Файл: Выпускная квалификационная работа возможности сингапурских технологий в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
что данный материал может быть использован в практической деятельности студентов, учителей начальных классов и других специалистов при подготовке уроков или внеклассных мероприятий в области литературного чтения с применением сингапурских технологий.

Список используемой литературы



  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1576);

  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (ФГОС НОО) от 11.12.2020 г.

  4. Алексеева М. М., Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей. М.: Издательский центр «Академия», 2018. 448 с.

  5. Антонова Л. Г. Письменные жанры речи учителя Текст: учебное пособие к спецкурсу «Теоретические основы частной педагогической риторики» / JI. Г. Антонова. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 1998. 114 с.

  6. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.; под ред. А. Г. Асмолова Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя /, 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 152 с.

  7. Баранова А.С. Развитие коммуникативных УУД через групповую деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе // Символ науки. – 2015. – №9-2. – С. 146-147.

  8. Герасимова О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников // Журнал «Начальная школа плюс до и после» – 2011.– №5.– С.75– 78

  9. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста. М.: КноРус, 2019. 152 с.

  10. Дубровина И.В.,. Зацепин В. В., Прихожан A.M.; Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов /,. М.: Академия, 2010. 368 с.

  11. Дроздова О.А., Смирнова Т.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как ведущий результат обучения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – №5-1 (59). – С. 182-184.

  12. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. - М.: изд. «Просвещение» , 2021 г. 2 часть стр. – 223 стр.

  13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000 176 с.

  14. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. 384 с.

  15. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: М.: Изд-во УРАО, - 128 с.

  16. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 687 с

  17. Алексеева И.М. , Кувырталова М.А. «Основные подходы к формированию у учащихся коммуникативных ууд на начальной ступени общего образования: теоретические и практические аспекты» // Вестник науки и образования – 2018 г. – [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-formirovaniyu-u-uchaschihsya-kommunikativnyh-uud-na-nachalnoy-stupeni-obschego-obrazovaniya-teoreticheskie-i/viewer

  18. Кириллова С. Сингапурская методика дружит с ФГОС // Управление школой. – 2014. – № 1. – [Электронный ресурс]: https://www.hse.ru/data/2013/12/19/1338937415/Upr_01_2014-34_39.pdf

  19. Парашина Е.Ю., Якупова Н.В. «Эффективная коммуникация на уроках посредством использования приемов сингапурской методики обучения». изд. 2019 г. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnaya-kommunikatsiya-na-urokah-posredstvom-ispolzovaniya-priemov-singapurskoy-metodiki-obucheniya

  20. Методика М.И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников» // Научный электронный журнал «Матрица научного познания». - 2018 - № 7 [Электронный ресурс]: https://multiurok.ru/index.php.

  21. Сидорова Е.Э., Баянаева Н.А. «Развитие навыков сотрудничества младших школьников посредством сингапурской технологии». изд. 2019 г. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-navykov-sotrudnichestva-mladshih-shkolnikov-posredstvom-singapurskoy-tehnologii/viewer

  22. Судакова С. Р. Применение отдельных приемов сингапурской методики на уроках литературы: из опыта работы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 80-91. — [Электронный ресурс]: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo410/

  23. Фирюлина Н. В. Формы и методы педагогического сотрудничества: сингапурская методика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. –№ V4. [Электронный ресурс]: http://e-koncept.ru/2018/186037.htm.

  24. Штербова Л.В. Формирование коммуникативных УУД на уроках чтения в начальной школе по ФГОС – 2017 г. – [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-uud-na-urokah-chteniya-v-nachalnoy-shkole-po-fgos

  25. Эльсиева М.С, Магомеддибирова «К вопросу о формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий». изд. 2016 г. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-u-mladshih-shkolnikov-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy/viewer

  26. Якупова Г.Ш. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников // Вестник ЮУрГУ. - 2016 - № 3 - С. 75-79.

  27. Яшкова Л.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников // Инновационная наука. - 2016 - № 2 - С. 162-168.



Приложение 1.

