Файл: Тема Федеральные налоги Вопрос Налог на доходы физических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы увеличивают активы организации, но не налоговую базу (ст. 251 НК.)
Группировка расходов организации, учитываемых при формировании налога на прибыль.
При исчислении налогооблагаемой базы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (ст. 252 НК).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты осуществленные налогоплательщиком. В некоторых случаях ими признаются и убытки, понесенные налогоплательщиками.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации
(по аналогии с доходами) подразделяются:
·
на расходы, связанные с производством и реализацией;
·
внереализационные расходы;
·
на расходы, не формирующие затраты организации.
Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы.
Рассмотрим подробнее основную группу — расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 253 п. 1).
Они в свою очередь классифицируются на следующие расходы:
1.
материальные расходы;
2.
расходы на оплату труда;
3.
амортизационные отчисления;
4.
прочие расходы.
Материальные расходы определены в ст. 253, 254 НК.
В материальные расходы входят затраты на приобретение сырья, используемых в производстве товаров и образующих их основу, либо являющихся необходимым компонентом при производстве. Сюда же относят приобретение материалов, используемых для упаковки товаров, проведение испытаний, контроля, содержание и эксплуатацию основных средств, а также запасные части, комплектующие и расходные материалы, используемые для ремонта оборудования, топливо, энергию всех видов.
Расходы на оплату труда определены ст. 255 НК.
В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления в денежной или натуральной формах как штатным сотрудникам, так и выполняющим работы по трудовым соглашениям, а также суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам, премии за производственные результаты, стоимость бесплатно предоставляемых некоторым категориям работников (в соответствии с законодательством), коммунальных услуг, питания и продуктов, стоимость выдаваемых работникам бесплатно форменной одежды, денежные компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника и т.д.
Амортизационные отчисления (ст. 256 НК).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

Амортизируемым признается имущество — основные средства и нематериальные активы, находящиеся у
налогоплательщика на правах собственности и используемые им для извлечения предпринимательского
дохода.
Под основными средствами (ОС) понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда при производстве и реализации товаров, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организацией, со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев и первоначальной стоимостью свыше 40 000 руб.
Нематериальными активами (п.3 ст.257) признаются приобретенные и созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности, используемые в производстве продукции, в течение длительного времени
(свыше 12 месяцев). Для признания нематериального актива таковым необходимо наличие у него способности приносить организации экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов,
подтверждающих существование самого нематериального актива. К ним относят патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, программного продукта, товарного знака и т.п. Не относятся к нематериальным активам не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно- конструкторские и технологические работы.
В состав амортизируемого имущества не включаются:
·
земля, а также материально-производственные запасы, товары, ценные бумаги, форвардные, фьючерсные контракты, опционы;
·
объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты (лесного хозяйства, дорожного хозяйства,
специализированные сооружения судоходной обстановки);
·
приобретенные издания (книги, брошюры).
Из состава амортизируемого имущества также исключаются основные средства: переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование; переведенные по решению руководства организации на консервацию с продолжительностью свыше трех месяцев; находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.
Амортизационное имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками полезного


использования. (Ст. 258 п.3 НК)
Срок полезного использования — период, в течение которого объект основных средств и нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности организации.
№ группы
Срок полезного использования
№ группы
Срок полезного использования
1 1 - 2 года
6 10 - 15 лет
2 2 - 3 года
7 15 - 20 лет
3 3 - 5 лет
8 20 - 25 лет
4 5 - 7 лет
9 25 - 30 лет
5 7 - 10 лет
10
свыше 30 лет
Все имущество подразделяется на следующие амортизационные группы:
Амортизационные отчисления за каждый месяц определяются отдельно по каждой амортизационной группе.
Законодательство устанавливает линейный и нелинейный методы расчета амортизационных отчислений. (Ст. 259
НК)
При линейном способе амортизации амортизационные отчисления определяются как соответствующая норме амортизации процентная доля первоначальной стоимости амортизируемого имущества на начало месяца. Может применяться для всех амортизационных групп. Основанием является первоначальная стоимость.
