Файл: Конспекты занятий Издательство мозаикасинтез москва, 2011 Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 284

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Занятие 5

Построение в шеренгу. Поочередное поднимание правой и левой но­ги с лыжей так, чтобы пятка была не ниже уровня носка; боковые шаги на лыжах — приставной шаг вправо и влево (по 5—6 шагов), ставя лыжи параллельно.

Ходьба по лыжне скользящим шагом в умеренном темпе (дистанция 200 м).

Занятие 6

Построение в две шеренги. Упражнения на лыжах: «пружинка» с ритмичными взмахами рук вдоль туловища, повороты переступанием вправо и влево вокруг пяток лыж.

Передвижение по лыжне в колонне по одному скользящим шагом (ноги согнуты в коленях, в момент толчка нога выпрямляется), согласо-

67

вывая движения рук и ног. На обозначенном отрезке (длина 10 м) ходь­ба с меньшим количеством шагов.

Ходьба в умеренном темпе по учебной лыжне скользящим шагом (дистанция 200 м).

Занятие 7

Построение в две шеренги.

Упражнение на лыжах: боковые шаги вправо и влево. Ходьба по лыжне «змейкой», огибая 6—8 предметов то справа, то слева (рассто­яние между предметами 2 м).

Передвижение скользящим шагом (дистанция 200 м), как можно дальше скользя попеременно на одной и другой ноге, помогая себе энергичным взмахом рук.

Занятие 8

Построение в шеренгу. Упражнения на лыжах: хлопок в ладоши над головой, «пружинка». Ходьба на лыжах попеременно ступающим и скользящим шагом (дистанция 50 м).

Игра «Кто самый быстрый;?. Дети строятся в две шеренги. По сигна­лу педагога первая шеренга передвигается до обозначенной черты — кто быстрее. Педагог отмечает победителя. Затем выполняет задание вторая шеренга.

Ходьба по лыжне в умеренном темпе (дистанция 200—300 м).

Занятие 9

Построение в шеренгу. Разминка на лыжах: приседания, повороты, приставные шаги вправо и влево.

Игра «У кого меньше шагов». На лыжне отмечается отрезок (длина 10 м). Задание: пройти по лыжне, на обозначенном отрезке выполнив как можно меньшее количество длинных накатистых шагов.

Ходьба по лыжне в умеренном темпе скользящим шагом (дистанция 200-300 м).

Занятие 10

Построение в шеренгу. Упражнения на лыжах: приседания, пово­роты — рисуем веер.

Игровое задание «Кто дальше просколъзит». Выполнить 5-6 ша­гов, энергично оттолкнуться на последнем шаге и скользить на лы­жах до полной остановки (на проложенной лыжне).


68

Ходьба на лыжах в умеренном темпе по учебной лыжне скользящим шагом (дистанция 200 м).


^ Занятия на коньках

Катание на коньках — веселое, увлекательное занятие, вполне до­ступное детям подготовительной группы (при наличии в детском саду катка, коньков, соответствующей одежды и т.д.).

Занятия на коньках следует проводить при температуре от 4°С до 16°С, лучше в безветренную погоду. Продолжительность занятий на катке при температуре от -12°С до -16°С не более 15-20 минут, при более теплой погоде — 25—30 минут. Продолжительность занятий зави­сит также от навыков и умений детей в катании на коньках, их общей физической подготовленности.

К занятиям на льду приступают после того как дети достаточно хорошо усвоят упражнения на утрамбованном снегу, применяя техни­ку правильного падения во избежание серьезных травм. При катании на коньках основное внимание уделяется разбегу и умению скользить.

Подготовительные упражнения на хорошо утрамбованном снегу




  1. «Пружинка», И. п. — ступни параллельно, чуть расставлены, руки на
    пояс, туловище слегка наклонено вперед. Приседания с вьшосом рук вперед.


  2. «Цапля». И. п. — ноги параллельно, руки на пояс. Поднять согну­
    тую в колене ногу, руки в стороны. Поочередное поднимание правой и
    левой ноги, затем пауза и повторение.


  3. «Конькобежец». И. п. — ноги параллельно, чуть расставлены, ру­
    ки за спину. Выполнить полуприсед, выдержать паузу до 5-10 секунд
    и выпрямиться (4-5 раз).


  4. «Неваляшки». И. п. — ноги чуть расставлены, руки на пояс. На­
    клонять туловище вправо и влево, слегка сгибая колени (3-4 раза в
    каждую сторону).


  5. «Лисички». И. п. — поза конькобежца. Ходьба, имитируя сколь­
    жение на коньках, продвигаясь вперед на расстояние 3—5 м (3—4 раза).


Когда дети достаточно хорошо освоят эти упражнения на утрамбо­ванном снегу, повторить упражнения на ледяной площадке.

