Файл: Совершенствование государственного и муниципального управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 342
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
41 деятельность организаций: Государственная корпорация «Внешэкономбанк»,
ОАО «Российская венчурная компания» (РВК), ОАО «РОСНАНО», ФГАУ «Рос- сийский фонд технологического развития» (Фонд развития промышленности),
АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринима- тельства», Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых тех- нологий (Сколково) и другие. В эти организации были вложены значительные бюджетные средства, при их поддержке реализовано немало успешных проек- тов.
Так, Фонд развития промышленности, являясь оператором по заключению специальных инвестиционных контрактов (СПИК), имеет значительные воз- можности по стимулированию инновационных промышленных производств.
Общий объем средств Фонда в случае реализации предложения Президента РФ о его докапитализации должен достигнуть 40 млрд.руб., 259 компаний уже вос- пользовались мерами господдержки, почти 19 млрд.руб. выделено компаниям на реализацию проектов, более 10 тыс. рабочих мест появится благодаря Фонду в ближайшие годы
56
Российская венчурная компания, выполняя задачу государственного стиму- лирования венчурных инвестиций и финансовой поддержки высокотехнологич- ного сектора в целом, сформировала 21 фонд, суммарный размер которых до- стигает почти 29 млрд.руб., а доля самой компании в них превышает 18 млрд.руб. Количество проинвестированных этими фондами инновационных компаний достигло в 2015 г. 175, а объем выделенных средств – почти 16 млрд.руб.
57
. С 2015 г. Российская венчурная компания определена как проект- ный офис по реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) и рассматривается в качестве основы для развития российских технологических компаний на базе НТИ, для ресурсного и проектного наполнения НТИ.
Выступая в качестве инструмента государственной политики, стимулирую- щего становление инновационной экономики, институты развития обеспечива- ют приток частных инвестиций в приоритетные сферы экономики в процессе реализации государственно-частного партнерства. Оказывая поддержку через софинансирование перспективных проектов, эти институты предоставляют до- ступ к необходимым для реализации этих проектов финансовым и информаци- онным ресурсам, к соответствующим инфраструктурным услугам. Однако су- дить об эффективности работы институтов развития сложно, поскольку про- зрачность их деятельность недостаточна. Система используемых ключевых по- казателей эффективности (KPI - key performance indicators) не имеет пока необ- ходимой взаимосвязанности и стабильности, что не позволяет достаточно точно оценить вклад этих институтов в создание инновационной экономики.
Вместе с тем эксперты выделяют определенные недостатки в работе институ- тов развития: недостаточный уровень кооперации и координации в их деятель- ности, поскольку не накоплена общая база знаний по инновациям, они не гото-
56
Фонд развития промышленности. http://www.frprf.ru.
57
Институты развития. http://www.innovation.gov.ru.
42 вы делиться своей информацией
58
. Уровень операционных расходов в некото- рых случаях превышает аналогичные зарубежные фонды.
На необходимость серьезной инвентаризации деятельности институтов раз- вития, совершенствования их инновационной политики неоднократно указывал и Президент РФ. Так, в Послании Президента РФ Федеральному собранию от 3 декабря 2015 г. было отмечено, что многие из них, к сожалению, превратились в настоящую помойку для «плохих» долгов, что нужно оптимизировать структуру и механизмы их работы, обеспечить нацеленность на решение приоритетных задач, прежде всего связанных с технологической модернизацией
59
Д
ля эффек- тивной деятельности институтов развития нужно улучшить инвестиционный климат экономики Российской Федерации в целом, сформировать более благо- приятные условия для притока частных инвестиций в рамках государственно- частного партнерства. Целесообразно усиливать финансирование проектов на более ранних стадиях и расширять диверсификацию инвестиций, вкладываясь не только в масштабные проекты, совершенствовать систему мониторинга до- стигнутых результатов.
