Файл: Оао издательство просвещениеассоциация учителей немецкого языка города москвы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
203
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Контроль домашнего задания
Слайд 5
Nennt bitte die Möbel- stücke!
Учитель просит назвать предметы мебели.
Выполняют инструкцию учителя
П – используют различные способы поиска, анализа и передачи информации, решают нестандартные учебные задачи
К – участвуют в общей беседе
Информационно-ком- муникативная + игровая технологии
Festigung des Stoffes im
Arbeitsheft.
Закрепление грамматиче- ского материала (работа в рабочих тетрадях).
Turnpause
Физкультминутка.
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Упражнение на словоо- бразование
Работа в рабочих тетрадях на закрепление S. Üb.
Zeit kommt für
Sportminute! Nun wollen wir uns ein wenig erholen!
1, 2, 3, 4 – alle, alle gehen wir!
1, 2, 3, 4 – alle, alle tanzen wir!
1, 2, 3, 4 – alle, alle schwimmen wir!
1, 2, 3, 4 – alle, alle fliegen wir!
5, 6, 7, 8 – haben wir das gut gemacht!
Was passt nicht?
Индивидуально работают в тетрадях.
Учащиеся повторяют дви- жения, проговаривая текст зарядки.
Учащиеся находят в ка- ждом ряду лишнее слово.
П – поиск и выделение нужной информации
П – применяют полученные знания на практике, составляют инструкции при решении лингвистической задачи
Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни
П – поиск и выделение информации
Здоровьесберегающая технология:
– смена видов деятель- ности;
– соблюдение санитар- но-гигиенического режи- ма работы с интерактив- ной доской
Здоровьесберегающая технология (использова- ние физкультминуток)
204
205
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Закрепление грамматиче- ского материала (предло- ги в дательном падеже)
Слайд 9, 10
Слайд 11-15
Слайд 16
Was ist richtig oder falsch?
Читать и отметить пра- вильность или неправиль- ность суждений.
Демонстрирует предлоги местоположения: an, auf, in, vor.
Ich habe gestern einen
Schreibtisch gekauft. Ihr seid Designer, helft mir! Wo kann mein Tisch stehen?
Danke! Ihr seid gute
Designer!
Учащиеся читают и отме- чают правильные сужде- ния
Упражняются в названи- ях предметов мебели, называя, где что стоит.
Тренируют употребление предлогов местоположе- ния.
Учащиеся называют предполагаемое место для стола. Дается речевой образец.
Ihr Tisch kann am Fenster stehen. Ihr Tisch kann an der Wand links stehen. Ihr
Tisch kann neben der Tür stehen….
П – поиск и выделение нужной информации
П – применяют получен- ные знания на практике
Здоровьесберегающая технология (использова- ние физкультминуток)
Eine Gruppenarbeit (Mini- projekt) Обучение устной речи по теме «Моя квар- тира» с использованием элементов проектной деятельности.
Слайд 16-17
Und jetzt arbeiten wir in den Gruppen.
На партах у учащихся находятся карточки с изо- бражением предметов мебели и лист с планом квартиры.
Дети, работая в группах, применяя свои творческие способности, «расставля- ют» мебель в квартире.
Каждой группе достается определенная комната.
Соответственно нужно правильно подобрать мебель. Договариваются друг с другом, отстаи- вают свою точку зрения.
Тем самым они создают мини-проект кварти- ры. Сильные учащиеся
(выбранные учителем на месте) в каждой группе описывают свои комна- ты, используя образец на слайде.
Р – осуществляют взаимо- проверку, контролируют работу партнера
К – приобретают опыт публичного выступления, оформления и представ- ления своего проекта
Технология проектов
206
207
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Ende der Stunde.
Заключительная часть.
Рефлексия.
Reflexion
Hausaufgabe.
Домашнее задание.
Bewertung
Подведение итогов.
Слайд 18, 19
Heute in der Stunde haben wir viel und produktiv gearbeitet.
Vielen Dank für gute Arbeit.
Учитель благодарит обу- чающихся за работу
Was haben wir gemacht?
Учитель подводит итоги урока и предлагает обуча- ющимся оценить работу на уроке.
Учитель предъявляет и объясняет способы выполнения домашнего задания.
H/a: -Malt und beschreibt ihr Traumhaus!
