ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 493
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
52 53
щее иллюстрировать социально-психологическое явление, подлежа- щее осмыслению участников игры.
Игровые методики, предлагаемые Н.Е. Щурковой, такие как
«Волшебный стул», «Дискуссионные качели», «Час тихого чтения»,
«Смешинки» и др., — это методики ролевого ситуационного вос- произведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно-социального плана. Организация такого рода игр есть не что иное, как введение детей в проживание социально-духовных от- ношений к объектам жизни. Игровые методики Н.Е. Щурковой под общим названием «Собрание пестрых дел» доступны любому педа- гогу, интересны для школьников, а главное, не имеют возрастных ограничений. В них с удовольствием будут играть не только млад- шие школьники, но и подростки.
Таким образом, любая игра из вышеперечисленных требует от педагога знания некоторых методических правил:
1) организуя игру детей, необходимо учитывать два целевых плана: собственно-игровую деятельность (для детей) и реше- ние определенных воспитательных задач (для педагога);
2) обдумывание структуры игры, цели, логики развития игры, правил игры, логическое ее завершение;
3) использование конкретных приемов создания и развития игровых ситуаций: демонстрирование взрослым подлинного интереса к игре, снятие напряженности, определенный алго- ритм игры, соблюдение педагогического такта;
4) педагог должен всегда иметь под рукой набор игр «на все случаи жизни».
2.4. Праздники
Праздник — это своеобразная форма духовного самовыражения и самообогащения ребенка.
По мнению Н.И. Бочаровой, праздники можно классифициро- вать:
l по игровым методам, которые могут проводиться с детьми всех возрастов;
l по соревновательным методам, которые характерны для де- тей от 6 лет и старше. Разновидности: участники двух или более команд соревнуются между собой; все дети вступа- ют в противоборство с реальным или воображаемым персо- нажем;
l по методам сюжетного рассказа; это одна из наиболее при- влекательных разновидностей праздника. В данном случае выполнение двигательных заданий осуществляется под сю- жетный рассказ ведущего. Все игры и упражнения объединя- ются единой темой и идеей;
l по методам творческих заданий, направленных на формиро- вание творческой активности, инициативы, самостоятель- ности принятия решений (использование проблемных си- туаций и задач, заданий-головоломок, вопросов-провокаций, поисковых вопросов, метода групповой дискуссии). Этот вид праздника менее всего регламентирует деятельность детей.
Кроме того, анализ литературы по данной проблеме дал возмож- ность выделить следующие виды праздников:
1) общественные праздники (День защитника Отечества, День
Победы, День России и др.);
2) профессиональные праздники (День учителя, День метал- лурга, День медицинского работника и др.);
3) художественно-творческие праздники (праздник поэзии, му- зыки);
4) спортивные праздники;
5) русские народные и православные праздники (Масленица,
Рождество, Пасха и др.);
6) праздники, организуемые в связи с временем года (встреча весны, день птиц, праздник урожая и др.).
54 55
Праздничные слагаемые:
l замысел — это определение главной идеи праздника и спо- соба ее художественного выражения;
l создание постановочного плана праздника;
l создание сценария.
Сценарий праздника — это развернутый план действий.
1. Приступая к работе над сценарием, необходимо прежде все- го иметь представление о том, для кого и с какой целью про- водится праздник, о его длительности, сколько человек мо- гут быть им охвачены, каких финансовых расходов потребу- ет его проведение и др.
2. Следующий этап работы над сценарием праздника — это его композиционное решение, т.е. построение, расположе- ние составляющих действие компонентов, установление между ними смысловой и хронологической зависимости, порядок их включения в действие. Композиционно сцена- рий может быть построен как монтаж отдельных блоков, эпизодов, каждый из которых сюжетно самостоятелен и объединен лишь местом, временем и темой. Другой вариант решения — взаимосвязь элементов единым действием, ког- да переход от одного эпизода к другому обусловлен участи- ем в предыдущем.
3. Кроме общего композиционного решения в сценарии разра- батываются и композиции каждого из входящих в него эле- ментов — конкурсов, игр, концертов, представлений, аттрак- ционов, поздравлений и др.
4. В сценарии праздника должна быть завязка, развитие дей- ствия, кульминация, которая фактически является финалом, развязкой действия, его высшей эмоциональной точкой. Для праздника в целом такой кульминационной точкой могут быть заключающий его концерт, вручение призов, фейерверк и др. Следует отметить, что подобные кульминационные точ- ки могут быть и в каждом отдельном компоненте праздника.
5. Сценарий включает в себя тексты ведущих, предпочтительно, чтобы они были стихотворными, так как поэтическая речь всегда организованна, выразительна, эмоциональна.
6. Праздник будет проведен успешно, если в нем будут заложе- ны условия для непосредственного включения в действие тех, для кого организуется данное мероприятие.