В рамках реализации налоговой политики в Российской Федерации была сформирована соответствующая система налоговых льгот для инновационной деятельности. Так, организации, проводящие НИОКР либо техническое перево- оружение собственного производства, осуществляющие внедренческую дея- тельность по созданию новых видов технологий или сырья, могут воспользо- ваться инвестиционным налоговым кредитом (ст. 67 НК РФ). Освобождены от налогообложения такие виды инновационной деятельности, как: выполнение
НИОКР, включающих разработку новых технологий, создание опытных, обла- дающих признаками нововведения образцов машин, оборудования и материа- лов (ст. 149 НК РФ). Расходы на НИОКР по установленному перечню разреше- но включать в состав расходов с коэффициентом 1,5 (ст. 262 НК РФ). Разрешено использовать повышающий коэффициент к основной норме амортизации для основных средств, используемых только для осуществления научно- технической деятельности (ст. 259.3 НК РФ).
Однако практика использования этих льгот не имеет достаточно широкого распространения, поскольку при попытках их получения возникают различные формальные сложности и административные препятствия. Интересы получате- лей льгот зачастую не совпадают с условиями их предоставления. Следователь- но, нормативно-правовая база условий предоставления налоговых льгот нужда- ется в совершенствовании с целью снижения административных барьеров.
Существенный вклад в развитие системы налоговых льгот внесло разрешение регионам Российской Федерации снижать ставку налога на прибыль организа- ций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, до 13,5% (ст. 284 НК
РФ). Многие регионы воспользовались этим правом и создали более благопри- ятный налоговый климат для отдельных инвесторов. Например, в Саратовской области в соответствии с Законом от 1 августа 2007 г. № 131-ЗСО такая пони-
58
Институты развития: резервы повышения эффективности. http://www.open.gov.ru.
59
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря
2015 года.
43 женная ставка установлена в определенных случаях для организаций, реализу- ющих инвестиционные проекты в приоритетных направлениях развития эконо- мики области. Стимулированию расширения инноваций должно послужить и предоставление регионам права устанавливать налоговые каникулы в виде налоговой ставки в 0% для индивидуальных предпринимателей, осуществляю- щих деятельность в производственной, социальной и научной сферах (ст.
346.20, 346.50 НК РФ). В Саратовской области, например, такая льгота разре- шена Законом № 57 от 28 апреля 2015 г.
Предложение Президента РФ расширить права регионов и предоставить им право снижать до нуля ставку налога на прибыль в рамках специальных инве- стиционных контрактов
60
должно еще больше усилить стимулирование иннова- ционной деятельности. Следовательно, развитие механизма государственного регулирования в Российской Федерации должно идти по пути дальнейшего расширения налоговых льгот для инновационно-инвестиционной деятельности и совершенствования нормативно-правовой базы и практики применения таких льгот, чтобы сформировать достаточно действенные стимулы к активизации процесса внедрения инноваций.
Развитие механизма кредитно-денежного регулирования должно предпола- гать рациональное сочетание инструментов стимулирования с мерами банков- ского контроля и надзора, усиление политики рефинансирования и совершен- ствование практики применения операций открытого рынка с целью расшире- ния доступа организаций реального сектора к необходимым инвестиционным ресурсам.
Вклад кредитно-финансовых институтов в формирование инновационной экономики в РФ по-прежнему является незначительным (в источниках финан- сирования инвестиций в основной капитал на кредиты банков приходилось в
2014 г. всего лишь 10,6%
61
), так как большинство кредитов организациям ре- ального сектора являются краткосрочными, а высокие ставки кредитов делают их недоступными для заемщиков. Следовательно, совершенствование кредитно- денежного регулирования должно предполагать стимулирование процесса уча- стия коммерческих банков в инвестиционном обеспечении технологической модернизации.
С сентября 2013 г. в качестве основного инструмента денежно-кредитного регулирования была введена ключевая ставка (5,5%). Изменения в денежно- кредитной политике предполагали усиление ее прозрачности, улучшение пони- мания субъектами хозяйственной деятельности решений Банка России, а в ре- зультате обеспечение стабильности динамики цен. Однако ухудшение внешне- экономической ситуации способствовало росту темпов инфляции в российской экономике, вследствие чего Банк России вынужден был повысить ключевую ставку, которая к настоящему времени составляет 11%. Поскольку возможности
Банка России для смягчения денежно-кредитной политики существенно огра- ничены, постольку Банк России принимает решение о сохранении неизменной
60
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря
2015 года.