Домашнее задание: На- рисовать и описать дом своей мечты. Сильные ученики готовят рассказ
(7 предложений); сла- бым ученикам достаточно перечислить по своему рисунку изображенные предметы мебели, назвать комнаты.
Die Noten für die Stunde:
Выставляет оценки.
Wollen wir die Stunde mit dem Reim beenden:
Jetzt ist die Stunde aus,
Jetzt gehen wir nach Haus`,
Wir gehen, gehen, gehen,
Auf Wiedersehen!
Vielen Dank für gute Arbeit.
Unsere Stunde ist zu Ende!
Учитель благодарит уча- щихся за работу и проща- ется с ними.
Оценивают свою работу и работу одноклассников.
Подводят итог, что они делали на уроке, что им особенно понравилось.
Дают оценку уроку: при- крепляют на доску в вазу цветочки (розовые – все понравилось, были успешны на уроке, жел- тые – многое понравилось на уроке, но были мало- активны, голубые – урок не заинтересовал, был не полезным).
Учащиеся записывают домашнее задание.
Заканчивают урок четве- ростишием.
Прощаются с учителем.
П – ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного
Р – оценивают собствен- ную деятельность на уроке
Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний
Здоровьесберегающая технология:
позитивная оценка учеб- ной деятельности уче- ника, создание ситуации
«успеха»;
разноуровневое домашнее задание.
208
209
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
22. «Организация обучения немецкому языку в школе
и использование новых информационных технологий»
Л. А. Александрова Л. А.,
учитель немецкого языка,
МБОУ гимназия № 82, г. Краснодар
«В мире, который становится все более зависимым от информа- ционных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними». (1) В последние годы все чаще и чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе, гимназии и т. д. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Основной целью обучения иностранным языкам является формиро- вание и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранными языками. На сегодняшний день у многих учеников есть дома компьютеры, и дети постоянно ов- ладевают компьютерными навыками благодаря урокам информатики.
Передо мной, учителем немецкого языка, с огромным стажем и опытом работы, осуществляющим педагогическую деятельность в условиях модернизации образования, информатизации, встала задача: по-ново- му организовывать учебный процесс, т. е. добавить использование ИКТ в процесс обучения иностранному языку, свободно входить в Интернет на уроках и использовать личные вэб. В связи с этим я ощутила потреб- ность в дальнейшем своем самосовершенствовании и самообразовании в различных областях.
Знания педагогических и информационных технологий, полученные во время прохождения курсовой подготовки (при гимназии № 82, ГИН-
МАЦ, ККИДППО по программе подготовки пользователей ПК, по направ- лению «Информационные технологии») и материально-техническая ос- нащенность нашей гимназии № 82 позволили мне не только использовать готовые материалы, но и также готовить их вместе с учащимися.
Обучение немецкому языку направлено на развитие у учащихся спо- собностей к межкультурной коммуникации. Это значит, что в центре обучения должна находиться языковая личность обучаемого, т. е., его способность и готовность осуществлять речевые поступки в условиях непосредственного и опосредованного общения. В свою очередь, общение понимается как такая активность взаимодействующих людей, в ходе которой они, воздействуя друг на друга при помощи иностранного языка, организуют совместную деятельность. Следовательно, содержание и тех- нология обучения немецкому языку должны моделировать ситуации как учебного, так и реального, аутентичного общения: учителя с учащимся, учащихся друг с другом в условиях парного, группового, коллективного взаимодействия. Основу такого общения составляют коммуникативные умения, так как, только научив учащихся слушать, читать, писать и го- ворить на немецком языке, можно добиться качественного достижения основной цели обучения языку. В то же время необходимо формировать у учащихся потребность в использовании немецкого языка как средства общения, развивать социальную активность учащихся, а также форми- ровать понимание процесса овладения немецким языком как творческой деятельности
Методы создания проектов, презентаций, использование CD, слайдов, клипов позволяют делать обучение иностранному языку более интерес- ным, наглядным, содержательным. Используемый интерактивный ма- териал очень красочный, презентабельный, запоминающийся. Заранее созданная презентация заменяет классную доску для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях при объяснении нового материала или, наоборот, как обобщающее занятие по завершению изучения серии уроков.
