Файл: Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование, профиль Психология и педагогика начального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 423
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
54. Методика обучения письму в начальной школе.
В системе обучения письму получают распространение такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера, поэлементно-целостный. В разные годы предпочтение отдавалось какому-либо одному из них.
Обучение чистописанию копировальным (или стигмографическим) методомзаключалось в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками, бледными чернилами) или написанных от руки учителем карандашом.
Многие методисты (например, Д. Л. Писаревский, Н. И. Боголюбов) признавали, что использование копировального метода для специальных целей в условиях индивидуальной работы с детьми на ранней стадии обучения вполне целесообразно. Д. А. Писаревский считал также, что умелое применение этого способа может дать определенный эффект и при исправлении почерков учащихся третьих классов.
Таким образом, понимая, какой вред может нанести обучению чистописанию копировальный способ как единственный или один из ведущих, все методисты допускали его ограниченное применение в каких-то специальных целях.
Линейный метод также берет свое начало в далеком прошлом. В основе этого метода лежит шрифтовый подход к обучению - точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей, т. е. букву, а следовательно, и слова можно было писать, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма буквы в целом и ее половины, наклон, расстояние между элементами и т. д.
Чистописание в России вверялось учителям-художникам, то вполне естественно, что они склонны были обучать письму так, как обучали рисованию,— со вспомогательной сеткой для построения буквы при письме. Этот метод как единственный тоже не оправдал себя. Частая косая сетка не способствовала развитию навыка письма, формированию глазомера и пр.
Некоторые учителя успешно решали задачи обучения письму первоклассников при работе в тетрадях в одну линию (без верхней линии рабочей строки).
Генетический способ заключается в том, что буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности.
Методисты понимали, что нельзя писать буквы без их осмысливания, учить писать в отрыве от обучения чтению. Поэтому генетический способ у нас в школах применяли после того, как уже все дети научились писать буквы в порядке их изучения чтению, т. е. только для усовершенствования письма, отработки формы букв.
В методических разработках последнего времени (Н. И. Ткаченко, А. И. Воскресенская и др.) этот способ применялся для отработки формы букв в послебукварный период. Постепенное нарастание трудностей происходит не только при изучении формы букв, но и в переходе от одной разлиновки к другой (от частой косой сетки к письму по тетрадям с редкой косой и, наконец, к письму по одной линии), в переходе от поэлементного к побуквенному, затем к безотрывному письму.
Тактический (или ритмический) способ- это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.
Некоторые методисты в свое время очень увлекались этим способом, считая, что только таким методом возможно образование красивого почерка. Впоследствии оказалось, что ритмический способ имеет свои и недостатки и достоинства, и, пользуясь им, нельзя разрешить все трудности обучения чистописанию. Однако большинство методистов признают положительные черты тактического способа (при ограниченном его применении), так как он удобен для работы со всем классом, повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма. Но при длительном и постоянном применении такого способа дети быстрее утомляются, у них притупляется интерес к работе.
Еще один из распространенных методов - обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Это метод вошел в историю чистописания как метод англичанина Карстера, описавшего его в начале XIX в. При применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий. Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки.
По мнению многих методистов, система упражнений Карстера была больше пригодна для взрослых при выработке скорости или исправления почерков, чем для детей, так как многие росчерки были сложны по технике исполнения. В практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного не оправдал себя. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму. В последние годы в методике обучения письму появилось противоречие между двумя тенденциями: поэлементным и целостным начертанием букв. В ныне действующих методических системах в сравнении с традиционными безотрывное письмо неправомерно противопоставляется поэлементному, которое интерпретируется лишь как отрывное (несвязное) воспроизведение букв и их комплексов. Это обусловлено недостаточным учетом в методике современных достижений смежных наук: дидактики, лингвистики, физиологии, психологии, кибернетики (например, данных о закономерностях движения руки при письме, о закономерностях зрительного распознавания графических знаков как своеобразных форм и др.).
Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Задача ученика — увидеть и понять, как надо написать, и воспроизвести у себя в тетради данный ему образец (буквы, буквосочетания, слова).
Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики видели, как учитель пишет. Если часть учащихся не видит, как пишет учитель, надо повторить показ в другом месте доски, встать так, чтобы не заслонять собой образец. Написанное можно еще раз обвести указкой, тем самым повторить показ движения для всех учащихся класса. Такой показ является совершенно обязательным тогда, когда учащиеся впервые знакомятся с буквой, и до тех пор, пока они твердо не усвоили способы написания букв. Необходимо показывать учащимся способы соединения букв. Таким образом, если впервые учащиеся пишут буквосочетание, его надо обязательно показать на доске. В букварный период это приходится делать часто.
Другим приемом при обучении чистописанию следует считать списывание учащимися с готового образца - прописей, образца учителя на доске или в тетради. Это очень старый прием, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма.
Необходимо отличать списывание с прописей от копировального способа, при котором происходит обведение готового образца или его калькирование. При списывании с образца производится зрительный анализ образца и сравнение его с воспроизведенным. При обведении образца учащийся закрепляет правильное движение в хорошем исполнении. Само же обведение осуществляется при очень ограниченном осознавании. Это не активный, а механический процесс. При списывании же процесс активный, поскольку хорошее исполнение возможно только при анализе и сравнении образца с исполнением. Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование - это образец еще и для неосознанного подражания, которое в младшем школьном возрасте очень выражено.
Важно, чтобы любые записи учителя в тетради учащегося были выполнены аккуратно, красивым разборчивым почерком.
При наличии прописей сокращается работа учителя по прописыванию образцов в тетрадях учащихся. Однако полностью прописывание образцов письма в тетрадях не снимается. Образцы письма в тетрадях учеников используются для индивидуальной работы над почерком.
Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца, как мы отметили, осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направления. Однако при копировании, если оно осуществляется правильно, ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма. В индивидуальной работе для исправления формы отдельных букв может быть проведено такое упражнение. В начале строки точками учитель прописывает две буквы: и одну букву прописывает в середине строки. Учитель старается прописать букву при ученике, чтобы он видел не только результат, но и процесс написания буквы.
Некоторые учителя дают учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу, кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение - закрепление правильного движения.
В любом случае копирования важно, чтобы оно осуществлялось как письмо, правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.
Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Этот прием отличается от копировального способа тем, что учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Если, копируя, ученик может не видеть целого, просто вести по линии, то в воображаемом обведении он видит букву как бы через какой-то оптический прибор, пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы. Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске, по прописям.
Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образца, по памяти, писать в воздухе, держа ручку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения. Недостаток этого приема заключается в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движение и форму образца.
Анализ формы букв. Анализ формы буквы может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Например, можно рассматривать, что буква а состоит из овала и палочки с закруглением внизу. Это только формальный анализ. А если мы разберем эту букву по элементам движения, то увидим, что она состоит из таких элементов. Мы начинаем писать букву а как овал, а когда ведем руку вверх, то пишем уже обычную соединительную линию с тем наклоном, какой мы всегда употребляем при письме вверх. Это движение и делает первую часть буквы а отличной от овала. Если же мы пишем букву а в соединении, то в этом случае в букве а можно действительно выделить овал, соединительную линию, идущую вверх, и черту с закруглением внизу. Прежде всего, нужен анализ элементов движения при письме, мы уже отмечали, основными элементами движения при письме являются движение вниз на себя и соединительное движение. Эти движения прослеживаются во всех буквах. Учитель должен помнить, что поэлементный анализ не подменяет собой рассмотрение формы буквы и особенностей ее написания. Поэтому учитель вслед за этим объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, выполняет особенности формы буквы, размер соотношения элементов.
