Файл: Досуговая педагогика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 492

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

138 139 3) проведение некоторого времени без обычных занятий, работы, служащее для восстановления сил и снятия усталости;
4) целостное физическое и социально- культурное оздоровление
12. Физкультурно-оздорови-
тельными типами досуговой
деятельности являются:
1) экскурсии;
2) подвижные и спортивные игры;
3) этические беседы;
4) деловые игры
13. К развлечениям относятся:
1) музыкальные концерты;
2) беседы;
3) тренинги;
4) посещение театра
14. Культурно-художественный
тип досуговой деятельности
включает в себя:
1) средства мультимедиа (обращение к компьютерным играм, обучающим программам);
2) участие в работе кружков;
3) обращение к произведениям искусства;
4) пребывание на природе
Вариант 4
1. Массово-зрелищными фор-
мами досуга в культурах
Древнего мира были:
1) цирковое искусство;
2) коллективные игры;
3) драматургия;
4) праздники
2. Специфической чертой сво-
бодного времени является:
1) отдых человека;
2) занятия по интересам;
3) стремление человека проводить его совместно с другими людьми;
4) стремление человека развить свои способности
3. К методам досуговой деятель-
ности не относится:
1) метод интереса;
2) метод игры и игрового тренинга;
3) метод театрализации;
4) метод беседы
4. События, занятия, ситуации
в коллективе, организуемые
для участников досуговой
деятельности с целью непо-
средственного воспитатель-
ного воздействия на них —
это:
1) игры;
2) досуговые дела;
3) праздники;
4) мероприятия
5. Одним из требований к со-
ставлению программы досу-
га для детей и подростков
является:
1) актуальность;
2) доступность;
3) наглядность;
4) своевременность
6. К характерным признакам
праздника можно отнести:
1) сюрпризность;
2) логическую последовательность;
3) последействие;
4) наглядность
7. Наиболее распространен-
ными видами активного
семейного отдыха являются:
1) соревнования;
2) туризм;
3) выезд на природу;
4) беседы
8. Досуговая деятельность —
это:
1) вид досуга, который обусловлен большим временным интервалом;
2) возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему усмотрению;
3) проведение некоторого времени без обычных занятий;
4) целостное физическое и социально- культурное оздоровление
9. Ведущей формой досуга в
советский период стали:
1) клубные объединения;
2) зрелищные мероприятия;
3) театрализации;
4) коллективные игры
10. Одним из исследователей
детского досуга является:
1) С.А. Шмаков;
2) Н.Е. Щуркова;
3) Ш.А. Амонашвили;
4) К.Д. Ушинский


140 141
11. Форма организации досуга,
которая предполагает ис-
пользование различных игр,
забав, аттракционов с целью
получения удовольствия:
1) игра;
2) соревнование;
3) праздник;
4) развлечение
12. Когда первобытный
коллектив добивался
значимого успеха, то
наступал(и):
1) отдых;
2) праздник;
3) коллективные игры
4) состязания
13. Ближайшее последействие —
это один из этапов:
1) коллективного творческого дела;
2) игровой программы;
3) этической беседы;
4) праздника
14. Рефлексия — это:
1) внутреннее убеждение человека;
2) анализ собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности;
3) способность человека к сопереживанию;
4) прогнозирование результатов деятельности
Вариант 5
1. Одним из подходов к
классификации программ
досуга является:
1) объем содержания;
2) сисÑ
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

8. В основе классификации
физкультурно-спортивных
праздников лежат следующие
принципы:
1) двигательное содержание;
2) состязательность;
3) доминирующая задача;
4) место проведения
9. К умениям и навыкам
организатора досуговой
деятельности относится:
1) организация и стимулирование деятельности личности;
2) индивидуальная работа с участниками досуговой деятельности;
3) умение аргументировать и отстаивать свою позицию;
4) умение прогнозировать результаты своей работы

142 143
10. Праздник будет проведен
успешно, если будут:
1) определены цель и задачи праздника;
2) сценарий будет включать конкурсы и игры;
3) заложены условия для непосредствен- ного включения в действие тех, для кого организуется праздник;
4) будет приготовлено красочное объявление
11. Наиболее распространенным
типом досуговых программ
являются:
1) модифицированные;
2) авторские;
3) временные;
4) заимствованные
12. Досуговые занятия начина-
ют подразделяться на до-
машние и внедомашние:
1) в Древнем мире;
2) в первобытном обществе;
3) в Средние века;
4) в петровский период
13. В занимательную часть
коллективного творческого
дела не входят:
1) забавы;
2) конкурсы;
3) сюрпризы;
4) представление гостей
14. К формам индивидуального
досуга относится:
1) разнообразные виды увлечений;
2) кружковая работа;
3) клубные объединения;
4) участие в праздниках
5.7. Памятка анализа
досугового мероприятия
I. Общие сведения о досуговом мероприятии.
1. Название мероприятия
2. Дата проведения мероприятия, класс.
3. Организатор мероприятия.
4. Состав группы учащихся.
5. Вид деятельности (является ли она частью системной работы или мероприятие носит эпизодический характер).
6. Цель проведения мероприятия (на решение каких задач класс- ного коллектива и формирование качеств личности учащих- ся рассчитано данное мероприятие).
7. Обоснование выбора данного вида и содержания деятельно- сти (соответствие занятия основным направлениям воспита- тельной работы школы, уровню развития классного коллек- тива, возрастным особенностям учащихся).
II. Анализ подготовки мероприятия.
1. Кто являлся инициатором организации данного мероприятия и как оно готовилось? В чем и каким образом проявлялась активность, самостоятельность и инициатива учащихся при подготовке к мероприятию?
2.
Содержание этапов подготовительной работы: планирова- ние, разработка элементов мероприятия, изготовление необ- ходимого оборудования и др.
3. Степень включенности детского коллектива в подготовку мероприятия.
III. Анализ хода мероприятия.
1. Насколько убедительно и эмоционально были раскрыты пе- ред учащимися цели и задачи предстоящей деятельности; степень их актуальности для детей.
2. Насколько содержательно, интересно и организованно про- ходила работа.
3. Какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия, на формирование каких социальных установок, чувств и убеж- дений оно было направлено?
4. Какова результативность проделанной работы?
5. Какое влияние оказало проведенное мероприятие на коллек- тив детей? Какие последствия для развития коллектива оно может иметь?


