Файл: Новые педагогическиеи информационныетехнологиив системе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Эволюция растений. Сравнение высших
споровых и семенных растений на примере папо-
ротников и голосеменных»
(Итоговый урок — систематизация знаний)
Познавательная цель: учащиеся должны усвоить: а) отли- чительные признаки таксонов растений; б) идею пластич- ности жизни: эволюционирование вслед изменениям усло- вий обитания и неизменность при неизменных условиях.
Развивающая: учащиеся должны уметь: а) выявлять общие черты и различия в строении (анатомии и морфо- логии) растительных организмов на разных уровнях эво- люционного развития; б) устанавливать причинно-след- ственные зависимости факторов окружающей среды и особенностей строения и функционирования растений;
в) пользоваться терминами биологического словаря.
Воспитательная: учащиеся должны убедиться: а) в
«целесообразности» строения и физиологии живых орга- низмов (на примере растений) в филогенетическом, ис- торическом аспекте; б) в теоретической и практической значимости ботанических знаний.
С о д е р ж а н и е
Понятия:
высшие растения,
споровые и семенные растения,
голосеменные растения;
реликтовые растения;
эволюция.
Законы эволюции:
неизбежность изменения форм живых организмов (на примере растений) при смене условий обитания, в том числе глобальных изменений климата планеты;
причина выживания — соответствие форм жизни и физиологических процессов среде обитания организмов;
существование нескольких путей эволюции живой при- роды.
84
Биологический словарь
Транспарант 1-й
Ранее употреблявшиеся термины
антеридий поколение архегоний покровная ткань бесполый процесс проводящая ткань вая пыльца гамета пыльцевое зерно гаметофит семя сорус сосудистые пучки заросток спора зигота спорофит испарение расселение оплодотворение хвоя опыление шишка половой процесс устьице
Транспарант 2-й
«Новые» биологические термины
адаптация ареал акклиматизация эволюция аридный реликты эндемики
Методы
метод проектов (информационных и
метод сотрудничества.
Средства
демонстрационный эксперимент: сравнение строения вегетативных и генеративных органов споровых и голосе- менных растений;
графопроектор, иллюстративные транспаранты по многообразию голосеменных растений, выполненные учащимися;
накладные транспаранты, позволяющие сравнить цик- лы развития споровых и голосеменных растений, подго- товленные учениками;
телеприемник и видеомагнитофон,
видеозапись (монтаж выполнен учащимися в медиате- ке гимназии) фрагментов фильма «Живая планета»;
85
раздаточные материалы: тесты по теме «Отдел голосе- менные. Сосна»;
классная доска;
географические карты;
схемы, диаграммы, подготовленные учащимися.
Организационная форма
работа учащихся в малых группах по методике сотруд- ничества.
Структура урока
1) актуализация знаний;
2) мотивация к применению знаний в конкретных си- туациях;
3) применение знаний при рассмотрении различных экологических групп голосеменных растений и их при- способленности к конкретным условиям жизни; приме- нение знаний при сравнении условий жизни на планете в период расцвета папоротникообразных и современном этапе; применение знаний при прогнозировании собы- тий в области климатологии и ботаники;
4) контроль усвоения знаний.
Т е м а т и к а
Эволюция типов размножения от споровых до голо- семенных растений.
2. Эволюция строения вегетативных органов.
3. Эволюция генеративных органов.
4. Расселение голосеменных и папоротников на Земле.
Состав групп
освещающих эти проблемы
Состав групп
1. Сизов Илья
2. Демченко Кирилл
Роли в группе
Сценарист,
докладчик
Содокладчик,
демонстратор
Материалы,
подготовленные группами для защиты
Видеофильм, схе- транспаранты
(20), рисунки
86
Состав групп
Дарья
4. Емельянов Алексей
5.
Дима
6. Кан Екатерина
7. Пономарев Иван
Алексей
1. Кондратьева Мария
2.
Анжела
3. Бондарева Анна
4. Вереса Сергей
5. Назаров Максим
6. Сидоров Алексей
7.
Никита
1.
Роман
2.