Со старшими учениками я разрабатываю и провожу занятия, в основе которых лежит проектная методика, организовываю практические заня- тия таким образом, чтобы приобщить учащихся к культуре стран изуча- емого языка и России, ознакомить их с нравственными нормами, прави- лами этикета, обеспечить возможность передать информацию средствами иностранного языка, содействовать их общему и речевому развитию, их образованию и воспитанию, эффективно использовать в общении особен- ности своей личности, находить контакты с людьми.
Я стараюсь развивать у детей положительные эмоции, связанные с учебной деятельностью, способствующих развитию взаимопонимания и толерантности. Заранее сама готовлю ссылки на веб-сайты, которые уче- ники могут использовать в своих исследованиях.
Все это непременно наталкивает учеников на необходимость уделять больше внимания изучению немецкого языка.
Организация работы по предмету занимает очень много времени, но хочу заметить, что эта работа очень результативная. Дети с удоволь- ствием поют песни на немецком языке, учат стихи, читают сказки и рас- сказы современных немецких авторов, делают очень интересные пре- зентации. Поэтому свою методическую копилку я постоянно обновляю и пополняю с помощью Интернет-ресурсов.
В связи с тем, что я также являюсь классным руководителем, работа с программами Microsoft Office Power 2003 и Windows Movie Maker по- зволяет мне с учащимися создавать клипы к родительским собраниям, праздникам, классным часам, что делает их яркими, запоминающимися, но, главное, интересными, веселыми.
210
211
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Формы работы в программе Power Point на уроках иностранного языка включают в себя следующие моменты:
— изучение лексического материала, отработку произношения, обучение монологической и диалогической речи, обучение письму, отработку грамматического материала, контроль умений и навыков, а также формирование у учащихся мотивации к изучению немецкого языка.
Такая форма проведения уроков немецкого языка вызывает большой интерес у учащихся. При работе на компьютере достигается значительное повышение мотивации обучения иностранному языку путем использова- ния в упражнениях рисунков, (при помощи которых закрепляются знания в изучении таких тем как: цвет, числительные), кроссвордов.
Успешно используются информационные технологии на средней и стар- шей ступени обучения. В тех классах, где дети не изучают информатику, использую презентации, которые создаю сама или ее выполнили учени- ки старших классов. Заранее созданная презентация заменяет классную доску для фиксации внимания учащихся, на каких-либо иллюстрациях при объяснении нового материала или, наоборот, как итоговый продукт серии уроков. Ученики помогают мне в сборе информации. Так появились презентации «Достопримечательности городов Германии и Австрии »,
«Выдающиеся люди Германии» (9 класс), ученики младших классов с еще большим нетерпением ожидают того, когда же они будут изучать инфор- матику и сами создавать такие презентации.
Со старшими учениками разрабатываю и провожу уроки, в основе которых лежит проектная методика. «В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоя- тельно конструировать свои знания, ориентироваться в информацион- ном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему». (1) Организация практических занятий посредством метода проекта обеспечивает культу- роведческую направленность уроков, лучшее понимание культуры России и немецкоязычных стран, возможность передачи информации средствами иностранного языка, включение в диалог культур. Подготовка учащихся к данному диалогу проводится в рамках уроков страноведения: знакомство с историей, географией, природой, музыкальными группами и направле- ниями, достопримечательностями немецкоязычных стран. В этом тоже помогают информационные технологии. Школьник, не имеющий возмож- ности побывать в стране изучаемого языка, может сделать это виртуально.
Виртуальная экскурсия позволяет «пройти» по знаменитой улице Unter den Linden, посетить Дрезденскую картинную галерею, где можно насла- диться картинами известных мастеров, полюбоваться красотой Женевско- го озера, услышать тирольские мелодии:
http://www.poedem.ru http://www.avialine.com http://www.turism.ru
Одной из актуальных тем при выборе проекта стала для учеников 9 клас- са тема «Massenmedien» и «Berufswahl». Проекты нацелены на конечный результат, на работы учеников, созданные как итог их самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности. Сформулировав для себя основ- ную тему проекта, стараюсь подвести учеников незаметно к тому, чтобы они сами сформулировали цель. По интересам ребята собираются в мини-группы для выполнения определенной задачи. Одна группа ребят провела опрос среди учащихся одиннадцатых классов, какую из профессий они считают наиболее популярной. После чего данную информацию представили в виде рейтинга популярности профессий. Другая группа ребят, работая в сети Интернет, определила рейтинг популярных профессий среди немецких школьников, две другие группы занимались разработкой по теме «Средства массовой информа- ции»: это и статьи из газет и журналов, новости радио и телевидения, а, посе- тив выставочный зал города Краснодара, дети собрали очень много материала и для классной газеты, и определились в профессии. Содержательным полу- чился материал о вузах города, подготовленный другой группой учащихся.