Таким образом, анализ формы буквы проводится по-разному, в зависимости от того, впервые ли вводится буква, насколько сложна по способу написания. Если более легкая по форме буква в букварный период идет после написания более сложной (например, м после л), то достаточно провести сравнение с уже знакомой буквой, назвать состав и количество элементов и предупредить возможные и уже известные ошибки в письме и буквы. Выясняется, на какую букву похожа новая буква, сходство и разница в их письме. Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыком письма.
Сознательное усвоение особенно необходимо на том этапе, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматизированным. Знание правил при письме помогает учащимся улучшить свое письмо.
55. Реализация межпредметных связей при изучении учебного предмета «Технология» в начальной школе.
Межпредметные связи – это связи между предметами, изучаемыми в начальной школе, а также теми науками, которые будут изучаться в среднем звене, такими как физика, химия, география, история и т.д.
Реализация межпредметных и внутрипредметных связей является средством повышения эффективности обучения, формирования единой картины мира, развития кругозора у младших школьников.
Для осуществления межпредметных связей в начальных классах есть все условия. Во-первых, в классе работает один учитель, который ведѐт все предметы, и ему хорошо известен весь программный материал. Во-вторых, учитель хорошо знает психологический климат, возрастные особенности, возможности класса.
Пути реализации межпредметных связей на уроках технологии различны: использование наглядных пособий, презентаций, видеоматериалов, использование знаний, умений, навыков, полученных на других уроках для решения задач обучения.
Технология как предмет начальной школы имеет свои специфические особенности. В первую очередь – это практикоориентированная направленность, которая выражается в содержании и организации обучения, когда необходимые знания и умения учащиеся получают непосредственно в практической деятельности.
Межпредметные связи осуществляются с такими предметами начальной школы как:
математика, например, понятие геометрических фигур дается учащимся 1 класса на уроках математики. Первоклассники без затруднений различают фигуры, но признаки их знают недостаточно твердо. Специальные упражнения и задания по технологии помогут углубить теоретические знания учащихся. В качестве заданий могут быть составление геометрического орнамента, разметка и вырезание фигур – элементов аппликации и др.
В системе обучения письму получают распространение такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера, поэлементно-целостный. В разные годы предпочтение отдавалось какому-либо одному из них.
Обучение чистописанию копировальным (или стигмографическим) методомзаключалось в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками, бледными чернилами) или написанных от руки учителем карандашом.
Многие методисты (например, Д. Л. Писаревский, Н. И. Боголюбов) признавали, что использование копировального метода для специальных целей в условиях индивидуальной работы с детьми на ранней стадии обучения вполне целесообразно. Д. А. Писаревский считал также, что умелое применение этого способа может дать определенный эффект и при исправлении почерков учащихся третьих классов.
Таким образом, понимая, какой вред может нанести обучению чистописанию копировальный способ как единственный или один из ведущих, все методисты допускали его ограниченное применение в каких-то специальных целях.
Линейный метод также берет свое начало в далеком прошлом. В основе этого метода лежит шрифтовый подход к обучению - точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей, т. е. букву, а следовательно, и слова можно было писать, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма буквы в целом и ее половины, наклон, расстояние между элементами и т. д.
Чистописание в России вверялось учителям-художникам, то вполне естественно, что они склонны были обучать письму так, как обучали рисованию,— со вспомогательной сеткой для построения буквы при письме. Этот метод как единственный тоже не оправдал себя. Частая косая сетка не способствовала развитию навыка письма, формированию глазомера и пр.
Некоторые учителя успешно решали задачи обучения письму первоклассников при работе в тетрадях в одну линию (без верхней линии рабочей строки).
Генетический способ заключается в том, что буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности.
Методисты понимали, что нельзя писать буквы без их осмысливания, учить писать в отрыве от обучения чтению. Поэтому генетический способ у нас в школах применяли после того, как уже все дети научились писать буквы в порядке их изучения чтению, т. е. только для усовершенствования письма, отработки формы букв.