Кирилл
3. Заря Дмитрий
4. Кузьмин Юрий
5. Меркулова Наташа
6. Протопопова Саша
7. Филиппов Ярослав
Роли в группе
Оформитель
Техник,
демонстратор
Докладчик
Оформитель
Докладчик
Докладчик
Сценарист,
оформитель
Ассистент
Демонстратор,
докладчик
Эксперт
Содокладчик,
ассистент
Техник
Техник,
демонстратор
Сценарист,
докладчик
Техник,
оформитель
Демонстратор
Докладчик
Оформитель
Гл. оформитель
Оформитель
Материалы,
подготовленные группами для защиты
Рисунки, транспа- ранты, видео- натураль- ные объекты
Географическая карта, схемы,
диаграммы, нату- ральные объекты
87
Состав групп
1. Миргород Марина
2.
Сергей
3. Волкова Любовь
4.
Юля
5. Ляшков Дмитрий
6. Орлов Александр
7.
Геннадий
8. Тахмазова Эльмира
Роли в группе
Сценарист,
докладчик
Техник
Сценарист,
докладчик
Докладчик
Техник
Демонстратор
Оформитель
Докладчик
Материалы,
подготовленные группами для защиты
Географическая карта, схемы
П л а н у р о к а (первого из сдвоенного)
I. Организационный этап (2 мин)
II. Актуализация знаний (8 мин)
Повторение особенностей растительных организмов.
Повторение отличительных признаков таксонов выс- ших и низших растений, споровых и семенных расте- ний, отделов папоротникообразных и голосеменных ра- стений.
Повторение циклов развития папоротникообразных и голосеменных растений.
III. Мотивация к применению знаний в конкрет-
ных ситуациях (5 мин)
Выявление проблемы в противоречии уровня разви- тия отделов растений и их распространенности на Земле.
IV. Применение знаний
Защита проектов по направлениям.
Эволюция строения вегетативных органов.
2. Эволюция генеративных органов.
3. Эволюция типов размножения от споровых до голо- семенных растений.
88
4. Расселение голосеменных и папоротников на Земле.
Группа I:
мин.
Группа II:
мин.
Ответы на вопросы оппонентов — по 5 мин.
П л а н у р о к а (второго из сдвоенного)
Организационный момент (2 мин)
Применение знаний (продолжение)
Защита проектов по направлениям
Группа
8 — 10 мин.
Группа
8 — 10 мин.
Ответы на вопросы оппонентов — по 5 мин.
V. Контроль усвоения знаний (возможный этап урока,
который может быть изъят при отсутствии времени) —
10
мин.
Дифференцированная тестовая работа.
Организационный этап — подведение итогов урока (оцен- ка работы учащихся и выставление отметок) — 4 — 8 мин.
п о с л е у р о к а
Прошло некоторое время после защиты проекта семи- классниками, и анализ показал, как много нового полу- чили мы все: и дети, и учитель, и присутствовавшие на уроке гости.
Я была удивлена: дети в возрасте 14 лет самостоя- тельно пришли к мысли, что если в мире цветковых ра- стений происходит адаптивная эволюция органов расте- ний к самым жестким условиям среды обитания, то аналогичный процесс должен иметь место и у других групп в частности, этот процесс должен быть представлен и у папоротникообразных, и у голосемен- ных. Более того, это самостоятельно выведенное умо- заключение позволило детям целенаправленно искать до-
казательства найденной мысли. Они экстраполировали
процесс на изучаемую, менее освоенную ими группу растений. Если мы, педагоги, психологи обратим вни- мание не на «степень правильности» выводов, а на уро- вень познавательных процессов, на который «вышли»
89
Особо следует отметить возможности детей в области овладения научным языком письменной и устной речи.
Метод проектов был применен на уроках ботаники в данном седьмом классе впервые и с первого раза дал возможность ощутить позитивный результат в области обучения детей приемам самостоятельной исследователь- ской деятельности, овладения научной терминологией.
