Файл: История Древнего Востока.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кушанская держава представляла собой централизованное государства во главе с "царем царей", личность которого иногда обожествлялась. Глава государства опирался на разветвленный административный аппарат, в котором существовало множество рангов и градаций. С ослаблением центральной власти, роль и значение правителей отдельных областей возрастали, что и привело к распаду единой державы.

Основной производственной единицей в сельском хозяйстве являлась сельская община налогоплательщиков. Но вместе с тем существовали крупные централизованные хозяйства, принадлежавшие храмам и крупным собственникам. Можно предполагать, что в этих хозяйствах значительную роль сыграл труд рабов: скорее всего формы эксплуатации в кушанском обществе были весьма разнообразные, включая различные варианты рабского и полу рабского состояния.

Парфянское государство (3в. до н.э. – начало 3в. н.э.)

Формирование Парфии как независимой державы по времени совпало с отделением от Селевкидов Греко-Бактрии и относится к 250 г. до н.э. Первоначально царем Парфии объявил себя ее бывший селевкидский сатрап. Но вскоре страна была захвачена кочевавшими поблизости племенами под предводительством Арилака. В своем развитии окраинных владений до могущественной державы, выступившей наследником селевкидов и соперником Рима. Таким образом, первый правитель Парфии Аршак приложил немало усилий для увеличения своих владений и присоединил к ним Гирканию (область на Юго-востоке от Каспия). В 209 г. до н.э. при Антиохе III была предпринята попытка вернуть восточные сатрапии. Исход военных действий был неудачен для Парфии. Страна сохранила фактическую независимость признав верховенство селевкидов. При Митридате I (171-138 гг. до н.э.) была присоединена Мидия, - власть также распространилась и в Месопотамии, где в 141г. до н.э. был признан "царем" в Вавилоне. Митридату II (123-87гг. до н.э.) удалось локализовать угрозу продвижения кочевых племен в восточной области Парфии, выделив для сакских племен особую провинцию на востоке – Сакастан (сов. Сеистан). Таким образом Парфия превратилась в довольно крупную державу, в состав которой помимо парфянских земель вошла вся территория современного Ирана и Месопотамия. Продвижение на запад неминуемо вело к столкновению с Римом. В результате этих столкновений (сер. 1 в. до н.э.) парфяне были оттеснены к Ефрату, а римский поход на Мидию (в 38 г. до н.э.) закончился неудачей. Начавшиеся в Парфии междуусобицы привели к появлению на парфянском престоле римских ставленников. Но в 11 г. н.э. представители, стремящиеся к стабилизации обстановки приводят к власти младшего Аршакида – Артабана
III, который выступает за развитие собственных парфянских традиций, делает попытку централизации власти. ограничивает управление крупных городских центров в Месопотамии и Эламе. С конца 1 – нач. II в. н.э. происходит ослабление Парфянской державы из-за роста самостоятельности отдельных провинций, возрастает тенденция к сепаратизму отдельных провинций, борьба с Римом. Военные поражения ослабляли Парфию. Былые провинции и вассальные царства превратились в самостоятельные государства. В этих условиях возвышение одного из вассальных царств – Персиды – было лишь внешним проявлением давно назревавшего взрыва. В 20-х гг. III в. аршакидская Парфия покорится силам, сплотившимся вокруг нового претендента на верховную власть – Арташира Сасанида из Персиды.

Общество: Интенсивное развитие Парфии не могло не отразиться на общественных отношений достигших значительного классового антагонизма. Большую роль в хозяйстве играл труд рабов. Причём дети рабов также оставались рабами. Формы эксплуатации работ были весьма различны. Их труд использовали на рудниках, в с/х поместьях, домашнем хозяйстве. Тяжёлым было и положение рядовых общинников, плативших больше налоги государству. Социальную верхушку общества образовывали царский род Аршакидов, владевший обширными землями и парфянская знать, экономическая самостоятельность, которой во многом обусловила её значительную роль в державе.