В методических разработках последнего времени (Н. И. Ткаченко, А. И. Воскресенская и др.) этот способ применялся для отработки формы букв в послебукварный период. Постепенное нарастание трудностей происходит не только при изучении формы букв, но и в переходе от одной разлиновки к другой (от частой косой сетки к письму по тетрадям с редкой косой и, наконец, к письму по одной линии), в переходе от поэлементного к побуквенному, затем к безотрывному письму.
Тактический (или ритмический) способ- это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.
Некоторые методисты в свое время очень увлекались этим способом, считая, что только таким методом возможно образование красивого почерка. Впоследствии оказалось, что ритмический способ имеет свои и недостатки и достоинства, и, пользуясь им, нельзя разрешить все трудности обучения чистописанию. Однако большинство методистов признают положительные черты тактического способа (при ограниченном его применении), так как он удобен для работы со всем классом, повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма. Но при длительном и постоянном применении такого способа дети быстрее утомляются, у них притупляется интерес к работе.
Еще один из распространенных методов - обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Это метод вошел в историю чистописания как метод англичанина Карстера, описавшего его в начале XIX в. При применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий. Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки.
По мнению многих методистов, система упражнений Карстера была больше пригодна для взрослых при выработке скорости или исправления почерков, чем для детей, так как многие росчерки были сложны по технике исполнения. В практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного не оправдал себя. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму. В последние годы в методике обучения письму появилось противоречие между двумя тенденциями: поэлементным и целостным начертанием букв. В ныне действующих методических системах в сравнении с традиционными безотрывное письмо неправомерно противопоставляется поэлементному, которое интерпретируется лишь как отрывное (несвязное) воспроизведение букв и их комплексов. Это обусловлено недостаточным учетом в методике современных достижений смежных наук: дидактики, лингвистики, физиологии, психологии, кибернетики (например, данных о закономерностях движения руки при письме, о закономерностях зрительного распознавания графических знаков как своеобразных форм и др.).
Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Задача ученика — увидеть и понять, как надо написать, и воспроизвести у себя в тетради данный ему образец (буквы, буквосочетания, слова).
Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики видели, как учитель пишет. Если часть учащихся не видит, как пишет учитель, надо повторить показ в другом месте доски, встать так, чтобы не заслонять собой образец. Написанное можно еще раз обвести указкой, тем самым повторить показ движения для всех учащихся класса. Такой показ является совершенно обязательным тогда, когда учащиеся впервые знакомятся с буквой, и до тех пор, пока они твердо не усвоили способы написания букв. Необходимо показывать учащимся способы соединения букв. Таким образом, если впервые учащиеся пишут буквосочетание, его надо обязательно показать на доске. В букварный период это приходится делать часто.
Другим приемом при обучении чистописанию следует считать списывание учащимися с готового образца - прописей, образца учителя на доске или в тетради. Это очень старый прием, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма.
Необходимо отличать списывание с прописей от копировального способа, при котором происходит обведение готового образца или его калькирование. При списывании с образца производится зрительный анализ образца и сравнение его с воспроизведенным. При обведении образца учащийся закрепляет правильное движение в хорошем исполнении. Само же обведение осуществляется при очень ограниченном осознавании. Это не активный, а механический процесс. При списывании же процесс активный, поскольку хорошее исполнение возможно только при анализе и сравнении образца с исполнением. Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование - это образец еще и для неосознанного подражания, которое в младшем школьном возрасте очень выражено.
Важно, чтобы любые записи учителя в тетради учащегося были выполнены аккуратно, красивым разборчивым почерком.
При наличии прописей сокращается работа учителя по прописыванию образцов в тетрадях учащихся. Однако полностью прописывание образцов письма в тетрадях не снимается. Образцы письма в тетрадях учеников используются для индивидуальной работы над почерком.
Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца, как мы отметили, осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направления. Однако при копировании, если оно осуществляется правильно, ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма. В индивидуальной работе для исправления формы отдельных букв может быть проведено такое упражнение. В начале строки точками учитель прописывает две буквы: и одну букву прописывает в середине строки. Учитель старается прописать букву при ученике, чтобы он видел не только результат, но и процесс написания буквы.
Некоторые учителя дают учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу, кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение - закрепление правильного движения.
В любом случае копирования важно, чтобы оно осуществлялось как письмо, правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.
Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Этот прием отличается от копировального способа тем, что учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Если, копируя, ученик может не видеть целого, просто вести по линии, то в воображаемом обведении он видит букву как бы через какой-то оптический прибор, пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы. Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске, по прописям.
Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образца, по памяти, писать в воздухе, держа ручку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения. Недостаток этого приема заключается в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движение и форму образца.
Анализ формы букв. Анализ формы буквы может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Например, можно рассматривать, что буква а состоит из овала и палочки с закруглением внизу. Это только формальный анализ. А если мы разберем эту букву по элементам движения, то увидим, что она состоит из таких элементов. Мы начинаем писать букву а как овал, а когда ведем руку вверх, то пишем уже обычную соединительную линию с тем наклоном, какой мы всегда употребляем при письме вверх. Это движение и делает первую часть буквы а отличной от овала. Если же мы пишем букву а в соединении, то в этом случае в букве а можно действительно выделить овал, соединительную линию, идущую вверх, и черту с закруглением внизу. Прежде всего, нужен анализ элементов движения при письме, мы уже отмечали, основными элементами движения при письме являются движение вниз на себя и соединительное движение. Эти движения прослеживаются во всех буквах. Учитель должен помнить, что поэлементный анализ не подменяет собой рассмотрение формы буквы и особенностей ее написания. Поэтому учитель вслед за этим объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, выполняет особенности формы буквы, размер соотношения элементов.
Таким образом, анализ формы буквы проводится по-разному, в зависимости от того, впервые ли вводится буква, насколько сложна по способу написания. Если более легкая по форме буква в букварный период идет после написания более сложной (например, м после л), то достаточно провести сравнение с уже знакомой буквой, назвать состав и количество элементов и предупредить возможные и уже известные ошибки в письме и буквы. Выясняется, на какую букву похожа новая буква, сходство и разница в их письме. Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыком письма.
Сознательное усвоение особенно необходимо на том этапе, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматизированным. Знание правил при письме помогает учащимся улучшить свое письмо.
55. Реализация межпредметных связей при изучении учебного предмета «Технология» в начальной школе.
Межпредметные связи – это связи между предметами, изучаемыми в начальной школе, а также теми науками, которые будут изучаться в среднем звене, такими как физика, химия, география, история и т.д.
Реализация межпредметных и внутрипредметных связей является средством повышения эффективности обучения, формирования единой картины мира, развития кругозора у младших школьников.
Для осуществления межпредметных связей в начальных классах есть все условия. Во-первых, в классе работает один учитель, который ведѐт все предметы, и ему хорошо известен весь программный материал. Во-вторых, учитель хорошо знает психологический климат, возрастные особенности, возможности класса.
Пути реализации межпредметных связей на уроках технологии различны: использование наглядных пособий, презентаций, видеоматериалов, использование знаний, умений, навыков, полученных на других уроках для решения задач обучения.
Технология как предмет начальной школы имеет свои специфические особенности. В первую очередь – это практикоориентированная направленность, которая выражается в содержании и организации обучения, когда необходимые знания и умения учащиеся получают непосредственно в практической деятельности.
Межпредметные связи осуществляются с такими предметами начальной школы как:
математика, например, понятие геометрических фигур дается учащимся 1 класса на уроках математики. Первоклассники без затруднений различают фигуры, но признаки их знают недостаточно твердо. Специальные упражнения и задания по технологии помогут углубить теоретические знания учащихся. В качестве заданий могут быть составление геометрического орнамента, разметка и вырезание фигур – элементов аппликации и др.