Файл: Совершенствование государственного и муниципального управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

123 ривается: реализация взаимосвязи документов стратегического, территориального и бюджетного планирования; создание условий для развития городских агломераций и высокоурбанизиро- ванных территорий как полюсов ускоренного социально-экономического разви- тия; совершенствование инструментов регионального развития (особых экономи- ческих зон, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития, макрорегионов); обеспечение диверсификации и развития экономики монопрофильных муни- ципальных образований (моногородов) со сложным социально-экономическим положением; совершенствование порядка предоставления межбюджетных трансфертов, в том числе на основе укрупнения (консолидации) субсидий в рамках государ- ственных программ РФ; повышение устойчивости региональных и местных бюджетов, в том числе за счет эффективности бюджетных расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; ускоренное развитие Дальнего Востока, Юга России, включая Северный Кав- каз, Калининградской области и Крымского федерального округа.
Необходимость обеспечения сбалансированности экономики является одним из важнейших требований, учитываемых при разработке государственных программ РФ и субъектов РФ, прогнозов и стратегий социально- экономического развития страны, региона, муниципального образования и других документов стратегического планирования.
Принцип сбалансированности системы стратегического планирования означает согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации
156
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» деятельность органов государственной власти субъекта
Российской
Федерации осуществляется в том числе в соответствии с принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица
157
Таким образом, исследование проблемы обеспечения и поддержания сбалан- сированности экономики имеет не только теоретическое, но и практическое
156
Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
157
Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации».


124 значение. Поддержание балансового равновесия между элементами воспроиз- водственного процесса является средством, обеспечивающим формирование нормальных условий для функционирования предприятий и жизнедеятельности людей.
Большую роль при анализе и определении необходимых пропорций воспроизводственного процесса, выявлении диспропорций в развитии хозяйственного комплекса страны и региона и принятии мер по их устранению и предупреждению играет балансовый метод, являющийся одним из основных методов экономических исследований и предусматривающий составление территориальных балансов
158
Балансовый метод, заключающийся в достижении увязки имеющихся в нали- чии ресурсов и фактической потребности в них путем построения баланса и установления необходимых пропорций, занимает важное место в системе госу- дарственного и муниципального управления и используется для обоснования важнейших документов государственного стратегического планирования.
Система территориальных балансов, разрабатываемая по России в целом, субъектам РФ и муниципальным образованиям, включает: материальные балан- сы (балансы производства и потребления продукции (основных видов продо- вольствия и сельскохозяйственной продукции, топливно-энергетический ба- ланс, энергобаланс, баланс строительных материалов, оборудования, полезных ископаемых, земельных угодий и др.), балансы спроса и предложения продук- ции (материально-технических ресурсов, товаров народного потребления и продовольствия)); трудовые (баланс трудовых ресурсов); финансовые (феде- ральный, региональный и муниципальный бюджеты, баланс денежных доходов, расходов и сбережений населения); торговый (внешнеторговый) баланс; пла- тежный баланс; межотраслевой баланс производства и распределения товаров и услуг; сводный материально-финансовый; экономический баланс.
Материальные балансы разрабатываются с целью определения потребностей территории в определенной продукции, возможностей территории в собствен- ном производстве этой продукции и источников ввоза необходимой продукции из других регионов и вывоза за пределы региона, позволяют определить полный объем использования продукции на внутреннем рынке, служат базой для анали- за использования отдельных видов продукции и разработки мер по стимулиро- ванию и регулированию деловой активности, обеспечению экономического ро- ста, структурной перестройке экономики, развитию спроса внутреннего рынка на товары, в особенности отечественного производства, повышению конкурен- тоспособности отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках, под- держке отечественных товаропроизводителей, сокращению неплатежей, повы- шению уровня платежеспособности, совершенствованию механизма финанси- рования и кредитования товародвижения, улучшению учета произведенной и импортируемой продукции, нормативно-правовому обеспечению функциониро-
158
Региональная экономика. Учебное пособие для студентов специальности 080103.65 «Национальная экономика» направления подготовки 080100.62 «Экономика» /Под ред. С. А. Жданова, О. Г. Тэйслиной ; М-во образования и науки Российской Федерации, Саратовский гос. социально-экономический ун-т, Каф. нац. и региональной экономики. Саратов, 2011.


125 вания товарных рынков, совершенствованию методического и программного обеспечения разработки региональных прогнозов товарных рынков, решению ряда социально-экономических проблем. Материальные балансы разрабатыва- ются по России в целом, субъектам РФ, муниципальным образованиям.
Комплексным материальным балансом, охватывающим совокупность взаимо- заменяемых топливно-энергетических ресурсов, является топливно- энергетический баланс, включающий частные балансы отдельных видов топли- ва и энергии, и характеризующий объем, структуру добычи, распределение и использование. Для оценки направлений развития топливно-энергетического комплекса России, изменений в структуре производства и потребления топлив- ных и энергоресурсов в промежуточные годы между отчетными топливно- энергетическими балансами Федеральной службой государственной статистики разрабатывается ежегодный расчетный топливно-энергетический баланс на фе- деральном уровне по краткой схеме.
В соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 14.12.2011 № 600 «Об утвер- ждении Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований» разрабатывается топ- ливно-энергетический баланс по регионам и муниципальным образованиям, со- держащий взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта РФ (муниципального образо- вания) и их потребления, устанавливающий распределение энергетических ре- сурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потреби- телей и определяет эффективность использования энергетических ресурсов
159
Баланс составляется на основе однопродуктовых балансов энергетических ре- сурсов, включающих баланс угля; баланс сырой нефти; баланс нефтепродуктов
(и отдельные однопродуктовые балансы по каждому нефтепродукту); баланс природного газа; баланс прочего твердого топлива; баланс электрической энер- гии; баланс тепловой энергии.
Основными задачами формирования сводного прогнозного баланса произ- водства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энерге- тической системы России по субъектам РФ (в соответствии с Приказом ФСТ
России от 12.04.2012 № 53-э/1 «Об утверждении Порядка формирования свод- ного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии
(мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам
Российской Федерации и Порядка определения отношения суммарного за год прогнозного объема потребления электрической энергии населением и прирав- ненными к нему категориями потребителей к объему электрической энергии, соответствующему среднему за год значению прогнозного объема мощности, определенного в отношении указанных категорий потребителей») являются: удовлетворение спроса потребителей электрической энергии и мощности; обес- печение надежного энергоснабжения потребителей; минимизация затрат на производство и поставку электрической энергии (мощности); обеспечение сба-
159
Приказ Минэнерго РФ от 14.12.2011 № 600 «Об утверждении Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».