Существующая система эксплуатации требовала чёткой работы административного и фискального аппарата центрального правительства. Однако, внутренняя структура Парфянского государства отличалась противоречивостью. В ней отразились тенденции, связанные со стремлением создать прочную централизованную державу, и некоторая аморфность политических органов, несущих черты архаического общественного уклада. Царская власть рассматривалась, как принадлежавшая роду Армакидов в целом, а царя выбирали два совета – племенной знати и жрецов. С расширением границ Парфянской державы в её состав вошли небольшие полузависимые царства с местными правителями, греческие города, Месопотамии и других областей, имеющих по существу, автономию. В результате этого, Парфия не представила мощного централизованного государства, что и было источником её внутренней слабости.


Древняя Южная Азия: общая характеристика региона, периодизация, источники, историография

В южной Азии ныне находятся государства: Индия, Пакистан, Непал, Бангладеш и Шри Ланка. В древности эта территория представляла единый регион, который в науке принято называть Индией; так античные авторы называли страну, расположенную к востоку от реки Инд. Основную часть северо-запада занимает долина Инда и его притоков. Именно здесь в V-IV тысячелетиях до н.э. возникли первые земледельческие поселения, а в III тыс. до н.э. – древнейшие города. Северо-восток – обширный бассейн Ганга и его притоков – район повышенной влажности, где в сезон дождей нередки наводнения. Здесь только с началом I тыс. до н.э. происходит освоение земель. В I тыс. до н.э. здесь располагались важнейшие политические и культурные центры Древней Индии.

Основная масса населения принадлежит к европеоидной расе, однако народности южной части п-ова Индостан и Цейлона по некоторым расовым признакам близки к австралоидам. Встречаются и чисто австралоидные племена (ведды Цейлона).

На севере преобладают индоевропейские языки (хинди, бенгальский), на юге – дравидийские (тамильский). Носители индоевропейских языков (индийская группа ариев) проникла в Индию во II тыс. до н.э.

Изучение древней истории народов Южной Азии основывается на сравнительно малом числе источников. Культурное наследие древности в основном сохранялось в средние века и в новое время, многие произведения на древних языках признавались священными, хранились и переписывались. Однако почти все они являются сравнительно поздними записями и их сведения редко могут быть отнесены к определенному времени и району. Не сохранилось государственных или частных архивов с политической или хозяйственной документацией. Поэтому достоверные источники о политической истории Древней Южной Индии довольно скудны, а социально-экономические отношения можно характеризовать лишь в общих чертах, рассматривая крупные исторические периоды и обширные районы. Большое значение имеет сопоставление древнеиндийских источников (религиозная литература “Веды” и эпическая “Махабхарата”, “Рамаяна”) с твердо датируемыми сведениями чужеземцев об Индии (например, участников походов Александра Македонского и китайских буддистов-паломников).

Научное изучение древностей стран Ю.Азии началось в конце 18в. В 1784г. в Калькутте было основано первое объединение востоковедов – Королевское Азиатское общество, главной заслугой которых был перевод памятников санскритской литературы: “Законов Ману”, драмы Калидасы “Шакунтала”, “Бхагавадгиты”, сборника басен “Хитопадеша”. Уильямом Джонсоном были заложены основы древнеиндийской хронологии. Немецкие романтики начала 19в. братья Шлегели искали в Индии начала всей мировой культуры. В первой половине 19в. Францем Биппом была научно доказана теория о родстве санскрита с древнеперсидским, латинским, древнегреческим языками. В течение 19в. исследователи более всего стремились восстановить язык, религию, мифологию и обычаи народов Ю.Азии. Огромная работа была проделана по переводу и изданию памятников ведийской литературы. В 50-70-х гг. 19в. были опубликованы многотомные словари санскрита.


На рубеже 19-20вв. появляются работы об исключительно деспотическом характере индийского политического строя, о строгости кастовой системы и т.д. Этому способствовало изучение большого количества буддийских, джайнских источников, а также политического трактата “Артхашастра Каутильи” (открыт в начале 20в.). В конце 19в. Рис Дэвидом было основано общество по издани буддийских текстов. Один из мировых центров буддологии в 1880-1930гг. находился в России (И.П. Минаев, Ф.И. Щербатской, С.Ф. Ольденбург).

В последней трети 19 – начале 20в. началось археологическое изучение Индии. Важнейшие археологические исследования относятся к 20-30-м годам 20в., когда была открыта самая древняя в Ю.Азии Индская Цивилизация. Раскопки в долине Инда поставили проблему доарийского населения Древней Индии.

