Файл: Совершенствование государственного и муниципального управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сложная внешнеэкономическая ситуация, вызванная санкциями развитых стран по отношению к России, а также резким падением мировых цен на нефть, делает необходимыми определенные преобразования механизма государствен- ного регулирования экономики, его адаптацию к сложившимся условиям. Огра- ничение доступа к западным источникам финансирования, а также к рынку со- временных оборудования и технологий, снижение поступления экспортных до- ходов от энергоносителей послужили дополнительным фактором падения тем- пов экономического роста. В 2014 г. темп прироста ВВП составил всего лишь
0,6%, а в 1 полугодии 2015 г. наблюдалось уже падение ВВП на 3,5% по сравне- нию с соответствующим периодом предыдущего года
38
. Такая динамика суще- ственно ограничивает возможности формирования инновационной модели раз- вития российской экономики.
Для обеспечения инновационной направленности механизма государственно- го регулирования экономики предстоит активизировать поиск внутренних ис- точников инвестиций в технико-технологическое обновление производства в процессе расширения импортозамещения.
В результате мероприятий, реализуемых в соответствии с Указами Президен- та РФ 2012 года, в определенной мере улучшились показатели функционирова- ния российской экономики. В 2014 г. в глобальном рейтинге здравоохранения впервые Россия была признана благополучной страной, как было подчеркнуто в
Послании Президента РФ от 4 декабря 2014 г., так как средняя продолжитель- ность жизни в стране превысила 71 год
39
Российская Федерация существенно улучшила свою позицию и в рейтинге по уровню условий ведения бизнеса по версии Всемирного банка: со 120-й в 2011 г. до 51-й в 2015 г.
40
. В соответствии с установкой Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» улучшить эту позицию до 20 места к 2018 г. были реализованы важные инициа- тивы: в результате отмены требований об оплате уставного капитала до реги- страции компании и об уведомлении налоговых органов об открытии банков- ского счета существенно упростилась процедура создания предприятия, в ре- зультате отмены обязательного нотариального оформления и сокращения вре- мени регистрации упростилась процедура передачи собственности. Благодаря этому Россия теперь занимает 8 место по показателю простоты регистрации прав собственности, 41 место по показателю простоты регистрации бизнеса, хорошая позиция у России и по показателю обеспечения исполнения контрак- тов: 5 место.

Однако конкурентоспособность экономики Российской Федерации по- прежнему существенно отстает от уровня развитых государств. В рейтинге по
38
Официальная статистика. – URL: http://www.gks.ru.
39
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря
2014 года. – URL: http://www.consultant.ru.
40
Рейтинг стран по уровню условий ведения бизнеса. – URL: http://www.gtmarket.ru.

37 глобальной конкурентоспособности 2015 года по версии Всемирного экономи- ческого форума Россия хотя и улучшила свою позицию с 53 до 45 места, но эту позицию нельзя признать соответствующей статусу нашего государства как ве- дущей державы в структуре мировой экономики. Сильными сторонами россий- ской экономики международные эксперты считают высокий уровень распро- страненности высшего образования и развития инфраструктуры, улучшение бизнес-регулирования
41
. Но наличие многих факторов, препятствующих росту конкурентоспособности, не позволяют России воспользоваться своими пре- имуществами и повысить эффективность распределения ресурсов. К проявляв- шимся ранее факторам (недостаточная эффективность деятельности государ- ственных институтов, коррупция, слабое развитие финансового рынка и недо- верие инвесторов к финансовой системе, высокие налоговые ставки, невысокий инновационный потенциал) теперь добавились новые (ослабление внутреннего спроса, экономические санкции со стороны развитых государств, неопределен- ность динамики мировых цен на минеральные ресурсы). Российские экономи- сты также отмечают наличие существенных факторов, сдерживающих развитие отечественной инновационной системы
42
Повышение конкурентоспособности российской экономики должно включать преодоление, во-первых, последствий деиндустриализации экономики России, во-вторых, ее ресурсно-сырьевой направленности. Динамика структуры экспор- та свидетельствует, что доля минеральных продуктов повышается (с 53,8% в
2000 г. до 70,5% в 2014 г.), а оборудования, машин и транспортных средств, наоборот, уменьшается (с 8,8% до 5,3% соответственно)
43
. Следовательно, ре- сурсно-сырьевая ориентация развития экономики России продолжает сохра- няться.
Развитие механизма государственного регулирования экономики должно быть направлено на формирование конкурентоспособного промышленного сек- тора, в первую очередь машиностроения, на наращивание инновационного по- тенциала в процессе использования возможностей импортозамещения, на принципиальное улучшение показателей инновационной деятельности.
«Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года» ориентиру- ет на достижение: доли предприятий промышленного производства, осуществ- ляющих технологические инновации, до 40-50% к 2020 г., а доли промышлен- ной инновационной продукции – до 25-35%
44
. Но до завершения реализации стратегии осталось уже мало времени, а показатели инновационной активности еще очень низкие: только 9,7% промышленных организаций осуществляли в
2014 г. технологические инновации и только 8,2% промышленной продукции признается инновационной
45
. Если сравнивать с развитыми странами, то это очень незначительные достижения, поскольку, например, в Германии почти 70%
41
Рейтинг стран по уровню глобальной конкурентоспособности. http://www.gtmarket.ru.
42
Абрамова М.И. Классификация факторов, сдерживающих развитие отечественной инновационной системы //
Вестник алтайской науки. 2013. № 3. С. 238-242.
43
Официальная статистика. http://www.gks.ru.
44
Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства
РФ № 2227-р. http://www.consultant.ru.
45
Официальная статистика. http://www.gks.ru.


