ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Индия в “классическую эпоху” (2в. до н.э. – 5 в. н.э.)
В 1в. до н.э. в области, где примыкают друг к другу Индия, Афганистан, Средняя и Центральная Азия, возникла Кушанская империя, в которую входила большая часть долины Ганга. Известно также о существовании наместничеств (кшатрапий) с центрами в Варанаси и Матхуре; центрами кшатрапий в северо-западе были Капиша и Таксила.
Вхождение индийских территорий в Кушанскую империю способствовало развитию экономических связей, но никак не влияло на внутреннюю жизнь населения. Наоборот, индийцы оказали большое культурное влияние на кушан (на монетах кушан появляются индийские боги, цари начинают принимать индийские имена и титулатуру, религию).
Власть кушан на индийских территориях была недолговечной, постепенно они становятся независимыми, за исключением небольшой территории по среднему течению Инда.
В начале 4в. н.э. Индия представляет собой множество государств, различных по формам управления и уровню развития. Постепенно в этих условиях возникают предпосылки создания нового государства. Его ядром стала наиболее развитая область Магадха (которая ранее была ядром государств Нандов и Маурьев).
Возвышение государства Гуптов начинается с Чандрагупты І (320-335гг.). При его приемнике Самудрагупте (335-380гг.) оно превращается в самую мощную политическую силу. Основная часть ее – долина Ганга: прежние династии были истреблены или изгнаны, их владения включены в состав империи в качестве провинций, которые управлялись гуптской администрацией. Державу окружали государства, находящие от нее в различной степени зависимости.
Период расцвета империи совпадает с царствованием Чандрагупты ІІ Викрамадитьи (380-415гг.), в это время подчиняются новые территории, был открыт прямой выход к Аравийскому морю, возникла возможность установления связей с Ближним Востоком, что способствовало развитию торговли, ремесла и культуры. В это время государство достигает максимальных размеров. Период 4-5вв.н.э. часто именуется “золотым веком Гуптов”. В середине 5в. на эти территории вторгаются гунны-эфталиты, начинаются династийные распри и ослабление центральной власти, затем в начале 6в.н.э. вновь начинается наступление гуннов-эфталитов, борьба с которыми длиться примерно 30 лет и заканчивается оттеснением захватчиков на северо-запад. Однако войны вызвали разорение страны, гибель населения, привели к укреплению самостоятельности местных правителей, и в конечном итоге империя начала быстро распадаться.
Южная Индия в 1-5вв.н.э. Ранее отстававшая от Северной, в этот период Южная Индия начинает ее догонять. Этому способствовало укрепление внутрииндийских связей, развитие торговли, а также то, что она не подверглась нападениям захватчиков. Совершенствуется с/х, ремесла, развивается денежное обращение, растут города, возникают крупные и относительно прочные государства.
На развалинах династии Маурьев в Декане возникает государство Андхра с династией Сатаваханов. Оно было крупнейшим до 3в. н.э. Недостаточность данных не позволяет достоверно восстановить даже основные факты истории этого государства. Также мало известно о другом крупнейшем государстве этого региона - Ватаканов, доминировавшем в Декане в 3-5вв. н.э. Известно, что оно было в дружественных отношениях с империей Гуптов и то, что оно немногим ее пережило, распавшись в 565г.
Известно также о существовании ряда других государств.
Социально-экономические отношения. Улучшение морского транспорта, что способствует расширению внешней торговли и расцвету экономики. Это также способствует интенсификации земледельческого производства, развитию ремесленных отраслей (металлургия, ткачество, ювелирное ремесло, каменное строительство). Основные предметы вывоза – пряности, благовония, рис, драгоценные камни, хлопковые ткани; ввоза – драгоценные и цветные металлы, лошади, вино, гончарные и стеклянные изделия. Растет монетное обращение. Монеты становятся круглыми, на них изображаются цари, боги или их символы, наносятся надписи.
В общественно-экономических отношениях также происходят изменения. Увеличиваются и расширяются права землевладельцев (которым земля пожалована) как на территорию, так и на податное население. Пожалование земли закреплено в дарственных грамотах, которые составляются не только царями, но и частными лицами; в них часто оговариваются иммунитеты для землевладельцев (налоговый, административный и т.д.).
Одновременно происходит и феодализация общин, когда верхушка захватывает органы управления, распоряжения земельным фондом, превращая основную массу общинников в неполноправных крестьян. Кабальное должничество и кабальная аренда превращаются в формы наследственной зависимости.
Продолжается процесс образования каст, усиливается кастовая замкнутость, эндогамия, строже соблюдается кастовая иерархия. Складывается кастовая община, просуществовавшая до нового времени.
