ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 265
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- в случаях проведения анализа документации и экспертизы документации на месте без длительного перерыва между ними допустимо не проводить предварительного совещания с ру-ководством подразделений при условии, что соответствующие вопросы обсуждены в процессе вводного совещания;
- обмен информацией в ходе аудита (относительно рисков, связанных с безопасностью и охраной окружающей среды, о выходе из области аудита, об обстоятельствах, затрудняющих проведение аудита, о невыполнимости плана аудита и т.д.) в целях корректировки плана аудита или прекращения аудита;
- уточнение роли и обязанностей сопровождающих лиц, наблюдателей и технических экс-пертов;
- сбор и верификация информации в соответствии с планом-графиком и анализ соответ-ствия показателей деятельности подразделения критериям экоаудита, подтверждаемого пред-ставленной документацией.
5. Документирование и поддержание записей по программе экоаудита.
5.1. В целях обоснованности результатов экоаудита аудитор обязан иметь достаточно предста-вительные свидетельства экоаудита – ссылки на информацию, содерж
ганизации, характеризующую ее деятельность в перечисленных выше областях и имеющую от-ношение к критериям аудита.
5.2. Аудитор должен документально оформлять записи, которые важны с точки зрения предо-ставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) ауди-торской деятельности и корпоративным стандартом.
5.3. Под документацией понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора, получаемые и хранимые аудитором на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.
5.4. Документация экоаудиторской группы должна содержать:
- план аудита;
- программу аудита;
- план-график аудита;
- результаты проверки документации и отчетности аудируемой организации (рабочие за-писи аудитора);
- протоколы выявленных отклонений (несоответствий);
- статус мероприятий по устранению отклонений (срочность их выполнения);
- протоколы вводного и заключительного совещания аудиторской группы с руководством аудируемых подразделений.
5.5. Рабочие записи используются аудитором:
- при осуществлении текущего контроля выполненной работы (итоги которой обычно подво-дятся в конце рабочего дня на совещании аудиторов);
- для фиксирования аудиторских доказательств, подтверждающих выводы аудитора.
5.6. Аудитор должен составлять рабочую документацию в форме и объеме, необходимых и достаточных для понимания выполненных им аудиторских процедур, их результатов и сделанных выводов.
5.7. В случаях, когда аудитор оценивал сложные принципиально важные вопросы деятельно-сти или высказывал по ним профессиональное суждение, в рабочую документацию следует вклю-чать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.
5.8. Аудитор вправе определять состав и объем документации, руководствуясь своим профес-сиональным мнением. Вместе с тем объем документации должен быть таков, чтобы в случае пере-дачи работы другому аудитору он смог бы исключительно на основе данной документации (не прибе-гая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять результаты проделан-ной работы и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.
5.9. Допускается использовать графики, аналитическую и иную документацию, подготов-ленные аудируемой организацией. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие матери-алы оформлены надлежащим образом.
5.10. Рабочие документы обычно содержат:
- информацию, касающуюся организационно правовой формы деятельности и администра-тивной структуры аудируемой организации;
- копии юридических документов, соглашений и протоколов или извлечения из них;
- информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемая органи-зация осуществляет свою деятельность;
- информацию, отражающую процесс корректировки плана-графика аудита;
- доказательства понимания аудитором документации госстатотчетности и результатов произ-водственного экологического контроля;
- иллюстрацию наиболее важных экологических показателей деятельности организации и тенденций их изменения;
- сведения о характере, временных рамках, объеме ранее проведенных аудиторских процедур и результатах их выполнения;
- копии сообщений, направленных другим аудиторам, техническим экспертам и третьим ли-цам, и полученных от них ответы;
- копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей ауди-руемой организации или обсуждавшимся с ними, выявленные существенные отклонения, пись-менные заявления, полученные от аудируемой организации;
- выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и не-обычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе аудита, и сведения о действиях, предпринятых им в связи с этим;
- отклонения (несоответствия) и подтверждающие их свидетельства аудита, классифици-рованные и ранжированные, проанализированные руководителем аудиторской группы и руко-водителем аудируемого подразделения для подтверждения объективности свидетельств аудита.
5.11. Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы соответствовать целям аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. Рекомендуется использовать разработанные аудиторской организацией типовые формы документа-ции (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения, отчета, заключения, протоколов, совещаний и т.д.).
В случае проведения аудиторских проверок в течение ряда лет некоторые файлы рабочих документов (папки) могут быть отнесены к категории постоянных, обновляемых по мере по-ступления новой информации.
5.12. Рабочие документы являются собственностью аудитора.
Они могут быть предоставлены аудируемой организации по усмотрению аудитора, но не должны служить заменой каких-либо записей и документации аудируемой организации.
