Файл: Выпускная квалификационная работа возможности сингапурских технологий в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На данном уроке было применено три сингапурские структуры.

На этапе «Учебное действие» было проведено две из них. Проверка понимания изученного произведения с помощью сингапурской структуры «Corners»: в углах класса размещены таблички с вариантами ответа на вопрос. Ученики распределяются по углам в зависимости от выбранных вариантов. Вопрос: «Какое, на ваш взгляд, качество самое главное в Алисе?», углы следующие: «Отзывчивость», «Сообразительность», «Храбрость», «Любознательность». Затем учитель выбирает несколько учеников, которые озвучат позиции своего партнера. Благодаря этому развивается умение слушать партнера и корректно передавать усвоенную информацию. Дети учатся согласно целям коммуникации передавать партнеру необходимую информацию точно, последовательно и в достаточной полноте.

Для составления характеристики профессора Селезнёва проводится сингапурская структура «Stir the Class»: учитель дает задание «Написать как можно больше слов, описывающих профессора Селезнёва», дети записывают несколько ответов за 1 минуту. Далее все встают из-за парт и задвигают стулья. Учитель засекает 2 минуты, за это время учащиеся должны поменяться ответом с участником из другой команды. Если данный ответ, уже присутствует в списке команды, то он помечается галочкой. Если такого варианта не было – его просто дописывают ниже. По истечению времени каждая команда зачитывает свой список. В результате формируется умение договариваться, а также отбирать нужную информацию. Дети учатся понимать относительность мнений и подходов в решении проблем.

Третья сингапурская структура была проведена на этапе «Действие контроля и самоконтроля». Это была структура «Timed – Pair – Share»: партнеры «по плечу» делятся развернутыми ответами на вопросы в течение 1 минуты для выявления первичного восприятия текста. Вопросы: «При помощи чего Алиса победила Кустики?», «Как назывался корабль?», «Что любил самый маленький и непоседливый кустик?», «Как папа Алисы объяснил странное  поведение кустов?». Затем дети делятся впечатлениями от прочитанного рассказа с партнером «по лицу». Таким образом формируется умение строить свое устное высказывание в зависимости от поставленной цели. Вырабатывается навык учитывать различные взгляды и интересы, а также обосновывать свою собственную позицию.

Урок прошел продуктивно, цели были достигнуты. Дети успешно справились со всеми заданиями.

На четвертом уроке, посвященном теме «Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» [12, 160] , была применена сингапурская структура «Anticipation-Reaction Guide». Технологическая карта урока представлена в приложении 7.


На этапе «Учебное действие» перед знакомством с биографией Дж. Свифта учитель проводит сингапурскую структуру «Anticipation-Reaction Guide»: каждый участник занятия получает листок с таблицей. В столбике «До» дети ставят «+», если согласны с утверждением, или «-», если не согласны с ним. Чтобы принять решение, нужно учитывать свой личный опыт, знания и убеждения. Затем дети смотрят видео о жизни и творчестве Дж. Свифта. После просмотра видео еще раз читаются все утверждения и в столбике «После» дети ставят «+», если согласны с утверждением, или «–», если не согласны с ним. Сравниваются столбики «До» и «После». В группах обсуждается, изменились ли убеждения и почему. Многие дети отметили, что изучать биографию автора с помощью Anticipation-Reaction Guide было интереснее, ведь ты внимательно слушаешь, чтобы не пропустить нужную информацию. Таким образом развивается умение слушать партнера (докладчика) и выделять нужную информацию.

Таблица выглядела следующим образом:

ДО

Утверждение

ПОСЛЕ




Джонатан Свифт – это псевдоним автора.







Джонатан Свифт был настоятелем собора Святого Патрика в Дублине







Слово "лилипут" было придумано Свифтом в "Путешествиях Гулливера" и впоследствии вошло в словарный фонд английского языка.







В честь Джонатана Свифта назван кратер на Луне





На пятом уроке изучалась тема «Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы» [12, 160]. Урок был направлен на продолжение знакомства с произведением Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»; развитие умений находить ответы на вопросы по тексту, характеризовать героев, анализировать их по­ступки. Технологическая карта урока представлена в приложении 8.

На этапе «Учебное действие» для составления характеристики Гулливера учитель проводит сингапурскую структуру «Jot Thoughts»: оперативное выполнение задания в письменном виде

, с проговариванием его вслух. Все ученики получают по четыре листочка, на каждом по очереди записывают придуманное слово по теме «Гулливер», проговаривают его вслух и кладут листочек на середину стола, затем всей командой классифицируют написанные слова по разным признакам. Проводит это же задание для составления характеристики Лилипутов. В ходе выполнения Jot Thoughts формируется умение понимать относительность мнений и подходов в решении проблем. Обучающиеся отметили, что было трудно придумать слова так, чтобы они не повторялись. Но всё же все с поставленной задачей справились. После проведенной сингапурской структуры сравнение персонажей не составило труда для детей.

Следующий урок был по теме «Г.Х. Андерсен «Русалочка» [12, 167]. Авторская сказка. Деление произведения на части». Технологическая карта урока представлена в приложении 9.