38 промышленных организаций осуществляют технологические инновации, а в
Бельгии – более 58%
46
Для повышения инновационного потенциала необходимо активное стимули- рование инновационной деятельности, однако сложная финансовая ситуация, вызванная ухудшением внешнеэкономических условий развития Российской
Федерации, не дает возможности наращивать затраты на научные исследования и инвестиции в инновации. По уровню внутренних затрат на исследования и разработки Россия (1,12% к ВВП в 2012 г.) существенно отстает от развитых государств: Израиль (3,93%), США (2,79%), Франция (2,29%)
47
Рост дефицита консолидированного бюджета (с 1,2% к ВВП в 2014 г. до 1,4% за 9 месяцев 2015 г.) вследствие сокращения сверхдоходов от экспорта энерго- ресурсов существенно уменьшает возможности стимулирования инновацион- ной активности организаций за счет бюджетных средств. Резкое падение инве- стиций в основной капитал также препятствует развертыванию инновационной деятельности. В «Прогнозе социально-экономического развития Российской
Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» отмечается, что уже в 2014 г. сокращение инвестиций в основной капитал составило 2,7%, а в 2015 г. ожидается сокращение уже 9,9% по базовому варианту
48
. Удорожание заемных ресурсов, повышение стоимости импортируемых инвестиционных то- варов, высокий уровень внешнего долга российских организаций и неуверен- ность инвесторов в перспективах социально-экономического развития пред- определяют значительное уменьшение инвестиционных вложений частных компаний.
Ухудшение внешнеэкономических условий развития российской экономики приостановило темпы технико-технологического обновления российских орга- низаций. Степень износа основных фондов в Российской Федерации неуклонно нарастает (с 47,7% на конец 2012 г. до 49,4% на конец 2014 г.), а коэффициент их обновления падает (с 4,8% до 4,3% соответственно)
49
. Российские экономи- сты предупреждают, что если не обеспечить мощный приток инвестиций, то страна столкнется с массовым выходом из строя устаревших производственных фондов
50
Обновление основного капитала в РФ в последние годы осуществлялось во многом за счет импорта: так, в структуре импорта доля машин, оборудования и транспортных средств составляла в 2014 г. 47,6%. В связи с этим введенные по отношению к России санкции, ограничивающие доступ к мировым рынкам оборудования, существенно осложнили процесс обновления производства.
46
Россия и страны мира. 2014. http://www.gks.ru.
47
Россия и страны мира. 2014. http://www.gks.ru.
48
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. http://www.economy.gov.ru.
49
Официальная статистика. http://www.gks.ru.
50
Звездичев Г.Ю. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности Российской экономики // Изве- стия Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова. – 2015. №1 (19); Петров А.М., Ивер Н.Н.
Инновации как основа системной модернизации национальной экономики // Инновации в науке. 2012. №6. С.
100-103.