При составлении плана-сценария праздника необходимо соблю- дать следующие правила:
l обеспечить постепенное возрастание физической и психиче- ской нагрузки;
l предусмотреть чередование игр, соревнований с высокой фи- зической нагрузкой и эмоциональным каналом и заданий, направленных на снятие напряжения;
l чередовать массовые и индивидуальные игры и задания;
l предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ре- бенка с учетом его индивидуальных особенностей и возмож- ностей;
l использовать знакомые и вызывающие у детей положитель- ное эмоциональное состояние игры, задания, проводимые в необычной форме, с добавлением новых атрибутов, музыки, персонажей.
Таким образом, проведение праздника требует большой пред- варительной работы: постановки цели и задач праздника, эмоцио- нального настроя, четкого распределения поручений, оформления зала, сцены, где будет проходить праздник, музыкального оформле- ния, изготовления костюмов, приглашения гостей, составления про- граммы праздника и др.
2.5. Конкурсные программы
Увлекательной формой организации досуга детей и подростков являются конкурсные программы — это специально организован-
56 57
ные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности. Кон- курсные программы являются одной из популярных форм органи- зации детского досуга. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Это сорев- нования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практиче- ски любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искус- ства, либо деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал, когда создаются раз- личные вещи, предметы и даже произведения искусства и литера- туры. Таким образом, все то, что человек делает головой, руками, он может делать, соревнуясь с другими людьми. Поскольку цель такого соревнования — сравнение уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию навыков. В этом и за- ключается главный педагогический смысл конкурсных программ: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а кон- курс — это и есть момент сравнения.
Конкурсные программы позволяют ребенку:
— сформировать адекватную самооценку;
— развить свои волевые качества;
— воспитать свой эстетический вкус;
— самоопределиться в мире увлечений и профессий.
Организация конкурсных программ — процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, во- просов. Все конкурсные программы подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. И не обязательно, что эти программы должны иметь в своем названии слово «конкурс». Они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «смотр» и др. От этого организационный алгоритм не меняется. В компакт- ной форме можно перечислить те вопросы и проблемы, которые не- избежно встанут перед организатором конкурсной программы, — это участники, задания, жюри, призы, ведущий, реквизит, техника, помещение, зрители.
После того как решение принято и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:
1) придумать конкурсу яркое название;
2) сформулировать конкурсные задания;
3) разработать условия и критерии конкурса.
Особое внимание следует уделить названию конкурсной про- граммы и количеству заданий. Количество конкурсных заданий в программе зависит от вида конкурсной деятельности. Но сколько бы заданий ни было, все они должны соответствовать идее конкурс- ной программы и возрасту ребенка. Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о конкурсе», в котором указыва- ется название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю.
После того как «Положение» составлено, работа педагога долж- на быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач:
1) объявить о предстоящем конкурсе, выбрать участников кон- курсной программы;
2) позаботиться о наличии материалов, инструментов, столов, стульев, т.е. всего того, что необходимо для проведения кон- курсной программы;
3) пригласить для оценки результатов конкурсной работы ком- петентное жюри, учитывая ряд требований:
а) никогда не доверять судейство в конкурсной программе одному человеку — число членов жюри должно быть от трех до семи человек;
б) никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих соб- ственного опыта в деятельности, которую предстоит оце- нить;
в) никогда не полагаться на людей, лично заинтересован- ных в результате;
58 59 4) организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и ма- териальной оценке труда детей.
Подготовительный этап конкурсной программы должен завер- шиться демонстрацией конечного результата деятельности. Как пра- вило, демонстрация проходит в виде выставки работ или в виде по- казательного выступления на сцене или другой специально оборудо- ванной площадке. Только в некоторых случаях результат публично не демонстрируется. Этап демонстрации результатов должен стать ярким, эмоциональным событием в жизни ребенка-конкурсанта.
На финальном этапе своей работы организатор должен решить ряд организационно-содержательных проблем:
— как пригласить зрителей;
— когда провести предварительный просмотр сценария;
— кого пригласить ведущим конкурсной программы;
— как оформить помещение;
— где посадить жюри;
— на чем расположить экспонаты;
— какую подобрать музыку;
— во что будут одеты участники;
— где жюри будет обсуждать итоги;
— кто будет вручать призы;
— как будет проходить ритуал награждения и многое другое.
Во всех конкурсных программах обнаруживается приведенный выше алгоритм организации. Соблюдение этого алгоритма, следова- ние ему является гарантией успешности проведения конкурсных программ, их высокого воспитательного эффекта.
При выборе форм досуговой деятельности педагогу целесо- образно руководствоваться следующими положениями:
1) учесть воспитательные задачи, которые определены на оче- редной период работы, так как каждая форма работы должна способствовать решению этих задач;
2) определить содержание работы, основные виды деятельно- сти, в которые необходимо включить детей;
3) составить набор возможных способов реализации намечен- ных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности детей, их интересов и потребностей, материальной базы, воз- можностей педагогов и родителей и др.
