Файл: Совершенствование государственного и муниципального управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

118 бюджетного законодательства такая поправка, наряду с использованием обеспечения заявок и исполнения контракта, повысит гарантии выполнения надлежащим образом государственных и муниципальных контрактов.
Полезным нововведением в сферу государственных закупок могла бы явиться интеграция реестра «круг проверенных поставщиков», в который могли бы включаться сведения о поставщиках, подрядчиках и исполнителях, которые на протяжении определенного периода времени добросовестно исполняли обяза- тельства по заключенным государственным и муниципальным контрактам с указанием успешно выполненных поставок товаров, оказанных услуг, выпол- ненных работах.
Отметим, что Торгово-промышленная палата РФ ведет Реестр надежных партнеров. Участие в таком информационном ресурсе, безусловно, во-первых, свидетельствует о солидной деловой репутации организации. Во-вторых, о де- ловой репутации организации может свидетельствовать ее членство в составе какого-либо объединения предпринимателей (как правило, такие объединения существуют в форме некоммерческих организаций). Наконец, в-третьих, опре- деленным доказательством положительной деловой репутации юридического лица можно считать его кредитную историю – информацию об исполнении им как заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита), хранящуюся в бюро кредитных историй. Считаем, что в законодательство о за- купках можно было бы ввести норму, предусматривающую приоритетное за- ключение контракта с поставщиками из указанного реестра.
Что касается требований к участникам закупки, то в п. 8 статьи 31 закона установлено, что участников на соответствие требованиям, указанным в статье, вправе проверить комиссия по осуществлению закупок. То есть в случае боль- шой загруженности или нежелания члены комиссии по закупкам могут вообще не проверять участника закупки на соответствие установленным требованиям.
Еще одна проблема заключается в том, что комиссия не может требовать у участников закупки подтверждения соответствия установленным требованиям
(за исключением случаев, когда требования устанавливаются Правительством
Российской Федерации). На наш взгляд, это делает систему закупок менее про- зрачной. Недобросовестный поставщик может скрыть от заказчика несоответ- ствие какому-либо требованию осуществления закупки. Таким образом, ответ- ственность за проверку достоверности сведений, предоставленных поставщи- ками, ложится на плечи заказчика. А это значительно усложняет работу специа- листов контрактной службы, к тому же, не всю информацию заказчик может получить, сделав запрос в соответствующие инстанции. По нашему мнению, необходимо обязать поставщиков подтверждать документально свое соответ- ствие требованиям, предъявляемым к участникам закупки.
Как мы уже отмечали часто неисполнение государственных и муниципаль- ных контрактов связано с тем, что их выигрывают неблагонадежные фирмы с использованием разнообразных «серых схем». Как правило, мошенники прибе- гают к созданию компаний-однодневок. Это позволяет им создать видимость прозрачности закупок, организовать бутафорскую конкуренцию заведомо из- вестному «победителю». Так же возможен сговор между поставщиками, кото-


119 рые могут поменяться местами для того, чтобы выиграть контракт.
Таким обра- зом, коррупция и мошенничество являются серьезными факторами риска при проведении госзакупок. В этой связи считаем необходимым реализацию ряда действий.
1) членам комиссии по закупкам следует посещать места регистрации ком- паний-участников закупки. Как правило, российские компании-однодневки ре- гистрируются по адресам, не имеющим ничего общего с офисом компании
(например, регистрация по месту расположения автобусной остановки), что позволит немедленно выявить факт реализации коррупционной схемы;
2) осуществление проверки информации о руководстве и акционерах компа- ний-участников закупок. Должны быть предоставлены паспортные данные ру- ководителя компании или ее учредителей, акционеров. Дело в том, что зачастую компании-однодневки регистрируются по паспортным данным, попросту «куп- ленным» у случайных лиц – пенсионеров, или студентов, испытывающих фи- нансовые затруднения. Иногда для регистрации таких фирм используются даже украденные документы.
3) осуществление проверки информации о деятельности компании. Зача- стую, если не удается выяснить детали о деятельности компании, узнать ее
«гудвилл», или выяснить совокупный опыт работы сотрудников, заказчик может столкнуться фирмой-однодневкой;
4) анализ связей между участниками закупок. Для этого целесообразно узнать, не имеют ли компании-участники общих адресов регистрации или об- щих акционеров. Важно сравнить способы подачи документации участников. К примеру, недобросовестные участники могут подать одинаково составленные заявки, что может служить сигналом того, что их составлял один и тот же
«представитель» всех компаний-участников;
5) проведение проверки на соответствие числа реальных участников закупки заявленному в регламенте. Важно то, что в сговоре могут быть несколько участ- ников закупки, или все участники. В таком случае они смогут раздувать цены, пренебрегая качеством продукции, работ или услуг.
Конечно же, приведенные меры могут быть расширены и дополнены, осо- бенно в зависимости от характера закупаемых товаров, работ или услуг.
Представляется, что в определенной степени правы те специалисты по закупкам, которые считают, что необходимо было бы сохранить старую систему закупок, которая регулировалась законом 94-ФЗ о размещении заказов. Новое законодательство, разработанное на «скорую руку», содержит много ляпов, которые предстоит исправлять в будущем. Более того, многие нормы закона 44-
ФЗ являются неисполнимыми. Таким образом, проблематика правового регулирования управления сферы закупок продолжает оставаться крайне актуальной, тем более в условиях постоянного сокращения бюджетных поступлений в связи с введением в отношении России экономических санкций.
Поэтому необходимо более тщательно разрабатывать положения законодательства о закупках.
В целом, в федеральном законодательстве можно найти множество нестыко- вок, требующих устранения. Эти несоответствия не критичны, но требуют