Без предварительных репетиций, без прослушиваний дети-докладчики излагали на высочайшем научном уров- не подготовленные ими вопросы, пользуясь при этом де- монстрацией собственных схем, рисунков, видеофиль- мов, транспарантов. Отрадно, что полученные на предва- рительных уроках навыки составления небольших струк- турированных сообщений по другим ботаническим те- мам, пригодились здесь, на защите проектов. В активный словарь вводились не только биологические термины,
которые использовались в классе ранее: адаптации, эво- люция,
гаметофит, споро- фит,
и т. д., но и другие найденные деть- ми в процессе подготовки к защите —
энде- мики, ареал... Следует упомянуть, что представленные здесь термины не включаются в базовое содержание, не являются обязательными при изучении биологии. Однако необходимость быть правильно понятыми «вынуждала»
гимназистов ими пользоваться, поскольку, как мы все знаем, любая наука, в том числе биология, имеет свой терминологический аппарат. Для понимания вопросов ботаники необходимо овладение языком науки. Именно поэтому метод проектов дал в данном случае такой вы- сокий результат — высокую мотивацию к обучению и,
как следствие, высокий уровень научного знания пред- мета исследования.
Проект решения проблемы выживания растений в из- менившихся условиях существования позволил поднять- ся на качественно новый уровень познания природы не только детям, традиционно называемым в школе силь- ными, но и предопределил участие в решении задач проекта и среднеуспевающих детей, и относительно сла- бых, у которых не в такой мере развиты способности к аналитическому мышлению. И это — третье достижение,
дает исследовательский проект. Захваченные все- общим энтузиазмом, такие дети «вдруг» обнаруживали свои скрытые возможности. Они принимали участие в
91
З а н я т и е 9. Проект во внеурочной деятельности
На этом занятии:
мы познакомимся с методикой работы над боль- шим проектом, занимающим значительное время и иногда большое количество учащихся. Это может быть междисциплинарный и даже общешкольный проект, большая часть которого выполняется во вне- урочное время;
на примере приведенных здесь проектов можно проследить все этапы исследовательской работы.
Типология проектов на общедидактическом уровне показала, что проекты могут быть весьма многообразны.
Выше мы рассмотрели методику работы над проектами в системе уроков. Такие проекты могут занимать два или более (как правило, до 6) уроков. Это вовсе не значит,
что они занимают эти уроки полностью. Урок структури- руется в соответствии с логикой познавательной дея- тельности над данной темой,
программы, а работа над проектом, определенные ее этапы могут за- нимать лишь часть урока. С другой стороны, защита про- екта (проектов) обычно требует сдвоенного урока. Ведь слово необходимо предоставить всем группам, работав- шим над самостоятельным проектом или частью общего проекта. А это требует времени. Ребята старались, и важ- но их внимательно выслушать, с уважением отнестись к результатам их труда.
Если вы задумываете большой проект, рассчитанный на длительный отрезок времени и большие группы уча- щихся, тем более важно очень четко его структуриро- вать, если речь идет об исследовательском проекте. Ра- зумеется, часть проекта, тематически и по содержанию привязанная к программному материалу, может выпол- няться на уроках. На уроках же организуется обсуждение методов исследования, некоторых промежуточных ре- зультатов, причем разные части проекта могут обсуж- даться на разных учебных предметах. Поэтому при рабо- те над такими проектами особенно важна роль коорди- натора проекта, о котором мы будем говорить далее.
Учителя, принимающие участие в таком проекте, дол- жны действовать согласованно, четко отслеживая не
93
споровых и семенных растений на примере папо-
ротников и голосеменных»
(Итоговый урок — систематизация знаний)
Познавательная цель: учащиеся должны усвоить: а) отли- чительные признаки таксонов растений; б) идею пластич- ности жизни: эволюционирование вслед изменениям усло- вий обитания и неизменность при неизменных условиях.
Развивающая: учащиеся должны уметь: а) выявлять общие черты и различия в строении (анатомии и морфо- логии) растительных организмов на разных уровнях эво- люционного развития; б) устанавливать причинно-след- ственные зависимости факторов окружающей среды и особенностей строения и функционирования растений;
в) пользоваться терминами биологического словаря.
Воспитательная: учащиеся должны убедиться: а) в
«целесообразности» строения и физиологии живых орга- низмов (на примере растений) в филогенетическом, ис- торическом аспекте; б) в теоретической и практической значимости ботанических знаний.
С о д е р ж а н и е
Понятия:
высшие растения,
споровые и семенные растения,
голосеменные растения;
реликтовые растения;
эволюция.
