ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прародиной индоевропейских народов считают степные пространства к северу от Черного моря. С ІІІ тыс. до н.э. индоевропейские племена распространяются на Балканы, в Малую Азию, Иран и Среднюю Азию, а затем проникают в Индию. Видимо, предки индийцев и иранцев некоторое время представляли собой индоиранскую этническую обіность. Среди индоиранцев был широко распространен термин “арий” – “благородный”, поэтому эти племена часто называют арийскими. Таким образом, термин “арий” этнический и социальный, а не расовый. Разделение индоиранской общности произошло во ІІ тыс. до н.э., когда одна ее часть осела в Иране и Средней Азии, а другая продолжала продвижение в Индию (индоарии); они и были создателями вед.
Основные занятия – земледелие, обработка металлов, преобладало животноводство. По ведийским гимнам войны велись обычно ради коров. Война играла в жизни индоарией большую роль. Военную силу составляли колесницы, запряженные лошадьми.
Еще до распадения индоиранской общности возникло социальное неравенство, произошло выделение жречества и военной знати, вероятно, тогда же появились и рабы. Термин “рабы” в ведах нередко смешивается с термином, обозначающим врага, чужеземца. Это позволяет говорить о том, что рабами были преимущественно военнопленные.
Просачивание индоарийских племен в Индию было медленным и постепенным. В конце концов они были ассимилированы, передав местному населению свой язык.
Важнейшим достижением в истории Индии ІІ-первой половины І тыс. до н.э. было освоение долины Ганга, что было связано с развитием металлургии железа. К середине І тыс. до н.э. земледелие в долине Ганга стало основной отраслью хозяйства. Применялось искусственное орошение, известно водочерпательное колесо. Культуры: ячмень, пшеница, рис, хлопок, сахарный тростник (слово “сахар” – индийского происхождения). Важное значение у скотоводства – крупный рогатый скот, лошади использовались только в военном деле.
Ремесла: кузнечное, ювелирное, гончарное, изготовление телег, колес. Это свидетельствует о разделении труда и специализации в ремесле. Есть сведения о торговцах и ростовщиках; мерило стоимости – коровы и шейные украшения. В конце 6в. появляются первые монеты.
Веды позволяют судить о развитии частной собственности. Вероятно, распространены были большие семьи. Поздние веды делят людей на “лучших” (пользующихся богатством и почетом) и “скверных” (бедняки).
Источники содержат множество терминов для обозначения военной знати. Государства складывались на племенной основе; вожди племени – “раджа” – становятся царями, которые называют себя царями не страны, а племени или народа. Династии неустойчивы. Добровольные взносы на содержание вождя и поддержание племенного культа постепенно становятся обязательным налогом (обычно в шестую долю урожая).
К концу ведийского периода сложилось около 20 довольно крупных государств, некоторые из них были монархиями (Магадха, Кошала), другие – республиками (Вриджи, Малла).
Существовали жреческие роды, однако храмов а Индии не было до конца І тысячелетия до н.э. Жертвы богам приносились под открытым небом на специально построенных алтарях. Большая часть богов олицетворяла природные явления: огонь – Агни, ветер – Ваю, гроза – Парджанья. Некоторые обряды были довольно сложными и их могли проводить только специально подготовленные люди – наследственные жрецы-брахманы. Брахманство делилось на местные и родовые группировки, школы, имевшие различия в деталях совершения обрядов, в порядке чтения священных текстов вед и т.д. Организации жречества не было.
Жречество и аристократия в Индии постепенно оформились в замкнутые сословия – варны брахманов и кшатриев. Особыми варнами считались также вайшьев (первоначально, видимо, члены полноправных родов) и шудр (представители подчиненных племен, люди, занимающиеся занятиями, считавшимися низкими и т.д.). Кшатрии, брахманы и вайшья в детстве проходили обряд посвящения, который рассматривался как “второе рождение”, поэтому их еще называли “дваждырожденными”.
Каждой варне были традиционно присуи занятия – жертвоприношения и обучение чтению вед для брахманов, военное дело и управление – для кшатриев, хозяйство – для вайшью, услужение – для шудры. Однако, к концу ведийского периода четкую грань между представителями варн уже трудно проследить, и отнесение того или иного рода к определенной варне зависело от местных традиций. В то же время происхождение человека во многом определяло его место в обществе и изменение варновой принадлежности отдельного человека было невозможно.
Индия в “буддийский период” (4-3вв. до н.э.)
В середине I тыс. до н.э. в Северной Индии насчитывалось несколько десятков небольших и около 16 более крупных государств. В конце 4в. до н.э. Персидская держава захватила области по течению реки Инд, тем самым Индия испытала некоторое персидское влияние.
Наиболее сильными государствами в долине Ганга были Кошала и Магадха. Между ними в основном и развернулась борьба за политическую гегемонию, которую выиграла Магадха, ставшая ядром державы Нандов.
Сведения об империи Нандов скудны и сбивчивы. Создание единой державы, по-видимому, сопровождалось жестокой борьбой с аристократическими родами. Некоторые источники говорят о принадлежности основателя династии к низшим слоям.
Значительные изменения происходят в области идеологии. По стране скитались многие вероучителя, защищающие разные точки зрения – адживики (фаталисты), чарваки (материалисты), джайвы (спасение посредством аскетизма). Некоторые религиозные течения создали свои организации – общины верующих или монахов. Постепенно ведущей становится буддийская община. Со временем “шрамана” (странствующие учителя) начинает обозначать именно буддийского монаха.