120 устранения, чтобы не смущать специалистов контрактных служб и не способ- ствовать снижению эффективности их работы. Например, часть 12 ст. 95 Феде- рального закона 44-ФЗ определяет, что в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик обязан в течение трех дней разместить свое решение в единой информационной системе. Однако в части 26 той же статьи указывается, что информация об изменении или рас- торжении контракта размещается заказчиком в течение одного рабочего дня.
По нашему мнению, целесообразно рассмотреть вопрос о своде всех норм, с помощью которых регулируются отношения, связанные с закупками, в едином нормативно-правовом акте – Контрактном кодексе, поскольку контрактное пра- во становится самостоятельной отраслью, включающей нормы гражданского, административного, бюджетного права. В Кодексе целесообразно было бы отра- зить все правовые, экономические, организационные аспекты бюджетных заку- пок и управления ими.
Важно помнить о взаимодействии всех элементов системы закупок, будь то нормативно-правовое обеспечение, материально-техническое обеспечение, обеспечение системы кадровыми ресурсами или продуктами научной деятель- ности. Только во взаимодействии эти элементы дадут нам сильную, прозрачную систему, обеспечивающую наиболее эффективные закупки.

121
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Сбалансированностьэкономики представляет собой особую для каждой тер- риториальной системы пропорцию социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории, обеспечивающую устойчивость тер- риториального развития (длительность сохранения условий для воспроизвод- ства потенциала территории в режиме сбалансированности и социальной ори- ентации) и социальную ориентацию развития (позитивную динамику уровня и качества жизни населения, которая должна быть устойчиво сбалансированной с ресурсами территории). Поддержание сбалансированности развития экономики страны и ее регионов является одной из главных целей государственного регу- лирования и ориентировано на позитивную динамику параметров уровня и ка- чества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и вза- имонеразрушающим воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсно- го и экологического потенциалов территории.
Cбалансированность как один из главных аспектов обеспечения устойчивого и пропорционального развития экономики является непременным условием решения важнейших задач социально-экономического развития: повышения эффективности производства, обеспечения высоких темпов роста на основе структурного и качественного совершенствования экономики
150
На современном этапе развития задачи обеспечения сбалансированности национальной и региональной экономики приобретают все большее значение и находят отражение в современной нормативно-правовой базе как сбалансиро- ванность бюджетов, сбалансированность развития особо охраняемых природ- ных территорий, природных и озелененных территорий и иных видов террито- рий, финансовая сбалансированность, сбалансированность системы комму- нальной инфраструктуры, сбалансированность трудовых ресурсов, сбалансиро- ванность объема и стоимости медицинской помощи, сбалансированное терри- ториальное развитие, сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, сбалансированное пространственное разви- тие, сбалансированность документов стратегического планирования, и в систе- ме сбалансированных показателей
151
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р
(ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» государственная реги- ональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально- экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии ре- гионов и качестве жизни. Сбалансированное территориальное развитие Россий-

150
Петров А.М. Обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы региона в современных условиях // Региональное развитие. 2014. № 1. С. 25-28.
151
Коряковский А.В, Кулиев А.Э. Применение системы сбалансированных показа телей в области здравоохранения //
Известия Российского экономического университетам. Г. В. Плеханова
. 2015.
№2 (20)

122 ской Федерации предусматривается ориентировать на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и по- вышения конкурентоспособности экономики регионов
152
Достижение этой цели будет обеспечено в ходе реализации государственной региональной политики, направленной на развитие потенциала каждого регио- на, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, созда- ние равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого по- тенциала, проведение целенаправленной работы по развитию федеративных от- ношений, а также реформирование систем государственного управления и местного самоуправления.
Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регио- нов рассматривается как один из целевых ориентиров социально- экономического развития Российской Федерации и требует в качестве основных направлений региональной политики стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах на основе кон- курентных преимуществ; координации инфраструктурных инвестиций государ- ства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографи- ческих; сокращения дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной поли- тики
153
Согласно указанной Концепции и в соответствии с Постановлением Прави- тельства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» сбалансированное пространственное развитие Российской Федерации является одним из основных приоритетов государственной политики в сфере экономики и экономического развития
154
Сбалансированное региональное развитие определено как одно из основных направлений деятельности Правительства РФ в соответствии с «Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)» (утв. Правительством РФ 14.05.2015).
В каче- стве основного инструмента повышения сбалансированности социально- экономического развития субъектов Российской Федерации предусматривается разработка стратегии пространственного развития Российской Федерации как территориально-пространственной модели развития экономики, создающей предпосылки обеспечения межрегиональной интеграции
155
В целях обеспечения сбалансированного регионального развития предусмат-
152
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
153
Козельская И.Н., Козельский А.В. Развитие механизма государственного управления российской экономикой
// Наука и общество. 2014. № 4 (19). С. 8-13.
154
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
155
«Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)» (утв. Правительством РФ 14.05.2015).