Файл: Новые педагогическиеи информационныетехнологиив системе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
столичном регионе. Москва испытывает недостаток вод- ных ресурсов уже давно, для его покрытия выдвигалось несколько альтернативных проектов. В результате дискус- сии о возможных путях решения проблемы был выбран путь создания резервного водохранилища в верховьях
Волги. Были созданы три «экспертные» группы, работаю- щие по следующим направлениям:
1. Создание карты района затопления (развитие уме- ний пользоваться географическими и топографическими картами с экрана дисплея; сканировать графическую ин- формацию; рисовать на экране дисплея).
2. Анализ демографической ситуации (развитие уме- ний производить обработку статистических материалов,
делать демографический прогноз, создавать карты, диаг- схемы).
3. Определение возможных путей развития территории
(определение экологических проблем и поиск путей их ре- шения, проблема создания рекреационной зоны, сельско- хозяйственного производства; для оформления и комменти- рования полученных результатов — создание
Первая группа при создании карты использовала ска- нер, лазерный принтер, работала с базами данных гло- бальной сети Интернет, использовала издательскую сис- тему PageMaker.
Вторая группа собирала и изучала сведения из сло- варей, энциклопедий и справочников, собирала ин- формацию в базах данных сети Интернет (Статуправ- ление Москвы, база данных по статистике водных ре- сурсов Канады), анализировала полученную информа- цию, проводила социологический опрос по изучаемой проблеме среди школьников и родителей.
Третья группа также работала со справочной литера- турой. Ребята этой группы тщательно изучали видеомате- риалы и слайды, собранные в медиатеке гимназии, "ра- ботали с удаленными базами данных сети Интернет, ос- ваивая фонды крупнейших библиотек мира по вопросам экологии.
В ходе работы появилась еще одна группа, к выводам которой нельзя было не прислушаться. Вместо экстен- сивного способа решения проблемы учащиеся предложи- ли изыскать внутренние резервы, предусмотрели режим экономии. Таким образом, четвертая группа работала с
75
Волги. Были созданы три «экспертные» группы, работаю- щие по следующим направлениям:
1. Создание карты района затопления (развитие уме- ний пользоваться географическими и топографическими картами с экрана дисплея; сканировать графическую ин- формацию; рисовать на экране дисплея).
2. Анализ демографической ситуации (развитие уме- ний производить обработку статистических материалов,
делать демографический прогноз, создавать карты, диаг- схемы).
3. Определение возможных путей развития территории
(определение экологических проблем и поиск путей их ре- шения, проблема создания рекреационной зоны, сельско- хозяйственного производства; для оформления и комменти- рования полученных результатов — создание
Первая группа при создании карты использовала ска- нер, лазерный принтер, работала с базами данных гло- бальной сети Интернет, использовала издательскую сис- тему PageMaker.
Вторая группа собирала и изучала сведения из сло- варей, энциклопедий и справочников, собирала ин- формацию в базах данных сети Интернет (Статуправ- ление Москвы, база данных по статистике водных ре- сурсов Канады), анализировала полученную информа- цию, проводила социологический опрос по изучаемой проблеме среди школьников и родителей.
Третья группа также работала со справочной литера- турой. Ребята этой группы тщательно изучали видеомате- риалы и слайды, собранные в медиатеке гимназии, "ра- ботали с удаленными базами данных сети Интернет, ос- ваивая фонды крупнейших библиотек мира по вопросам экологии.
В ходе работы появилась еще одна группа, к выводам которой нельзя было не прислушаться. Вместо экстен- сивного способа решения проблемы учащиеся предложи- ли изыскать внутренние резервы, предусмотрели режим экономии. Таким образом, четвертая группа работала с
75
компьютерными программами математического расчета,
графическими и текстовыми редакторами, создавая в ко- роткие сроки диаграммы, выводя графики и обрабатывая статистические материалы, полученные в телекоммуни- кационных сетях.
Вся работа заняла 3 урока.
