Файл: Общие положения о судебных расходах в гражданском процессе 5.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1

При этом возможность взыскания судебных издержек в пользу названных лиц не - зависит от того, вступили они в процесс по своей инициативе либо привлечены к участию в деле по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Эту позицию разделил и законодатель, когда Федеральным законом от 28.11.2018 №451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнил ст. 98 ГПК РФ четвертой и пятой частями.2

Согласно ч. 4, 5 ст. 98 ГПК РФ судебные издержки, понесенные третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, участвовавшими в деле на стороне, в пользу которой принят судебный акт по делу, могут быть возмещены им, если их фактическое поведение как участников судебного процесса способствовало принятию данного судебного акта (ч. 4 ст. 98 ГПК РФ).

Если третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, реализовало право на обжалование судебного акта и его жалоба была оставлена без удовлетворения, то судебные издержки, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением данной жалобы могут быть взысканы с этого третьего лица (ч. 5 ст. 98 ГПК РФ). «Эти правила, по сути, есть не что иное, как легальное закрепление устоявшихся позиций в судебной практике, в результате внесения которых перечень оценочных категорий пополняется «фактическим поведением третьих лиц как участников судебного процесса», и практика это подтверждает».3

К лицам, участвующим в деле, ст. 34 ГПК РФ относит прокурора. Статья 45 ГПК РФ предусматривает две формы участия прокурора в гражданском деле: обращение в суд с заявлением и вступление в процесс с целью дачи заключения по делу. Нужно отметить, что в юридической литературе долгое время дискутировался вопрос относительно процессуального положения прокурора в гражданском процессе.

И.Д. Алиева, например, выделила четыре отличные друг от друга точки зрения:

1) прокурор является в процессе стороной (особого рода);

2) прокурор является в процессе особого рода представителем стороны;

3) прокурор является во всех случаях представителем государства и занимает в процессе особое процессуальное положение;

4) прокурор является стороной (в процессуальном или условном смысле), когда он предъявляет иск, и представителем государства в тех случаях, когда вступает в уже начавшийся процесс.


Некоторые авторы считают, что прокурор в гражданском процессе (возбудивший дело в чужих интересах) занимает положение стороны и является стороной, так как участвует в разбирательстве дела, предъявляет суду доказательства, добивается признания правильности своих претензий.

Другие утверждают, что прокурор в гражданском процессе является стороной в процессуальном смысле слова. Существует мнение, что специфика правового положения прокурора в процессе не дает права отождествлять его со стороной в процессе, прокурор занимает самостоятельное положение в процессе, определяемое задачами и сущностью прокурорского надзора.

В настоящее время утвердилась позиция, согласно которой прокурор и субъекты, подавшие заявления в защиту интересов других лиц, рассматриваются в качестве «процессуальных истцов». И.Д. Алиева указывает, что процессуальные права реализуются прокурором в интересах закона, иск предъявляется прокурором в силу возложенных на него функций по охране государственных и общественных интересов, прокурор обязан отказаться от иска, если в ходе разбирательства дела придет к выводу о его необоснованности.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Поскольку прокурор не несет обязанности по уплате судебных расходов, соответственно не возникает и основания для взыскания в его пользу каких-либо судебных расходов.

К лицам, участвующим в деле, относятся также лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным ст. ст. 4, 46, 47 ГПК РФ.

Указанная категория субъектов относится к самостоятельной (отличной от сторон) группе лиц, участвующих в деле (ст. 34 ГПК РФ), имеет статус «процессуальных истцов» (ч. 2 ст. 46, 38 ГПК РФ), обладает в полном объеме общими правами лиц, участвующих в деле (ст. 34 ГПК РФ), и в ограниченном объеме специальными правами истца (ч. 2 ст. 46 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 46 ГПК РФ лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Однако в силу разнородности категории «лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц» вопрос о возможности возмещения им судебных расходов не может решаться однозначно.