В конце 4в. до н.э. внутрь страны вторгается Александр Македонский (327г. до н.э.), подчинив некоторые государства. Другие государства оказали ему сопротивление, из-за чего Александр отступи, оставив в завоеванной части подчиненных правителей и гарнизоны, однако уже в 317г. они покинули страну. Причиной этого были войны между полководцами Александра после его смерти, а также борьба индийцев против завоевателей. По преданию, возглавил эту борьбу Чандрагупта, свергнувший династию Нандов и основавший династию Маурья.
Наивысшего расцвета империя Маурьев достигла при внуке Чандрагупты Ашоке (около 268-231гг. до н.э.). В это время она охватывает почти всю Индию, за исключением крайнего юга. Главная задача – сплочение в единое целое большого числа народов. Вся империя была разделена на 5 основных областей – наместничеств, управляемых членами царского рода. Наместничества были разбиты на более мелкие административные единицы.
Необходимым было создание единой религии. Постепенно Ашока особенно выделил наиболее влиятельное течение – буддизм – и начал способствовать его распространению. Государственная и религиозная политика Ашоки встретили сопротивление со стороны местного правительства и жречества (брахманского). После его смерти (около 231г. до н.э.) началось ослабление империи. Около 180г. до н.э. последний представитель династии Маурьев был свергнут своим военачальником, основавшим династию Шунга. Государство Шунгов вело тяжелые войны с греко-бактрийцами, некоторые области на северо-западе страны попали под сласть иноземных правителей.
Экономика и социальная структура
. В с/х происходит освоение новых земель, развитие искусственного орошения, расширение набора возделываемых культур. В наиболее передовых областях Сев.Индии в это время развивается частная собственность на землю, которая переходит по наследству. Хозяйствование ведется силами одной (большой или малой) семьи. Внутренняя жизнь деревни регулировалась общинной организацией. Часть земли была в коллективном владении. Споры решались в основном родственниками и соседями, лишь в крайних случаях доходило до царского суда. Во главе деревни стояли деревенские старейшины, которые представляли общину перед государственной властью. В деревне жили также пастухи, ремесленники, обслуживающие нужды общины, арендаторы, наемные работники рабы. Связи деревни с городом были слабыми. Как и в городе в деревне существовало неравенство. Государство не вмешивалось в дела общины, ограничиваясь лишь сбором налогов. Часто государство награждало чиновников тем, что давало им право на получение налогов с определенной территории в свою пользу. Это право давалось как на время, так и на постоянное взимание налогов. Такие пожалования могли переходить по наследству.
С середины I тыс. начинается рост городов. Многие из этих городов существуют и теперь (Паталипутра – совр. Патна, Уджаяни – совр. Уджайн, Варанаси, Матхура). Городские ремесленники расселялись по специальностям и имели свои союзы (шрени), работали в основном на заказ. Происходит рост торговли, намечается также естественная областная специализация: Магадха – рис и металлы, северо-запад страны – ячмень и лошади, юг – драгоценные камни, жемчуг и пряности и т.д. Государство способствовало росту торговли, так как имело от этого немалые доходы, некоторые товары под монополией государства. Развитие торговли привело к расширению монетного обращения. Имеются данные о ростовщичестве, что влекло за собой частичное или полное лишение должника свободы, обращение в рабство.
Основные классы: господствующий класс землевладельцев, придворная и военная знать, жречество, верхушка общинников и классы мелких производителей и рабов. И господствующий класс и класс свободных мелких производителей делились на несколько варн, а внутри варн – на множество каст. Например, в состав господствующего класса
входили как представители брахманов и кшатриев, так и вайшьи и шудры. Сословная принадлежность (варна) не всегда совпадала с реальным положением человека в обществе.
Постепенно разница между варнами начинает стираться, идет процесс образования каст (обособление местных групп родов, объединенных общими наследственными профессиональными занятиями, этническим происхождением, социальным положением). Члены каждой касты имели свои обычаи и обряды, могли заключать браки только с представителями своей касты. Почти все касты считались входящими в какую-либо из древних четырех варн. Однако, существовали касты, занимавшие настолько низкое положение, что их считали стоящими ниже шудр, т.е. вневарновыми (чандалы, занимавшиеся уборкой трупов и нечистот, исполнявшие обязанности палачей). Они жили за пределами деревни или на окраинах города, чтобы не осквернять жителей, их по-другому называют “неприкасаемыми”. Рабы не входили в систему варн и каст.
Происходит развитие рабовладельческих отношений (рабы были детьми рабынь, военнопленными, существовала продажа и самопродажа детей). Рабов проигрывали, дарили, продавали, закладывали, передавали по наследству. Однако, у рабов были некоторые права (хозяин не мог присвоить наследство раба, если у того оставались родственники). Рабы составляли значительную часть прислуги, в государственных хозяйствах использовались на полях. К рабам причисляли и попавших в долговую кабалу, однако их нельзя было продать или заложить, наказывать, заставить выполнять нечистые работы, такой человек не терял принадлежности к своей варне. Однако постепенно положение кабальных приближается к положению рабов. Государство принимало меры по ограничению рабства для индийцев: так, в полное рабство можно было обращать только чужеземцев, представителей низших каст и лесных племен. Источники выделяют также отдельную группу наемных работников – батраков, поденщиков, бродячих ремесленников, художников, лекарей и т.д. Их положение было не лучше, чем у рабов и кабальных. Их можно было нанять на определенный сезон, оплачивали их труд только за это время, что было выгодно господствующему классу. Многие наемные работники принадлежали к низшим кастам и могли выполнять те работы, которые не могли выполнять кабальные более высоких каст.