Файл: Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование, профиль Психология и педагогика начального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 425
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главная цель учебной деятельности младших школьников - сформировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность по изучению окружающей действительности. Формирование целостной картины мира связано с процессом усвоения научных знаний и развития мышления.
30. Методика формирования знаний о десятичном принципе записи чисел на уроках математики.
Изучение натуральных чисел происходит по следующим концентрам: однозначные числа, двузначные числа, трехзначные числа, числа в пределах класса тысяч, числа в пределах класса миллионов. Выделение таких концентров связано с тем, что одной из главных задач изучения этой темы является осознание принципа построения той системы счисления, которой в настоящее время пользуются в большинстве стран мира - позиционной десятичной. В этой системе числа десять, сто, тысяча и т.д. являются основными системообразующими и, следовательно, должны занимать особое место в процессе изучения, а не возникать как рядоположенные по отношению к остальным натуральным числам. Первоначальной основой знакомства с натуральными числами является теоретико-множественный подход, который позволяет максимально использовать дошкольный опыт учеников, сложившиеся у них представления о механизме возникновения чисел как результата пересчета предметов.
Умение, а затем навыки читать и записывать числа в десятичной системе счисления формируются у младших школьников поэтапно и тесно связаны с такими понятиями, как число, цифра, разряд, класс, разрядные единицы, разрядные десятки, разрядные сотни и т.д., разрядные слагаемые.
Работа, целью которой является формирование представления о десятичной системе счисления, начинается в концентре «Сотня», который разбивается на две ступени - 11-20 и 21-100. На каждой ступени сначала изучается устная нумерация, а затем письменная. Одновременно ведётся работа, связанная с усвоением натурального ряда чисел.
Дальнейшее изучение нумерации продолжается в концентре «Тысяча». Особенности десятичной системы счисления позволяют младшим школьникам осуществлять перенос умения читать и записывать двузначные числа на область трёхзначных. Появление нового разряда - сотен связывается с введением новой счётной единицы (сотни). В концентре «Многозначные числа» дети учатся читать и записывать четырёхзначные, пятизначные и шестизначные числа. В этом концентре вводится понятие «класс». Для усвоение структуры многозначного числа и терминологии, связанной с названием разрядов и классов, учащиеся упражняются в чтении чисел, записанных в таблицу, которая называется таблицей разрядов и классов, или записывают в неё числа, которые называет учитель.
31. Методы стимулирования учебной деятельности младшего школьника.
В обычной общеобразовательной школе имеется значительное количество учащихся, требующих специального подхода в процессе обучения. Это дети, которые по состоянию здоровья, развитию физиологических и психических функций находятся в пограничной области между нормой и патологией. Они составляют тот «резерв», из которого рекрутируются отстающие, неуспевающие, школьно дезадаптированные учащиеся. Особую группу таких детей составляют интеллектуально пассивные школьники. По некоторым проявлениям они сходны с учащимися, имеющими отклонения в умственном развитии. Они не проявляют любознательности, не активны и не самостоятельны, требуют дополнительного объяснения учебного материала и персонального внимания. Причины интеллектуальной пассивности связаны как с отклонениями в развитии, так и с недостатками воспитания и обучения.
Неравнодушный педагог, сталкиваясь с проблемой отсутствия интереса к учебе у некоторых детей, задается вопросом: как организовать урок так, чтобы он стал для школьников радостью познания мира и активизировал бы их желание учиться? Изучением этого вопроса занялась и я. Результаты моего творческого поиска приведены в данном докладе – это методы, направленные на решение проблемы школьной мотивации. Поскольку для учащихся характерна разная степень или интенсивность познания, то учителю важно определить спектр методов его стимулирования.
Поэтому целью моей работы является - выявление наиболее эффективных методов стимулирования учебной деятельности, повышающих интерес и активность учащихся.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования с целью выявления методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность.
2. Раскрыть основные понятия: метод, методы обучения стимул, стимулирование, мотивация
3. Выявить наиболее эффективные методы стимулирования учебной деятельности учащихся.
Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату.[ 2] В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи; специфику их работы по достижению целей обучения.
Таким образом, считается, что методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – это возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Известно, что под стимулированием в обучении понимается побуждение учеников к активной учебной деятельности. Стимулирование связано с непосредственными действиями педагога, который сознательно влияет на учеников, вызывая у них определенные мотивы учения. Любая деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие мотивы, вызывающие желание действовать с полной отдачей сил, преодолевать затруднения, неблагоприятные условия, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение к учебной деятельности, которая протекает более успешно, если у учеников сформированы положительное отношение к учению, познавательный интерес, потребность в приобретении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга и ответственности.