4) организовать поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;
5) в процессе поиска и выбора форм важно обеспечить непро- тиворечивость содержания и форм досуговой деятельности.
Таким образом, педагог может определить набор форм работы с детьми, родителями на определенном этапе планирования в коллек- тиве. Однако каждая форма требует определения совокупности кон- кретных способов, методов и приемов управления досуговой дея- тельностью детей и подростков, что также целесообразно осущест- влять с участниками этой деятельности.
2.6. Кружковая работа и деятельность
клубных объединений
Познание окружающей действительности детьми и подростками осуществляется не только в процессе обучения, но и в целенаправ- ленной познавательной деятельности в кружках.
Целью работы кружков является развитие творческих способ- ностей и дарований детей и подростков, формирование практиче- ских умений и навыков, использование учащимися имеющихся зна- ний в кружковой работе, воспитание интереса в области науки и техники.
Кружковая работа в начальных классах имеет свои особенности.
Работа в кружках с учащимися среднего звена строится на опреде- ленном интересе их к какой-либо науке или учебному предмету. Для младших школьников такой определенный интерес еще не характе-
60 61
рен. У учащихся этого возраста преобладает постоянное «вопроси- тельное» отношение к жизни, к окружающей действительности.
Младшие школьники интересуются буквально всем, у них еще нет устойчивых, постоянных интересов. Им свойственны любознатель- ность вообще и переключения внимания на различные области зна- ния. При организации кружковой работы с младшими школьниками эти возрастные особенности обязательно учитываются. Кроме того, учитывается также их уровень знаний, умений и навыков.
Строится работа кружков на основе занимательности, содержа- ние работы должно быть близким интересам учащихся. При органи- зации кружковой работы необходимо опираться на инициативу и самодеятельность детей при сохранении руководящей роли педаго- га. Кружковая работа с младшими школьниками может строиться не по учебным предметам, а охватывать различные области знаний.
Занятия любого кружка будут проходить успешно, если кружок работает по плану, а каждое его занятие тщательно подготовлено.
При отборе содержания деятельности детей в кружке учитываются учебные программы, общее развитие детей, их интересы. Кружко- вая работа обязательно должна носить общественно полезную на- правленность, дети должны не только получать новые знания, прак- тические умения и навыки, но и видеть общественную значимость своей работы в кружке. План работы кружка должен включать в себя самые разнообразные занятия, но они обязательно направлены на расширение общего кругозора учащихся, на формирование прак- тических умений и навыков, на воспитание разносторонне развитой личности.
Продолжительность кружковых занятий — 20—40 минут (в за- висимости от профиля кружка и возраста детей). Одним из важных требований педагогического руководства кружком должно быть создание условий для активной самостоятельной деятельности (по- знавательной, художественной, спортивной и др.). В работе круж- ков должно правильно сочетаться сообщение новых знаний с зани- мательностью, словесные методы сообщения знаний с практически- ми делами учащихся и с привитием практических умений и навыков.
Ведущим методом кружковой деятельности является практическая работа учащихся. Практическая деятельность выражается в кон- струировании, моделировании, опытнической работе, наблюдениях за явлениями природы и др.
Кружковая деятельность должна быть гласной. Учащиеся отчи- тываются о своей работе в форме выставок, подготовки праздников, смотров, спортивных состязаний.
Самыми распространенными видами кружковой работы среди детей и подростков являются кружки эстетической направленности: музыкальный, хореографический, театральный, драматический и др. Кроме того, как показывают наши наблюдения, в зависимости от своих интересов и способностей учащиеся активно включаются в работу кружков научно-технической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной направленности.
Клубное объединение — это самодеятельная организация, ко- торая объединяет людей в свободное время. От многочисленных стихийно возникающих групп, компаний объединение отличается организационным оформлением.
В 1905 г. под руководством С.Т. Шацкого были учреждены пер- вые в России детские клубы. Основной идеей клуба, по его мнению, являлось «создание центра, где организуется детская жизнь на осно- вании требований, исходящих из детской природы». Большое значе- ние С.Т. Шацкий придавал учету влияния среды на формирование личности ребенка. Как было им отмечено, «могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети. Такую же среду, создаваемую усилиями детей, должен создавать клуб». В 1911 г. в Калужской губернии С.Т. Шацким была организована летняя тру- довая колония «Бодрая жизнь». Он считал, что труд имеет большую воспитательную ценность, но наряду с этим он придавал немаловаж- ное значение организации досуга детей. Первостепенными были во- просы детского самоуправления, экспериментировалось единство посильного труда и эстетического воспитания, общественной работы и самодеятельности детского коллектива.
Отличительными особенностями клубной работы С.Т. Шацкий так же, как и А.С. Макаренко, считал прежде всего творчество, са- моорганизацию и самоуправление. А.С. Макаренко полагал необхо- димым сделать досуг коммунаров содержательным и интересным.
Рычагом всей клубной системы коммунаров был принцип получе-