ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Индийский театр имеет самостоятельное происхождение. В источниках с середины 1 тыс. до н.э. упоминаются профессиональные рассказчики, певцы, плясуны, труппы бродячих актеров. Сюжеты – героические или любовные истории. Не полагалось изображать на сцене убийства, сражения, мятежи, пьесы должны были иметь счастливый конец.
Об архитектурном и изобразительном искусстве мы получаем возможность судить довольно поздно (в ведийский период крупных культовых сооружений не возводилось, дворцы Чандрагупты и Ашоки были деревянными и не сохранились). Известны главным образом буддийские каменные памятники – храмы и монастыри, а также ступы – сооружения для хранения святынь. Затем появляются и первые наземные храмы (индуистские храмы имели плоские крыши, были приземисты и массивны, только к концу гупского периода они устремляются в высоту и приобретают величественный вид). Основной элемент храма – башня, возведенная над маленьким темным святилищем.
Буддийские памятники – резная ограда вокруг Большой ступы (г. Санчи), рельефы Бхархута, памятные колонны.
Живопись известна главным образом по настенным росписям, сохранившимся в буддийских пещерных храмах.
Мыслители Индии внесли большой вклад в развитие философии. Памятники – упанишады (созданы в конце ведийского периода), оказали большое влияние на большинство религиозных учений и философских систем древней и средневековой Индии. Философы развивали идеи постоянной изменчивости мира и атомистического строения Вселенной. Также в Индии существовало и материалистическое направления (признавали единственной реальностью материю, а единственным источником познания – чувственное восприятие; весь мир считали состоящим из 4-х основных элементов – воздуха, огня, воды и земли).
Известны достижения в области математики и астрономии (создание десятичной позиционной системы с применением нуля, общепринятой в настоящее время – заимствована арабами; индийские математики знали извлечение квадратных и кубических корней, решение квадратных и кубических уравнений, пользовались таблицами синусов, знали, что земля – шар и вращается вокруг своей оси и т.д.).
Относительно познаний в других науках можно судить в основном по практическим достижениям в строительстве храмов, каналов, плотин, по успехам в металлургии, в приготовлении красок, лекарств, ядов и противоядий. Хорошо известна индийская медицина. Многие достижения были восприняты сирийцами и арабами.
Древний Китай: общая характеристика региона, периодизация, источники, историография
Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в 5-3 тыс. до н.э. в среднем течении реки Хуанхэ. Лишь к середине 1 тыс. до н.э. начинается процесс расширения территории, освоенной древними китайцами. На грани нашей эры древнекитайское государство выходит далека на юг за пределы Хуанхэ, хотя северная граница остается практически неизменной.
Мягкие почвы в долине Хуанхэ и ее притоков создавали благоприятные условия для земледелия, поэтому до 1 тыс. до н.э., поселения располагались в непосредственной близости от русла рек (наличие примитивных орудий не позволяло обрабатывать другие земли), хоты часты были разливы. Только с середины 1 тыс. до н.э., когда широкое распространение получило железо, древние китайцы вышли за пределы речных долин.
Древнейший человек появился в бассейне Хуанхэ около 500000 лет тому назад (ланьтяньский человек близ Сиани и пекинский человек в Чжоукодяне). Верхнепалеолитическое население Северного Китая обладало чертами восточных монголоидов. Нет прямых данных о том, на каких языках говорили эти люди: можно лишь предполагать, что создатели культуры крашенной керамики Яншао (5-4тыс. до н.э.) были протосинотибетцами. Вероятно, иньская этническая общность (2тыс. до н.э.) возникла в результате смешения одной из групп протосинотибетцев с племенами южного происхождения; другая, более западная группа протосинотибетцев стала основой формирования чжоуской этнической общности. На базе взаимодействия этих двух групп в 1 тыс. до н.э. в среднем течении Хуанхэ складывается древнекитайский этнос.
Хронология и периодизация. Как и в других странах древнего мира, в Китае не существовало единой системы летоисчисления. Начиная с 1 тыс. до н.э. даты обозначались по годам правления верховного правителя (вана), поэтому установление хронологии наталкивается на определенные трудности. Лишь с 341г. до н.э. в истории Древнего Китая начинается вполне достоверная хронология.
С 1в. н.э. древние китайцы начали использовать знаки 60-ричного цикла, до того служившие для наименования дней. Этот цикл с тех пор используется непрерывно, что устранило возможности серьезных ошибок в датах.
Для традиционной китайской истории была характерна периодизация древней истории по династиям. Так, за эпохой мифических “пяти императоров” следовало время правления “трех династий” (Ся, Шан-инь и Чжоу). Эпоха Чжоу делится на две части – Западное Чжоу (11-8вв. до н.э.) и Восточное (8-3вв. до н.э.), включающее периоды Чуньцю и Чжаньго. На смену династии Цинь (3в. до н.э.) приходит династия Хань, время правления которой делится на Западный и Восточный.
По археологической периодизации эпоха, предшествующая “трем династиям”, относится в неолиту, с шань-инского времени начинается эпоха бронзы; в конце периода Чуньцю (6-5вв. до н.э.) начинается эпоха железа.