Чтобы выработать у школьников указанные мотивы учебной деятельности, педагог использует весь арсенал методов обучения. Но стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, т.е. во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием внешних стимулов, но и под влиянием самой личности школьника, его прежнего опыта, потребностей и пр. Собственно, стимул всегда дает не только прямой, но и опосредуемый личностью обучаемого эффект.
Один и тот же стимул может по-разному сказаться на мотивах разных учеников в зависимости от их отношения к этому стимулу, готовности отозваться на него и даже от настроения и самочувствия ученика. В учебном процессе очень важно добиваться
, чтобы педагогические стимулы превращались в положительные мотивы, обеспечивающие желание и активность учеников в овладении новым учебным материалом. В самом названии “методы стимулирования и мотивации” находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.
Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности – в этом заключается его побуждающая функция. Методы стимулирования учебной деятельности можно условно разделить на большие группы:
1. методы эмоционального стимулирования;
2. методы развития познавательного интереса;
3. методы формирования ответственности и обязательности;
4. методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.
Ценным методом эмоционального стимулирования интереса к учению выступают игры и игровые формы организации познавательной деятельности. Тут могут быть использованы, например, настольные игры с познавательным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала. Так, для отработки навыков устного счета на уроках математики подходят игры-цепочки, построенные (как и общеизвестная игра «в города») по принципу передачи права ответа по цепочке. В начальной школе игра может охватывать весь учебный день или отдельный урок. К примеру, сюжетом, объединяющим весь урок, может стать приход на урок «в гости к ребятам» героев сказки «Три поросенка» - Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа. После короткого приветствия и объяснения причины прихода каждый поросенок выбирает понравившийся ряд и вместе с учащимися, сидящими в этом ряду, начинает готовиться к строительству хижины или шалаша. В ходе одного задания они могут рассчитать, сколько нужно кирпичей для крепкого дома, в другом - на каком расстоянии друг от друга нужно посадить вдоль дорожки кусты роз и т.д.
Эффективными методами развития познавательного интереса являются следующие методы: формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета, стимулирование мотивации занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска.
Метод формирование готовности восприятия учебного материала представляет собой одно или несколько заданий или упражнений учителя, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. К примеру, вместо стандартной фразы: «Мы начинаем новую тему» - учитель может раздать учащимся по листу бумаги и попросить написать в течение 3 мин все известные им слова, относящиеся к данной теме.
После выполнения этого задания они подсчитают, сколько слов им удалось написать, и выясняют, у кого больше, а у кого меньше. Теперь можно начинать новую тему. Учащиеся будут внимательно следить за речью учителя, думая о том, что они забыли написать, что можно было бы написать еще.
Метод выстраивания вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета - это проведение в ходе уроки игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий. Примером может служить проведение на уроке природоведения игры- путешествия. Изучая растения, учащиеся вместе с воробьем могут посидеть на каждом дереве, рассмотреть его особенности, попрыгать по поляне вокруг цветов, вдыхая их аромат. А контрольную работу по математике можно провести в виде конкурса штурманов космических кораблей на звание «Лучшего штурмана».
Метод стимулирования занимательным содержанием - это подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий. Этот метод создает в классе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса.
Одним из приемов, входящих в этот метод, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учебный процесс интересных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, в курсе природоведения это могут быть примеры типа «круговорот воды в нашем городе (селе)», «явления природы в сказках» и др. Подбор занимательных фактов вызывает неизменный отклик у учеников. Школьникам можно предложить и самим подбирать такие примеры.
Однако, процесс обучения опирается не только на эмоции и мотив познавательного интереса, но и на целый ряд других мотивов, среди которых особенно значимыми являются мотивы ответственности и обязательности. Одним из основных выступает мотив чести, когда учащийся дорожит своим словом или обещанием и стремится его обязательно выполнить - «держать свое слово».
Мотивы долга и ответственности формируются на основе разъяснения школьникам личностной значимости учения; приучения их к выполнению требований оперативного контроля.
Методы развития творческих способностей учащихся - это творческое задание, для решения которого учащимся необходимо придумать приемы или способы решения, никогда ими ранее в школе не применяемые. Почти любое учебное задание