Файл: Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование, профиль Психология и педагогика начального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 429
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
можно представить в творческой форме, однако наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений. Частое применение таких заданий приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий. Дискуссия (организация обсуждения материала) - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других. Перевод игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для учащихся игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий. В качестве главного требования к выбору нового элемента выступает возникновение после его введения ситуации, способы выхода из которой в классе еще не изучались. К примеру, после решения представленных в игровой форме заданий можно предложить учащимся изобразить графически или в виде рисунка условия самих заданий или способы их решения.
Таким образом, каждый из вышеперечисленных методов организации учебно-познавательной деятельности в одно и то же время обладает не только информативно-обучающим, но и стимулирующим, мотивационным воздействием. Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности – в этом заключается его побуждающая функция. Следовательно, знание педагогом всего богатства методов стимулирования учебной деятельности школьников, позволяет ему в каждом конкретном случае избирать те из них, которые наилучшим образом соответствуют решаемым учебно-воспитательным задачам, особенностям учеников, степени развитости у них познавательного интереса, для того, чтобы перевести школьников на новый, более высокий уровень.
32. Структура и содержание учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Содержание курса определяется рядом нормативных документов: Государственным образовательным стандартом начального общего образования, Базисным учебным планом, учебными программами. В образовательном стандарте определены требования к результатам освоения основной образовательной программы.
Предметные результаты освоения программы по окружающему миру должны отражать:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из сехмейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
10
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В Базисном учебном плане распределено учебное время между федеральным, региональным и школьным компонентами образовательного стандарта. Окончательное содержание курса определено в конкретных программах по окружающему миру.
Содержание курса «Окружающий мир» можно распределить по следующем основным тематическим блокам: 1) небесные тела; 2) погода;
неживая природа; 4) география; 5) растения; 6) животные; 7) сезонные изменения в неживой природе; 8) сезонные изменения в живой природе; 9) сезонные изменения в труде людей; 10) человек (строение, охрана здоровья); 11) экология; 12) общество; 13) история Отечества.
Рассмотрим каждый из этих блоков, их содержание в современных программах и учебниках.
Небесные тела:
Солнце - источник тепла, света и жизни на Земле. Дети должны уметь определять место и время восхода и захода солнца, продолжительность дня, изменение относительной высоты солнца над горизонтом с помощью гномона;
Луна - спутник Земли;
движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Смена дня и ночи, смена времён года.
Погода. Понятие «погода» вводится путём суммирования сведений о её составляющих: температуре воздуха в градусах, наличии и силы ветра, облачности, наличии и вида осадков, других погодных явлений (туман, гроза, гололёд, изморозь). В учебниках некоторых авторов объясняется причина появления ветра, вводится понятие «роза ветров», дети узнают о видах облаков. Даются сведения причинно-следственного характера: почему идёт дождь, почему появляется радуга, почему бывает эхо.
Неживая природа. Содержание этого блока раскрывается в темах «Вода», «Воздух», «Почва», «Горные породы и минералы». Дети изучают свойства воды, воздуха, почв, полезных ископаемых, их значение и охрану.
География. В ходе изучения географических тем учащиеся знакомятся:
с понятиями «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», учатся пользоваться компасом;
с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы, овраги);
с разнообразием водоёмов: река, озеро, море и др. Вводятся понятия «исток», «устье», «русло», «приток»;
с глобусом, картами мира, России и своей местности, с условными обозначениями на карте. Вводится понятие «масштаб»;
с природными зонами России. В некоторых программах (например,
Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова) рассматриваются все природные зоны Земли.
