Файл: Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование, профиль Психология и педагогика начального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 422
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
недостатки дидактических и воспитательных воздействий;
недостатки учебных планов, программ, методических пособий;
плохая организация педагогического процесса в школе.
Менее распространенные причины школьной неуспеваемости — недостаточная подготовка к школе больных детей. Дошкольники, тяжело или часто болеющие, требуют особого внимания. Когда они проходят курс лечения, лежат в больнице или просто дома, они, как правило, не занимаются. Когда они выздоравливают, их нужно включать в занятия, но очень осторожно, избегая перегрузок. Если ребенка готовят к школьному обучению в детском саду или специальной группе, после болезни ему трудно снова начать работать вместе со всеми - он отстал от сверстников. Образуются пробелы в знаниях, ликвидировать которые без умелой помощи родителей очень сложно.
Причиной школьной неуспеваемости в начальных классах может быть низкая обучаемость. Под обучаемостью понимается общая умственная способность к усвоению знаний. Низкая обучаемость характерна для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.
Категории неуспеваемости:
-
Глубокое и общее отставание (I категория). -
Частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория). -
Эпизодическая неуспеваемость (III категория).
Типы неуспевающих:
-
Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учебе. -
Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе. -
Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе.
В работе с неуспевающими школьниками на первый план необходимо поставить воспитательные и развивающие педагогические воздействия: восполнение пробелов в их учебной подготовке и одновременно развитие познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.
Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное. Перед ними ставятся такие задачи, чтобы была возможность достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. При опросе таким учащимся рекомендуется давать больше времени для обдумывания ответа, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. В ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.
]Большое внимание необходимо уделить дифференцированной работе учителя на уроке. Необходима дифференциация и домашней работы учащихся.
]В практической работе целью является установление причин неуспеваемости отдельного ученика в связи с обнаружением неуспеваемости. Необходимо определить обстоятельства, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные воздействия необходимы.
Одно из важных средств предупреждения неуспеваемости - разноуровневое обучение: адаптация учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого ученика.
Формы работы с неуспевающими:
-
Дозирование заданий для самостоятельной работы на уроке, более подробные, чем у других учеников, инструкции. -
Создание особых условий опроса для неуспевающих учеников. -
Индивидуальная форма обучения. -
Групповые занятия. -
Дифференцированная работа учителя на уроке с временными группами учащихся. -
Дифференциация домашней работы учащихся. -
Дополнительные занятия с отстающими. -
Стимулирование развития интересов. -
Активизация познавательной деятельности учащихся и их самостоятельности, усиление творческих элементов в ней.
52. Использование кейс-технологий на уроках в начальной школе.
Кейс-технология – это технология краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателя новых качеств и умений.
Кейс – технология – современная образовательная технология. В основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры и метод проектов. И ситуативный характер.
Результатом работы кейс – технологии являются работы учащихся в виде презентаций (в начальной школе)
Виды заданий для кейсов:
• Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
• Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
• Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, видеоролика.
• Оценка – обоснование определенной точки зрения.
• Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации;
обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. По сути дела кейс создает практическую, что называется«действующую» модель ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения.
Кейс-технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:
• анализировать информацию,
• сортировать ее для решения заданной задачи,
• выявлять ключевые проблемы,
• генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
• выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Кроме того, дети:
• получают коммуникативные навыки
• развивают презентационные умения
• формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
• приобретают экспертные умения и навыки
• учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
• изменяют мотивацию к обучению.
Требования к содержанию кейса.
В кейсе рассматривается конкретная ситуация, в описание которой включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение определённого времени. Эти ситуации могут отражать как комплексную проблему, так и частную задачу.
Виды пакетов кейсов в обучении:
• Вводный кейс (осведомлённость о наличии проблемы, ситуации, явления, границы рассматриваемого предмета);
• Предоставление информации (знаний по теме или проблеме), в зависимости от предмета может быть более или менее детализированным;
• Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределённости и решать проблемы с преобладанием комплексных, необусловленных факторов);
• Исследовательский кейс (схож с групповым и индивидуальным проектом, анализирует определённую ситуацию или проблему, а результаты этого анализа представляются в форме изложения).
Кейс, имеющий целью развитие определённых навыков (закрепляет, тренирует использование полученных знаний, навыков на примере реальных ситуаций, в зависимости от характера навыков может быть более или менее детализированным, объёмным).
53. Особенности социального опыта младшего школьника.
Приход в школу позволяет ребенку выйти за пределы своего детского периода жизни, занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой деятельности, которая представляет богатый материал для удовлетворения познавательных интересов ребенка. Эти интересы выступают как психологические предпосылки возникновения у ребенка потребности в усвоении знаний о социальных явлениях.
В основном социальные знания младших школьников находятся на уровне представлений, что, прежде всего, связано с наглядным, конкретно-образным мышлением детей этого возраста. Кроме того, знания о социальной действительности детей могут быть на разном уровне полноты и глубины, осознанности и прочности, конкретности и обобщенности, а также характеризоваться уровнем системности: учащиеся могут иметь обрывочные, бессистемные знания ("островки" на основе простых ассоциаций) и системные. На высшем уровне системности знаний учащиеся могут устанавливать межпредметные связи, что достаточно важно для процесса освоения социального опыта.
Знания о социальных явлениях помогают ребенку преодолеть ограни ченность личного опыта в общении с людьми, и таким образом ребенок готовится к поведению в тех ситуациях, с которыми ему не приходилось еще сталкиваться.
Приобретение знаний о социальных явлениях и формирование социальных представлений и понятий является сложным процессом. Восприятие многих явлений социальной жизни людей, их социальных отношений представляет для младшего школьника в силу их возрастных психологических особенностей значительную трудность. Освоение социальных представлений совершается в сложном единстве умственной деятельности, нравственного поведения и переживания. Особое значение имеет переживание ребенком своих отношений с окружающими людьми.
С первых дней пребывания в школе ребенок должен выполнять много новых для него требований, которыми регулируются и направляются все стороны его поведения и способы деятельности. Это требует и предполагает определенную степень развития целенаправленного поведения, сознательно подчинять одно действие другому, а следовательно, определенный уровень освоенности способов деятельности. Каждый школьный день ставит учаще-гося в условия новых отношений, дает толчок развитию детской активности, школьник на каждом шагу сталкивается с тем, что одни его действия и способы их осуществления поддерживаются, поощряются, другие запрещаются, вызывают осуждение. Повторяемость этих оценок приводит к тому, что у ребенка вырабатывается определенная линия поведения. Он сам уже начинает стремиться к одним действиям, воздерживаться от других.