Пример. В первый год использования стоимость машин составляла 100 000 руб., а срок использования 10 лет,
то можем рассчитать амортизационные отчисления за 3 года.
Для этого найдем норму отчислений. 1/10 лет х 100% = 10 % в год, в денежном выражении это будет 100 000
руб. х 10 % = 10 000 руб. в год. Тогда
за 1 год остаточная стоимость составит: 100 000 – 10 000 = 90 000 руб.
за 2 год: 90 000 – 10 000 = 80 000 руб.
за 3 год: 80 000 – 10 000 = 70 000 руб.
При применении нелинейного метода (метод уменьшающегося остатка) сумма начисленной за месяц в отношении объекта амортизируемого имущества амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Сама остаточная стоимость определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.
Следует отметить особенности начисления амортизации по изношенному оборудованию. Так в случае, если о с т а т о ч н а я с т о и м о с т ь а м о р т и з и р у е м о г о о б ъ е к т а д о с т и г н е т 2 0 0 0 0 р у б . , т о э т о т о с т а т о к о т н о с и т с я н а внереализационные расходы.
Продолжение примера. Изменим способ начисления на нелинейный. Для этого воспользуемся таблицей норм
амортизации (ст.259.2). Возьмем первую группы амортизации, ей соответствует норма – 14,3. Используя формулу
расчета, получим сумму списания амортизации
за первый период: 100 000 руб. х 14,3 : 100 = 14 300 руб.
остаточная стоимость: 100 000 – 14 300 = 85 700 руб.
за второй период: 85 700 руб. х 14,3 : 100 = 12 255, руб.
остаточная стоимость: 85 700 руб. – 12 255 руб. = 73 445 руб.
за третий период: 73 445 руб. х 14,3 : 100 = 10 502,64 руб.
остаточная стоимость: 73 445 руб. – 10 502, 64 руб. = 62 942, 36 руб.
Расходы на ремонт и техническое обслуживание ОС, произведенные налогоплательщиком рассматриваются как прочие расходы и принимаются к вычету, разово в полном объеме, в размере фактических затрат в том налоговом периоде.
Прочие расходы, связанные с производством и реализацией. (Ст.264 НК).
Перечень прочих расходов, включаемых в себестоимость в продукции достаточно обширен, затруднен в группировке, но весьма важен для правильного отнесения в затраты для целей налогообложения. Приведем некоторые из них:
·
суммы налогов и сборов, в которых законодательно закреплен источник финансирования - себестоимость продукции;
·
расходы на оплату услуг по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, услуг пожарной охраны;
·
расходы, связанные с привлечением рабочей силы;
·
расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, а также расходы на лечение профессиональных заболевании работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы на командировки, суточные в пределах норм и т.д.
Нормируемые расходы.
Отдельные виды расходов, хотя они и связаны непосредственно с затратами на производство продукции, для целей налогообложения могут быть только в пределах установленных лимитов, норм и нормативов.


1.
Расходы на рекламу.
Рекламой признается распространяемая в любой форме информация о юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая, во-первых, предназначена для неопределенного круга лиц, во-вторых, призвана формировать или поддерживать интерес к указанным объектам и, в-третьих, способствовать реализации этих товаров и идей. При этом,
произведенные на рекламные цели расходы принимаются к вычету для целей налогообложения в полном объеме, кроме затрат на призы, разыгрываемых во время проведения массовых рекламных компаний и иных видов рекламы, не указанных выше. В этом конкретном случае организации вправе включать в состав рассматриваемых расходов суммы разыгранных призов только в пределах 1% от общей величины выручки от реализации товаров.
Пример. Организация передала потребителям в рамках рекламной компании продукции за налоговый период на
840 000 руб. Узнаем, может ли организация на эту сумму уменьшить налоговую базу. Для этого надо знать валовую
выручку. Допустим, она составляет за налоговый период 80 000 000 руб.
