Файл: Выпускная квалификационная работа возможности сингапурских технологий в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 307
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
что данный материал может быть использован в практической деятельности студентов, учителей начальных классов и других специалистов при подготовке уроков или внеклассных мероприятий в области литературного чтения с применением сингапурских технологий.
Список используемой литературы
Приложение 1.
Вопросы к методике М.И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников»
1. Часто ли тебе удаётся уговорить своих друзей делать все так, как хочешь ты?
2. Всегда ли тебе трудно попросить прощения у своих друзей?
3. Любишь ли ты придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
4. Часто ли ты откладываешь на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
5. Верно ли, что у тебя не бывает ссор со своими товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний?
6. Часто ли ты в решении важных дел делаешь все сам?
7. Правда ли, что ты утомляешься от частого общения с товарищами?
8. Часто ли ты помогаешь своим одноклассникам?
9. Часто ли ты оказываешься в центре внимания своих товарищей?
10. Правда ли, что ты не очень уверенно чувствуешь себя в окружении большой группы своих товарищей?
Приложение 2.
Календарно-тематический план по литературному чтению на период 20.04.2022 – 17.05.2022 2021/2022 учебного года
Приложение 3.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Приложение 4.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Список используемой литературы
-
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»; -
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1576); -
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (ФГОС НОО) от 11.12.2020 г. -
Алексеева М. М., Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей. М.: Издательский центр «Академия», 2018. 448 с. -
Антонова Л. Г. Письменные жанры речи учителя Текст: учебное пособие к спецкурсу «Теоретические основы частной педагогической риторики» / JI. Г. Антонова. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 1998. 114 с. -
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.; под ред. А. Г. Асмолова Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя /, 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 152 с. -
Баранова А.С. Развитие коммуникативных УУД через групповую деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе // Символ науки. – 2015. – №9-2. – С. 146-147. -
Герасимова О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников // Журнал «Начальная школа плюс до и после» – 2011.– №5.– С.75– 78 -
Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста. М.: КноРус, 2019. 152 с. -
Дубровина И.В.,. Зацепин В. В., Прихожан A.M.; Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов /,. М.: Академия, 2010. 368 с. -
Дроздова О.А., Смирнова Т.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как ведущий результат обучения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – №5-1 (59). – С. 182-184. -
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. - М.: изд. «Просвещение» , 2021 г. 2 часть стр. – 223 стр. -
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000 176 с. -
Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. 384 с. -
Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: М.: Изд-во УРАО, - 128 с. -
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 687 с -
Алексеева И.М. , Кувырталова М.А. «Основные подходы к формированию у учащихся коммуникативных ууд на начальной ступени общего образования: теоретические и практические аспекты» // Вестник науки и образования – 2018 г. – [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-formirovaniyu-u-uchaschihsya-kommunikativnyh-uud-na-nachalnoy-stupeni-obschego-obrazovaniya-teoreticheskie-i/viewer -
Кириллова С. Сингапурская методика дружит с ФГОС // Управление школой. – 2014. – № 1. – [Электронный ресурс]: https://www.hse.ru/data/2013/12/19/1338937415/Upr_01_2014-34_39.pdf -
Парашина Е.Ю., Якупова Н.В. «Эффективная коммуникация на уроках посредством использования приемов сингапурской методики обучения». изд. 2019 г. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnaya-kommunikatsiya-na-urokah-posredstvom-ispolzovaniya-priemov-singapurskoy-metodiki-obucheniya -
Методика М.И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников» // Научный электронный журнал «Матрица научного познания». - 2018 - № 7 [Электронный ресурс]: https://multiurok.ru/index.php. -
Сидорова Е.Э., Баянаева Н.А. «Развитие навыков сотрудничества младших школьников посредством сингапурской технологии». изд. 2019 г. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-navykov-sotrudnichestva-mladshih-shkolnikov-posredstvom-singapurskoy-tehnologii/viewer -
Судакова С. Р. Применение отдельных приемов сингапурской методики на уроках литературы: из опыта работы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 80-91. — [Электронный ресурс]: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo410/ -
Фирюлина Н. В. Формы и методы педагогического сотрудничества: сингапурская методика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. –№ V4. [Электронный ресурс]: http://e-koncept.ru/2018/186037.htm. -
Штербова Л.В. Формирование коммуникативных УУД на уроках чтения в начальной школе по ФГОС – 2017 г. – [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-uud-na-urokah-chteniya-v-nachalnoy-shkole-po-fgos -
Эльсиева М.С, Магомеддибирова «К вопросу о формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий». изд. 2016 г. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-u-mladshih-shkolnikov-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy/viewer -
Якупова Г.Ш. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников // Вестник ЮУрГУ. - 2016 - № 3 - С. 75-79. -
Яшкова Л.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников // Инновационная наука. - 2016 - № 2 - С. 162-168.
