Файл: Совершенствование государственного и муниципального управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31
Задачи разработки и обеспечения применения современных методик прове- дения конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестации государ- ственных служащих, их ротации, формирования кадрового резерва, содержащи- еся в программе, не являются уникальными именно для этого этапа реформ. С 1 февраля 2005 г. действуют Указы Президента Российской Федерации № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», № 110 «О проведении аттестации государ- ственных гражданских служащих Российской Федерации». В соответствии с изменениями, внесенными в федеральный закон «О государственной граждан- ской службе Российской Федерации» в конце 2011 года
37
по некоторым должно- стям гражданской службы предусмотрена ротация.
Ротация гражданских слу- жащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.
В основном ротации подлежат служащие категории «руководители» территори- альных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляю- щих контрольные и надзорные функции. Должность гражданской службы в по- рядке ротации гражданских служащих замещается на срок от трех до пяти лет.
Несмотря на разработанные планы ротации в государственных органах, как правило, проведение ротации затруднено, в том числе из-за бюджетных ограни- чений.
Резюмируя, можно отметить, что пока внедрить на государственной службе механизмы стратегического кадрового планирования не удается.
Последнее из перечисленных программой направлений «Повышение эффек- тивности государственной службы и результативности профессиональной слу- жебной деятельности государственных служащих» очень тесно связано с двумя ранее заявленными. Отмечалось, что показатели служебной деятельности госу- дарственных служащих недостаточно ориентированы на результативность их труда, на достижение целей и приоритетов государственных органов. Для обеспечения надлежащих условий для качественного исполнения государствен- ными служащими своих должностных обязанностей предлагалось внедрение в сферу государственной службы современных информационных технологий управления и совершенствование системы организации профессиональной служебной деятельности служащих.
Очевидно, что для решения этих задач необходимо:
1. обеспечить отражение целей и задач государственных органов в показате- лях результативности профессиональной служебной деятельности государ- ственных служащих;
2. разработать объективные критерии оценки эффективности профессио- нальной служебной деятельности государственных служащих;
3. внедрить методики разработки должностных регламентов государственных служащих и их пересмотра при изменении административных регламентов ис- полнения государственных функций или предоставления государственных
37
Статья в 60.1. «Ротация гражданских служащих» введена Федеральным законом от 06.12.2011 № 395-ФЗ.


32 услуг;
4. регламентировать особый порядок оплаты труда по отдельным должностям государственной службы в зависимости от показателей результативности про- фессиональной служебной деятельности государственных служащих;
5. сформировать эффективную систему материального и нематериального стимулирования государственных служащих с учетом результатов их професси- ональной служебной деятельности.
Планирование и проведение работы по внедрению модели оплаты по резуль- татам в деятельности органов государственной власти требуют ответа на ряд сложных методологических вопросов, среди которых можно назвать выбор мо- дели, критериев, целесообразность применения количественных и качествен- ных оценок, соотнесенности компенсационных и стимулирующей частей опла- ты труда, границ применения оплат по результатам и результативных контрак- тов, обеспечение точности и объективности проведения оценок, использование результатов оценочных исследований и постоянного мониторинга последствий.
Анализ зарубежных практик и российского опыта внедрения оплаты по ре- зультатам в некоторых государственных органах позволяет сделать следующие выводы:

оплата по результатам рассматривается как часть более масштабной систе- мы управления эффективностью и результативностью на государственной службе;

оплата по результатам сопровождает формирование комплексной оценки и четкое распределение полномочий в сфере управления по результатам, эффек- тивность гибкой модели во многом определяется качеством системы оценки, четкостью критериев и показателей;

данная модель носит специфический для органов власти характер, опира- ется на спецификации групп должностей, особенности функционала структур- ных подразделений и органов власти;

оплата по результатам требует для внедрения существенных затрат и орга- низационных усилий;

система оплаты основана на внедрении новых административных процедур и систем мониторинга и оценки эффективности и результативности деятельно- сти;

оплата по результатам должна основываться на четко сформулированных, реальных целях и задачах, требует высокого качества целеполагания и планиро- вания;

данная система потенциально может стать мощным катализатором повы- шения качества работы государственной службы в целом.
В мае 2012 года были приняты несколько указов Президента, устанавливаю- щих целевые значения развития в различных сферах (образование и наука, здравоохранение, социальная, экономическая, демографическая, внешняя поли- тика, государственное управление и др.). Указом Президента РФ от 07.05.2012
№ 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государствен-


33 ного управление», кроме вышеназванных показателей, определены также сле- дующие:

уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году – не ме- нее 90 процентов;

доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муници- пальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году – не менее 90 процентов;

доля граждан, использующих механизм получения государственных и му- ниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году - не менее 70 процентов.
Таким образом, можно отметить объективную взаимозависимость процессов и результатов реформ в сфере государственного управления. Реформы, факти- чески инициированные в конце 90-х годов 20 в., охватывая организацию струк- туры органов исполнительной власти, государственный бюджет, государствен- ный аппарат, государственные учреждения, взаимоотношения гражданского общества и государства, претерпели многочисленные корректировки в задачах, в соотношении друг с другом, механизмах реализации, определении приорите- тов и в координации.
По мере развития и углубления реформ, произошла специализация направле- ний реформирования, что привело как к определенным положительным резуль- татам (профилизация, возможность оценить результат, персонализация ответ- ственности), так и к углублению проблем, о которых экспертное сообщество го- ворило на начальном этапе преобразований, а именно: ведомственная разоб- щенность, потеря комплексного видения проблем государственного управления, сложности в координации направлений реформирования.
В целом, принятые и реализуемые законы и практика реформирования госу- дарственной службы свидетельствуют об изменении вектора развития, зало- женного в 2001 г. в Концепции реформирования. В частности, остались нераз- решенными следующие аспекты:
- обеспечение единства системы государственной службы;
- внедрение управления по результатам в практику деятельности государ- ственных служащих;
- уменьшение численности служащих за счет пересмотра полномочий госу- дарственных органов и сфер государственного присутствия;
- комплексное применение современных кадровых технологий на государ- ственной службе.
В настоящее время Министерством труда и социальной защиты Российской
Федерации подготовлен Проект Указа Президента РФ «О федеральной програм- ме «Развитие государственной гражданской службы Российской Федерации
(2015 - 2018 годы)» и плане мероприятий по развитию государственной граждан- ской службы Российской Федерации на 2015 - 2018 годы». Особенностью проек- та и отличительной чертой является фокусировка на одном из видов государ- ственной службы Российской Федерации – государственной гражданской служ-


34 бе.
Предлагаемая программа содержит задачи, направленные на:
- комплексное развитие института гражданской службы, обеспечивающее правовое регулирование ее прохождения на основе внедрения в кадровую работу передовых технологий управления персоналом, а также взаимосвязь с иными ви- дами государственной службы Российской Федерации;
- совершенствование организационной структуры гражданской службы с уче- том систематизации направлений деятельности государственных органов, пере- распределения и делегирования функций и полномочий, определение оптималь- ной численности государственных гражданских служащих Российской Федера- ции;
- развитие технологий оценки на гражданской службе, позволяющих привле- кать наиболее подготовленных и перспективных специалистов и способствую- щих должностному росту эффективных, результативных и талантливых граж- данских служащих;
- внедрение детализированной системы квалификационных требований, ори- ентированной на эффективное достижение целей и выполнение задач государ- ственных органов и их структурных подразделений и учитывающей образование, опыт, знания, навыки и умения, профессиональные и личностные качества кан- дидатов на замещение должностей гражданской службы и гражданских служа- щих;
- обеспечение престижа и конкурентоспособности гражданской службы, по- вышение мотивации гражданских служащих к эффективной и результативной профессиональной служебной деятельности;
- осуществление мероприятий по непрерывному профессиональному разви- тию гражданских служащих и создание условий для реализации их интеллекту- ального и профессионального потенциала;
- развитие механизмов предупреждения коррупции и борьбы с коррупцион- ными правонарушениями, выявления и урегулирования конфликта интересов на гражданской службе;
- обеспечение открытости гражданской службы, в том числе посредством применения информационно-коммуникационных технологий, расширяющих до- ступ граждан к референтной информации о гражданской службе и способствую- щих общественному участию.
Институциональные реформы в сфере государственного управления взаимо- связаны, решение существующих проблем возможно найти при синхронизации направлений реформирования. Например, высокий уровень коррупции и недо- верие к государственной службе обесценят возможные предложения по оплате труда по результатам, не позволят достичь значимых результатов оценке каче- ства и доступности государственных и муниципальных услуг. На решение сего- дняшних задач в государственном управлении направлено внедрение инноваций и новых инструментов. Успешное применение каждого из инструментов должно согласовываться с использованием остальных и не создавать разнонаправлен- ные импульсы.


35
Общим условием разрешения проблем в государственном управлении явля- ется наличие политической воли и стремления высшего руководства последова- тельно продвигаться по пути достижения установленных целей. Цели реформ также не могут быть достигнуты без поддержки гражданского общества и без привлечения к реформированию всех заинтересованных групп.

36
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12