Законы эволюции:
неизбежность изменения форм живых организмов (на примере растений) при смене условий обитания, в том числе глобальных изменений климата планеты;
причина выживания — соответствие форм жизни и физиологических процессов среде обитания организмов;
существование нескольких путей эволюции живой при- роды.
84
Биологический словарь
Транспарант 1-й
Ранее употреблявшиеся термины
антеридий поколение архегоний покровная ткань бесполый процесс проводящая ткань вая пыльца гамета пыльцевое зерно гаметофит семя сорус сосудистые пучки заросток спора зигота спорофит испарение расселение оплодотворение хвоя опыление шишка половой процесс устьице
Транспарант 2-й
«Новые» биологические термины
адаптация ареал акклиматизация эволюция аридный реликты эндемики
Методы
метод проектов (информационных и
метод сотрудничества.
Средства
демонстрационный эксперимент: сравнение строения вегетативных и генеративных органов споровых и голосе- менных растений;
графопроектор, иллюстративные транспаранты по многообразию голосеменных растений, выполненные учащимися;
накладные транспаранты, позволяющие сравнить цик- лы развития споровых и голосеменных растений, подго- товленные учениками;
телеприемник и видеомагнитофон,
видеозапись (монтаж выполнен учащимися в медиате- ке гимназии) фрагментов фильма «Живая планета»;
85
раздаточные материалы: тесты по теме «Отдел голосе- менные. Сосна»;
классная доска;
географические карты;
схемы, диаграммы, подготовленные учащимися.
Организационная форма
работа учащихся в малых группах по методике сотруд- ничества.
Структура урока
1) актуализация знаний;
2) мотивация к применению знаний в конкретных си- туациях;
3) применение знаний при рассмотрении различных экологических групп голосеменных растений и их при- способленности к конкретным условиям жизни; приме- нение знаний при сравнении условий жизни на планете в период расцвета папоротникообразных и современном этапе; применение знаний при прогнозировании собы- тий в области климатологии и ботаники;
4) контроль усвоения знаний.
Т е м а т и к а
Эволюция типов размножения от споровых до голо- семенных растений.
2. Эволюция строения вегетативных органов.
3. Эволюция генеративных органов.
4. Расселение голосеменных и папоротников на Земле.
Состав групп
освещающих эти проблемы
Состав групп
1. Сизов Илья
2. Демченко Кирилл
Роли в группе
Сценарист,
докладчик
Содокладчик,
демонстратор
Материалы,
подготовленные группами для защиты
Видеофильм, схе- транспаранты
(20), рисунки
86
Состав групп
Дарья
4. Емельянов Алексей
5.
Дима
6. Кан Екатерина
7. Пономарев Иван
Алексей
1. Кондратьева Мария
2.
Анжела
3. Бондарева Анна
4. Вереса Сергей
5. Назаров Максим
6. Сидоров Алексей
7.
Никита
1.
Роман
2.
Кирилл
3. Заря Дмитрий
4. Кузьмин Юрий
5. Меркулова Наташа
6. Протопопова Саша
7. Филиппов Ярослав
Роли в группе
Оформитель
Техник,
демонстратор
Докладчик
Оформитель
Докладчик
Докладчик
Сценарист,
оформитель
Ассистент
Демонстратор,
докладчик
Эксперт
Содокладчик,
ассистент
Техник
Техник,
демонстратор
Сценарист,
докладчик
Техник,
оформитель
Демонстратор
Докладчик
Оформитель
Гл. оформитель
Оформитель
Материалы,
подготовленные группами для защиты
Рисунки, транспа- ранты, видео- натураль- ные объекты
Географическая карта, схемы,
диаграммы, нату- ральные объекты
87
Состав групп
1. Миргород Марина
2.
Сергей
3. Волкова Любовь
4.
Юля
5. Ляшков Дмитрий
6. Орлов Александр
7.
Геннадий
8. Тахмазова Эльмира
Роли в группе
Сценарист,
докладчик
Техник
Сценарист,
докладчик
Докладчик
Техник
Демонстратор
Оформитель
Докладчик
Материалы,
подготовленные группами для защиты
Географическая карта, схемы
П л а н у р о к а (первого из сдвоенного)
I. Организационный этап (2 мин)
II. Актуализация знаний (8 мин)
Повторение особенностей растительных организмов.