Приложение 1.
Вопросы к методике М.И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников»
1. Часто ли тебе удаётся уговорить своих друзей делать все так, как хочешь ты?
2. Всегда ли тебе трудно попросить прощения у своих друзей?
3. Любишь ли ты придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
4. Часто ли ты откладываешь на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
5. Верно ли, что у тебя не бывает ссор со своими товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний?
6. Часто ли ты в решении важных дел делаешь все сам?
7. Правда ли, что ты утомляешься от частого общения с товарищами?
8. Часто ли ты помогаешь своим одноклассникам?
9. Часто ли ты оказываешься в центре внимания своих товарищей?
10. Правда ли, что ты не очень уверенно чувствуешь себя в окружении большой группы своих товарищей?
Приложение 2.
Календарно-тематический план по литературному чтению на период 20.04.2022 – 17.05.2022 2021/2022 учебного года
№ п/п | Дата | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Решаемые проблемы (цели) |
83. | 20.04.2022 | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» | 1 | Продолжить работу над поэтическими произведениями о родине, воспитывать патриотические чувства, развивать умение делить текст на части, развивать память, речь, мышление |
84. | 21.04.2022 | Б.А. Слуцкий «Лошади в океане». Обобщение по разделу «Родина» | 1 | Повторить и обобщить изученный раздел, развивать память, речь, мышление |
85. | 25.04.2022 | Страна Фантазия. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа. | 4 1 | Познакомить с новым разделом учебника, учить прогнозировать содержание раздела, напомнить правила обращения с книгами, развивать интерес к чтению, познакомить с понятием «научно-фантастическая литература», проанализировать отрывок из повести «Приключения Электроника», учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев, продолжать формирование навыков связанной речи, составление рассказа по картинке, отрабатывать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас |
86. | 27.04.2022 | К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. | 1 | Познакомить с жизнью и творчеством писателя фантаста К. Булычева, читать отрывок из повести «Путешествие Алисы», составлять картинный план к произведению, пересказывать по нему текст, отрабатывать навыки беглого чтения, развивать память, речь, мышление |
87. | 28.04.2022 | К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра. | 1 | Читать отрывок из повести «Путешествие Алисы», сравнивать героев рассказов, отрабатывать навыки беглого чтения, развивать память, речь, мышление |
88. | 04.05.2022 | Внеклассное чтение «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных). Оценка достижений. | 1 | Познакомить с произведениями, которые посвящены путешествиям и путешественникам, с открытиями, например Антарктиды, выявить, какими чертами характера должны обладать путешественники, развивать память, речь, мышление |
89. | 05.05.2022 | Зарубежная литература Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». | 9 1 | Познакомить с новым разделом учебника, учить прогнозировать содержание раздела, познакомить с понятием «зарубежная литература», с жизнью и творчеством Дж. Свифта, развивать умение характеризовать героя и его поступки, составлять картинный план, прививать интерес к зарубежной литературе, продолжать формирование навыков связанной речи, отрабатывать навыки выразительного чтения |
90. | 11.05.2022 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. | 1 | Развивать умение характеризовать героя и его поступки, пересказывать текст от имени героя, составлять картинный план, прививать интерес к зарубежной литературе, продолжать формирование навыков связанной речи, отрабатывать навыки выразительного чтения |
91. | 12.05.2022 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Деление произведения на части. | 1 | Расширить знания о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена, читать и анализировать сказку «Русалочка», учить находить ответы на вопросы по тексту, пересказывать его, делить текст на части, озаглавливать их, отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать память, речь, мышление |
92. | 16.05.2022 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев. | 1 | Читать и анализировать сказку «Русалочка», характеризовать героев, анализировать их поступки, отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать память, речь, мышление |
Приложение 3.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет | Литературное чтение |
Класс | 4 |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Технология построения урока | Организационный момент, постановка учебной задачи, учебное действие, физкультминутка, действие контроля и самоконтроля, действие оценки и самооценки |
Тема урока | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа. |
