Файл: Совершенствование государственного и муниципального управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 354

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

90 вполне корректно. Во избежание проблем при государственной регистрации стратегических документов, на стадии принятия проводится процедура офици- ального согласования всеми интересантами. Так, стратегия социально- экономического развития муниципального образования может согласовываться, помимо остальных, с документами федерального и регионального уровней. Ре- гиональная – с федеральными и муниципальными. Федеральная – с региональ- ными. Но рамки этих согласований должны быть зафиксированы во избежание утраты самостоятельности принятия решений органами местного самоуправле- ния.
Продолжительность этапа согласования документов стратегического плани- рования предлагается установить в три месяца с момента опубликования конеч- ного варианта проекта документа. Федеральная стратегия согласовывается ре- гиональными органами власти в течение 3 месяцев с момента извещения их о публикации проекта. Для согласования региональные власти рассматривают ее на соответствие их интересам, отраженным в региональной стратегии. Интере- сы, не выраженные в тексте региональной стратегии, согласованию не подле- жат.
Дополнительно региональные власти рассылают извещения в свои муници- палитеты для подачи замечаний, которые используются в сводном ответе. Срок рассмотрения муниципальными органами власти проекта федеральной страте- гии – 30 дней. Муниципальные органы власти проверяют проект федеральной стратегии на соответствие интересам, выраженным в муниципальных стратеги- ях, о чем и информируют региональные органы государственной власти. При отсутствии в установленные сроки замечаний от муниципалитетов и регионов проект считается ими согласованным.
В случае наличия замечаний у регионов к проекту федеральной стратегии со- здается согласительная комиссия на срок не более 3 месяцев, итогом работы ко- торой является выработка согласительных позиций по проекту. В случае снятия замечаний, проект считается согласованным и утверждается соответствующим органом власти, иначе – отправляется на доработку.
Нормативные правовые акты, издаваемые на всех уровнях власти в обяза- тельном порядке должны проходить антикоррупционную экспертизу, которую могут проводить не только официальные органы, но и специально аккредито- ванные граждане России (независимая экспертиза - ст. 5 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных пра- вовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
Стратегия не является нормативным правовым актом, хотя им и утверждает- ся, поэтому под антикоррупционную экспертизу не подпадает, однако степень ее влияния на уровень жизни и права населения соответствующей территории превосходит большинство подобных документов. То есть помимо чисто фор- мального согласования с заинтересованными официальными органами для
Стратегий необходимо добавить независимую общественную экспертизу. Но, в отличие от антикоррупционной, проведение такой экспертизы должно быть добровольным. В свете требований статьи 13 Закона №172-ФЗ (об обществен- ном обсуждении), а также вышедшего почти одновременно с ним Федерального


91 закона от 21.07.2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ», ме- ханизмы осуществления такой экспертизы становятся достаточно понятны.
Следует отметить, что в Законе №172-ФЗ отсутствуют положения о коррек- тировке документов стратегического планирования, что неправильно в свете продолжительности их действия. Изменения, происходящие в окружающем ми- ре, а также в жизни нашей страны на всех уровнях, зачастую имеют характер стремительных перемен, значительно изменяющих реальность, в которой суще- ствуют однажды утвержденные планово-прогнозные документы. Следователь- но, необходимо иметь механизм корректировки, который будет достаточно гиб- ким, чтобы реагировать на значительные перемены, но при этом не перегружать процесс реализации документов стратегического планирования.
В связи с этим, предлагается формализовать данный процесс, сделав его ежегодным. Каждый год ответственный орган собирает рабочую группу, осуществляющую анализ и сведение всех изменений, произошедших за минувший год, к которым могут быть отнесены как внешние по отношению к исследуемому объекту планирования изменения, так и внутренние. Например, к внутренним могут быть отнесены изменения в структуре сформированных стратегических документов, появление крупных знаковых проектов или рассмотрение предложений, поступивших уже после утверждения стратегических документов. На эту рабочую группу необходимо возложить обязанности по принятию решения о внесении изменений, информированию заинтересованных сторон о результатах принятия такого решения в целях дальнейшего согласования, что позволит всем уровням стратегического планирования вносить изменения синхронно, если того требует ситуация.
После взаимного согласования изменения необходимо зарегистрировать в федеральном государственном реестре документов стратегического планирова- ния и федеральной информационной системе стратегического планирования.
При разработке нормативных правовых документов в области стратегическо- го планирования региональные органы власти сами смогут устанавливать тре- бования к содержанию документов, порядку их разработки, рассмотрению и утверждению. Региональные органы власти отвечают за согласованность и сба- лансированность документов стратегического планирования в регионе. Также региональные органы власти смогут участвовать в формировании документов стратегического планирования федерального уровня по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
В соответствии с законом высший исполнительный орган власти субъекта РФ несет полную ответственность за обеспечение единства государственной поли- тики в области стратегического планирования в регионе, нормативно-правовое и методическое обеспечение планирования, за результативность реализации стратегии.
В соответствии с новым законом к полномочиям органов местного само- управления в сфере стратегического планирования отнесено определение дол- госрочных целей и задач муниципального управления и социально- экономического развития муниципального образования, разработка, рассмотре- ние, утверждение и реализация стратегии.