Повторение отличительных признаков таксонов выс- ших и низших растений, споровых и семенных расте- ний, отделов папоротникообразных и голосеменных ра- стений.
Повторение циклов развития папоротникообразных и голосеменных растений.
III. Мотивация к применению знаний в конкрет-
ных ситуациях (5 мин)
Выявление проблемы в противоречии уровня разви- тия отделов растений и их распространенности на Земле.
IV. Применение знаний
Защита проектов по направлениям.
Эволюция строения вегетативных органов.
2. Эволюция генеративных органов.
3. Эволюция типов размножения от споровых до голо- семенных растений.
88
4. Расселение голосеменных и папоротников на Земле.
Группа I:
мин.
Группа II:
мин.
Ответы на вопросы оппонентов — по 5 мин.
П л а н у р о к а (второго из сдвоенного)
Организационный момент (2 мин)
Применение знаний (продолжение)
Защита проектов по направлениям
Группа
8 — 10 мин.
Группа
8 — 10 мин.
Ответы на вопросы оппонентов — по 5 мин.
V. Контроль усвоения знаний (возможный этап урока,
который может быть изъят при отсутствии времени) —
10
мин.
Дифференцированная тестовая работа.
Организационный этап — подведение итогов урока (оцен- ка работы учащихся и выставление отметок) — 4 — 8 мин.
п о с л е у р о к а
Прошло некоторое время после защиты проекта семи- классниками, и анализ показал, как много нового полу- чили мы все: и дети, и учитель, и присутствовавшие на уроке гости.
Я была удивлена: дети в возрасте 14 лет самостоя- тельно пришли к мысли, что если в мире цветковых ра- стений происходит адаптивная эволюция органов расте- ний к самым жестким условиям среды обитания, то аналогичный процесс должен иметь место и у других групп в частности, этот процесс должен быть представлен и у папоротникообразных, и у голосемен- ных. Более того, это самостоятельно выведенное умо- заключение позволило детям целенаправленно искать до-
казательства найденной мысли. Они экстраполировали
процесс на изучаемую, менее освоенную ими группу растений. Если мы, педагоги, психологи обратим вни- мание не на «степень правильности» выводов, а на уро- вень познавательных процессов, на который «вышли»
89
дети подросткового возраста, то, несомненно, следует признать, что педагогическая цель — развитие интел- лектуальных способностей и овладение детьми приема- ми интеллектуальной деятельности — достигнута сред- ствами методики проектов. Следует отметить, что имен- но в этом — обучении приемам и навыкам интеллекту- ального труда — состоит цель истинно гимназического образования.
То, что это возможно и метод проектов чрезвычайно этому способствует, показывают два примера. Так,
группа Ильи Сизова попыталась осуществить экстрапо- ляцию сделанных ими выводов, исходя из адаптации кактусов по сравнению с самым обычным для нас рас- тением — березой, а также растением экваториального леса. Идея гимназистов состояла в следующем. Если в мире цветковых растений существуют адаптации листа к условиям засушливого существования (уменьшение площади поверхности листа — редукция листовой плас- тинки, уменьшение числа устьиц, опадание листьев в засушливый период года, защитные покрытия листьев,
кутикула), то и у голосеменных возможно подобное:
появление хвои — у хвойных голосеменных, редукция проводящей системы листа — у хвойных же и у вельви- чии (растения пустыни),
— у лиственни- цы, защита листа воском и опушенностью — у хвойных и у вельвичии.
Совершенно независимо от других групп и абсолют- но самостоятельно группа Марины Миргород пришла к аналогичным результатам, исследуя приспособленность растений к произрастанию на засоленных почвах. Идея в данном случае состояла в демонстрации поразитель- ных возможностей растений адаптироваться к самым невероятным условиям существования. Затем она была перенесена на папоротникообразные и голосеменные:
жесткие по сравнению с мезозойскими (период расцве- та папоротников) климатические условия обитания кайнозоя не привели к полному исчезновению предста- вителей отдела папоротников.
Поражает глубина проработки вопросов ботаники детьми. Они осваивали, причем совершенно самостоя- тельно (!), вопросы анатомии растений, вопросы срав- нительной морфологии и экологии, далеко превосходя- щие школьную программу.