Цель урока | Обеспечение знакомства обучающихся с новым разделом учебника, знакомство с понятием «научно-фантастическая литература», с жизнью и творчеством Е.С. Велтистова, с произведением «Приключения Электроника», развитие умения анализировать поступки героев. |
Основные термины, понятия | Электроник, профессор Громов, чемодан, фантастика. |
Планируемый результат | |
Предметные умения Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Регулятивные УУД: применять установленные правила, осуществлять взаимопроверку. Познавательные УУД: овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять; умеют отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни. Коммуникативные УУД: сотрудничать в совместном решении проблемы, рассуждать, объяснять действия, правильно оформлять работу, слушать и слышать. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Индивидуальная | Ноутбук, мультимедийный проектор, видеофрагмент с музыкальной физкультминуткой, учебник 4 класс «литературное чтение» Климанова, Горецкий, выставка книг и портрет Е.С. Велтистова, видеозапись отрывка из художественного фильма «Приключения Электроника». |
Этапы урока | Формируемые умения | Слайды, видеофрагмент | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Л. Мотивация учебной деятельности. Л. Принятие образа «хорошего ученика». | | Приветствует учеников. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на работу. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на урок. |
Постановка учебной задачи | П. умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; К. формирование умения аргументировать свой выбор; Р. формирование умения принимать учебную задачу. | Слайды 1-3 Видеозапись отрывка из художественного фильма «Приключения Электроника». | Показывает видеозапись отрывка из художественного фильма «Приключения Электроника». Организует беседу для знакомства с новым разделом. Задает наводящие вопросы с целью постановки темы и цели урока. | Смотрят видеозапись отрывка из художественного фильма «Приключения Электроника». Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают пройденный материал. Формулируют тему урока. |
Учебное действие | П. анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах; К. умение высказывать и аргументировать свои мысли; Л. формирование учебно-познавательного интереса к учебной задаче. | Слайды 4-5 | Рассказывает о жизни и творчестве Е.С. Велтистова. Организует чтение произведения. Задаёт вопросы для усвоения полученной информации. | Слушают рассказ учителя. Читают по цепочке. Отвечают на вопросы учителя. |
Физкультминутка | Л. понимания важности соблюдения здорового образа жизни. | Видеофрагмент с физкультминуткой | Проводит физкультминутку с целью восстановления умственной активности, снижения напряжения и статической нагрузки. | Повторяют движения из видео. |
Действие контроля и самоконтроля | Л. проявление понимания цели задания и выбор способов творческого выполнения задания; Р. саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа выполнения задания К. сотрудничать в совместном решении проблемы, рассуждать, объяснять действия, правильно оформлять работу, слушать и слышать. | | Даёт задание по рядам: составить синквейн к Электронику, профессору Громову, чемодану. Задает домашнее задание: перечитать произведение, найти объяснения непонятных слов. | Выполняют задание учителя. Записывают домашнее задание. |
Действие оценки и самооценки | Р. Умение различать способ и результат действия. Л. Понимание значения творчества в жизни общества, человека. | Слайды 6-7 | Организует беседу о достижение цели урока. Подведение итога урока. Организует оценивание работы на уроке. | Подводят итог урока. Дети оценивают свою работу на уроке. |
Приложение 4.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет | Литературное чтение |
Класс | 4 |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Технология построения урока | Организационный момент, постановка учебной задачи, учебное действие, физкультминутка, действие контроля и самоконтроля, действие оценки и самооценки |
Тема урока | К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. |
Цель урока | Знакомство с жизнью и творчеством писателя фантаста К. Булычева, чтение отрывка из повести «Путешествие Алисы». |
Основные термины, понятия | Алиса, Кир Булычев, кустики, фантастика. |
Планируемый результат | |
Предметные умения Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Регулятивные УУД: применять установленные правила, осуществлять взаимопроверку. Познавательные УУД: овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять; умеют отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни. Коммуникативные УУД: сотрудничать в совместном решении проблемы, рассуждать, объяснять действия, правильно оформлять работу, слушать и слышать. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Индивидуальная | Ноутбук, мультимедийный проектор, видеофрагмент с музыкальной физкультминуткой, учебник 4 класс «литературное чтение» Климанова, Горецкий, выставка книг и портрет Кира Булычева, видеоматериал из мультфильма «Тайна третьей планеты». |