По общеисторической периодизации:
-
Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (2 тыс. до н.э.). -
Древний Китай в 8-3вв. до н.э. -
Первое централизованное государство в Китае – империя Цинь (221-207гг. до н.э.). -
Империя Хань (3-1вв. до н.э.). -
Древний Китай в 1-3вв. до н.э.).
Источники. По древней истории Китая имеются чрезвычайно многочисленные и в большинстве достаточно надежно датированные письменные памятники (исторические сочинения, дошедшие до нас в виде книг). Большое значение имеют древнекитайские летописи – летопись “Чуньцю”, составленная в царстве Лу и освещающая события 8-5вв. до н.э. Ее авторство приписывают Конфуцию. С летописями тесно связан другой жанр древнекитайских исторических сочинений – записи речей правителей и их приближенных (“Шаншу”). Особое место занимает “Шицзин” – свод песен, в большинстве своем фольклорного происхождения.
Большую ценность представляют труды древнекитайских философов 5-3вв. до н.э., которые постоянно апеллировали к событиям исторического прошлого в полемике с противниками. В 1в. до н.э. в Древнем Китае появляется историческое сочинение “Исторические записки” Сыма Цяня (145-90гг. до н.э.) – всеобщая история страны с древнейших времен до 1в. до н.э. “Исторические записки” состоят из пяти разделов; три из них построены по принципу жизнеописания: “Основные записи” - рассказ о важнейших деяниях правителей различных династий; “Истории наследственных домов” – биографии крупнейших представителей наследственной аристократии; “Жизнеописания” - биографии исторических личностей. Также в “Исторические записки” включены разделы “Трактаты”, посвященные отдельным сторонам жизни, культуры, науки и “Таблицы”, в которых рассматриваются проблемы хронологии.
Метод жизнеописания Сыма Цяня был использован Бань Гу (32-92гг. н.э.) в “Ханьской истории”, которая посвящена истории одной династии – Западная Хань (206г. до н.э. – 8г. н.э.). Бань Гу является основоположником жанра “династийных историй”, к числу которых принадлежит “История поздней династии Хань” Фань Е (398-445гг. н.э.), освещающая события 1-3вв. н.э.
Большое значение имеют эпиграфические источники и в первую очередь “гадательные надписи” 14-11вв. до н.э., впервые открытые в 1899г. Лю Те-юнем и Вн И-жуном. По своему содержанию они отражают социальную и политическую историю эпохи Шан-Инь.
Ценные сведения содержатся и в эпиграфических источниках 10-7вв. до н.э. – чжоуских надписях на ритуальных бронзовых сосудах. К 3в. до н.э. – 3в. н.э. относятся весьма разнообразные по характеру и содержанию надписи, сделанные преимущественно на деревянных планках и представляющие собой различные категории официальных документов.
Историография. Для традиционной китайской исторической науки характерны две особенности:
-
представление о превосходстве китайской культуры над культурой соседних народов, -
отождествление мифа с историческими событиями.
Лишь в 20в. складываются предпосылки для развертывания подлинно научного исследования древней истории Китая. В 40-50-х гг. китайскими историками созданы серьезные исследования по истории Древнего Китая (Ху Хоу-сюань – иньское общество; Ян Куань – период Чжаньго; Цзянь Бо-изянь, Хэ Чан-цюнь – важнейшие проблемы истории Ханьского Китая).
История Древнего Китая изучалась и в Японии. В начале 20в. Хаяси Тайсуке одним из первых обратился к анализу иньских гадательных надписей как исторического источника. Кайдзука Сигеки – автор капитальных исследований, касающихся формирования и развития древнекитайского государства.
В Европе большой вклад в историю Древнего Китая сделан французской синологической школой. Э. Шаванн предпринял перевод “Исторических записок” Сыма Цяня, М. Гране посвятил ряд работ проблемам древнейшей истории, Г. Билленстейн опубликовал работы, посвященные различным аспектам политической и социальной истории ханьского общества, он одним из первых обратил внимание на проблемы демографии в Древнем Китае.
В США изучение Древнего Китая получило развитие не так давно, причем со стороны ученых китайского происхождения, живущих в Америке. В конце 60-х гг. в США было создано международное “Общество по изучению Древнего Китая”.
В советской историографии Древнего Китая можно выделить 3 периода:
-
20-е – начало 30-х гг. – М.П. Жаков, Е.С. Иолк и др. В 1930гг. появилось первое советское монографическое исследование М.Д. Кокина и Г.К. Папаяна “Цзин-тянь. Аграрный строй Древнего Китая”. -
40-50-е гг. – можно назвать очерковым периодом. Л.В. Симоновская, Л.И. Думан и др. Была предложена периодизация истории Древнего Китая. -
60-е гг. появляется ряд монографий, посвященных отдельным периодам истории Древнего Китая (Л.В. Васильев “Проблемы генезиса китайской цивилизации”, М.В. Крюков, М.Ф. Сафонов, Н.Н. Чебоксаров “Древние китайцы: проблемы этногенеза”, Л.С. Васильев “Аграрные отношения и община в Древнем Китае”, М.В. Крюков “Формы социальной организации древних китайцев”, Л.С. Переломов “Империя Цинь”).
Большое внимание советские историки уделяли изучению и переводу на русский язык древнекитайских письменных памятников.