90
То, что это возможно и метод проектов чрезвычайно этому способствует, показывают два примера. Так,
группа Ильи Сизова попыталась осуществить экстрапо- ляцию сделанных ими выводов, исходя из адаптации кактусов по сравнению с самым обычным для нас рас- тением — березой, а также растением экваториального леса. Идея гимназистов состояла в следующем. Если в мире цветковых растений существуют адаптации листа к условиям засушливого существования (уменьшение площади поверхности листа — редукция листовой плас- тинки, уменьшение числа устьиц, опадание листьев в засушливый период года, защитные покрытия листьев,
кутикула), то и у голосеменных возможно подобное:
появление хвои — у хвойных голосеменных, редукция проводящей системы листа — у хвойных же и у вельви- чии (растения пустыни),
— у лиственни- цы, защита листа воском и опушенностью — у хвойных и у вельвичии.
Совершенно независимо от других групп и абсолют- но самостоятельно группа Марины Миргород пришла к аналогичным результатам, исследуя приспособленность растений к произрастанию на засоленных почвах. Идея в данном случае состояла в демонстрации поразитель- ных возможностей растений адаптироваться к самым невероятным условиям существования. Затем она была перенесена на папоротникообразные и голосеменные:
жесткие по сравнению с мезозойскими (период расцве- та папоротников) климатические условия обитания кайнозоя не привели к полному исчезновению предста- вителей отдела папоротников.
Поражает глубина проработки вопросов ботаники детьми. Они осваивали, причем совершенно самостоя- тельно (!), вопросы анатомии растений, вопросы срав- нительной морфологии и экологии, далеко превосходя- щие школьную программу.
90
Особо следует отметить возможности детей в области овладения научным языком письменной и устной речи.
Метод проектов был применен на уроках ботаники в данном седьмом классе впервые и с первого раза дал возможность ощутить позитивный результат в области обучения детей приемам самостоятельной исследователь- ской деятельности, овладения научной терминологией.
Без предварительных репетиций, без прослушиваний дети-докладчики излагали на высочайшем научном уров- не подготовленные ими вопросы, пользуясь при этом де- монстрацией собственных схем, рисунков, видеофиль- мов, транспарантов. Отрадно, что полученные на предва- рительных уроках навыки составления небольших струк- турированных сообщений по другим ботаническим те- мам, пригодились здесь, на защите проектов. В активный словарь вводились не только биологические термины,
которые использовались в классе ранее: адаптации, эво- люция,
гаметофит, споро- фит,
и т. д., но и другие найденные деть- ми в процессе подготовки к защите —
энде- мики, ареал... Следует упомянуть, что представленные здесь термины не включаются в базовое содержание, не являются обязательными при изучении биологии. Однако необходимость быть правильно понятыми «вынуждала»
гимназистов ими пользоваться, поскольку, как мы все знаем, любая наука, в том числе биология, имеет свой терминологический аппарат. Для понимания вопросов ботаники необходимо овладение языком науки. Именно поэтому метод проектов дал в данном случае такой вы- сокий результат — высокую мотивацию к обучению и,
как следствие, высокий уровень научного знания пред- мета исследования.
Проект решения проблемы выживания растений в из- менившихся условиях существования позволил поднять- ся на качественно новый уровень познания природы не только детям, традиционно называемым в школе силь- ными, но и предопределил участие в решении задач проекта и среднеуспевающих детей, и относительно сла- бых, у которых не в такой мере развиты способности к аналитическому мышлению. И это — третье достижение,
дает исследовательский проект. Захваченные все- общим энтузиазмом, такие дети «вдруг» обнаруживали свои скрытые возможности. Они принимали участие в
91
подготовке иллюстративных материалов, делали сообще- ния, может быть, впервые им доверили ответственное дело, и доверили — собственные товарищи, без участия учителя. Подобное обязывает! Вот и результат: желание
«не ударить в грязь лицом» явилось мотивацией к работе над собой, собственными привычками и ста- тусом в классе.