Урок 1-й
Ваша задача: на этом уроке вы должны в своей группе обсудить методом мозговой атаки возможные способы решения поставленной перед вами задачи, в результате обсуждения выдвинуть гипотезы ее решения и опреде- лить методы исследования. Вам необходимо также рас- пределить роли в группе, кто за что будет отвечать. Тот,
кому предстоит защищать проект, докладывает всему классу о принятых решениях. Учащиеся класса включа- ются в обсуждение и либо принимают предложения группы, либо предлагают какие-то дополнения, коррек- тивы. В конце урока у учителя на столе должны лежать аргументированные решения каждой группы об их про- грамме поиска.
Урок 2-й
На этом уроке вам необходимо: обсудить в своих группах собранный каждым материал, заготовки для об- щего проекта, подготовленные к уроку в медиатеке; раз- работать общий план, сценарий своей части проекта; до- ложить классу о принятых решениях, о дальнейших пу- тях поиска. Класс принимает активное участие в обсуж- дении частей проекта каждой группы, дополняет, задает возникающие вопросы, советует, на что еще следует об- ратить внимание. В конце урока каждая группа должна подготовить согласованный план своей части проекта
(распределить собранный материал и четко представить,
какого материала, каких фактических данных еще не хватает и где их можно получить). Начинается подготовка оформления своей части проекта. Распределяются роли для оформительской работы.
Урок 3-й
На этом уроке происходит защита проектов каждой группой с соответствующей демонстрацией подготовлен- ных наглядных материалов. Весь класс принимает актив-
76
графическими и текстовыми редакторами, создавая в ко- роткие сроки диаграммы, выводя графики и обрабатывая статистические материалы, полученные в телекоммуни- кационных сетях.
Вся работа заняла 3 урока.
Урок 1-й
Ваша задача: на этом уроке вы должны в своей группе обсудить методом мозговой атаки возможные способы решения поставленной перед вами задачи, в результате обсуждения выдвинуть гипотезы ее решения и опреде- лить методы исследования. Вам необходимо также рас- пределить роли в группе, кто за что будет отвечать. Тот,
кому предстоит защищать проект, докладывает всему классу о принятых решениях. Учащиеся класса включа- ются в обсуждение и либо принимают предложения группы, либо предлагают какие-то дополнения, коррек- тивы. В конце урока у учителя на столе должны лежать аргументированные решения каждой группы об их про- грамме поиска.
Урок 2-й
На этом уроке вам необходимо: обсудить в своих группах собранный каждым материал, заготовки для об- щего проекта, подготовленные к уроку в медиатеке; раз- работать общий план, сценарий своей части проекта; до- ложить классу о принятых решениях, о дальнейших пу- тях поиска. Класс принимает активное участие в обсуж- дении частей проекта каждой группы, дополняет, задает возникающие вопросы, советует, на что еще следует об- ратить внимание. В конце урока каждая группа должна подготовить согласованный план своей части проекта
(распределить собранный материал и четко представить,
какого материала, каких фактических данных еще не хватает и где их можно получить). Начинается подготовка оформления своей части проекта. Распределяются роли для оформительской работы.
Урок 3-й
На этом уроке происходит защита проектов каждой группой с соответствующей демонстрацией подготовлен- ных наглядных материалов. Весь класс принимает актив-
76
ное участие в обсуждении заданий групп с тем, чтобы общими усилиями отобрать материал, систему аргумен- тов для общего проекта. Создается редакционная группа для оформления результатов исследовательской работы
(во внеурочное время).
Проект займет свое место на выставке исследователь- ских проектов в кабинете географии.
А вот как описывает свой первый опыт применения мето- да проектов для учащихся 7 класса учитель биологии гимна- зии № 1512 Н.Т.
ТЕМА ПРОЕКТА:
«ЭВОЛЮЦИЯ РАСТЕНИЙ.