Подготовленная презентация является планом урока и помогает на большом экране демонстрировать дополнительные материалы к высту- плению учителя или выступлению ребят.
Когда школьники увидели итоги своей работы, у них значительно по- высилась мотивация к изучению немецкого языка.
Конечно, такая работа по предмету занимает много времени, но хочу отметить, что эта работа очень результативная. Дети с удовольствием поют песни на немецком языке, учат стихи, читают сказки и рассказы совре- менных немецких авторов, делают очень интересные презентации. Поэто- му свою методическую копилку я постоянно обновляю и пополняю с помо- щью Интернет-ресурсов:
http://www.eks-pb.de/abc_musik.htm http://www.gоethe./de/lhr/duw/auf/sta/dei http://www.kinderreimeseite.de и др.
А в связи с тем, что я являюсь классным руководителем, работа с про- граммами Microsoft Office Power 2003 и Windows Movie Maker позволяет мне с помощью учащихся создавать клипы к родительским собраниям, праздникам, классным часам, что делает их яркими, запоминающимися, но, главное, интересными, веселыми.
Мною пока сделано еще очень мало, но самое главное то, что у меня есть огромное желание продолжать и дальше использовать ИКТ на своих уроках, у меня есть время и силы заниматься данной работой. А самое главное в моей работе, чтобы мои ученики полюбили мой предмет так, как я сама люблю его.
212
213
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Литература
1. Debbie Candau и др. Intel® «Обучение для будущего» (при поддерж- ке Microsoft). М., 2002 2. Ольховская Л. И., Рудакова Д. Т., Силаева А. Г. «Золотая рыбка в «Сети» Интернет-технологии в средней школе. (Практическое руководство). М., Прожект Хармони, Инк., 2001. —168 с.
23. Обучение младших школьников иноязычной лексике
с учетом системы хранения лексических единиц mental lexicon
И. Н. Запруднова, учитель немецкого языка,
А. А. Дедюлина, учитель английского языка,
МОУ СОШ № 4, г. Ростов
Важная задача учителя иностранного языка в начальной школе — создать богатый лексический запас у учащихся, ведь лексика — это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой речевых умений, а речевая перспектива, в свою очередь, обуславливает мотиви- рованность и успешность владения словарем. Но на практике учитель сталкивается с тем, что лексический запас детей очень ограничен, дети с трудом пользуются словами, изученными ранее и часто вскоре со- вершенно забывают их. Хотя на изучение и закрепление иноязычной лексики, по словам Т. В. Клементьевой [1], [1. С. 4], уходит около 70% учебного времени.
Причина подобной неудачи легко объяснима. Не зная особенностей функционирования памяти детей, не создав условий для успешной работы мозга по запоминанию и хранению лексической информации, невозможно эффективно обучать иноязычной лексике. Так В. Риверс [10], [10. С. 17] утверждает, что словам нельзя научить, надо «заинтересовать в словах», помочь ученикам учить: «Vocabulary cannot be taught. It can be presented, explained, included in all kinds of activities, experienced in all manners of association… it is learned by individual», она же отмечает, что обучение — это процесс глубоко персональный «а very personal selection of items, organized into relationships of an individual way» [10], [10. С. 144].
Все современные исследователи едины во мнении, что мозг каким-то об- разом организует слова, т. е. лексические единицы хранятся в определен- ном строгом порядке в виде «лексической паутины», мысленного лекси- кона — mental lexicon «a highly organized and interconnected fashion — in what we often called the mental lexicon» [10], [10. С. 16].
Мысленный лексикон (mental lexicon) — это своеобразная «паутина слов», имеющая четкую разветвленную структуру, это система связей, индивидуальная для каждого ученика по своему объему и структуре. Она находится в постоянном движении, постоянно достраиваясь и перестраи- ваясь, чтобы каждое изученное слово органично встраивалось в эту пау- тину, оно должно пройти сквозь призму индивидуальных знаний и персо- нальных чувств ребенка. Чем богаче опыт ребенка, чем выше уровень его развития, тем разнообразнее будет его «паутина» и тем проще будет ему работать с новой лексикой.
