Файл: Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму дошкольников с нарушениями речи.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Деловые пальчики»
2. Игровая сказка
Упражнения, используемые в сказке: «Кошка», «Оса», «Человечек», «Коза рогатая», «Домик», «Солнце», «Деревья», «Цветок», «Птички», «Труба», «Ворота», «Рыбка», «Лошадка», «Собака», «Мышка», «Мостик», «Сарай».
г) Предметная деятельность
Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики:
а) застегивание и расстегивание пуговиц; б) шнурование ботинок;
в) шнуровка на специальных рамках; г) нанизывание колец на тесьму;
д) игры с мозаикой;
е) сортировка мозаики по ячейкам; ж) игры с конструкторами;
з) перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
3. Формирование и развитие серийной организации движений
Для формирования и развития серийной организации движений использовались такие упражнения:
1. Сжать и разжать кулаки
2. Чередовать: палец - кулак.
3. Чередовать: «зайчик» - «пальчик».
4. Чередовать: ладонь - ребро.
5. Чередовать: «кольцо» - «зайчик».
6. Чередовать: ребро - ладонь - кулак.
7. Чередовать: «коза» - «корова».
8. Чередовать: «колечко» - «ушки» - «рожки».
9. Чередовать: «кольцо» - «петушок».
10. Попеременно постукивать по столу средним и указательным пальцами обеих рук, выбивая ритм.
4. Формирование графо-моторных навыков
Графические навыки рекомендуется осваивать в три стадии:
на первой - дети должны научиться рисовать фигуры, состоящие из прямых линий, аккуратно заштриховать их вертикальными и горизонтальными линиями;
на второй - письму наклонных линий, штриховке фигур косыми линиями; на третьей - рисовать круги, полуовалы, овалы, петельки.
Начав с расстановки на бумаге на различном расстоянии точек проведения вертикальных, горизонтальных, косых линий, упражнения постепенно усложняются. Ребенок должен уяснить, что линии чертятся движениями пальцев сверху вниз (к себе), снизу вверх (от себя); ломаные линии, полукруги, зигзаги, дуги, овалы больших размеров, «улитки» - движением пальцев, кисти, предплечья. Для развития координации движений предплечья, кисти и пальцев целесообразно предлагать детям рисовать разноцветные квадраты один в другом от большего до точки, цветки с лепестками, флажки, дома, столы, стулья. Рисунки должны быть небольшими, так чтобы элементы их вырисовывались движениями пальцев. Полезна штриховка.
Примеры графических упражнений, способствующих развитию мелкой моторики и координации движения руки, зрительного восприятия и внимания:
«Дорожки», «Дождик», «Штриховка», «Обведи рисунок», «Соедини по точкам», «Клубочки», «Нарисуй фигуры», «Нарисуй такую же картинку», «Продолжи узор» (по клеточкам), «Дорисуй картинку», «Графический диктант», «Нарисуй такую же фигуру».
3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента, проведенного после коррекционной работы, направленной на формирование графомоторных навыков
Целью контрольного эксперимента является оценка эффективности проведенной коррекционной работы по формированию графомоторных навыков у дошкольников с нарушением речи.
Выполнение методики оценки графомоторной функции у детей дошкольного возраста также вызвало затруднение. Однако по сравнению с результатами экспериментальной группы на начало учебного года отмечалось улучшение качества выполнения заданий: линии не выходят за границы стимулирующих, острых углов при рисовании не наблюдается, самостоятельно выполненные фигуры соответствуют по размеру и форме заданным образцам, за исключением небольших неточностей.
С заданием на выполнение графической пробы (по А.Р. Лурия 1 и 2 вариант рисования простых узоров) дети экспериментальной группы справились значительно лучше. Линии четкие, без разрывов, узор соответствует заданному образцу по величине, стройности. Увеличения или уменьшения размеров узора, искажений не наблюдается.