СРАВНЕНИЕ ВЫСШИХ СПОРОВЫХ
И СЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ
ПАПОРОТНИКОВ И ГОЛОСЕМЕННЫХ»
Идея проекта. Ботаника в школе прагматична, в ней все ясно и понятно, все описано и объяснено. Может ли метод проектов внести в ее изучение что-то новое? Что здесь может подлежать исследованию? Эти вопросы я задавала себе, раз- мышляя над возможностью использования метода проектов в курсе ботаники в 7 классе.
Возникла идея использовать метод проектов при изучении темы голосеменных и папоротников. Идею подсказали сами ребята. Я пришла работать в гимназию № 1512 в 1997 году. В
этой гимназии метод проектов уже достаточно широко при- менялся на протяжении ряда лет по другим предметам, но не в курсе ботаники. Мне предстояло испробовать этот метод впервые. И вот пришла идея: не попробовать ли на примере папоротников и голосеменных изучить вопросы эволюции,
которые, как правило, в достаточно полной мере изучаются только старшеклассниками? Но могут ли дети среднего воз- раста осилить этот материал, используя исследовательские методы и доступные им знания? Вопросов было больше, чем ответов: как приступить, как выявить проблему, подвести детей к возможности ее сформулировать, определить и выс- казать. Идея выживания и сохранения более примитивно уст- роенных видов живых организмов и отмирания других, более развитых, возникла при обсуждении в классе примеров сход- ства и отличия сосны и ели, разных видов папоротников. Де-
77
(во внеурочное время).
Проект займет свое место на выставке исследователь- ских проектов в кабинете географии.
А вот как описывает свой первый опыт применения мето- да проектов для учащихся 7 класса учитель биологии гимна- зии № 1512 Н.Т.
ТЕМА ПРОЕКТА:
«ЭВОЛЮЦИЯ РАСТЕНИЙ.
СРАВНЕНИЕ ВЫСШИХ СПОРОВЫХ
И СЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ
ПАПОРОТНИКОВ И ГОЛОСЕМЕННЫХ»
Идея проекта. Ботаника в школе прагматична, в ней все ясно и понятно, все описано и объяснено. Может ли метод проектов внести в ее изучение что-то новое? Что здесь может подлежать исследованию? Эти вопросы я задавала себе, раз- мышляя над возможностью использования метода проектов в курсе ботаники в 7 классе.
Возникла идея использовать метод проектов при изучении темы голосеменных и папоротников. Идею подсказали сами ребята. Я пришла работать в гимназию № 1512 в 1997 году. В
этой гимназии метод проектов уже достаточно широко при- менялся на протяжении ряда лет по другим предметам, но не в курсе ботаники. Мне предстояло испробовать этот метод впервые. И вот пришла идея: не попробовать ли на примере папоротников и голосеменных изучить вопросы эволюции,
которые, как правило, в достаточно полной мере изучаются только старшеклассниками? Но могут ли дети среднего воз- раста осилить этот материал, используя исследовательские методы и доступные им знания? Вопросов было больше, чем ответов: как приступить, как выявить проблему, подвести детей к возможности ее сформулировать, определить и выс- казать. Идея выживания и сохранения более примитивно уст- роенных видов живых организмов и отмирания других, более развитых, возникла при обсуждении в классе примеров сход- ства и отличия сосны и ели, разных видов папоротников. Де-
77
тей заинтересовали вопросы выживания живого организма вообще. Они приводили примеры, почерпнутые ими из книг,
из телевизионных передач, и постепенно мы сосредоточи- лись на ботанической тематике. И вот проблема выявлена,
оформлена и звучит так: почему одни виды живых существ в
процессе эволюции отмирают, «побежденные» более организо-
ванными, более развитыми организмами, а другие — примитив-
но устроенные, мало изменившиеся с древнейших времен, —
выживают?
К ней примыкает в качестве уточняющей такая под- проблема: почему одни организмы способны широко рас-
селиться по миру, а другие обитают только в одном, очень
небольшом по территории месте?
Э т а п ы р а б о т ы н а д п р о е к т о м (работа над проектом заняла 6 уроков).
Итак, на основе противоречия была выявлена пробле- ма эволюционного плана.