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Контроль домашнего задания
Слайд 5
Nennt bitte die Möbel- stücke!
Учитель просит назвать предметы мебели.
Выполняют инструкцию учителя
П – используют различные способы поиска, анализа и передачи информации, решают нестандартные учебные задачи
К – участвуют в общей беседе
Информационно-ком- муникативная + игровая технологии
Festigung des Stoffes im
Arbeitsheft.
Закрепление грамматиче- ского материала (работа в рабочих тетрадях).
Turnpause
Физкультминутка.
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Упражнение на словоо- бразование
Работа в рабочих тетрадях на закрепление S. Üb.
Zeit kommt für
Sportminute! Nun wollen wir uns ein wenig erholen!
1, 2, 3, 4 – alle, alle gehen wir!
1, 2, 3, 4 – alle, alle tanzen wir!
1, 2, 3, 4 – alle, alle schwimmen wir!
1, 2, 3, 4 – alle, alle fliegen wir!
5, 6, 7, 8 – haben wir das gut gemacht!
Was passt nicht?
Индивидуально работают в тетрадях.
Учащиеся повторяют дви- жения, проговаривая текст зарядки.
Учащиеся находят в ка- ждом ряду лишнее слово.
П – поиск и выделение нужной информации
П – применяют полученные знания на практике, составляют инструкции при решении лингвистической задачи
Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни
П – поиск и выделение информации
Здоровьесберегающая технология:
– смена видов деятель- ности;
– соблюдение санитар- но-гигиенического режи- ма работы с интерактив- ной доской
Здоровьесберегающая технология (использова- ние физкультминуток)
204
205
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Закрепление грамматиче- ского материала (предло- ги в дательном падеже)
Слайд 9, 10
Слайд 11-15
Слайд 16
Was ist richtig oder falsch?
Читать и отметить пра- вильность или неправиль- ность суждений.
Демонстрирует предлоги местоположения: an, auf, in, vor.
Ich habe gestern einen
Schreibtisch gekauft. Ihr seid Designer, helft mir! Wo kann mein Tisch stehen?
Danke! Ihr seid gute
Designer!
Учащиеся читают и отме- чают правильные сужде- ния
Упражняются в названи- ях предметов мебели, называя, где что стоит.
Тренируют употребление предлогов местоположе- ния.
Учащиеся называют предполагаемое место для стола. Дается речевой образец.
Ihr Tisch kann am Fenster stehen. Ihr Tisch kann an der Wand links stehen. Ihr
Tisch kann neben der Tür stehen….
П – поиск и выделение нужной информации
П – применяют получен- ные знания на практике
Здоровьесберегающая технология (использова- ние физкультминуток)
Eine Gruppenarbeit (Mini- projekt) Обучение устной речи по теме «Моя квар- тира» с использованием элементов проектной деятельности.
Слайд 16-17
Und jetzt arbeiten wir in den Gruppen.
На партах у учащихся находятся карточки с изо- бражением предметов мебели и лист с планом квартиры.
Дети, работая в группах, применяя свои творческие способности, «расставля- ют» мебель в квартире.
Каждой группе достается определенная комната.
Соответственно нужно правильно подобрать мебель. Договариваются друг с другом, отстаи- вают свою точку зрения.
Тем самым они создают мини-проект кварти- ры. Сильные учащиеся
(выбранные учителем на месте) в каждой группе описывают свои комна- ты, используя образец на слайде.
Р – осуществляют взаимо- проверку, контролируют работу партнера
К – приобретают опыт публичного выступления, оформления и представ- ления своего проекта
Технология проектов
206
207
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Ende der Stunde.
Заключительная часть.
Рефлексия.
Reflexion
Hausaufgabe.
Домашнее задание.
Bewertung
Подведение итогов.
Слайд 18, 19
Heute in der Stunde haben wir viel und produktiv gearbeitet.
Vielen Dank für gute Arbeit.
Учитель благодарит обу- чающихся за работу
Was haben wir gemacht?
Учитель подводит итоги урока и предлагает обуча- ющимся оценить работу на уроке.
Учитель предъявляет и объясняет способы выполнения домашнего задания.
H/a: -Malt und beschreibt ihr Traumhaus!
Домашнее задание: На- рисовать и описать дом своей мечты. Сильные ученики готовят рассказ
(7 предложений); сла- бым ученикам достаточно перечислить по своему рисунку изображенные предметы мебели, назвать комнаты.