Растения. В этот блок входят следующие темы и основные сведения:
а) органы растений:
корень: находится в почве, растёт вниз, всасывает воду и питательные вещества, удерживает растение;
11
стебель: растёт вверх, на нём находятся листья, цветки, плоды с семенами; вводится понятие «побег» как стебель вместе с листьями и почками;
лист: находится на стебле, дышит с помощью устьиц. Изучается разнообразие формы листьев;
цветок: образуется на стебле, из него развиваются плоды и семена;
плод: образуется из цветка, в нём находятся семена, которыми размножается большинство растений. Даются природоохранные сведения - нельзя срывать цветы диких растений, особенно редких;
б) условия жизни растений: тепло, вода, свет, воздух, минеральные вещества;
в) развитие растения из семени: стадии набухания, появления проростка, листьев, цветков, плодов и семян;
г) жизненные формы растений: дерево - растение с одним одревесневшим стволом; кустарник - растение с несколькими одревесневшими стволами; травянистые растения имеют гибкие зелёные стебли, которые у однолетних погибают, у многолетних восстанавливаются после зимовки;
д) хвойные растения (листья - хвоинки) и лиственные (плоские, широкие, опадающие осенью листья);
е) экология растений: вводятся понятия «теплолюбивые и хладостойкие», «светолюбивые и теневыносливые», «влаголюбивые и засухоустойчивые» растения;
ж) выделяют такие группы растений, как дикорастущие, культурные, комнатные, лекарственные, ядовитые, вводится понятие «сорт».
В настоящее время расширен список изучаемых групп растений за счёт лишайников, водорослей, мхов и папоротников. Стали уточнять, что грибы - самостоятельная группа живых организмов. Вводится термин «царство».
Животные.Обязательными для изучения являются животные четырёх групп: насекомые, рыбы, птицы и звери:
а) насекомые:
строение: три пары ног, три части тела - голова, грудь и брюшко, крылья и ноги прикреплены к груди;
размножение: два пути развития насекомых - с полным и с неполным превращением;
польза и вред насекомых для человека;
б) рыбы:
признаки: водные животные, тело которых покрыто чешуёй, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами кислородом, растворённым в воде.
в)птицы:
признаки: тело покрыто перьями, имеют две ноги, два крыла, развиваются из яиц;
деление птиц на перелётных и зимующих, а зимующих - на осёдлых и кочующих;
г) звери (млекопитающие):
признаки: тело покрыто шерстью, сразу рождаются живые детёныши (исключение - ехидна и утконос), детёнышей выкармливают молоком;
12
.
деление на растительноядных, хищных, насекомоядных и всеядных;
вводится понятие о диких и домашних животных;
условия, необходимые для жизни животных, - пища, вода, воздух, тепло, свет.
В большинстве программ дополнительно изучаются черви, моллюски, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся.
Сезонные изменения в неживой природе. В рамках этого блока учащиеся получают следующие сведения:
а) лето: солнце стоит высоко над горизонтом, продолжительность дня большая, тепло и жарко, осадки в виде дождей (часто ливни с грозами), почва и вода прогретые;
б) осень: солнце ниже над горизонтом, чем летом, дни укорачиваются, холодает, часто идут дожди, переходящие в снег, почва и вода охлаждаются;
в) зима: солнце низко над горизонтом, дни короткие, осадки в виде снега, бывают метели, температура воздуха низкая (морозы), почва и водоёмы замерзают. Вводятся понятия «снежинка», «сугроб», «снегопад», «гололёд», «наст», «ледостав»;
г) весна: солнце по сравнению с зимой выше над горизонтом, дни удлиняются, температура повышается, тает снег, осадки в виде мокрого снега и дождя, тает лёд на водоёмах, оттаивает почва. Вводятся понятия «оттепель», «ледоход», «половодье».
Сезонные изменения в живой природе. Рассматриваются изменения в жизни растений и животных:
а) растения:
лето - вегетация, цветение и плодоношение;
осень - созревание плодов и семян, отмирание наземных частей трав, изменение окраски листьев, листопад;
зима - лиственные растения стоят голые, без листьев, зелёными остаются хвойные и некоторые травянистые растения под снегом (озимые посевы, земляника);
весна - сокодвижение, набухание почек, цветение некоторых растений, распускание листьев;
б) животные:
лето - размножение, выкармливание потомства;
осень - исчезновение насекомых, отлёт перелётных птиц, у зимующих птиц образуется пух, у зверей - линька, накопление подкожного жира;
зима - нет насекомых, встречаются зимующие птицы (снегири, синицы, свиристели), сон или спячка у зверей (детям разъясняют, в чём различия сна и спячки);
весна - появление насекомых, пробуждение зверей от сна и спячки, весенняя линька, прилёт птиц, гнездование, насиживание яиц, появление птенцов, их вскармливание.