С целью закрепления пройденного материала учитель на этапе «Действие контроля и самоконтроля» проводит сингапурскую структуру «Mix-Pair-Share»: произвольное передвижение под музыку с образованием случайных пар и обсуждение темы в коротких или в полных ответах. В ходе выполнения задания дети двигаются по классу. По хлопку (или остановке музыки) нужно остановиться и ответить друг другу на заданный вопрос. Для этой структуры были подготовлены следующие вопросы: «Что надела бабушка на голову русалочке?», «Сколько лет должно исполниться русалочке, чтобы ей разрешили всплыть на поверхность?», «Сколько устриц носила на хвосте бабушка?», «Что случилось с кораблём принца?» и другие. Благодаря этому заданию формируется навык осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в рамках сотрудничества, а также умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

На последнем уроке изучалась тема «Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев» [12, 172]. Технологическая карта урока представлена в приложении 10.

На этапе «Действие контроля и самоконтроля» для усвоения полученной информации проводилась сингапурская структура «Tic-Tac-Toe»: участники придумывают девять слов на тему «Русалочка», раскладывают карточки по принципу 3х3. Затем выбирают ряд (по диагонали, вертикали или горизонтали). Задание – придумать три предложение с использованием этих слов. В ходе выполнения задания обучающиеся советуются друг с другом, выбирают наилучший вариант, аргументируя свое мнение. С помощью Tic-Tac-Toe развивается такое умение как излагать свои мысли правильно, точно, ясно при составлении предложений из данных слов. Данное задание вызвало трудности, не у всех групп получилось составить по 3 предложения. Обучающиеся учатся обосновывать собственную позицию и согласовать ее с позицией партнеров по сотрудничеству, чтобы найти общее решение в совместной деятельности.


Подведение итога урока учитель организовал с помощью сингапурской структуры «Тicket for the exit»: дается задание (небольшая самостоятельная работа, экспресс-тест), выполнив которое, ученик получает право покинуть кабинет по окончании урока, оставив учителю выполненное задание на проверку знаний. С помощью данной структуры формируется умение правильно формулировать свои мысли в письменной форме.

Задание выглядело следующим образом:


Билетик на выход

Сколько дочерей было у морского царя?

Кто показал русалочке, где живет принц?

К кому поплыла русалочка за помощью, мечтая стать такой же, как и люди?

Кто заправлял хозяйством морского царя?


Во время выполнения заданий дети проявляли заметный интерес к общению со сверстниками, помогали друг другу, старались располагать к себе одноклассников, слушали мнение других и высказывали свое, задавали вопросы, способствующие поддержанию диалога.

Таким образом, из проведенной мною работы можно сделать вывод, что использование сингапурских технологий на уроках литературного чтения положительно влияет на формирование коммуникативных навыков. Способствует лучшему усвоению материала и поддержанию интереса к предмету, нежели использование традиционной подачи материала. Несомненный плюс использования сингапурских технологий заключается в возможности их использования на любом этапе урока. Взаимодействуя друг с другом в небольших группах, каждый ребёнок имеет возможность высказать своё мнение, предложить идею, что способствует развитию его коммуникативных способностей.

Заключение

В данной выпускной квалификационной работе предметом изучения являлись возможности сингапурских технологий в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения.

Изучив и проанализировав теоретическую литературу по изучаемой теме, можно сделать следующие выводы.

Целесообразность формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе обусловлена тем, что основной активной мыслительной деятельностью учеников начальной школы является умение правильно воспринимать информацию и передавать ее другим, а их успешность в обучении зависит от качества общения и умения работать с разными видами данных. Из этого следует, что формирование коммуникативных навыков должно быть важнейшей задачей каждого учителя, независимо от предмета, который он преподает [26].


Младшие школьники готовы работать вместе в коллективе, вести диалог, совместно обсуждать проблемы, обосновывать свои взгляды и высказывания, формулировать свои идеи и мысли, принимать мнения других. Это требует от младших школьников умений взаимодействовать и организовывать свою деятельность и деятельность других, а от учителя - выбора соответствующих подходов, методов и средств.

Школьный предмет «Литературное чтение» имеет свои особенности, которые помогают формировать и развивать коммуникативные навыки. Важной составляющей успешного урока литературного чтения является эмоциональность урока. Этим требованиям отвечает урок, организованный с помощью сингапурской методики обучения. Использование сингапурских структур позволяет учащимся взаимодействовать с разными партнерами, делиться своими точками зрения, обсуждать изучаемый материал.

Практическое рассмотрение изучаемой темы было проведено на базе МБОУ «Космодемьянская СОШ» в 4 классе проводились в период с 20.04.2022 по 17.05.2022

Был разработан комплекс уроков с использованием сингапурских технологий с целью узнать, повысится ли уровень сформированности коммуникативных универсальных действий у детей.

Чтобы узнать, на каком сейчас уровне сформированности коммуникативных универсальных действий ученики, была проведена первичная диагностика. Первичная диагностика показала, что большая часть класса (50%) находится на среднем уровне, 17% обучающихся были на низком уровне и 25% – на высоком.

После этого был проведён комплекс уроков с использованием сингапурских технологий.

После комплекса уроков, была проведена вторичная диагностика. Результат показал, что количество учеников с высоким уровнем коммуникативных универсальных учебных действий увеличилось на 12%. Количество учеников со средним уровнем уменьшилось на 8%. А количество учеников с низким уровнем снизилось на 4%.

Из этого можно сделать вывод, что сингапурские структуры отлично подходят к предмету «Литературное чтение», дополняя его, и благоприятно сказываются на формировании коммуникативных универсальных учебных действий. А поскольку большинство заданий проходит в игровой форме, то каждый ребёнок оказывается вовлечённым в процесс, который учитывает возрастные особенности и формирует коммуникативные умения, необходимые современному школьнику.

Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены. Практическая значимость полученных результатов заключается в том,