Найдем норму, на которую можно понизить налоговую базу: 80 000 000 х 1% = 800 000 руб.
Организация затратила больше, найдем разницу: 840 000 – 80 000 руб. = 40 000 руб.
Следовательно, организация понизит налоговую базу по налогу на прибыль на 800 000 руб., а 40 000 руб. отнесет
на чистую прибыль.
2.
Представительские расходы.
Представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, могут быть отнесены к расходам на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в размере, не превышающем 4% от суммарных расходов организации на оплату труда за конкретный отчетный (налоговый) период.
Представительскими расходам признаются расходы на проведение официального обеда (ужина) для указанных лиц, транспортное обеспечение для доставки этих лиц к месту проведения мероприятия, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков. Следует акцентировать внимание на то, что расходы по организации отдыха, развлечений и лечения встречаемых гостей не входят в состав затрат, учитываемых для налогообложения и производятся за счет чистой прибыли организации. Представительские расходы отражаются в себестоимости только при наличии документов, в которых должны быть определены дата и место, программа и результаты проведения деловой встречи, ее участники, сумма расходов. Произвольно составленные акты на списание представительских расходов не считаются первичными оправдательными документами.
Пример. Организация за налоговый период израсходовала на буфетное обслуживание представителей другой
организации, прибывших на переговоры – 70 000 руб., на посещение театра – 60 000 руб., на доставку прибывших лиц
их аэропорта и обратно – 20 000 руб.
Для расчета нормы возьмем сумму расходов организации на оплату труда за налоговый период. Она составила
30 000 000 руб. Найдем норму расхода: 30 000 000 руб. х 4% = 1 200 000 руб.
Затем рассчитаем сумму представительских расходов: 70 000 + 20 000 = 90 000 руб.
Посещение театра не относится к представительским расходам, поэтому этот расход в расчет не берем.
Следовательно, организация может понизить налоговую базу по налогу на прибыль на 90 000 руб.
Уменьшение налоговой базы на проценты по кредитам.
Налогоплательщику налоговое законодательство разрешает понизить налоговую базу на сумму процентов по кредитам. В соответствии со ст. 269 п.1. Для расчета суммы процентов по кредиту, уменьшающей налоговую базу,
учитывается ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная в 1,1 раза при расчетах в рублях.
Пример. Организацией взят кредит в сумме 100 000 руб. под 25 % годовых. Ставка рефинансирования ЦБ РФ 13
% годовых. Рассчитать сумму процентов по кредиту, уменьшающую налоговую базу по налогу на прибыль.
Решение.
Затраты в виде процентов составят. 100 000 * 25% = 25 000 руб.
Рассчитаем проценты, которые можно списать на себестоимость.
13 % * 1,1 = 14,3 %
Узнаем в рублях от суммы кредита.
100 000 * 14,3 % = 14 300 руб.
Эту сумму можно списать на издержки, она вернется в цене товара и уменьшит налоговую базу. Из прибыли
необходимо будет заплатить остальную сумму. 25 000 – 14 300 = 10 700 руб.
Внереализационные расходы определяет ст. 265 НК.
В состав внереализационных расходов входят расходы, не связанные с производством и реализацией товаров,
работ, услуг, то есть не связанные с основной деятельностью. В них включаются необходимые и обоснованные затраты,
в частности проценты, выплачиваемые налогоплательщиком по кредитам и займам, суммы отрицательных курсовых разниц по имуществу и требованиям, отрицательную разницу, образующуюся в виде отклонения курса покупки
(продажи) валюты от официального курса ЦБ РФ на дату совершения сделки покупки (продажи) валюты, расходы по ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, включая расходы по демонтажу, разборке, вывозу разобранного имущества и т.д.
·
затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;
Не подлежит налогообложению прибыль:
·
религиозных организаций;
·
общества инвалидов, или организации, где кол-во инвалидов составляет не менее 50 % численности;


·
предприятия, пострадавшие от радиационного загрязнения.
Исчисление налога на прибыль.
Формула расчета налога прибыль.