Die Noten für die Stunde:
Выставляет оценки.
Wollen wir die Stunde mit dem Reim beenden:
Jetzt ist die Stunde aus,
Jetzt gehen wir nach Haus`,
Wir gehen, gehen, gehen,
Auf Wiedersehen!
Vielen Dank für gute Arbeit.
Unsere Stunde ist zu Ende!
Учитель благодарит уча- щихся за работу и проща- ется с ними.
Оценивают свою работу и работу одноклассников.
Подводят итог, что они делали на уроке, что им особенно понравилось.
Дают оценку уроку: при- крепляют на доску в вазу цветочки (розовые – все понравилось, были успешны на уроке, жел- тые – многое понравилось на уроке, но были мало- активны, голубые – урок не заинтересовал, был не полезным).
Учащиеся записывают домашнее задание.
Заканчивают урок четве- ростишием.
Прощаются с учителем.
П – ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного
Р – оценивают собствен- ную деятельность на уроке
Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний
Здоровьесберегающая технология:
позитивная оценка учеб- ной деятельности уче- ника, создание ситуации
«успеха»;
разноуровневое домашнее задание.
208
209
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
22. «Организация обучения немецкому языку в школе
и использование новых информационных технологий»
Л. А. Александрова Л. А.,
учитель немецкого языка,
МБОУ гимназия № 82, г. Краснодар
«В мире, который становится все более зависимым от информа- ционных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними». (1) В последние годы все чаще и чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе, гимназии и т. д. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Основной целью обучения иностранным языкам является формиро- вание и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранными языками. На сегодняшний день у многих учеников есть дома компьютеры, и дети постоянно ов- ладевают компьютерными навыками благодаря урокам информатики.
Передо мной, учителем немецкого языка, с огромным стажем и опытом работы, осуществляющим педагогическую деятельность в условиях модернизации образования, информатизации, встала задача: по-ново- му организовывать учебный процесс, т. е. добавить использование ИКТ в процесс обучения иностранному языку, свободно входить в Интернет на уроках и использовать личные вэб. В связи с этим я ощутила потреб- ность в дальнейшем своем самосовершенствовании и самообразовании в различных областях.
Знания педагогических и информационных технологий, полученные во время прохождения курсовой подготовки (при гимназии № 82, ГИН-
МАЦ, ККИДППО по программе подготовки пользователей ПК, по направ- лению «Информационные технологии») и материально-техническая ос- нащенность нашей гимназии № 82 позволили мне не только использовать готовые материалы, но и также готовить их вместе с учащимися.
Обучение немецкому языку направлено на развитие у учащихся спо- собностей к межкультурной коммуникации. Это значит, что в центре обучения должна находиться языковая личность обучаемого, т. е., его способность и готовность осуществлять речевые поступки в условиях непосредственного и опосредованного общения. В свою очередь, общение понимается как такая активность взаимодействующих людей, в ходе которой они, воздействуя друг на друга при помощи иностранного языка, организуют совместную деятельность. Следовательно, содержание и тех- нология обучения немецкому языку должны моделировать ситуации как учебного, так и реального, аутентичного общения: учителя с учащимся, учащихся друг с другом в условиях парного, группового, коллективного взаимодействия. Основу такого общения составляют коммуникативные умения, так как, только научив учащихся слушать, читать, писать и го- ворить на немецком языке, можно добиться качественного достижения основной цели обучения языку. В то же время необходимо формировать у учащихся потребность в использовании немецкого языка как средства общения, развивать социальную активность учащихся, а также форми- ровать понимание процесса овладения немецким языком как творческой деятельности
Методы создания проектов, презентаций, использование CD, слайдов, клипов позволяют делать обучение иностранному языку более интерес- ным, наглядным, содержательным. Используемый интерактивный ма- териал очень красочный, презентабельный, запоминающийся. Заранее созданная презентация заменяет классную доску для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях при объяснении нового материала или, наоборот, как обобщающее занятие по завершению изучения серии уроков.
Со старшими учениками я разрабатываю и провожу занятия, в основе которых лежит проектная методика, организовываю практические заня- тия таким образом, чтобы приобщить учащихся к культуре стран изуча- емого языка и России, ознакомить их с нравственными нормами, прави- лами этикета, обеспечить возможность передать информацию средствами иностранного языка, содействовать их общему и речевому развитию, их образованию и воспитанию, эффективно использовать в общении особен- ности своей личности, находить контакты с людьми.