Сезонные изменения в трудовой деятельности людей:
а) лето - работа на полях, садах и огородах, выпас скота, сенокос;
б) осень - уборка урожая и подготовка сельскохозяйственных животных к зимовке;
13
в) зима - уход за сельскохозяйственными животными, подготовка к весеннему севу;
г) весна - сельскохозяйственные работы (сев и др.), уход за сельскохозяйственными животными.
Таким образом, каждый из вышеперечисленных методов организации учебно-познавательной деятельности в одно и то же время обладает не только информативно-обучающим, но и стимулирующим, мотивационным воздействием. Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности – в этом заключается его побуждающая функция. Следовательно, знание педагогом всего богатства методов стимулирования учебной деятельности школьников, позволяет ему в каждом конкретном случае избирать те из них, которые наилучшим образом соответствуют решаемым учебно-воспитательным задачам, особенностям учеников, степени развитости у них познавательного интереса, для того, чтобы перевести школьников на новый, более высокий уровень.
32. Структура и содержание учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Содержание курса определяется рядом нормативных документов: Государственным образовательным стандартом начального общего образования, Базисным учебным планом, учебными программами. В образовательном стандарте определены требования к результатам освоения основной образовательной программы.
Предметные результаты освоения программы по окружающему миру должны отражать:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из сехмейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
10
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В Базисном учебном плане распределено учебное время между федеральным, региональным и школьным компонентами образовательного стандарта. Окончательное содержание курса определено в конкретных программах по окружающему миру.
Содержание курса «Окружающий мир» можно распределить по следующем основным тематическим блокам: 1) небесные тела; 2) погода;
неживая природа; 4) география; 5) растения; 6) животные; 7) сезонные изменения в неживой природе; 8) сезонные изменения в живой природе; 9) сезонные изменения в труде людей; 10) человек (строение, охрана здоровья); 11) экология; 12) общество; 13) история Отечества.
Рассмотрим каждый из этих блоков, их содержание в современных программах и учебниках.
Небесные тела:
Солнце - источник тепла, света и жизни на Земле. Дети должны уметь определять место и время восхода и захода солнца, продолжительность дня, изменение относительной высоты солнца над горизонтом с помощью гномона;
Луна - спутник Земли;
движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Смена дня и ночи, смена времён года.
Погода. Понятие «погода» вводится путём суммирования сведений о её составляющих: температуре воздуха в градусах, наличии и силы ветра, облачности, наличии и вида осадков, других погодных явлений (туман, гроза, гололёд, изморозь). В учебниках некоторых авторов объясняется причина появления ветра, вводится понятие «роза ветров», дети узнают о видах облаков. Даются сведения причинно-следственного характера: почему идёт дождь, почему появляется радуга, почему бывает эхо.
Неживая природа. Содержание этого блока раскрывается в темах «Вода», «Воздух», «Почва», «Горные породы и минералы». Дети изучают свойства воды, воздуха, почв, полезных ископаемых, их значение и охрану.
География. В ходе изучения географических тем учащиеся знакомятся:
с понятиями «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», учатся пользоваться компасом;
с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы, овраги);
с разнообразием водоёмов: река, озеро, море и др. Вводятся понятия «исток», «устье», «русло», «приток»;
с глобусом, картами мира, России и своей местности, с условными обозначениями на карте. Вводится понятие «масштаб»;
с природными зонами России. В некоторых программах (например,
Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова) рассматриваются все природные зоны Земли.
Растения. В этот блок входят следующие темы и основные сведения:
а) органы растений:
корень: находится в почве, растёт вниз, всасывает воду и питательные вещества, удерживает растение;
11
стебель: растёт вверх, на нём находятся листья, цветки, плоды с семенами; вводится понятие «побег» как стебель вместе с листьями и почками;
лист: находится на стебле, дышит с помощью устьиц. Изучается разнообразие формы листьев;
цветок: образуется на стебле, из него развиваются плоды и семена;
плод: образуется из цветка, в нём находятся семена, которыми размножается большинство растений. Даются природоохранные сведения - нельзя срывать цветы диких растений, особенно редких;
б) условия жизни растений: тепло, вода, свет, воздух, минеральные вещества;
в) развитие растения из семени: стадии набухания, появления проростка, листьев, цветков, плодов и семян;
г) жизненные формы растений: дерево - растение с одним одревесневшим стволом; кустарник - растение с несколькими одревесневшими стволами; травянистые растения имеют гибкие зелёные стебли, которые у однолетних погибают, у многолетних восстанавливаются после зимовки;
д) хвойные растения (листья - хвоинки) и лиственные (плоские, широкие, опадающие осенью листья);
е) экология растений: вводятся понятия «теплолюбивые и хладостойкие», «светолюбивые и теневыносливые», «влаголюбивые и засухоустойчивые» растения;
ж) выделяют такие группы растений, как дикорастущие, культурные, комнатные, лекарственные, ядовитые, вводится понятие «сорт».