I этап. Определяем размер валового дохода.
Валовой доход = выручка от реализации основной продукции + выручка от реализации имущества и др. активов +
внереализационные доходы.
Валовой доход основан на цене, по которой была продана продукция, цена указана в договоре купли-продажи.
II этап. Валовой доход уменьшаем на суммы уплаченных косвенных налогов.
Валовой доход – НДС – акциз – пошлины.
III этап. Оставшаяся выручка от реализации уменьшается на сумму затрат, включаемых в себестоимость продукции: материальные затраты, оплата труда, амортизационные отчисления, транспортные расходы, арендные платежи, % за пользование кредитом, страховые взносы, налог на имущество, на рекламу, сборы, земельный и транспортный налог и другие затраты. Затраты являются расходами, связанными с изготовлением (производством),
хранением, доставкой товаров.
Получаем финансовый результат, который подвергается корректировке. Корректировка включает применение нормируемых расходов, затем погашение убытков прошлых лет.
Получаем налоговую базу, к которой надо применить налоговую ставку.
Налог на прибыль = (Валовой доход – Косвенные налоги – Затраты, относимые на себестоимость = Финансовый результат + - корректировка) х Налоговая ставка
Рассмотрим пример расчета налоговой базы по налогу на прибыль и уплату сумм налога в бюджеты.
Пример. Организация за налоговый период имело следующие экономические показатели:
Выручка от реализации основной продукции с учетом косвенных налогов – 45 млн. руб.
Доход от долевого участия в других организациях - 5 000 руб.
Проценты, полученные по договору кредита - 3 000 руб.
НДС в выручке - 7,5 млн. руб.
Акциз в выручке - 2,1 млн. руб.
Доход в виде имущества, полученного в форме залога - 4 000 руб.
Затраты, относимые на себестоимость - 20 млн. руб.
-в том числе на оплату труда - 5 млн. руб.
Представительские расходы - 250 000 руб.
Авансовые платежи - 2,2 млн .руб.
Рассчитать налоговую базу по налогу на прибыль и уплату налога на прибыль в бюджеты.
1)
Рассчитаем сумму НДС и акциза и удержим эти суммы из выручки от реализации:
7,5+2,1= 9,6 млн. руб.
45 млн. – 9,6 млн. = 35,4 млн. руб.
2)
Рассчитаем валовую выручку:
35 400 000 + 5 000 + 3 000 = 35 408 000 руб.
Доход в виде имущества, полученного в форме залога, не учитывается (ст. 251 п.1 НК РФ).
3)
Получим финансовый результат:
35 408 000 – 20 000 руб. = 15 408 000 руб.
4)
Скорректируем финансовый результат на сумму представительских расходов.
Сначала определим норму, на которую возможно уменьшить налоговую базу.
5 000 000 руб. * 4 % = 200 000 руб.
Принимаем эту сумму к уменьшению налоговой базы, так как образовался
перерасход 250 000 – 200 000 = 50 000 руб.
Затем уменьшим финансовый результат и получим налоговую базу:
15 408 000 – 200 000 = 15 208 000 руб.
5)
Рассчитаем налог на прибыль:
15 208 000 * 20 % = 3 040 600 руб.
6)
Удерживаем уплаченные авансовые платежи, получим сумму налога к уплате в бюджет:
3 040 600 – 2 200 000 руб. = 840 600 руб.
7)
Определяем суммы налога, подлежащие уплате в бюджеты. Используем налоговые ставки:
Федеральный бюджет: 840 600 / 20 х 2 = 84 060 руб.
Региональный бюджет: 840 600 / 20 х 18 = 756 540 руб.
Для определения налоговой базы имеет значение метод принятия к учету доходов и расходов организации.
Налоговый кодекс признает кассовый метод и метод начисления (ст.271, 272, 273 НК РФ).
Кассовый метод.
При использовании этого метода датой получения дохода признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, поступление иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом следует иметь в виду, что:
·
расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль по мере списания данного сырья и материалов в производство;
·
в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, учитывается амортизация только оплаченного