В связи с этим они самостоятельно должны выполнить функцию по осуществлению судебной защиты граждан по делам, охватываемым сферой их ведения, без привлечения представителей на возмездной основе. В Обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020, указано, что наделение законом общества защиты прав потребителей правом на обращение в суд с иском в защиту прав потребителя не предполагает внесение последним данному обществу платы за его представительство в суде, а следовательно, такие расходы не являются затратами, необходимыми для доступа к правосудию, и не могут быть отнесены к судебным издержкам, возмещение которых производится стороне в соответствии со ст. 100 ГПК РФ.

Кажущееся противоречие между нормами ГПК РФ и позицией высших судебных органов исчезает с пониманием того, что особый процессуальный статус процессуальных истцов производен от выполняемой ими функции в области материальных публично-правовых отношений. Наиболее очевидно это в отношении государственных и муниципальных органов. «Государственные органы, органы местного самоуправления обладают государственной (служебной) заинтересованностью в гражданском деле, которая вытекает из обязанностей, возложенных на них в силу функциональных полномочий».

Действия, совершаемые органами государственной власти, являются одновременно и их правом, и их обязанностью и в силу их компетенции осуществляются от имени и в интересах государства. Иными словами, нельзя представителю, действующему по договору, передать выполнение государственно-властного полномочия, часть служебных (трудовых) обязанностей.

Данный аргумент в отношении общественных организаций и граждан, предъявляющих иски в защиту прав других лиц, неприменим. Общественные организации (в том числе общества защиты прав потребителей) в случаях, предусмотренных законом, могут выступать в защиту прав и интересов других лиц от своего имени как процессуальные истцы, а также от имени граждан и по доверенности от них как договорные представители. Это два разных варианта трансформации общественного представительства.

Действуя в качестве договорного представителя в рамках возмездного договора поручения или договора возмездного оказания юридических услуг, общественная организация имеет право на получение вознаграждения поверенного, но не приобретает права на получение 50% присужденного истцу (потребителю) штрафа. Выступая в качестве процессуального истца, общественная организация действует безвозмездно, освобождена от несения судебных расходов, приобретает право на получение 50% присужденного потребителю штрафа.


Можно предположить, что позиция законодателя и судебных органов по вопросу о возможности процессуальных истцов - граждан и общественных организаций действовать в суде через профессиональных судебных представителей может еще измениться. Ведь возможность получать помощь профессионального представителя - это реальная гарантия равноправия сторон в условиях состязательного процесса. Так, законодатель позволил государственным юридическим бюро (в штате которых для оказания бесплатной юридической помощи имеются лица, имеющие высшее юридическое образование) привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов.

К лицам, участвующим в деле, относятся также заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства. Они также могут нести судебные расходы, которые, однако, по общему правилу не подлежат распределению.

Лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых суд принял судебный акт, лица, чьи права, свободы и законные интересы нарушены судебным актом, при обжаловании этих судебных актов пользуются правами и исполняют обязанности лиц, участвующих в деле, в том числе связанные с возмещением судебных издержек.

Лица, обратившиеся в суд с коллективным административным исковым заявлением либо заявлением в защиту прав и законных интересов группы лиц, пользуются процессуальными правами истца. Такие лица при условии их фактического участия в рассмотрении дела, по итогам которого принято решение об удовлетворении заявленных требований, имеют право на возмещение понесенных ими судебных издержек. В свою очередь, с указанных лиц взыскиваются судебные издержки при отказе в удовлетворении соответствующих требований.

Переход права, защищаемого в суде, в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.) влечет переход права на возмещение судебных издержек, поскольку право на такое возмещение не связано неразрывно с личностью участника процесса. Уступка права на возмещение судебных издержек как такового допускается не только после их присуждения лицу, участвующему в деле, но и в период рассмотрения дела судом (статьи 382, 383, 388.1 ГК РФ).

Заключение указанного соглашения до присуждения судебных издержек не влечет процессуальную замену лица, участвующего в деле и уступившего право на возмещение судебных издержек, его правопреемником, поскольку такое право возникает и переходит к правопреемнику лишь в момент присуждения судебных издержек в пользу право предшественника (пункт 2 статьи 388.1 ГК РФ). Переход права на возмещение судебных издержек в порядке универсального или сингулярного правопреемства возможен как к лицам, участвующим в деле, так и к иным лицам.