Методика графический диктант в конце стала выполняться лучше. Дети справились со всеми диктантами, соблюдается строка. Линии проводятся без разрывов и обводок. Среди трудностей осталось определение право-лево (у 2 учеников) и медленный темп работы
Таблица 6
Анализ эффективности работы по формированию графо-моторного компонента письма
Название текста | Среднее количество штрафных баллов | |
Экспериментальная группа на начало учебного года | Контрольная группа на конец учебного года | |
Методика оценки | 10,7 | 14,2 |
Графическая проба по А.Р. Лурия (1 и 2 вариант рисования простого узора) | 2,2 | 3,1 |
Графический диктант | 5,5 | 8,2 |
Итого: | 18,4 | 25,5 |
Из данных таблицы №6 видно, что после коррекционно-педагогической работы у детей экспериментальной группы улучшились показатели, связанные с выполнением заданий, направленных на сформированность графомоторного компонента навыков письма. Положительная динамика наблюдается в выполнении графического диктанта и методики оценки зрительно-моторной координации .
Анализ результатов работы по формированию моторики (второй диагностический блок).
При анализе эффективности работы по формированию моторики тяжелым для выполнения детей группы №1 и №2 оказался тест на двигательную память.
Таблица 7
Анализ эффективности работы по формированию моторики
Название текста | Среднее количество штрафных баллов | |
Экспериментальная группа на начало учебного года | Контрольная группа на конец учебного года | |
Статическая координация | 1,55 | 2,6 |
Динамическая координация | 1,15 | 1,6 |
Скорость движений | 1,5 | 2 |
Двигательная память | 1,6 | 1,1 |
Одновременность движений | 1,4 | 1,2 |
Отчетливость движений | 0,8 | 0,9 |
Итого: | 8 | 9,4 |
Данные таблицы 7 свидетельствуют, что моторика у дошкольников экспериментальной группы характеризуется положительной динамикой. Максимальные улучшения наблюдаются при выполнении тестов на статическую и динамическую координацию.
Анализ эффективности работы по формированию серийной организации движений.
Дошкольники группы при выполнении пробы на динамический праксис («ладонь - кулак - ребро») могли правильно повторить серию движений. В ранее детям требовалось большее количество демонстраций и попыток.
Лучше стала выполняться и проба на реципрокную координацию движений. Большинством детей проба выполняется плавно. Трудности связаны с замедленным темпом выполнения заданий.
Распространенной ошибкой при выполнении графической пробы (по А.Р. Лурия 3-й вариант) у детей экспериментальной группы отмечается только нарушение плавности, а к окончанию эксперимента стали выполнять предложенную методику лучше, что соответствует среднему уровню.
Анализ результатов работы по формированию зрительно-пространственного восприятия.
Дошкольники группы с методикой «рисование домика» справились. Рисунок по размеру и форме соответствовал заданному образцу, сложные фигуры типа трапеция воспроизводились без особых затруднений, рисунок крупный, располагается по центру листа, воспроизводились все основные элементы домика. Возможны неточности в виде отсутствия штриховки, перекоса рисунка.
При выполнении задания на узнавание незаконченных изображений дошкольники двух групп допускали ошибки, связанные с перцептивными и вербально-перцептивными нарушениями.
Дошкольники экспериментальной группы с заданием справились быстро, 3 человека неверно назвали предметы.
Таблица 8
Анализ эффективности работы по формированию зрительно-пространственных отношений
Название текста | Среднее количество штрафных баллов | |
Экспериментальная группа на начало учебного года | Контрольная группа на конец учебного года | |
Методика «рисование домика» | 2,6 | 1,7 |
Незаконченные изображения | 2 | 1,2 |
Наложенные изображения | 2,4 | 1 |
Итого | 7 | 3,9 |
Из данных таблицы 8 видно, что после проведения коррекционно- педагогической работы у детей экспериментальной группы №1 количество штрафных баллов уменьшилось. Максимальные улучшения наблюдаются при узнавании незаконченных изображений и рисовании домика. Показатели набранных баллов за большинство методик соответствуют в экспериментальной группе на начало эксперемента низкому, а в группе №2 - среднему уровню сформированности зрительно-пространственных отношений.