Первый этап работы и состоял в определении сути некоей загадки природы, вербальном оформлении про- блемы, которую предстояло рассмотреть. Это достаточ- но серьезный этап для учителя, поскольку уровень воп- роса должен быть не только достаточно высоким по степени сложности, но и базироваться на обязательных предметных знаниях детей, должен быть понятен каж- дому ребенку и каждого заинтересовать.
Но вот проблема выявлена — это загадка многооб-
разия природы живых существ на примере представите-
лей двух отделов растений.
Совместно с учителем ребята определяют объект ис- следования — голосеменные и папоротниковые расте- ния, предмет исследования — особенности строения и жизнедеятельности растений папоротников и голосемен- ных. Здесь же, на этом первом «проектном» уроке, дети высказывают гипотезы возможного решения вопросов,
заявленных в проблеме, определяются задачи исследова- ния, которые вытекают из гипотез.
Более детально этапы намечаемого исследования, оп- ределенные нами на первом уроке, представлены в таб- лице.
78
из телевизионных передач, и постепенно мы сосредоточи- лись на ботанической тематике. И вот проблема выявлена,
оформлена и звучит так: почему одни виды живых существ в
процессе эволюции отмирают, «побежденные» более организо-
ванными, более развитыми организмами, а другие — примитив-
но устроенные, мало изменившиеся с древнейших времен, —
выживают?
К ней примыкает в качестве уточняющей такая под- проблема: почему одни организмы способны широко рас-
селиться по миру, а другие обитают только в одном, очень
небольшом по территории месте?
Э т а п ы р а б о т ы н а д п р о е к т о м (работа над проектом заняла 6 уроков).
Итак, на основе противоречия была выявлена пробле- ма эволюционного плана.
Первый этап работы и состоял в определении сути некоей загадки природы, вербальном оформлении про- блемы, которую предстояло рассмотреть. Это достаточ- но серьезный этап для учителя, поскольку уровень воп- роса должен быть не только достаточно высоким по степени сложности, но и базироваться на обязательных предметных знаниях детей, должен быть понятен каж- дому ребенку и каждого заинтересовать.
Но вот проблема выявлена — это загадка многооб-
разия природы живых существ на примере представите-
лей двух отделов растений.
Совместно с учителем ребята определяют объект ис- следования — голосеменные и папоротниковые расте- ния, предмет исследования — особенности строения и жизнедеятельности растений папоротников и голосемен- ных. Здесь же, на этом первом «проектном» уроке, дети высказывают гипотезы возможного решения вопросов,
заявленных в проблеме, определяются задачи исследова- ния, которые вытекают из гипотез.
Более детально этапы намечаемого исследования, оп- ределенные нами на первом уроке, представлены в таб- лице.
78
Цели урока
Используемые
методы, приемы
Результаты урока
(что «на
Постановка
проблемы
Проблемный метод — через противоречие,
от ситуации
Проблема: часть относительно просто устроенных растений в процессе эволюции дожила до наших дней без существенных изменений, несмотря на появ- ление более прогрессивных ви- дов, часть вынуждена была исчезнуть с лика планеты:
почему?
II. Определе- ние объек-
та исследо- вания
Общая беседа с использованием видеофильма,
рисунков, таб- лиц по теме
Объект исследования: расте- отделов папоротников и голосеменных
III. Выявление
предмета
исследова- ния
Объяснение учи- теля: выявление вопросов, подле- жащих исследо- ванию в группах
Особенности внешнего (мор- фология) и внутреннего (ана- томия) строения голосемен- ных и папоротниковых;
процессы их жизнедеятельно- сти: дыхание, испарение,
питание, периоды активно- сти и покоя и т. п.