Начиная с 30-х годов все большее внимание уделяется проблеме социально-экономических отношений. Важное значение имеют исследования в этой области индологов Германии и индийским ученым (Д.Д. Косамби).

С конца 50-х годов активизировалось изучение проблем древнеиндийской культуры: дешифровка письменности Индской цивилизации, публикация переводов и исследований древнеиндийской литературы, буддологии.

Индская цивилизация (23-18вв. до н.э.)

В V-IV тыс до н.э. на западной окраине Инда возникают первые земледельческие поселения. В IV тыс. племена осваивают длину Инда, складывается система орошения, начинается развитие общин, развивается гончарное ремесло и обработка металлов. Ко второй половине III тыс. здесь складывается раннеклассовое общество, условно называемое Индской цивилизацией или культурой Хараппы (по наиболее крупному центру). Характерные особенности хараппской культуры (система письменности) указывают на ее местный самостоятельный характер.

Наиболее крупные города занимали территорию до 2,5 км2 и могли иметь до 30000 жителей, улицы пересекались под прямым углом, были окружены мощными стенами, на господствующем над городом холме находилась цитадель, в которой помещались зернохранилище, монументальный дворец правителя, крытый рынок. Главный строительный материал – сырцовый или обожженный кирпич. Система городской канализации была самой совершенной на Древнем Востоке.

Основа экономики – высокоурожайное поливное земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, горох, дыни, рис, хлопок, ткани из которого вывозились. Развито животноводство. Культура Хараппы была культурой бронзового века. Из бронзы изготавливали мечи, ножи, наконечники копий и стрел, топоры, зеркала и др. Кроме бронзы использовались свинец, драгоценные металлы, а также камень. Ремесла – гончарство, резьба по камню и кости, изготовление печатей, производство кирпича. Важную роль играла торговля – Южная Индия, Белуджистан, Афганистан, Иран, юг Средней Азии, известно о сухопутных и морских путях в Месопотамию.


Существовала письменность, которую расшифровать пока не удалось, т.к. неизвестен язык, который эта письменность выражает. Данных о религиозных верованиях немного. Предполагается существование культу богини-матери, мифологические сцены на печатях позволяют предположить обожествление некоторых видов растительности и животных. Нет ни одного крупного строения, которое можно было бы уверенно считать храмом.

Различие в уровне благоустройства жилых позволяет говорить о существовавшем имущественном расслоении; многие работы (строительств больших зданий, производство большого количества кирпича для них и т.д.) требовали большого количества рабочей силы, часть которой наверняка была подневольной. Какая часть населения была подневольной и в какой форме сказать не представляется возможным из-за наличия только материальных памятников.

Хорошо налаженная городская жизнь, мощные цитадели говорят о сильной административной власти, о вполне сформировавшемся государстве с правительственным аппаратом, предполагается наличие централизованных государственных хозяйств – об этом свидетельствует наличие огромных зернохранилищ в цитаделях.

Обстоятельства и причины упадка Индской цивилизации остаются не вполне ясными. Видимо, здесь играли многие факторы – климатические изменения, социальные противоречия, нападения других племен. Упадок намечался постепенно, в течение нескольких веков.

В первой половине II тыс. до н.э. города Индской цивилизации запустевают, исчезает письменность и характерное искусств. В дальнейшем в Ю.Азии складывание классового общества и цивилизации начинается как бы заново, в иной исторической ситуации и на иной цивилизации.

Становление ранних государств в Северной Индии (13-7вв. до н.э.)

Становление ранних государств в Северной Индии (13-7вв. до н.э.)

Наличие прямой преемственности между Индской цивилизацией и последующей историей Индии установить трудно. Это объясняется изменением характера источников: для конца ІІ – первой половины І тыс. до н.э. решающее значение приобретают данные литературных памятников, которые принадлежат у другой историко-географической области – Гангской (сборники религиозных и магических формул, описаний ритуалов и т.д., которые объединяются в понятие “веды”; древнейшая из вед – “Ригведа”). Этот период (конец ІІ – первая половина І тыс. до н.э.) иногда называют ведийским.