Я стараюсь развивать у детей положительные эмоции, связанные с учебной деятельностью, способствующих развитию взаимопонимания и толерантности. Заранее сама готовлю ссылки на веб-сайты, которые уче- ники могут использовать в своих исследованиях.
Все это непременно наталкивает учеников на необходимость уделять больше внимания изучению немецкого языка.
Организация работы по предмету занимает очень много времени, но хочу заметить, что эта работа очень результативная. Дети с удоволь- ствием поют песни на немецком языке, учат стихи, читают сказки и рас- сказы современных немецких авторов, делают очень интересные пре- зентации. Поэтому свою методическую копилку я постоянно обновляю и пополняю с помощью Интернет-ресурсов.
В связи с тем, что я также являюсь классным руководителем, работа с программами Microsoft Office Power 2003 и Windows Movie Maker по- зволяет мне с учащимися создавать клипы к родительским собраниям, праздникам, классным часам, что делает их яркими, запоминающимися, но, главное, интересными, веселыми.
210
211
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Формы работы в программе Power Point на уроках иностранного языка включают в себя следующие моменты:
— изучение лексического материала, отработку произношения, обучение монологической и диалогической речи, обучение письму, отработку грамматического материала, контроль умений и навыков, а также формирование у учащихся мотивации к изучению немецкого языка.
Такая форма проведения уроков немецкого языка вызывает большой интерес у учащихся. При работе на компьютере достигается значительное повышение мотивации обучения иностранному языку путем использова- ния в упражнениях рисунков, (при помощи которых закрепляются знания в изучении таких тем как: цвет, числительные), кроссвордов.
Успешно используются информационные технологии на средней и стар- шей ступени обучения. В тех классах, где дети не изучают информатику, использую презентации, которые создаю сама или ее выполнили учени- ки старших классов. Заранее созданная презентация заменяет классную доску для фиксации внимания учащихся, на каких-либо иллюстрациях при объяснении нового материала или, наоборот, как итоговый продукт серии уроков. Ученики помогают мне в сборе информации. Так появились презентации «Достопримечательности городов Германии и Австрии »,
«Выдающиеся люди Германии» (9 класс), ученики младших классов с еще большим нетерпением ожидают того, когда же они будут изучать инфор- матику и сами создавать такие презентации.
Со старшими учениками разрабатываю и провожу уроки, в основе которых лежит проектная методика. «В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоя- тельно конструировать свои знания, ориентироваться в информацион- ном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему». (1) Организация практических занятий посредством метода проекта обеспечивает культу- роведческую направленность уроков, лучшее понимание культуры России и немецкоязычных стран, возможность передачи информации средствами иностранного языка, включение в диалог культур. Подготовка учащихся к данному диалогу проводится в рамках уроков страноведения: знакомство с историей, географией, природой, музыкальными группами и направле- ниями, достопримечательностями немецкоязычных стран. В этом тоже помогают информационные технологии. Школьник, не имеющий возмож- ности побывать в стране изучаемого языка, может сделать это виртуально.
Виртуальная экскурсия позволяет «пройти» по знаменитой улице Unter den Linden, посетить Дрезденскую картинную галерею, где можно насла- диться картинами известных мастеров, полюбоваться красотой Женевско- го озера, услышать тирольские мелодии:
http://www.poedem.ru http://www.avialine.com http://www.turism.ru
Одной из актуальных тем при выборе проекта стала для учеников 9 клас- са тема «Massenmedien» и «Berufswahl». Проекты нацелены на конечный результат, на работы учеников, созданные как итог их самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности. Сформулировав для себя основ- ную тему проекта, стараюсь подвести учеников незаметно к тому, чтобы они сами сформулировали цель. По интересам ребята собираются в мини-группы для выполнения определенной задачи. Одна группа ребят провела опрос среди учащихся одиннадцатых классов, какую из профессий они считают наиболее популярной. После чего данную информацию представили в виде рейтинга популярности профессий. Другая группа ребят, работая в сети Интернет, определила рейтинг популярных профессий среди немецких школьников, две другие группы занимались разработкой по теме «Средства массовой информа- ции»: это и статьи из газет и журналов, новости радио и телевидения, а, посе- тив выставочный зал города Краснодара, дети собрали очень много материала и для классной газеты, и определились в профессии. Содержательным полу- чился материал о вузах города, подготовленный другой группой учащихся.