126 лансированности суммарной стоимости электрической энергии и суммарной стоимости мощности, поставляемых на оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ) по регулируемым ценам (тарифам) и отпускаемой с него на основании регулируемых договоров купли-продажи (поставки) электриче- ской энергии (мощности) в ценовых зонах ОРЭМ и договоров купли-продажи
(поставки) электрической энергии (мощности) в неценовых зонах ОРЭМ
160
В соответствии с Приказом ФСТ России от 25.06.2015 N 249-э/1 "Об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы
России по субъектам Российской Федерации на 2016 год" принят сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии
(мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам
Российской Федерации на 2016 год
161
. Внесены изменения Приказом ФАС
России от 30.10.2015 N 1026/15 "О продлении срока внесения изменений и уточнений в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы
России по субъектам Российской Федерации на 2016 год, утвержденный приказом ФСТ России от 25 июня 2015 года N 249-э/1".
Для характеристики наличия и изменения земельных угодий по категориям земель, категориям землепользователей и видам угодий разрабатывается баланс земельных угодий – система показателей, представляющая собой перечень дан- ных, определяющих наличие и изменение земельных угодий по категориям зе- мель и видам угодий. Сельскохозяйственные предприятия обязаны ежегодно со- ставлять данный баланс. Баланс земельных ресурсов имеет особое значение не только в сельском и лесном хозяйстве, но и в промышленности, мелиорации, водохозяйственном строительстве и т.д.
Сущность балансового метода учета земельных ресурсов - установление и соблюдение пропорций при распределении земель по категориям и угодьям; учет, отчетность и оценка землепользования; координация и увязка всех показа- телей, характеризующих состав и соотношение земель.
При этом балансовым методом решаются следующие задачи: определение по периодам динамики перераспределения земель по отраслям экономики, категориям и угодьям; обеспечение единства и сбалансированности всех частей и разделов схемы территориального планирования; выявление резервов землепользования и территориального развития;
160
Приказ ФСТ России от 12.04.2012 № 53-э/1 «Об утверждении Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы
России по субъектам Российской Федерации и Порядка определения отношения суммарного за год прогнозного объема потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей к объему электрической энергии, соответствующему среднему за год значению прогнозного объема мощности, определенного в отношении указанных категорий потребителей»).
161
Приказ ФСТ России от 25.06.2015 N 249-э/1 «Об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам
Российской Федерации на 2016 год».


127 предупреждение и преодоление отдельных диспропорций в использовании земель.
Разработка земельного баланса предполагает изучение фактического исполь- зования земель; определение перспективных потребностей в землях разного назначения и качества; выявление возможностей улучшения качества земель; составление перспективного земельного баланса.
Изучение фактического использования земли включает: анализ межотрасле- вого использования земель; анализ использования земель по видам земельных фондов; анализ использования земель в сельском хозяйстве; изучение передово- го опыта использования земли, достижений науки и техники.
Особое внимание должно быть уделено выявлению земель, утративших в той или иной степени плодородие, нарушенным землям, а также рекультивирован- ным. Тщательный анализ должен быть проведен по орошаемым, осушенным участкам, а также по тем землям, где были проведены культурно-технические и иные работы - химическая мелиорация, агролесомелиорация, защитные меро- приятия по водной и ветровой эрозии.
Данный анализ направлен на выявление положительных тенденций в исполь- зовании земель, а также отдельных примеров наиболее эффективного примене- ния совокупности мероприятий по повышению качества земель, получения максимальной отдачи с единицы площади; удачный опыт по защите земель от водной и ветровой эрозии, вызывающих тревогу в использовании земель; опре- деление грубых нарушений правил агротехники, землеустройства, мелиорации и др., приведших к ухудшению качества земель; формулирование предложений по дальнейшему улучшению использования земель.
Результаты анализа должны найти отражение на картографическом материале соответствующего масштаба.
Земельный баланс должен соответствовать ряду требований:
1) удовлетворять потребности всех отраслей народного хозяйства в нужных им по количеству, качеству и расположению земельных участках;
2) способствовать общему улучшению качества земель;
3) содействовать стремлению к экономии средств на проведение различных работ, в том числе капитального характера по улучшению, трансформации и ре- культивации земель.
Перераспределение земель между отраслями экономики должно произво- диться только на основе тщательно взвешенных решений.
Наиболее полное представление об изменении объема основных фондов за год можно получить на основе балансового метода. Баланс основных фондов – это система показателей, характеризующих объем и структуру основных фон- дов и их воспроизводство по экономике в целом, видам экономической деятель- ности, формам собственности, разрабатывается по РФ в целом, по субъектам
РФ по полной и остаточной (за вычетом износа) стоимости, в текущих, средне- годовых и постоянных (базисного периода) ценах. Разрабатывается в целях ана-