стратегический или опережа- ющий анализ, предполагает структурированное предвидение долгосрочного со- циального, экономического и технологического прогресса и потребностей, при- менение интерактивных и вовлекающих методов, междисциплинарность, ис-
115
Макроэкономическое прогнозирование и планирование: учеб. пособие / сост. О.В. Сидоренко. Хабаровск:
РИЦ ХГАЭП, 2013. С. 22-23.
116
Хамирзова С.К., Кумпилова А.Р. Долгосрочное прогнозирование социально-экономического развития региона в условиях перехода на инновационную модель экономики // Новые технологии. 2010. №3. С. 13, 14.


62 пользование существующих социальных сетей и создание новых, четкую ори- ентацию на действие (метод предполагает не только анализ и предвидение бу- дущего, но и содействие участникам его формирования). Форсайт обычно рас- сматривают в качестве подхода, сочетающего различные средства определения возможных, вероятных и предпочтительных перспектив, в первую очередь
«сканирование горизонта», метод опросов Дельфи, разработку сценариев и со- ставление дорожных карт
117
. На основе Форсайта разрабатываются долгосроч- ные, на двадцать пять - тридцать лет, стратегии развития экономики, науки, тех- нологий, нацеленные на повышение конкурентоспособности и максимально эффективного развития социально-экономической сферы. Форсайт исходит из вариантов возможного будущего, которые могут наступить при выполнении определенных условий: правильного определения сценариев развития, дости- жения консенсуса по выбору того или иного желательного сценария, предпри- нятых мер по его реализации. Набор подходов, используемых в Форсайт- проектах, постоянно расширяется и охватывает сегодня десятки методов. Ряд методов носят синтетический характер
118
Таким образом, для того чтобы прогнозные документы стали максимально полезными (а соответственно, вероятность их исполнения должна быть доста- точно высока), необходима не только достоверная и полная информационная база, обширный штат (база) высококвалифицированных специалистов (экспер- тов), которые владеют различными методами, технологиями и приемами про- гнозирования, но и развитая институциональная, инфраструктурная база и си- стема прогнозной деятельности. Кроме того, прогнозные документы должны разрабатываться с учетом основных принципов прогнозирования.
117
Джонстон Р. Анализ технологий, ориентированный на будущее: проблема «Кассандры» // Форсайт. 2011. Т.
5. № 2. С. 60.
118
Соколов А. В. Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. 2007. Т. 1. № 1. С. 9, 12.

63
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
И ПОВЫШЕНИЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
Учитывая важность планирования как центральной функции управления, оно всегда находилось в поле зрения ученых-управленцев и специалистов- практиков, породив многообразие подходов к трактовке исследуемого феноме- на, который изучается как направление действий, которое должно выдерживать- ся; как процесс; как этапы, которые необходимы для выполнения действий; как элемент управления; как предвидимый результат; как инструмент распределе- ния ресурсов; как вид деятельности, связанной с выбором оптимальной альтер- нативы развития, как подготовка превентивных мер
119
, необходимых для успешного развития в стратегической перспективе. Определяясь с направлени- ями действий, исследователи делают акцент на необходимости своевременного учета, по возможности, всех внутренних и внешних факторов, обеспечивающих благоприятные условия для нормального функционирования
120
, что, на наш взгляд, требует серьезного уточнения в части определения и, по возможности, снижения/устранения влияния негативных факторов. Не выдерживает, по нашему мнению, критики и попытка
121
ограничить изучение планирования, рас- сматривая его через призму влияния на состояние экономики управляемого объекта в отрыве от избираемых способов воздействия. Необходимо соединение двух начал в трактовке планирования – желаемого состояния объекта управле- ния и требующихся для его достижения будущих действий, определение, как целей, так и путей их достижения. Учитывая многократно возросшую роль ин- формации в современных условиях, следует признать оправданной позицию ученых
122
, которые считают, что планирование заключается в обработке инфор- мации по обоснованию предстоящих действий и в определении наилучших способов достижения намеченных целей.
Весьма показателен тот факт, что учеными планирование рассматривается не только как область практической деятельности, хотя исключительно такое тол- кование планирования допускается в известном Законе РФ от 28 июня 2014 г.
(далее Закон), но и как концепция целенаправленного поведения, по сути, как самостоятельная область научных знаний об управлении. С изучением плани-
119
Поташева Г.А. Синергетический подход к управлению: Монография. М.: ИНФРА-М, 2011; Веснин В.Р.
Корпоративное управление. – М.: ИНФРА-М, 2014; Замедлина Е.А. Теория управления. – М.: ИНФРА-М, 2010;
Подлесных В.И. Новые подходы и методы обеспечения устойчивого развития предпринимательства. Теория организации. Монография. – М.: ИНФРА-М, 2014; Гуськов Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие.– М.: Альфа-М: М.: ИНФРА-М, 2011; Магданов П.В. Взлет и падение стратегического планирования: аргументы и факты //Менеджмент в России и за рубежом. 2012. №3. С. 130-138; Пенкин А. Стратегическое планирование: реализация государственных программ // Проблемы теории и практики управления. 2013. №11.
С.79-83.
120
Бизнес-планирование:Учебное пособие / Под ред. проф Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля. М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013; Волкогонов О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ИД ФОРУМ:
ИНФРА-М, 2010.
121
Курлыкова А.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М,
2013;
Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник. 2-е изд.
М.: Дашков и К., 2013.
122
Ларионов И.К. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Дашков и К, 2014; Басовский Л.Е.
Прогнозирование и планирование в условиях рынка.– М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.