Упражнения на ледяной площадке

1. Разбег с 3—4 шагов, отталкиваясь поочередно то одним, то другим коньком, и скольжение по прямой на обеих сомкнутых ногах (дистан­ция 5—6 м).

69

2 . Движение на коньках по прямой — отталкивание одним коньком,

скольжение на другой ноге (дистанция 5—6 м).




  1. Попеременно скольжение на правой и левой ноге с уменьшением
    количества шагов; более длительное скольжение на одном коньке (ди­
    станция 5—6 м).


  2. Разбег с 3—4 шагов и во время скольжения приседание с наклоном
    туловища вперед, опуская руки вниз.


  3. Разбег и скольжение с попеременным отталкиванием правой и ле­
    вой ногой, переносом тяжести тела с одной ноги на другую.


После того как дети освоят элементарные упражнения на льду, мож­но предложить им игровые задания и игры на коньках.

Игровые упражнения на коньках




  1. «Не упади». После разбега от линии старта скольжение с опорой
    на оба конька с выполнением 2—3 пружинистых неглубоких приседа­
    ний в ходе движения.


  2. «Кто дальше». Играющие становятся на линии старта в шеренгу.
    По сигналу педагога разбег с 3—5 шагов и скольжение на коньках — но­
    ги слегка расставлены, туловище наклонено вперед. Побеждает тот, кто
    проскользит дальше всех. Длина дистанции зависит от подготовленно­
    сти детей.


  3. «Фонарики». На льду по прямой выкладывают снежки (4—5 шт.;
    расстояние между снежками 0,5 м). Построение в колонну по одному
    (задание также может выполняться шеренгами). По сигналу педагога
    разбег, скольжение с опорой на оба конька. Около каждого снежка сна­
    чала развести ноги врозь, а затем свести их вместе и так проскользить.


  4. «Кто быстрее возьмет предмет». Играющие становятся в шеренгу
    на одной стороне катка. На противоположной стороне разложены ку­
    бики (кегли). По сигналу педагога скольжение попеременно на правой
    и левой ноге до линии финиша. Задание: как можно быстрее взять
    предмет в руки. Педагог отмечает первых трех участников.


  5. «Воротца». На середине площадки из снежков делают «воротца»
    шириной 40—50 см. По сигналу педагога разбег от исходной линии и
    скольжение на двух ногах через «воротца». Если группа малочисленная,
    воротца строят по числу играющих.


  6. «Наперегонки». Играющие становятся в одну шеренгу у исходной
    черты. По сигналу педагога быстрое передвижение на коньках до обоз­
    наченной линии (дистанция 6—8 м). Побеждает тот, кто быстрее достиг
    линии финиша.


  7. «Найди пару». Играющие заранее договариваются, кто с кем обра­
    зует пару (можно предварительно взяться за руки). По сигналу педагога
    дети катаются на коньках по всей площадке. На сигнал «Раз-два-три —


70

с вою пару найди!» соединяются в пары (главное, чтобы дети не сталки­вались при выполнении этого задания).




  1. «Салки». После того как дети достаточно хорошо освоили катание
    на коньках и держатся на льду уверенно, можно играть в догонялки. Вы­
    бирается водящий. Дети катаются на коньках по всей площадке (пло­
    щадка ограничена). Водящий старается догнать их и осалить. Тот, кто
    был осален, поднимает руку — он считается проигравшим, но из игры не
    выбывает. По окончании игры подсчитьтваются проигравшие. При по­
    вторении игры выбирается другой водящий, не из числа пойманных.


  2. «Фигуры». Играющие катаются по всей площадке. На сигнал пе­
    дагога «Фигуры!» остановиться и выполнить фигуру — сделать «ушки*
    (зайчик), изобразить медведя (ноги чуть согнуты, руки подняты вверх,
    пальцы расставлены) или принять какую-либо позу — присесть, отста­
    вить ногу и т. д.


Март — апрель — май

Март

Занятие 1

Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами; в сохра­нении равновесия при ходьбе по повышенной опоре с дополнительным заданием; повторить задание в прыжках, эстафету с мячом.

I часть. Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег между кеглями и
кубиками (по одной стороне зала расставлены кегли, по другой — куби­
ки; расстояние между предметами 40 см); главное — сохранять дистан­
цию друг от друга и не задевать предметы; ходьба и бег врассыпную.

II часть. ^ Общеразвивающие упражнения с малым мячом


  1. И. п. — основная стойка, мяч в правой руке. 1 — руки вперед, пере­
    ложить мяч в левую руку; 2 — переложить мяч в правую руку за спиной;
    3 — руки вперед; 4 — исходное положение, мяч в правой руке (6-8 раз).


  2. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1 — на­
    клон вперед; 2—3 — прокатить мяч вокруг левой ноги; 4 — выпрямить­
    ся, вернуться в исходное положение, мяч в левой руке. То же вокруг
    правой ноги (6 раз).