92
Таким образом, нами приведен пример механизмов и процессов, которые мо- гут обеспечить согласованность стратегий друг с другом, согласно требованиям
Закона №172-ФЗ. При этом, описанные механизмы позволяют сделать разра- ботку и корректировку стратегических документов связным процессом на всех уровнях, что значительно повысит качество как отдельных документов страте- гического планирования, так и всей системы стратегического планирования страны в целом.
В случае внесения соответствующих изменений в Закон № 172-ФЗ или раз- работки подзаконных актов, вносящих подобные уточнения, станет возможным реализовать первую из задач стратегического планирования

координация гос- ударственного и муниципального стратегического управления и мер бюджетной политики. Также, что не менее важно, удастся сохранить и использовать весь накопленный за пятнадцать лет активной деятельности значительный опыт стратегического планирования на уровне муниципалитетов, в противном же случае возникает риск потерять накопленные достижения и начать длинный пе- риод поиска новых методологических принципов, отвечающих несовершенным нормам Закона.

93
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА
В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
В современных условиях постоянной модернизации управления националь- ной и региональной экономики, сложного нормативно-правового регулирования местного самоуправления, закономерного смещения акцентов бюджетного про- цесса на всех уровнях с «управления ресурсами» на «управление результатами» большое значение приобретают принципы и методы стратегического и про- граммно-целевого управления экономической и социальной сферой муници- пального образования
129
. Использование таких механизмов и инструментов предполагает более эффективное обеспечение динамичного социально- экономического развития муниципального образования, улучшение качества и уровня жизни жителей муниципалитетов, что является приоритетной задачей органов местного самоуправления того или иного муниципального образования.
На данный момент действенное внедрение и использование программно- целевого подхода затрудняет неорганизованность и непродуктивность управ- ленческих структур местных сообществ, а также не является исчерпывающей методическая разработанность элементов и форм использования такого инстру- мента управления на муниципальном уровне, как программно-целевой под- ход
130
Изложенное выше определяет целесообразность проведения оценки реализа- ции программно-целевого подхода в муниципальном образовании, а также обоснования направлений повышения результативности программно-целевого управления на местном уровне.
Оценку реализации программно-целевого подхода в муниципальном образо- вании представляется возможным осуществить на примере одного муници- пального образования. В качестве базы исследования нами было выбрано му- ниципальное образование «Город Саратов».
Предпринятое нами исследование показало, что в период с 2008 по 2015 годы в муниципальном образовании «Город Саратов» реализовывались 45 программ
(муниципальных целевых, долгосрочных целевых, муниципальных), полный перечень которых представлен в таблице 8.
Анализ количества реализуемых программ на протяжении последних 8 лет в выбранном нами муниципальном образовании позволил сделать вывод о посто- янном их уменьшении при незначительном исключении, наблюдаемом в 2008-
2009 гг. (рис. 4).
При этом тенденция снижения общего количества реализуемых программ
(муниципальных целевых, долгосрочных целевых и муниципальных) в муни- ципальном образовании «Город Саратов», как показало проведенное исследова- ние, обусловлена несколькими факторами.

129
Козлова О.Ю. Особенности стратегического планирования в системе государственного и муниципального управления // Социально-экономические тенденции развития мировых и российских рынков: теория и практика Материалы международной научно-практической конференции. Саратовский социально- экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. С. 82-85.
130
Тэйслина О.Г., Фомичёва О.Ю. Особенности разработки и реализации целевых программ развития региона
(на примере Саратовской области) // Региональное развитие. 2014. № 2. С. 48-51.

94
Таблица 8
Перечень программ муниципального образования
«Город Саратов», реализуемых в 2008-2015 гг.
№ п/п
Год реализа- ции
Наименование программы
Вид про- граммы
1 2008
Программа социальной поддержки населения города
Саратова на 2008 год
МЦП*
2
Улучшение условий и охраны труда на предприятиях и в организациях города Саратова на 2008-2010 годы
3
Создание условий для выявления, развития и поддерж- ки одаренных детей города Саратова на 2006-2010 годы
4
Развитие сети дошкольных образовательных учрежде- ний в городе Саратове на 2007-2009 годы
5
Программа восстановления «Золотых огней» маги- стральных улиц города Саратова на период 2007-2009 годы
6
Ремонт и содержание дорожно-уличной сети города
Саратова на 2005-2010 годы
7
Программа профилактики преступлений и правонару- шений на территории города Саратова на 2008-2009 го- ды
8
О противодействии злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в городе Саратове на 2008-2010 го- ды
9
Программа развития улично-дорожной сети и пассажир- ского транспорта в городе Саратове на 2008-2012 годы
10 2009
Создание условий для выявления, развития и поддерж- ки одаренных детей города Саратова на 2006-2010 годы
МЦП
11
Развитие сети дошкольных образовательных учрежде- ний в городе Саратове на 2007-2009 годы
12
Ремонт и содержание дорожно-уличной сети города
Саратова на 2005-2010 годы
13
Программа развития улично-дорожной сети и пасса- жирского транспорта в городе Саратове на 2008-2012 годы
14
Программа восстановления «Золотых огней» маги- стральных улиц города Саратова на период 2007-2009 годы
15 2010
Ремонт и содержание дорожно-уличной сети города
Саратова на 2005-2010 годы
МЦП

ВЦП**
16
Создание условий для выявления, развития и поддерж- ки одаренных детей города Саратова на 2006-2010 годы
ДЦП***
17
Программа развития улично-дорожной сети и пасса- жирского транспорта в городе Саратове на 2008-2012 годы
ДЦП
18 2011
Одаренные дети города Саратова на 2011-2015 годы
ДЦП
19
Расширение сети дошкольных образовательных учре- ждений в городе Саратове» на 2011-2015 годы