Вопросы к методике М.И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников»
1. Часто ли тебе удаётся уговорить своих друзей делать все так, как хочешь ты?

2. Всегда ли тебе трудно попросить прощения у своих друзей?

3. Любишь ли ты придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

4. Часто ли ты откладываешь на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

5. Верно ли, что у тебя не бывает ссор со своими товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний?

6. Часто ли ты в решении важных дел делаешь все сам?

7. Правда ли, что ты утомляешься от частого общения с товарищами?

8. Часто ли ты помогаешь своим одноклассникам?

9. Часто ли ты оказываешься в центре внимания своих товарищей?

10. Правда ли, что ты не очень уверенно чувствуешь себя в окружении большой группы своих товарищей?
Приложение 2.

Календарно-тематический план по литературному чтению на период 20.04.2022 – 17.05.2022 2021/2022 учебного года


№ п/п

Дата

Тема раздела, урока


Кол-во часов

Решаемые проблемы (цели)

83.

20.04.2022

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

1

Продолжить работу над поэтическими произведениями о родине, воспитывать патриотические чувства, развивать умение делить текст на части, развивать память, речь, мышление

84.

21.04.2022

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане». Обобщение по разделу «Родина»

1

Повторить и обобщить изученный раздел, развивать память, речь, мышление

85.

25.04.2022

Страна Фантазия.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа.

4

1

Познакомить с новым разделом учебника, учить прогнозировать содержание раздела, напомнить правила обращения с книгами, развивать интерес к чтению, познакомить с понятием «научно-фантастическая литература», проанализировать отрывок из повести «Приключения Электроника», учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев, продолжать формирование навыков связанной речи, составление рассказа по картинке, отрабатывать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас

86.

27.04.2022

К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

1

Познакомить с жизнью и творчеством писателя фантаста К. Булычева, читать отрывок из повести «Путешествие Алисы», составлять картинный план к произведению, пересказывать по нему текст, отрабатывать навыки беглого чтения, развивать память, речь, мышление

87.

28.04.2022

К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра.

1

Читать отрывок из повести «Путешествие Алисы», сравнивать героев рассказов, отрабатывать навыки беглого чтения, развивать память, речь, мышление

88.

04.05.2022

Внеклассное чтение «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных). Оценка достижений.

1

Познакомить с произведениями, которые посвящены путешествиям и путешественникам, с открытиями, например Антарктиды, выявить, какими чертами характера должны обладать путешественники, развивать память, речь, мышление

89.

05.05.2022

Зарубежная литература

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

9

1

Познакомить с новым разделом учебника, учить прогнозировать содержание раздела, познакомить с понятием «зарубежная литература», с жизнью и творчеством Дж. Свифта, развивать умение характеризовать героя и его поступки, составлять картинный план, прививать интерес к зарубежной литературе, продолжать формирование навыков связанной речи, отрабатывать навыки выразительного чтения

90.

11.05.2022

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы.

1

Развивать умение характеризовать героя и его поступки, пересказывать текст от имени героя, составлять картинный план, прививать интерес к зарубежной литературе, продолжать формирование навыков связанной речи, отрабатывать навыки выразительного чтения

91.

12.05.2022

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Деление произведения на части.

1

Расширить знания о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена, читать и анализировать сказку «Русалочка», учить находить ответы на вопросы по тексту, пересказывать его, делить текст на части, озаглавливать их, отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать память, речь, мышление

92.

16.05.2022

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев.

1

Читать и анализировать сказку «Русалочка», характеризовать героев, анализировать их поступки, отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать память, речь, мышление




Приложение 3.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Учебный предмет

Литературное чтение

Класс

4

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Технология построения урока

Организационный момент, постановка учебной задачи, учебное действие, физкультминутка, действие контроля и самоконтроля, действие оценки и самооценки

Тема урока

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа.

Цель урока

Обеспечение знакомства обучающихся с новым разделом учебника, знакомство с понятием «научно-фантастическая литература», с жизнью и творчеством Е.С. Велтистова, с произведением «Приключения Электроника», развитие умения анализировать поступки героев.