В настоящее время расширен список изучаемых групп растений за счёт лишайников, водорослей, мхов и папоротников. Стали уточнять, что грибы - самостоятельная группа живых организмов. Вводится термин «царство».
Животные.Обязательными для изучения являются животные четырёх групп: насекомые, рыбы, птицы и звери:
а) насекомые:
строение: три пары ног, три части тела - голова, грудь и брюшко, крылья и ноги прикреплены к груди;
размножение: два пути развития насекомых - с полным и с неполным превращением;
польза и вред насекомых для человека;
б) рыбы:
признаки: водные животные, тело которых покрыто чешуёй, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами кислородом, растворённым в воде.
в)птицы:
признаки: тело покрыто перьями, имеют две ноги, два крыла, развиваются из яиц;
деление птиц на перелётных и зимующих, а зимующих - на осёдлых и кочующих;
г) звери (млекопитающие):
признаки: тело покрыто шерстью, сразу рождаются живые детёныши (исключение - ехидна и утконос), детёнышей выкармливают молоком;
12
.
деление на растительноядных, хищных, насекомоядных и всеядных;
вводится понятие о диких и домашних животных;
условия, необходимые для жизни животных, - пища, вода, воздух, тепло, свет.
В большинстве программ дополнительно изучаются черви, моллюски, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся.
Сезонные изменения в неживой природе. В рамках этого блока учащиеся получают следующие сведения:
а) лето: солнце стоит высоко над горизонтом, продолжительность дня большая, тепло и жарко, осадки в виде дождей (часто ливни с грозами), почва и вода прогретые;
б) осень: солнце ниже над горизонтом, чем летом, дни укорачиваются, холодает, часто идут дожди, переходящие в снег, почва и вода охлаждаются;
в) зима: солнце низко над горизонтом, дни короткие, осадки в виде снега, бывают метели, температура воздуха низкая (морозы), почва и водоёмы замерзают. Вводятся понятия «снежинка», «сугроб», «снегопад», «гололёд», «наст», «ледостав»;
г) весна: солнце по сравнению с зимой выше над горизонтом, дни удлиняются, температура повышается, тает снег, осадки в виде мокрого снега и дождя, тает лёд на водоёмах, оттаивает почва. Вводятся понятия «оттепель», «ледоход», «половодье».
Сезонные изменения в живой природе. Рассматриваются изменения в жизни растений и животных:
а) растения:
лето - вегетация, цветение и плодоношение;
осень - созревание плодов и семян, отмирание наземных частей трав, изменение окраски листьев, листопад;
зима - лиственные растения стоят голые, без листьев, зелёными остаются хвойные и некоторые травянистые растения под снегом (озимые посевы, земляника);
весна - сокодвижение, набухание почек, цветение некоторых растений, распускание листьев;
б) животные:
лето - размножение, выкармливание потомства;
осень - исчезновение насекомых, отлёт перелётных птиц, у зимующих птиц образуется пух, у зверей - линька, накопление подкожного жира;
зима - нет насекомых, встречаются зимующие птицы (снегири, синицы, свиристели), сон или спячка у зверей (детям разъясняют, в чём различия сна и спячки);
весна - появление насекомых, пробуждение зверей от сна и спячки, весенняя линька, прилёт птиц, гнездование, насиживание яиц, появление птенцов, их вскармливание.
Сезонные изменения в трудовой деятельности людей:
а) лето - работа на полях, садах и огородах, выпас скота, сенокос;
б) осень - уборка урожая и подготовка сельскохозяйственных животных к зимовке;
13
в) зима - уход за сельскохозяйственными животными, подготовка к весеннему севу;
г) весна - сельскохозяйственные работы (сев и др.), уход за сельскохозяйственными животными.