Культура древней Индии
Религия. Появление буддизма связывают с именем кшатрия (монаха) из племени шакьев Сидхартхи Гаутамы (566-486гг. до н.э.). Он бродил по долине Ганга, излагая свое учение. Последователи называли его Будда (“умудренный”), отсюда и название “буддизм”. В буддизм много перешло из ведийской религии: переходы из одного состояния в другое, учение о карме, не отрицалось и существование ведийских богов. Особые положения буддизма: признание непостоянства мира и отсутствие вечной души, определение жизни как страдания. Суть учения содержится в четырех “Благородных истинах”:
-
Жизнь, не только дурная и несчастная, а всякая жизнь вообще – зло, страдание. -
Причиной жизни и новых возрождений являются жажда жизни, наслаждения, власти, богатства. -
Провозглашает возможность спасения от зла жизни. -
Путь к этому спасению через состояние полной уравновешенности, подавления всяких эмоций, желаний и т.д.
Высшей целью, к которой должен стремиться верующий, является состояние нирваны, после смерти такой человек уже не возрождается. Для этого человек должен был отрешиться от всего земного, вступить в монашескую общину, монаху не разрешалось иметь собственность и работать, а жить он мог только милостыней. В раннем буддизме не было обращения к богам или к самому Будде. Достигший нирваны – выше богов. В буддизме все люди равны, и это способствовало превращению его в мировую религию.
Постепенно в буддизме происходят изменения. Выдвигается течение махаяна (широкий путь спасения) в отличие от господствовавшей ранее хинаяны (узкий путь спасения). В хинаяне достижение “спасения” требовало ухода в монахи, в махаяне нирваны мог достичь любой человек, старательно исполняющий моральные предписания. Происходит обожествление Будды, создается пантеон святых, а следовательно возникают обряды, ритуалы, заклинания, амулеты. Появляются и служители культа. Это сближает буддизм махаяны с традиционными религиями и способствует его успеху в других странах.
Однако буддизм преобладает лишь в крупных городах, остальное население поклоняется прежним богам. К началу новой эры можно говорить о возникновении индуизма, в котором сохраняются основные черты ведийской религии, однако появились и новые моменты (боги превращаются в объекты безусловной преданности, главные боги ведийского пантеона теряют свое значение, наиболее почитаемыми становятся Брахма (творец мира), Шива (разрушитель,
объединял образы богов грозных, преисполненных таинственной энергией), Вишну (хранитель, объединял богов, олицетворяющих благодетельные силы природы). Священные тексты, кроме вед, “Махабхарата” и “Рамаяна”, главные герои которых – Кришна и Рама – являются воплощением Вишну. В средние века одним из таких воплощений признан и Будда. Большое значение имел также культ богини-матери (Парвати, Махадэви – в благожелательном аспекте, Дурга, Кали – в грозном). Для индуизма характерны архаические черты: почитание животных, рек, гор, деревьев и растений. Храмовое богослужение в индуизме не приобрело большого значения. Жречество играло роль в общественной и культурной жизни, но не в политической.
Письменность, литература, театр. Древнейшие памятники индийской литературы – веды – в течение многих столетий оставались незаписанными, и до сих пор не обнаружено самой письменности ведийского периода. В Индии рано начали развиваться такие дисциплины, как фонетика, этимология, грамматика (это связано с традицией заучивания древних текстов наизусть, язык которых становился все менее понятным). В 5-4вв. до н.э. была создана грамматика санскрита Панини, некоторые идеи которого были развиты в структурной лингвистике 20в.
В последние столетия до н.э. широко распространяется грамотность. Точно датированные памятники письменности относятся лишь к 3в. до н.э., однако она настолько совершенна, что предполагает несколько веков предварительного развития. Алфавит брахми, возможно, возник на основе какого-то вида семитского письма. В это же время возникает и литература, главным образом на санскрите. Значительная ее часть является записью произведений устного происхождения. Складываются два цикла сказаний, позже переросшие в эпические поэмы: “Махабхарата” (борьба за престол двоюродных братьев) и “Рамаяна” (похождения царевича Рамы). В них включены многие мифы и сказания, а также трактаты в стихах (“Бхагаватгита”). Записываются также буддийские наставления, трактаты об управлении государством (“Артхашастра”), сборники правил и правовых норм (“Законы Ману”), нравоучительные рассказы. Используется фольклорный материал (“Панчатантра”, рассказы о перерождении Будды). К началу новой эры относится ряд произведений тамильской литературы (сборник стихотворных изречений “Тирукурал”). Первое художественное произведение с фактическим авторством относится к 1-2вв. н.э. (ранее они приписывались богам или древним мудрецам), это жизнеописание Будды, принадлежащее автору Ашвагхоше. Самым прославленным является Калидаса, автор “Шакунтала”, живший вероятно, во времена Чандрагупты ІІ Викрамадитьи.