Надо сказать, что активность ребят на этом и подоб- ных уроках просто поразительна. Всем хочется высказать- ся и всем есть что сказать! Урок не ограничивается докладами групп. Пожалуй, наиболее интересная часть уроков защиты проектов — дискуссии, когда ребята из других групп задают докладчикам (любому из них) воп- росы, спорят с ними, высказывают собственную точку зрения, приводят свои аргументы. Единственное огорче- ние на таких уроках — время, которого всегда не хвата- ет, чтобы дать возможность высказаться каждому в пол- ной мере. Как сказали после данного урока учителя,
присутствовавшие на уроке, это был настоящий празд- ник знания. Ребята показывают, что они способны увле- каться не только тяжелым роком, мультфильмами или роликами, но и собственно познавательная самостоя- тельная деятельность может быть для них не менее увле- кательна, если она грамотно организована.
Творческое задание
1. Обсудите в своей группе разные идеи для проекта.
Выберите одну и обоснуйте этот выбор. В чем проблема проекта? Определите тип проекта. Четко обозначьте,
какие знания (из каких областей) потребуются школь- никам для работы над проектом. Одновременно пред- ставьте варианты возможного оформления результатов проекта.
2. Попробуйте разработать структуру вашего проекта в соответствии с его типом. Наметьте методы исследова- ния, источники информации, сформулируйте гипотезы решения проблемы.
3. Разработайте план/сценарий оформления результа- тов исследования, защиты проекта.
Не забудьте справедливо распределить роли в своей группе, чтобы каждый принял в исследовании, оформ- лении и обсуждении результатов самое активное участие.
92
«не ударить в грязь лицом» явилось мотивацией к работе над собой, собственными привычками и ста- тусом в классе.
Надо сказать, что активность ребят на этом и подоб- ных уроках просто поразительна. Всем хочется высказать- ся и всем есть что сказать! Урок не ограничивается докладами групп. Пожалуй, наиболее интересная часть уроков защиты проектов — дискуссии, когда ребята из других групп задают докладчикам (любому из них) воп- росы, спорят с ними, высказывают собственную точку зрения, приводят свои аргументы. Единственное огорче- ние на таких уроках — время, которого всегда не хвата- ет, чтобы дать возможность высказаться каждому в пол- ной мере. Как сказали после данного урока учителя,
присутствовавшие на уроке, это был настоящий празд- ник знания. Ребята показывают, что они способны увле- каться не только тяжелым роком, мультфильмами или роликами, но и собственно познавательная самостоя- тельная деятельность может быть для них не менее увле- кательна, если она грамотно организована.
Творческое задание
1. Обсудите в своей группе разные идеи для проекта.
Выберите одну и обоснуйте этот выбор. В чем проблема проекта? Определите тип проекта. Четко обозначьте,
какие знания (из каких областей) потребуются школь- никам для работы над проектом. Одновременно пред- ставьте варианты возможного оформления результатов проекта.
2. Попробуйте разработать структуру вашего проекта в соответствии с его типом. Наметьте методы исследова- ния, источники информации, сформулируйте гипотезы решения проблемы.
3. Разработайте план/сценарий оформления результа- тов исследования, защиты проекта.
Не забудьте справедливо распределить роли в своей группе, чтобы каждый принял в исследовании, оформ- лении и обсуждении результатов самое активное участие.
92
З а н я т и е 9. Проект во внеурочной деятельности
На этом занятии:
мы познакомимся с методикой работы над боль- шим проектом, занимающим значительное время и иногда большое количество учащихся. Это может быть междисциплинарный и даже общешкольный проект, большая часть которого выполняется во вне- урочное время;
на примере приведенных здесь проектов можно проследить все этапы исследовательской работы.
Типология проектов на общедидактическом уровне показала, что проекты могут быть весьма многообразны.
Выше мы рассмотрели методику работы над проектами в системе уроков. Такие проекты могут занимать два или более (как правило, до 6) уроков. Это вовсе не значит,
что они занимают эти уроки полностью. Урок структури- руется в соответствии с логикой познавательной дея- тельности над данной темой,
программы, а работа над проектом, определенные ее этапы могут за- нимать лишь часть урока. С другой стороны, защита про- екта (проектов) обычно требует сдвоенного урока. Ведь слово необходимо предоставить всем группам, работав- шим над самостоятельным проектом или частью общего проекта. А это требует времени. Ребята старались, и важ- но их внимательно выслушать, с уважением отнестись к результатам их труда.