61
Официальная статистика. http://www.gks.ru
44 ключевой ставки. По мере замедления темпов инфляции и снижения инфляци- онных ожиданий предполагается плавное снижение ключевой ставки, но сохра- нение достаточно жесткой денежно-кредитной политики вплоть до стабилиза- ции инфляционного процессов вблизи целевого значения в 4%
62
Формирование обоснованного уровня ключевой ставки как ориентира для инвесторов позволит повысить прозрачность кредитно-денежных отношений, будет способствовать усилению доверия к политике Банка России.
Значительное сокращение международных золотовалютных резервов РФ вследствие необходимости предотвращения негативных последствий роста во- латильности на внутреннем валютном рынке (до 370,2 млрд. долл. США) и принятое Банком России решение с 28 июля 2015 г. приостановить пополнение международных резервов вместе с тем уменьшают и возможности Банка России проводить валютные интервенции.
В качестве основных инструментов регулирования банковской ликвидности используются аукционы репо на срок 1 неделя и расширение Ломбардного списка. В условиях притока ликвидности в банковский сектор в 2015 г. в первую очередь за счет поступлений по бюджетному каналу Банк России уменьшал объем предоставления средств по недельным операциям репо. Вме- сте с этим три раза принималось решение о расширении Ломбардного списка, в который было включено 45 выпусков облигаций
63
. Дальнейшее совершенство- вание политики рефинансирования и открытого рынка позволит сделать ее эф- фективным и реально действующим инструментом, формирующим ценовые па- раметры кредитно-финансового рынка.
Таким образом, развитие механизма государственного регулирования эконо- мики в РФ должно осуществляться в направлении усиления инновационной ориентации с активизацией бюджетных, налоговых и кредитно-денежных ин- струментов, чтобы в условиях внешних шоков, роста инфляции и повышения стоимости заемных ресурсов выявлять внутренние резервы и уменьшать зави- симость от западных технологий в процессе расширения импортозамещения.
62
Доклад о денежно-кредитной политике: информационно-аналитический сборник. 2015. №3. http://www.cbr.ru
63
Там же.
45
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Видение настоящего в такой же степени зависит
от восприятия прошлого, как и от прогнозирования будущего.
Наши мысли о будущем влияют на то, как мы видим прошлое и настоящее. Прогнозирующее
историческое мышление определяет наши действия.
Ясперс Карл
64
Подходы к определению понятия «прогнозирование». Часто термин «про- гнозирование» рассматривают с позиции процесса разработки (составления) прогноза как особого вида познания, который нацелен на получение человеком знания о будущем и процессах его развития. Так, к примеру, С.А. Саркисян описывал понятие прогнозирование именно как процесс формирования прогно- зов развития объектов на основе тенденций их развития
65
. В силу данного об- стоятельства прогнозирование активно применяется на предварительных стади- ях разработки программ и планов как средство научного предвидения, вариант- ного анализа, получения дополнительной необходимой информации при выра- ботке решений и осуществлении мероприятий
66
. В
своей работе «Методологи- ческие вопросы народнохозяйственного прогнозирования» А.И. Анчишкин и
Э.Б Ершов рассматривали прогнозирование социально-экономической деятель- ности, в первую очередь, как этап обоснования народнохозяйственных планов
67
В свою очередь Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец под прогнозированием понимают предвидение основных факторов и тенденций в перспективном пери- оде для определения приоритетов и обоснования принятых стратегических ре- шений как на корпоративном, таки и на государственном уровнях
68
В ряде научных работ прогнозирование раскрывается с позиции получения вероятного научного суждения, гипотезы, результата или определения возмож- ного пути развития: прогнозирование — это процесс составления вероятного научного обоснования суждения о состоянии явления или объекта в будущем, об альтернативных направлениях (путях) и сроках (периоде времени) его до- стижения (Л.Е. Басовский, И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместников и др.)
69
; про- гнозирование – научно обоснованная гипотеза о возможных состояниях (поло- жениях) в обозримом будущем некоторого объекта (явления) исследования, ко- торое локализуется в какой-либо системе координат, т.е. описываемых в какой- либо системе параметров (
Д.Р. Белоусов, И.Э. Фролов)
70
; прогнозирование –