З.И.п. —стойка на коленях, сидя на пятках, мяч в правой руке. 1—2 — наклониться вправо и прокатить мяч как можно дальше от себя; 3—4 — исходное положение. То же влево (3 раза в каждую сторону).

4. И. п. — лежа на спине, руки за голову, мяч в правой руке. 1 — под­нять левую ногу вперед-вверх, коснуться мячом левого носка; 2 — ис­ходное положение, мяч в левой руке. То же к правой ноге {8 раз).

71


5. И. п. — основная стойка, мяч в правой руке. Прыжки на двух но­гах кругом с поворотом в правую и левую сторону попеременно (2—3 ра­за вкаждую сторону).

^ Основные виды движений




  1. Равновесие — ходьба по гимнастической скамейке навстречу друг
    другу — на середине разойтись таким образом, чтобы сохранить равно­
    весие и не упасть со скамейки. Страховка воспитателем обязательна.
    Одна группа детей выполняет упражнение в равновесии, вторая — уп­
    ражнения с малым мячом (бросание мяча вверх одной рукой, ловля
    двумя руками); дети находятся в поле зрения педагога. Через некоторое
    время дети меняются заданиями.


  2. Прыжки. Выполняется шеренгами. На исходную линию выхолит
    первая группа детей. Задание: передвигаться прыжками на двух ногах
    вперед способом ноги врозь, ноги вместе (дистанция 10 м). Поворот
    кругом — и сделать 2—3 шага назад от линии финиша (2 раза).


  3. Эстафета с мячом «Передача мяча в шеренге». Играюшие становят­
    ся в несколько шеренг. У игрока, стоящего первым в шеренге, мяч боль­
    шого диаметра. По сигналу педагога игрок ударяет мячом о пол (землю),
    ловит его двумя руками, передает следующему игроку и так далее. Игрок,
    стоящий в шеренге последним, также ударяет мячом о пол и передает его
    направо. Когда мяч снова окажется у первого игрока, он поднимает его
    над головой и произносит: «Готово!» Определяется команда-победитель.


Подвижная игра «Ключи».

III часть. Ходьба в колонне по одному.

Занятие 2*

Основные виды движений




  1. Равновесие — ходьба в колонне по одному по гимнастической ска­
    мейке с передачей мяча перед собой и за спиной.


  2. Прыжки на правой и левой ноге, продвигаясь вперед (два прыжка
    на правой, два прыжка на левой ноге) до линии финиша. Выполняется
    двумя шеренгами поочередно (2-3 раза).


  3. Эстафета с мячом. Дети занимают исходное положение — стойка
    на коленях, сидя на пятках. Передача мяча прямыми руками следующе­
    му игроку, в одну и другую сторону (2 раза в каждую сторону).


Занятие 3**

Задачи. Повторить упражнения в беге на скорость, игровые задания с прыжками и мячом.

I часть. «Бегуны». Дети становятся на линии старта в шеренгу. По ко­манде «Марш» бег на скорость (дистанция 10 м) (расстояние между

72

д етьми не менее двух шагов), повернуться кругом и от линии фини­ша повторить задание. Педагог определяет двух победителей. Повто­рить 3-4 раза, с обязательной паузой между забегами.

II часть. ^ Игровые упражнения

Игра «Лягушки в болоте». На одной стороне зала (за чертой) нахо­дится водящий-журавль. В середине зала — болото (круг, выложенный из шнура). Вокруг сидят дети-лягушки и произносят:

Вот с насиженной гнилушки В волу шлепнулись лягушки. Киа-ке-ке. ква-ке-ке, Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают в болото. Журавль ловит ля­гушек, не успевших прыгнуть. Пойманная лягушка идет в гнездо жу­равля. Когда журавль поймает несколько лягушек, выбирают друго­го журавля, из числа тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобнов­ляется.

«Мяч о стенку». Дети становятся в 3—4 колонны перед стенкой (щи­том). У игрока, стоящего первым в колонне, мяч малого диаметра. Иг­рок бросает мяч о стенку, затем ухолит в конец своей колонны. Второй игрок должен поймать мяч после отскока о пол и бросить его о стенку. И так далее. Побеждает команда, быстро и без потерь мяча выполнив­шая задание. Повторить 2—3 раза.

Игра «Совушка».

III часть. Игра малой подвижности.

Занятие 4

Задачи. Упражнять детей в ходьбе в колонне по одному, беге врас­сыпную; повторить упражнение в прыжках, ползании; задания с мя­чом.

I часть. Ходьба в колонне по одному, игровое задание «Река и ров»
(с прыжками); ходьба и бег врассыпную.

II часть. ^ Общеразвивающие упражнения с флажками




  1. И. п. —основная стойка, флажки внизу. 1 — флажки в стороны; 2


флажки вверх; 3 — флажки в стороны; 4 — исходное положение (6 раз).