Если вы задумываете большой проект, рассчитанный на длительный отрезок времени и большие группы уча- щихся, тем более важно очень четко его структуриро- вать, если речь идет об исследовательском проекте. Ра- зумеется, часть проекта, тематически и по содержанию привязанная к программному материалу, может выпол- няться на уроках. На уроках же организуется обсуждение методов исследования, некоторых промежуточных ре- зультатов, причем разные части проекта могут обсуж- даться на разных учебных предметах. Поэтому при рабо- те над такими проектами особенно важна роль коорди- натора проекта, о котором мы будем говорить далее.
Учителя, принимающие участие в таком проекте, дол- жны действовать согласованно, четко отслеживая не
93
только ту часть проекта, которая непосредственно каса- ется их предмета, но и общую идею проекта, всю дея- тельность учащихся над проектом.
Итак, обратимся к примеру проекта, основная часть которого выполняется во внеурочное время.
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Прежде чем приступить к какому-то проекту, если имеется уже идея проекта, необходимо определиться с его социальной, культурной, экономической и прочей значимостью. Очень может быть, что намеченная вами идея может быть корректно осознана только тогда, ког- да она будет рассмотрена в определенной системе зна- ния, социального явления, экономической проблемы и т.д. Другими словами, ваша идея может «потянуть» за собой целую серию взаимосвязанных проектов, состав- ляющих единую тему, проблему, которую целесообраз- но рассматривать, анализировать, изучать последова- тельно, шаг за шагом, проект за проектом, все глубже вникая в проблему, рассматривая различные ее аспекты.
Речь тогда идет уже о целой программе, состоящей из серии проектов, которые могут охватывать различные области знания, разные годы обучения. Это не должно останавливать учителя. Он может наметить целую про- грамму исследовательских проектов не на один год,
структурируя ее по годам в соответствии с программ- ным материалом. Поэтому учитель прежде всего должен рассмотреть свою (или ученическую) идею с этой точ- ки зрения.
Посмотрим и мы, что означает с этой точки зрения демографическая проблема (в курсе географии, эконо- мики и пр.). Основа данного проекта, его идея взяты из материалов ЮНЕСКО.
Выявление и формулировка общей проблемы
Видимо, для понимания общей проблемы полезно по- лучить ответы на следующие вопросы, доступные понима- нию и исследованию школьников.
1. Как демографическая ситуация влияет на качество жизни?
а) Как быстрый рост населения (т.е. превышение рождаемости над миграции над эмиграци-
94
Итак, обратимся к примеру проекта, основная часть которого выполняется во внеурочное время.
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Прежде чем приступить к какому-то проекту, если имеется уже идея проекта, необходимо определиться с его социальной, культурной, экономической и прочей значимостью. Очень может быть, что намеченная вами идея может быть корректно осознана только тогда, ког- да она будет рассмотрена в определенной системе зна- ния, социального явления, экономической проблемы и т.д. Другими словами, ваша идея может «потянуть» за собой целую серию взаимосвязанных проектов, состав- ляющих единую тему, проблему, которую целесообраз- но рассматривать, анализировать, изучать последова- тельно, шаг за шагом, проект за проектом, все глубже вникая в проблему, рассматривая различные ее аспекты.
Речь тогда идет уже о целой программе, состоящей из серии проектов, которые могут охватывать различные области знания, разные годы обучения. Это не должно останавливать учителя. Он может наметить целую про- грамму исследовательских проектов не на один год,
структурируя ее по годам в соответствии с программ- ным материалом. Поэтому учитель прежде всего должен рассмотреть свою (или ученическую) идею с этой точ- ки зрения.
Посмотрим и мы, что означает с этой точки зрения демографическая проблема (в курсе географии, эконо- мики и пр.). Основа данного проекта, его идея взяты из материалов ЮНЕСКО.
Выявление и формулировка общей проблемы
Видимо, для понимания общей проблемы полезно по- лучить ответы на следующие вопросы, доступные понима- нию и исследованию школьников.
1. Как демографическая ситуация влияет на качество жизни?
а) Как быстрый рост населения (т.е. превышение рождаемости над миграции над эмиграци-
94