144 145 6. Какова роль классного руководителя (воспитателя) в ходе мероприятия?
7. Характер взаимоотношений между воспитанниками и педа- гогом-воспитателем, их соответствие воспитательным зада- чам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.
IV. Общая оценка досугового мероприятия.
1. Насколько удалось достигнуть поставленных целей и задач?
Причины успеха, неудач, замеченные ошибки.
2. Общая оценка воспитательной ценности проведенной ра- боты.
5.8. методики изучения
личности воспитанника
Диагностическое исследование важно как в работе педагога, так и вожатого. Вашему вниманию предлагается несколько диагности- ческих методик, которые можно использовать вожатым в различные периоды смены.
Незаконченное предложение
1. Больше всего мне не нравится в лагере...
2. По сравнению с другими наш отряд...
3. Иногда я боюсь...
4. Больше всего мне нравится...
5. Думаю, что без проблем смогу...
6. По-моему, лучший вожатый — тот...
7. Многие ребята из нашего отряда...
8. Когда кто-то кричит на меня...
9. В будущем я хочу...
10. Я бы на месте наших вожатых...
11. По сравнению с другими я...
12. Мне очень не нравится, когда ребята из нашего отряда...
13. Для меня нет ничего хуже...
14. По-моему, хуже всего, когда вожатый...
15. Жду не дождусь, когда...
16. Мне хотелось бы научиться...
17. Я ценю в людях такие качества, как...
18. Я не люблю думать...
19. Мои друзья и я...
20. Когда другие делают что-то лучше, чем я...
21. В нашем отряде...
22. Если бы меня спросили: «Что такое счастье?» — я бы отве- тил (а)...
Новоселье
Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого висит в отрядном уголке. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками. Эта игра направлена на форми- рование чувства единения с окружающими. Вожатому следует об- ратить внимание, какие цвета используют воспитанники, все ли при- нимают участие в выполнении данного задания, как протекает про- цесс общения.
Чем я силен?
Данная методика позволяет выявить, в чем силен ребенок, поэ- тому она состоит из шести так называемых сил.
Для проведения данной методики потребуются: лист с изобра- жением ступенек, ручка или карандаш.
Первая сила — это сила нашего тела, она есть у каждого. Это способность чувствовать свое тело, умение трудиться, отдыхать.


146 147
Это ловкость, выносливость. Подумайте о своем теле, нарисуйте себя на любой ступеньке восхождения к этой силе.
Вторая сила — умение видеть, способность воспринимать про- странство, цвет, форму. Умение видеть зрительные образы, рассма- тривать детали, картины, чертежи. Определите, на какой ступеньке вы здесь.
Сила слуха — чувствительность к звукам природы, окружающе- го мира, умение играть на музыкальных инструментах, петь, танце- вать. Нарисуйте себя на этой лестнице.
Сила мышления — дает возможность рассуждать и делать вы- воды, связывая причины и следствия. Люди, обладающие этой си- лой, любят задачи, головоломки, доказательства. А где вы на этой лестнице?
Сила общения — сила которая открывает все двери, позволяет нравиться и устанавливать контакт с людьми, понимать состояние других людей. Нарисуйте себя здесь.
Сила владения собой — умение владеть своими чувствами, кон- тролировать свои поступки. Решительность, настойчивость, терпе- ние. На какой ступени вы?
Обработка результатов: если ребенок рисует себя на первой и второй ступенях — это низкие показатели каждой из «сил» и зани- женная самооценка. Третья и четвертая ступени — средние показа- тели и адекватная самооценка. Пятая и шестая ступени — высокие показатели и завышенная самооценка.
Диагностика нравственной самооценки
Детям предлагается десять высказываний. Внимательно прослу- шайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны.
Если полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в четыре балла; если больше согласны, чем не согласны, — оцените ответ в три балла; если не совсем согласны — оцените ответ в два балла; если совсем не согласны — оцените ответ в один балл.
Вопросы
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрос- лыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить непри- ятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе нагрубить в ответ на не- справедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно дарить людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицатель- ные поступки.
10. Я думаю, что нужно быть доброжелательным ко всем окружаю- щим тебя людям.
Обработка результатов: номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопро- сы) обрабатываются следующим образом: за ответ, оцененный в че- тыре балла, ставится единица, в три балла — две единицы, в два бал- ла — три единицы, в один балл — четыре единицы. В остальных от- ветах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом.
Например, четыре балла — это четыре единицы, и так далее.
Интерпретация: от 34 до 40 единиц — высокий уровень нрав- ственной самооценки, от 24 до 33 единиц — средний уровень нрав- ственной самооценки, от 16 до 10 единиц — низкий уровень нрав- ственной самооценки.
Фантастический выбор
Детям предлагается подумать, пофантазировать и ответить на вопросы.
1. Приплыла к тебе Золотая рыбка и спросила: «Чего тебе на- добно?» Ответь ей.
2. Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?