Подготовленная презентация является планом урока и помогает на большом экране демонстрировать дополнительные материалы к высту- плению учителя или выступлению ребят.
Когда школьники увидели итоги своей работы, у них значительно по- высилась мотивация к изучению немецкого языка.
Конечно, такая работа по предмету занимает много времени, но хочу отметить, что эта работа очень результативная. Дети с удовольствием поют песни на немецком языке, учат стихи, читают сказки и рассказы совре- менных немецких авторов, делают очень интересные презентации. Поэто- му свою методическую копилку я постоянно обновляю и пополняю с помо- щью Интернет-ресурсов:
http://www.eks-pb.de/abc_musik.htm http://www.gоethe./de/lhr/duw/auf/sta/dei http://www.kinderreimeseite.de и др.
А в связи с тем, что я являюсь классным руководителем, работа с про- граммами Microsoft Office Power 2003 и Windows Movie Maker позволяет мне с помощью учащихся создавать клипы к родительским собраниям, праздникам, классным часам, что делает их яркими, запоминающимися, но, главное, интересными, веселыми.
Мною пока сделано еще очень мало, но самое главное то, что у меня есть огромное желание продолжать и дальше использовать ИКТ на своих уроках, у меня есть время и силы заниматься данной работой. А самое главное в моей работе, чтобы мои ученики полюбили мой предмет так, как я сама люблю его.
212
213
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Литература
1. Debbie Candau и др. Intel® «Обучение для будущего» (при поддерж- ке Microsoft). М., 2002 2. Ольховская Л. И., Рудакова Д. Т., Силаева А. Г. «Золотая рыбка в «Сети» Интернет-технологии в средней школе. (Практическое руководство). М., Прожект Хармони, Инк., 2001. —168 с.
23. Обучение младших школьников иноязычной лексике
с учетом системы хранения лексических единиц mental lexicon
И. Н. Запруднова, учитель немецкого языка,
А. А. Дедюлина, учитель английского языка,
МОУ СОШ № 4, г. Ростов
Важная задача учителя иностранного языка в начальной школе — создать богатый лексический запас у учащихся, ведь лексика — это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой речевых умений, а речевая перспектива, в свою очередь, обуславливает мотиви- рованность и успешность владения словарем. Но на практике учитель сталкивается с тем, что лексический запас детей очень ограничен, дети с трудом пользуются словами, изученными ранее и часто вскоре со- вершенно забывают их. Хотя на изучение и закрепление иноязычной лексики, по словам Т. В. Клементьевой [1], [1. С. 4], уходит около 70% учебного времени.
Причина подобной неудачи легко объяснима. Не зная особенностей функционирования памяти детей, не создав условий для успешной работы мозга по запоминанию и хранению лексической информации, невозможно эффективно обучать иноязычной лексике. Так В. Риверс [10], [10. С. 17] утверждает, что словам нельзя научить, надо «заинтересовать в словах», помочь ученикам учить: «Vocabulary cannot be taught. It can be presented, explained, included in all kinds of activities, experienced in all manners of association… it is learned by individual», она же отмечает, что обучение — это процесс глубоко персональный «а very personal selection of items, organized into relationships of an individual way» [10], [10. С. 144].
Все современные исследователи едины во мнении, что мозг каким-то об- разом организует слова, т. е. лексические единицы хранятся в определен- ном строгом порядке в виде «лексической паутины», мысленного лекси- кона — mental lexicon «a highly organized and interconnected fashion — in what we often called the mental lexicon» [10], [10. С. 16].
Мысленный лексикон (mental lexicon) — это своеобразная «паутина слов», имеющая четкую разветвленную структуру, это система связей, индивидуальная для каждого ученика по своему объему и структуре. Она находится в постоянном движении, постоянно достраиваясь и перестраи- ваясь, чтобы каждое изученное слово органично встраивалось в эту пау- тину, оно должно пройти сквозь призму индивидуальных знаний и персо- нальных чувств ребенка. Чем богаче опыт ребенка, чем выше уровень его развития, тем разнообразнее будет его «паутина» и тем проще будет ему работать с новой лексикой.
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 21