Файл: Курсовая работа по дисциплине Актуальные проблемы теории и практики современной психологии на тему Адаптация персонала в организациях разных типов.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты адаптации молодого специалиста отражаются на показателях работы всей организации в виде потерь рабочего времени, дополнительных издержек, связанных с переквалификацией, и др. Сокращение текучести кадров в настоящее время в определенной мере зависит от адаптации человека к производственной и социальной среде, вхождения человека в новый для него коллектив.
Комплексный подход к организации работы с молодыми специалистами, а также планирование её на перспективу являются основой успешной их адаптации, способствуют росту трудовой активности, повышению квалификации и профессионального мастерства.
Согласно учебному пособию «Управление персоналом» под редакцией Т. Ю. Базарова и Б. Л. Еремина, процесс адаптации можно разделить на четыре этапа8.
Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения и т. д.
Этап 2. Ориентация – практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации.
Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами. Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.
Смена этапов вызывает трудности, называемые «адаптационными кризисами», поскольку воздействие социальной среды обычно резко возрастает. В результате у работника возникает состояние тревоги, сопротивляемости, стресса, поиска выхода, возникновение потребности в более активном освоении неизвестного. На каждом из перечисленных этапов необходима продуманная система управления адаптацией.
Существует два основных варианта таких программ: в первом варианте выделяется три этапа (введение в должность, в подразделение и введение в организацию), во втором варианте – два этапа (общий и специализированный).
Первый вариант программы предполагает три этапа: введение в организацию, введение в подразделение и введение в должность9. Содержание и сроки каждого этапа представлены в Приложении Г.
Анализируя содержание этапов, становится ясно, что первые два этапа имеют достаточно короткую продолжительность и ориентированы на информирование сотрудника об организации и подразделении. Третий этап предполагает не только информирование, но и активное включение сотрудника в профессиональную деятельность, и социальное окружение.
Подготовка к приходу нового сотрудника – важное условие полной реализации все трех этапов, при этом целесообразно выяснить следующие моменты:
подготовлено ли рабочее место (оборудование, помещение);
проинформированы ли официально о нем будущие коллеги и будет ли он благожелательно встречен ими;
подготовлены ли документы для новичка (памятка для нового сотрудника);
в какой форме будет осуществляться адаптация (наставничество, семинары, курсы, индивидуальные беседы с руководством и наставником, ролевые игры, постепенное усложнение задач и т. п.);
к каким задачам новичок может приступать сразу. Новому работни- ку нельзя давать трудных заданий, а начать для укрепления уверенности в себе и желания работать с поручений средней сложности, не забывая об инструктировании. Это позволит ему успешно справиться с ними и при этом почувствовать удовлетворение;
составлен ли план график введения в должность (таблица 1)10.
Таблица 1 – План-график введения в должность
Ф.И.О. начала работы | ||
Предмет беседы | Ответственные | Дата подпись |
1. Информация организации | | |
Социальное обеспечение льготы | | |
Информация о | | |
4. о коллективе | | |
5. о подразделении | | |
Рассмотрим второй вариант программы адаптации. Большинство авторов (Т.Ю. Базаров, В.Р. Веснин, И.В. Грошев, А.П. Егоршин) разделяет подразделение программы адаптации на общую и специальную (специализированную). Общая программа адаптации касается в целом всей организации. Разные авторы включают в нее от 6 до 9 основных вопросов. После осуществления общей программы следует перейти к специальной (специализированной). Она охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом и осуществляется как в формах специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем.
Общая программа содержит следующие блоки:
общее представление о компании;
политика организации;
элементы оплаты труда;
дополнительные льготы;
охрана труда и соблюдение техники безопасности;
работник и его отношения с профсоюзом;
служба быта;
экономические факторы.
Блоки специализированной программы:
функции подразделения;
рабочие обязанности и ответственность;
отчетность;
процедуры, правила; предписания;
представление сотрудникам подразделения.
Содержание каждого блока общей и специализированной программы представлено в Приложении Д.
Оба варианта программ по своему содержанию сходны, их отличие состоит в структурировании по блокам информации для нового сотрудника. Жестких требований к выбору типа программы и даже перечню вопросов в содержании программы не существует. В каждом конкретном случае критерием отбора информации для новичка и форму её предоставления должна быть цель адаптации персонала в конкретной организации.
Составив программу адаптации, включающую комплекс основных мероприятий по адаптации сотрудника, необходимо установить круг лиц, несущих за нее ответственность.
В идеале процесс адаптации должен затрагивать три стороны: наставника, непосредственного руководителя и специалиста службы персонала.
Наиболее успешно в практике адаптации сотрудников в организации используется наставничество, о чем свидетельствуют отзывы специалистов (А. П. Егошин, Т. Какинская, А. Я. Кибанов, О. Чехова, Л. Французова, П. Шейл и др.)11.
Наставничество – это процесс, в котором один человек (наставник) ответствен за продвижение и развитие другого человека – «новичка» вне рамок обычных взаимоотношений менеджера и подчиненного12 .