Основные термины, понятия

Электроник, профессор Громов, чемодан, фантастика.




Планируемый результат

Предметные умения

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Регулятивные УУД: применять установленные правила, осуществлять взаимопроверку.

Познавательные УУД: овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять; умеют отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Коммуникативные УУД: сотрудничать в совместном решении проблемы, рассуждать, объяснять действия, правильно оформлять работу, слушать и слышать.




Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Ноутбук, мультимедийный проектор, видеофрагмент с музыкальной физкультминуткой, учебник 4 класс «литературное чтение» Климанова, Горецкий, вы­ставка книг и портрет Е.С. Велтистова, видеозапись отрывка из художественного фильма «Приключения Электроника».





Этапы урока

Формируемые умения

Слайды,

видеофрагмент

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Л. Мотивация учебной деятельности.

Л. Принятие образа «хорошего ученика».





Приветствует учеников.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Настраиваются на урок.

Постановка учебной задачи

П. умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

К. формирование умения аргументировать свой выбор;

Р. формирование умения принимать учебную задачу.

Слайды 1-3

Видеозапись отрывка из художественного фильма «Приключения Электроника».


Показывает видеозапись отрывка из художественного фильма «Приключения Электроника».

Организует беседу для знакомства с новым разделом.

Задает наводящие вопросы с целью постановки темы и цели урока.

Смотрят видеозапись отрывка из художественного фильма «Приключения Электроника».

Отвечают на вопросы учителя.

Вспоминают пройденный материал.

Формулируют тему урока.

Учебное действие

П. анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К. умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Л. формирование учебно-познавательного интереса к учебной задаче.

Слайды 4-5

Рассказывает о жизни и творчестве Е.С. Велтистова. Организует чтение произведения.

Задаёт вопросы для усвоения полученной информации.


Слушают рассказ учителя.

Читают по цепочке.

Отвечают на вопросы учителя.


Физкультминутка

Л. понимания важности соблюдения здорового образа жизни.


Видеофрагмент с физкультминуткой

Проводит физкультминутку с целью восстановления умственной активности, снижения напряжения и статической нагрузки.

Повторяют движения из видео.

Действие контроля и самоконтроля

Л. проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р. саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

К. сотрудничать в совместном решении проблемы, рассуждать, объяснять действия, правильно оформлять работу, слушать и слышать.




Даёт задание по рядам: составить синквейн к

Электронику, профессору Громову, чемодану.

Задает домашнее задание: перечитать произведение, найти объяснения непонятных слов.

Выполняют задание учителя.

Записывают домашнее задание.

Действие оценки и самооценки

Р. Умение различать способ и результат действия.

Л. Понимание значения творчества в жизни общества, человека.


Слайды 6-7

Организует беседу о достижение цели урока. Подведение итога урока.
Организует оценивание работы на уроке.

Подводят итог урока.
Дети оценивают свою работу на уроке.




Приложение 4.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Учебный предмет

Литературное чтение

Класс

4

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Технология построения урока

Организационный момент, постановка учебной задачи, учебное действие, физкультминутка, действие контроля и самоконтроля, действие оценки и самооценки

Тема урока

К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

Цель урока

Знакомство с жизнью и творчеством писателя фантаста К. Булычева, чтение отрывка из повести «Путешествие Алисы».

Основные термины, понятия

Алиса, Кир Булычев, кустики, фантастика.




Планируемый результат

Предметные умения

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Регулятивные УУД: применять установленные правила, осуществлять взаимопроверку.

Познавательные УУД: овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять; умеют отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Коммуникативные УУД: сотрудничать в совместном решении проблемы, рассуждать, объяснять действия, правильно оформлять работу, слушать и слышать.




Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная
Ноутбук, мультимедийный проектор, видеофрагмент с музыкальной физкультминуткой, учебник 4 класс «литературное чтение» Климанова, Горецкий, выставка книг и портрет Кира Булычева, видеоматериал из мультфильма «Тайна третьей планеты».