  • И. п. — стойка ноги на ширине плеч, флажки у груди. I — поворот
    вправо (влево), флажки в стороны; 2 — исходное положение (6 раз).


  • И. п. — основная стойка, флажки вниз. 1 — флажки в стороны; 2 —
    присесть, флажки вперед; 3 — выпрямиться, флажки в стороны; 4 — ис­
    ходное положение (8 раз).


  • И. п. — стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу. I — флажки в
    стороны; 2 — наклон вперед, скрестить флажки; 3 — выпрямиться,
    флажки в стороны; 4 — исходное положение (6-8 раз).


    73




    1. И . п. — основная стойка, флажки внизу. 1— мах флажками вперед;
      2 — мах флажками назад; 3 — мах флажками вперед; 4 — исходное по­
      ложение (6-7 раз).


    2. И. п. — основная стойка, флажки внизу. 1 — прыжком ноги врозь,
      флажки в стороны; 2 — прыжком в исходное положение. Насчет «1—8»,
      затем небольшая пауза и повторить 2 раза.


    Основные виды движений




    1. Прыжки через короткую скакалку, продвигаясь вперед.


    2. Перебрасывание мяча через сетку (веревку) двумя руками и ловля
      его после отскока от пола (земли).


    3. Ползание под шнур, не касаясь руками пола (сгруппироваться «в
      комочек»).


    Прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и продвигаясь до обозначенной линии; прыжки с ноги на ногу с продвижением впе­ред. Выполняется шеренгами, дети располагаются так, чтобы не ме­шать друг другу во избежание травм.

    Педагог ставит две стойки и натягивает сетку или шнур на высоте 40 см от пола. Дети шеренгами выполняют задание: хорошо сгруппиро­ваться и пройти под шнуром, не касаясь руками пола и не задевая шнур прямо и боком несколько раз подряд.

    Дети становятся в две шеренги одна напротив другой; между ними шнур (шнур натянут на высоте поднятой вверх руки ребенка). Расстоя­ние до шнура 2 м. У одной группы детей мячи (средний или малый ди­аметр). По сигналу педагога дети перебрасывают мячи через шнур, вто­рая группа ловит их после отскока.

    Подвижная игра «Затейники».

    ^ III часть. Ходьба в колонне по одному.

    Занятие 5*

    Основные виды движений




    1. Прыжки через шнуры, разложенные вдоль зала по двум сторонам
      (длина шнура 3 м). По одной стороне дети прыгают на правой ноге, по
      другой — на левой (2—3 раза).


    2. Переброска мячей (большой диаметр) в парах; способ по выбору
      детей.


    3. Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке (на ладо­
      нях и ступнях), «по-медвежьи» (2 раза).



    Занятие 6**

    Задачи.Упражнять детей в беге, в прыжках; развивать ловкость в за­даниях с мячом.

    ^ 74

    I часть.Игра с бегом «Мы — веселые ребята». Дети стоят за чертой на
    одной стороне площадки (зала). В процессе игры им надо добежать до
    длинной черты (дистанция 10—15 м). В центре площадки находятся
    двое водящих. Дети хором произносят:

    Мы — веселые ребята. Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать! Раз-два-три — лови!

    После слова «лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а водящие догоняют их. Тот, кого водящий осалил, отходит в сторону. Как только дети пересекут финишную черту, подсчитывается количес­тво проигравших. Игра повторяется с другими водящими.

    II часть.Игра «Охотники и утки». Дети делятся на две равные коман­
    ды — охотники и утки. Утки становятся в середину большого круга.
    Охотники бросают мяч (большой диаметр), стараясь осалить им уток.
    Утка, которой коснулся мяч, выбывает из игры. Когда большинство
    (примерно треть) уток будет осалено, команды меняются ролями.

    ^ III часть. Игра «Тихо — громко». С помощью считалки выбирает­
    ся водящий, он становится в центр круга и закрывает глаза. Воспи­
    татель дает одному из играющих какой-либо предмет, который мож­
    но спрятать (шнурок, ленточка). Все дети кроме водящего знают, у
    кого предмет. Когда водящий приближается к этому ребенку, дети
    начинают громко хлопать в ладоши, когда отдаляется — хлопки ста­
    новятся тише. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не най­
    дет предмет. Если ему долго это не удается, то выбирается другой во­
    дящий.

    Занятие 7

    Задачи.Повторить ходьбу с выполнением заданий; упражнять в ме­тании мешочков в горизонтальную цель; повторить упражнения в пол­зании и на сохранение равновесия при ходьбе по повышенной опоре.

    I часть.Ходьба в колонне по одному; по сигналу воспитателя ходьба
    на носках, руки за голову; переход на обычную ходьбу; ходьба в полу­