После подготовки экоаудиторского отчета и экоаудиторского заключения (завершения экоаудита) и при отсутствии каких-либо разногласий по форме принятого экоаудиторского за-ключения рабочие документы передаются экоаудиторской организации для проведения техни-ческого контроля (при необходимости) и уничтожения в надлежащем порядке.
6. Формирование выводов экоаудита.
7.6.1. Выводы экоаудита – это результаты анализа собранных свидетельств аудита в целях формирования заключения экоаудита о соответствии деятельности аудируемой организации законодательству, положениям, стандартам в области аудита.
7.6.2. Выводы аудита:
а) указывают на соответствие (или несоответствие) критериям аудита;
б) должны определять направления улучшения деятельности проверяемой организации.
7. Разработка предложений по улучшению деятельности организации
Предложения формируются с учетом выявленных отклонений и потенциала для улучше-ния деятельности.
В процессе аудита возможны следующие ситуации:
а) отклонений не выявлено;
б) отклонений не выявлено, но имеется потенциал для улучшения экологически ориенти-рованной деятельности организации (подразделения);
в) выявлено отклонение, классифицируемое как несущественное (которое может быть устранено в ходе аудита);
г) выявлено отклонение, классифицируемое как существенное.
Отклонения, требующие для их устранения дополнительных ресурсов, могут рассматри-ваться как основа для разработки мероприятий, включаемых персоналом аудируемой организа-ции в плановые документы (по модернизации основных технических средств, внедрению но-вейших технологий, разработки очистных сооружений и т.д.).
В целях выполнения мероприятий может быть рекомендовано включение в краткосрочные планы, предусматривающие необходимое финансирование работ.
В качестве направления улучшения деятельности организации может быть рекомендовано оказание сопутствующих экоаудиту услуг. Однако хозяйственное решение по реализации вы-данных рекомендаций принимает руководство аудируемой организации.
8. Заявления и разъяснения руководства аудируемой организации
7.8.1. Настоящий стандарт устанавливает единые требования в отношении использования
заявлений и разъяснений руководства в качестве аудиторских доказательств, процедур доку-ментального оформления заявлений и разъяснении руководства, а также действий аудитора при отказе руководства предоставить надлежащие заявления и разъяснения.
7.8.2. До завершения аудита по вопросам, существенным для аудиторских выводов (в слу-чае невозможности получения достаточных аудиторских доказательств другим путем), аудитор должен получить надлежащие заявления и разъяснения:
- руководства аудируемой организации о признании им своей ответственности за досто-верность документации и отчетности;
- официальные заявления руководства в письменной форме или заверенную соответству-ющими подписями документацию и отчетность;
- решения органа, осуществляющего руководство деятельностью аудируемой организа-ции.
7.8.3. Аудитор должен:
а) получить аудиторские доказательства, подтверждающие данные заявления и разъясне-ния руководства, используя внутренние или внешние по отношению к аудируемой организации источники информации;
б) оценить, являются ли заявления и разъяснения руководства достаточными и соответ-ствуют ли они остальным аудиторским доказательствам, в том числе заявлениям и разъяснени-ям руководства по аналогичным вопросам;
в) определить компетентность и степень информированности лиц, предоставивших заяв-ления и разъяснения.
7.8.4. Заявления и разъяснения руководства, как правило, не могут заменить другие ауди-торские доказательства, доступные аудитору. Если аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства по существенному вопросу, помимо таких доказа-тельств, как заявления и разъяснения руководства, и можно ожидать, что такие доказательства существуют, то данную ситуацию надлежит рассматривать как ограничение области аудита.
7.8.5. В определенных случаях заявления и разъяснения руководства могут оказаться единственными существующими аудиторскими доказательствами (например, касающиеся не оформленных документально планов и намерений руководства).
7.8.6. Если заявления и разъяснения руководства противоречат другим аудиторским дока-зательствам, аудитор должен исследовать причины расхождений и в случае необходимости критически оценить надежность заявлений и разъяснений руководства по аналогичным или другим вопросам.
7.8.7. Документальное оформление заявлений и разъяснений руководства аудируемой ор-ганизации
7.8.7.1. Аудитор, как правило, включает в свои рабочие документы доказательства, под-тверждающие факт получения им заявлений и разъяснений от руководства, в форме:
- краткого изложения бесед с руководством или материалов, предоставленных руковод-ством в письменной форме;
- писем-представлений руководства;
- подготовленного аудитором письма, в котором излагается понимание аудитором пози-ции руководства по определенному кругу вопросов, которое затем официально подтверждается руководством;
- документов, подтверждающих результаты деятельности аудируемой организации (например, экземпляра отчетности, подписанного руководством).