Файл: Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование, профиль Психология и педагогика начального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 428

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Человек. Учащиеся знакомятся с основами анатомии и физиологии человека, у них формируются навыки личной гигиены.
Экология. Учащиеся получают представление о взаимосвязи и зависимости живых организмов и неживой природы, знакомятся с природоохранными мероприятиями, усваивают навыки правильного поведения в природе. Вводятся понятия «природное сообщество», «цепь питания», «сети питания», «экологическая пирамида».
Общество. Изучаются следующие темы:
а) «Человек. Семья. Общество». Здесь рассматриваются такие понятия, как семья, родословная, фамилии, имена и отчества членов семьи; труд и отдых членов семьи; семейный бюджет; взаимоотношения между людьми;
б) «Человек и его безопасность». Здесь рассматриваются правила безопасного поведения в быту, на дорогах, пожарная безопасность; транспорт (наземный, подземный, водный и воздушный) и правила его использования;
в) «Наша Родина и мир». Здесь даются сведения о родном крае, о достопримечательностях, о местном хозяйстве. Далее рассматривается Россия как наша Родина, даются сведения о столице России - Москве; о Конституции, правах человека, правах ребёнка; о государственной символике: флаге, гимне, гербе, о государственных праздниках, о государственном устройстве России (президент, Федеральное собрание, правительство); о народах нашей страны, об уважении к культуре, истории, языку. Далее - выход за пределы России - многообразие современного мира, страны мира, соседи России. Ответственность людей за будущее нашего общего дома - Земли.
История Отечества. Включает следующее содержание:
- представление об истории, исторические источники, счёт лет в истории; восточные славяне. Древняя Русь, крещение Руси. Русские земли в X11I-XV вв. Куликовская битва. Московская Русь. Реформы Петра I, образование Российской империи. Отечественная война 1812 г., Октябрьская революция, образование СССР, Великая Отечественная война, современная Россия. По мере прохождения материала рассматривается культура России соответствующего исторического периода. Кроме того, изучается прошлое родного края.
Таким образом, блок «История Отечества» построен по принципу историзма: дана краткая история России, особое внимание уделено
переломным событиям истории.

33. Структура основной образовательной программы начального общего образования.
Образовательная программа в соответствии с ФГОС содержит следующие разделы:

I. Целевой раздел

 Пояснительная записка.

 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной

программы начального общего образования.

 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной

образовательной программы начального общего образования.

II. Содержательный раздел

 Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся.

 Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной

деятельности.

 Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

 Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного

образа жизни.

 Программа коррекционной работы.

III. Организационный раздел

 Учебный план начального общего образования.

 План внеурочной деятельности.

 Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии

с требованиями стандарта.

ООП начального общего образования предназначена для удовлетворения

образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека младшего

школьного возраста и нацелена на:

 сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности

учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;

 овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом,

математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом);

 формирование ключевых компетентностей обучающегося: в решении задач и

проблем, информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной

(образовательной) и компетентности взаимодействия;

 развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой,

предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных

видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого

ребенка.

 формирование у младших школьников основ теоретического и практического

мышления и сознания;

 создание педагогических условий, обеспечивающих успешное образование на

данной ступени, и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на

следующие ступени образования, во внешкольную практику.


34. Методика обучения младших школьников технике смыслового чтения.


Согласно требованиям ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:

– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;

– поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;

– изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.
Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

Развитие умения анализировать задание.

Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).

Определение последовательности событий в тексте.

Формулирование простых выводов после прочтения.

Преобразование прочитанного текста в таблицу.

Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.
35. Особенности образовательной области «Искусство» в начальной школе.
Искусство всегда занимало важное место в развитии культуры общества, поскольку с его помощью происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями.

Предметная область «Искусство» включает две дисциплины: «Музыка» и «Изобразительное искусство».

Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство».

Задачи обучения по предметной области «Искусство»:

- формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства;


- формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;

- развитие у школьников способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека;

- овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося объекта творческой деятельности и взаимосвязи между различными видами искусства;

- формирование целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой художественной культуре.
Содержание по предметной области «Искусство».

Изобразительное Искусство

Начальное образование по предмету «Изобразительное искусство» является частью образовательной системы «Искусство» и обеспечивает общее художественное образование, которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие школьников.

В период начального художественного образования в процессе реализации главной цели, то есть воспитания эстетического отношения к жизни, акцент в преподавании делается на развитии:

• эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира;

• первичных форм художественного воображения;

• способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах

В начальной школе предмет называется "Изобразительное искусство и художественный труд”.

В образовательной практике под понятием «изобразительное искусство» понимается все пластические (или пространственные, или зрительные) искусства, включающие наряду с собственно изобразительными искусствами – живописью, графикой и скульптурой – также архитектуру и прикладные искусства.

В содержание предмета входят практическая художественная деятельность учащихся, эстетическое восприятие действительности и искусства. Учебный предмет "Изобразительное искусство” объединяет в себе основы всех зрительных видов искусств: живописи, графики, скульптуры, народного и профессионального декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.
Основные виды художественной деятельности.

Восприятие обучающимися произведений искусства.

Особенности художественного творчества: художник и зритель.

Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное.

Отражение в произведениях пластического вида искусства общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.

Соотношение фотографии и произведений изобразительного искусства: сходство и различия.


Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются: возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства; художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.

Рисунок. Материалы используемые для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Методы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.