64 рования как науки связана попытка определения разграничительной черты между планированием и прогнозированием, увязывание первого феномена с предуказанием, а второго – с предсказанием
123
. Для совершенствования пред- сказательной практики принципиально важным следует назвать включение За- коном в состав планово-прогнозных документов Стратегического прогноза РФ, разработка которого позволяет усилить антикризисную направленность госу- дарственного стратегического планирования, определиться с угрозой возникно- вения и развития кризисной ситуации, выяснить период, который потребуется для осуществления выхода из кризисной ямы, точнее установить негативные последствия кризиса и выработать действительно необходимые мероприятия для включения в кризисный план и/или антикризисную программу.
Отметим, что нельзя ограничиваться простой констатацией возросшего зна- чения предвидения для повышения реалистичности планирования. План с во- площенной в нем стратегией развития должен одновременно являться и про- граммой, устанавливающей крупные этапы работ для достижения требуемых результатов, определять структуру работ по этапам и степень предпочтительно- сти для каждого из них. В этой связи заслуживает положительной оценки вклю- чение Законом в систему документов стратегического планирования наряду с прогнозами и стратегиями государственных и муниципальных программ.
В деятельности государства, призванного определять национальные и регио- нальные приоритеты, управлять социальной сферой, трудовыми, материальны- ми и финансовыми ресурсами страны, производством, распределением и пере- распределением общественных благ, руководствуясь общенациональными ин- тересами, плановая функция должна занимать особое место. Ее реализация поз- воляет устанавливать цели социально-экономического развития, для достиже- ния которых потребуется объединение усилий всех слоев общества, всех сфер и секторов национальной экономики; выявлять объем и структуру потребностей общества, включая потребности в материальных благах и нематериальные по- требности, и ранжировать их по признаку наибольшей насущности, включая инновационный аспект; осуществить поиск, привлечение и распределение со- гласно выявленным приоритетам и ранжированным потребностям ресурсов, требующихся для достижения поставленных целей; увязать ресурсы и потреб- ности в них, привести их между собой в оптимальное соотношение; опреде- литься с системными взаимосвязями, чтобы сбалансировать развитие отраслей, подотраслей, крупных народнохозяйственных комплексов, отдельных террито- рий.
Решение названных проблем серьезно актуализируется, когда современными реалиями мирового рынка и производства становятся глобализация и обуслов- ленное ею ужесточение международной конкуренции. Необходимость решения глобальных проблем, способных породить существенные последствия страте- гического характера, которые связаны с угрозой истощения природных ресур- сов страны, ее экологической безопасностью, повышает значение государствен-
123
Бабич Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М,
2013.