Наставничество – форма адаптации и профессиональной подготовки новых сотрудников в компании, это выполнение деловых функций под наблюдением наставника.
Процесс адаптации сотрудника не происходит изолировано. Как и на все другие процессы в организации на него оказывают влияние ряд обстоятельств или факторов. Факторы адаптации – это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результат этого процесса. Д. А. Аширов предлагает выделять две группы факторов: личностные (стаж, образование, профессиональная мотивация и т. д.) и производственные (содержание трудовой деятельности
, условия труда и правила внутреннего распорядка, руководство и т. д.).
Современные исследования позволяют определить следующие факторы, влияющие на успешность адаптации сотрудников в России:
положительная корпоративная культура;
высокий уровень образования сотрудника;
материальный достаток адаптируемых субъектов;
принадлежность к определенной социально-профессиональной группе.
Рассмотрение факторов адаптации персонала является важной частью работы по управлению этим процессом. Анализируя факторы, влияющие на процесс адаптации работника можно более точно выстроить программу адаптации и спрогнозировать возможные риски для организации при реализации адаптационных мероприятий. Более подробно преимущества и риски при проведении адаптационных программ представлены в Приложении Е.
Результаты реализации программ и мероприятий по адаптации персонала могут быть рассмотрены на уровне организации, подразделения и нового сотрудника (таблица 2)13.
Таблица 2 – Результаты реализации программ ориентации новых сотрудников
Результаты реализации программ сотрудников | Общая ориентация | Специализированная ориентация |
д компании | Все сотрудники одинаковую информацию, предотвращает непонимание конфликты. Поддержка целей и стра компании. Сокращение кадров. | качество товаров услуг. Повышает экономи показатели работы, т. ч. производительн труда. Сокращение текучес кадров. |
д подразделения и руководителя | Все работники место подразделения общей работе Повышается мотивация | Повышается квалификации и мастер работников. Улучшаются работы подразделения. оценка работы |
Для новых сотрудников | понимают, чего них ждет Повышается ответственность порученную работу. процесс вхождения коллектив, работа команде. | количественные и показатели работы. С дополнительные возможности сотрудничества и С ростом производител повышается заработная |
Таким образом, управление адаптацией персонала требует тщательного планирования. Выбор конкретных мероприятий, сроков и участников процесса адаптации может быть разнообразным и, как правило, связан с особенностями организации и новых сотрудников.
2. Основные направления совершенствования системы адаптации персонала торгового предприятия
2.1 Зарубежный и отечественный опыт адаптации персонала
Рассмотрим опыт зарубежных компаний процесса адаптации персонала.
Интересен в отношении адаптации опыт Японии. Система подготовки кадров здесь отличается большой спецификой. Учащиеся японской школы до перехода на вторую ступень среднего образования (10 – 12 классы) практически не могут получить какой-либо профессиональной подготовки, т.е. большая часть японской молодежи, имея среднее образование, выходит на рынок труда если не вовсе профессионально не подготовленной, то, во всяком случае, без какого-либо свидетельства о присвоении квалификации.
Это, однако, мало смущает руководство японских компаний. Профессиональная подготовка в фирмах – неотъемлемая часть японской системы управления кадрами.
Руководство компаний стремится привлечь молодых людей непосредственно со школьной скамьи, потому что отсутствие каких-либо навыков в работе свидетельствует о неиспорченности, отсутствии стороннего влияния, готовности воспринять правила поведения, принятие в данной корпорации. Поступившая молодежь проходит обязательный курс начальной подготовки – адаптации. Это происходит в течение относительно короткого периода – двух месяцев14.
В Японии после окончания университета за каждым молодым специалистом, принятым на работу, закрепляется так называемый «крестный отец» – наставник с широкими полномочиями. Наставник, как правило, выпускник того же университета, что и новичок, помогает ему адаптироваться на рабочем месте, разрешать возможные конфликты, бывает у своего подчиненного дома, знакомиться с его семьей, хобби и т.д.
Все вопросы о перемещении молодого специалиста решаются при участии наставника. Такое наставничество осуществляется до 35 лет.
В таблице 3 приведено содержание ориентационной программы, принятой во многих японских компаниях и призванной ознакомить новых работников с максимально широким кругом сведений об организации и её деятельности15.
Таблица 3 – Типичная тематика ориентации новых работников в японских компаниях
Тема | Содержание |
Информация компании | информация, оргструктура основные направления компании, долгосрочные краткосрочные планы, и финансовая отношение работников работодателя, профсоюзы, труда и распорядок, структура социальное обеспечение дополнительные льготы. |
Продукция | Основная продукции фирмы, и пользователи продукции, её в сравнении продукцией конкурентов. |
Производство | Структура принципы работы, потоки, действующая управления производством, принципы, обеспечивающие производственного процесса. |
Продажи | Реклама доля, которую на рынке компании, перспективы тенденции конкурентной организация продаж, и методы продаж. |
трудовые навыки | Овладение профессиональными знаниями основными рабочими на уровне, требованиям к Установление рабочих правильная организация места. |