39
Для обеспечения технико-технологического обновления производства в Рос- сийской Федерации и реализации неоиндустриализации предстоит преодолеть сложившиеся в российской экономике негативные тенденции, к которым рос- сийские экономисты вполне обоснованно относят: недоверие бизнеса и низкую деловую активность, переход экономики к затяжной стагнации в условиях опе- режающего роста потребления и спада инвестиций, хронический отток капита- ла, необеспеченный рост бюджетных обязательств, разрастание в экономике не- эффективного государственного сектора при ослаблении рыночных и правовых институтов
51
Проведенное в декабре 2015 г. статистическое обследование показывает наличие существенных факторов, ограничивающих деловую активность рос- сийских организаций: 50% обследованных организаций обрабатывающих про- изводств выделили такой фактор, как неопределенность экономической ситуа- ции в стране, 40% – высокий уровень налогообложения, 30% – высокий про- цент коммерческого кредита
52
Международные эксперты также подтверждают наличие многих сложных условий для ведения предпринимательства: в рейтинге по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса России отводят только 47 место по уровню налогообложения, 42 место – по возможности кредитования, 66 место – по уровню защиты инвесторов, 170 место – по уровню ведения международной торговли, 119 место – по простоте получения разрешений на строительство.
Так, для получения разрешения на строительство предприниматель должен пройти 19 процедур, что занимает в среднем 244 дня
53
Современный глобальный кризис мировой экономики, когда в результате глу- бинных сдвигов формируется новая модель экономического роста, отражается и в усилении проблем современной России: в кризисе модели, основанной на сы- рьевом экспорте, в формировании внешнеэкономических шоков из-за санкций и падения мировых цен на нефть. В этих условиях необходимы соответствующие преобразования в механизме государственного регулирования. Так, известный российский ученый В.А. Мау вполне логично обосновывает, что если раньше бюджетные вливания могли компенсировать провалы инвестиционного клима- та, то в настоящее время следует более активно формировать стимулы для при- влечения инвестиций частных инвесторов на базе реализации институциональ- ных реформ, предполагающих повышение правовой защищенности предпри- нимателей, улучшение условий конкуренции, снижение административных ба- рьеров, стимулирование мобильности рабочей силы
54
Развитие механизма государственного регулирования в Российской Федера- ции, обеспечение его инновационной направленности потребует усиления всех составляющих экономической политики: бюджетной, налоговой и кредитно- денежной.
51
Акиндинова Н.В., Ясин Е.Г. Новый этап развития экономики в постсоветской России // Вопросы экономики.
2015. №5. С. 8.
52
Официальная статистика. http://www.gks.ru (дата обращения: 5.01.2016).
53
Рейтинг стран по уровню условий ведения бизнеса. http://www.gtmarket.ru.
54
Мау В.А. Глобальный кризис и вызовы экономической политике России // Общество и экономика. 2015. №1-2.
С. 38.


40
Активная дискуссия, которая велась в последние годы по поводу так называ- емого «бюджетного правила» (когда российские экономисты настаивали на необходимости не накапливать сверхдоходы от нефти и газа в Резервном фонде, а использовать их на стимулирование экономики, в первую очередь на инфра- структурные проекты) перестала быть актуальной. Резкое падение мировых цен на нефть предопределило принципиальное изменение бюджетной политики.
Во-первых, был уменьшен срок бюджетного планирования, и новый федераль- ный бюджет разработан не на трехлетний, а на годовой период. С одной сторо- ны, это оправданно, поскольку нестабильность на мировых рынках энергоноси- телей не позволяет достаточно точно предвидеть цены на сырьевые ресурсы, которые формируют почти половину федерального бюджета, а значит снижает целесообразность трехлетнего планирования. С другой стороны, сужая гори- зонт планирования, правительство перестает формировать среднесрочные ори- ентиры, которые несмотря на ежегодные уточнения путем внесения поправок все же оказывали положительное информационное влияние, демонстрируя намерения власти вне зависимости от колебания конъюнктуры мировой эконо- мики. Следовательно, в дальнейшем целесообразным будет возврат к трехлет- нему бюджетному планированию.
Во-вторых, было временно приостановлено действие «бюджетного правила», и разрешено увеличить дефицит бюджета с 1% до 3% к ВВП. Сокращение налоговых поступлений вследствие падения ВВП, санкционное давление на российскую экономику, снижение нефтегазовых доходов вынуждает правитель- ство идти на использование Резервного фонда для выполнения социальных обя- зательств и поддержки реального сектора в рамках его адаптации к ухудшению экономической ситуации и продолжения технологической модернизации. Вме- сте с этим, в целях экономии на расходах, чтобы не превысить 3% разрешенного дефицита, предусматривается сокращение финансирования отдельных госпро- грамм, приостанавливается индексация выплат по некоторым социальным обя- зательствам
55
По мере макроэкономической стабилизации целесообразным будет возврат к
«бюджетному правилу», которое однако предстоит модифицировать с учетом новых реалий. Резервный фонд РФ должен выполнять свои функции достиже- ния независимости от колебаний мировой конъюнктуры и обеспечивать соот- ветствующую «подушку безопасности». Несмотря на то, что средства Резервно- го фонда сократились на 33% за последний год вследствие его использования на цели уменьшения негативных последствий ухудшения внешнеэкономической ситуации, его величина (59,35 млрд.долл. на 1.12.2015 г.) пока позволяет ему играть важную роль в стабилизации экономики.
Важной составляющей бюджетного стимулирования модернизации россий- ской экономики должна стать активизация деятельности институтов развития. В
Российской Федерации уже сформирована достаточно представительная систе- ма государственных институтов, позволяющих стимулировать инновационную
55
Федеральный закон от 14.12.2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год». http://www.consultant.ru.