IV. Формули- ровка ги-
потезы
Выявление свя- зей между объек- тами и явления- ми в целом: пред- ложения детей по объяснению про- тиворечий проб- лемы, системати- зация их под ру- ководством учи- теля
Причина выживания одних рас- тений по сравнению с другими состоит:
а) в изменении их строения в соответствии с изменением сре- ды обитания в процессе эволю- ции: те растения, которые при- обрели полезные изменения,
выживают, а те, которые не приобрели таковых, — вымира- ют;
б) растения доживают до наших дней без изменения в том слу- чае, если среда их жизни мало изменяется или не изменяется вовсе
79
Цели урока
V. Определе- ние направ- лений рабо- ты, непосред- ственных задач ние спосо- бов поиска источников информации по направле- ниям
Используемые методы, приемы
Дискуссия: в ка- ких направлени- ях нужно искать подтверждения положений гипо- тез (класс делит- ся на 4 группы —
каждая группа занимается все- ми четырьмя направлениями поиска аргу- ментов)
Предложения учащихся и учи- теля по работе с литературой, дру- гими источника- ми информации
Результаты урока
(что «на
Весь класс решает одну проб- лему по четырем направлениям:
Адаптация вегетативных ор- ганов к условиям разной влаж- ности (микро- и макрострое- ние).
2. Изменения, происходящие с генеративными органами выс- ших растений.
3. Расселение голосеменных как результат их эволюционных ви- доизменений.
4. Расселение папоротникооб- разных как результат соответ- ствия их строения условиям обитания.
Рекомендованы учебники для школы (ботаника — разных ав- торов, общая биология),
энциклопедические словари юного биолога, натуралиста,
биологические энциклопеди- ческие словари, видеофильм в и др.
Урок 1-й: определены цели проекта, проведе-
на организационная работа.
1. Поставлена проблема исследования.
2. Выдвинуты гипотезы, ее объясняющие и требующие доказательств.
3. Определены направления поиска информации по работе с гипотезами.
4. Организованы группы детей, мотивированные к по- иску информации по четырем направлениям каждая.
5. Избраны лидеры групп, определены роли каждого члена группы.
80
Урок 2-й: определение способов и методов ис-
следования, организация групп.
Определены в группах, а затем в результате общей дискуссии методы исследования.
2. Работа в группах экспертов по отдельным направле- ниям.
3. Обмен информацией в базовых группах.
Урок 3-й: обмен информацией, работа по груп-
пам экспертов, работа по группам с лидером, оп-
ределение методов работы, форм отчета.
1. Продолжение работы в базовых группах и в группах экспертов по обмену собранной информацией, совмест- ный ее анализ.
2. Определение форм отчетности по своей части про- екта (направлению), его оформлению.
3. Определение наиболее удачных из приводимых чле- нами базовой группы и групп экспертов аргументов,
подтверждающих или опровергающих выдвинутые гипо- тезы.
Урок 4-й: анализ найденной информации
группам, полученных результатов экспериментов.
1. Завершение сбора информации и ее обсуждение по группам.
2. Выводы по своим направлениям, аргументация.
3. Распределение ролей для защиты проекта.
Урок 5-й. Работа в малых группах по составле-
нию сценария защиты проекта.
Сценарий защиты I группы
I. Обозначение проблемы.
II. Защита своей гипотезы:
а) материалы по теме «Эволюция типов размножения от споровых до голосеменных растений»;
б) материалы по теме «Эволюция строения вегетатив- ных органов»;
81
в) материалы по теме «Эволюция генеративных ор- ганов»;
г) материалы по теме «Расселение голосеменных и папоротников на Земле».
III. Общий вывод, иллюстрации в виде таблиц, схем,
рисунков и др.
Ответы на вопросы других групп (дискуссия).
Сценарий защиты II группы
I. Постановка проблемы. Вступление, высказывание гипоте- зы из двух частей.
II. Доказательство гипотезы, аргументы:
Первое положение — примеры доказательства положения об эволюции вегетативных органов (ли- стьев) в процессе адаптации к условиям среды.
Второе положение — примеры пластичности жизни, ее приспособляемости к самым разным условиям среды обитания, в том числе солености почв, влажности и климата, к температу- ре. Параллели с эволюцией цветковых
Третье положение — примеры соответствия ге- неративных частей растения голосеменных анало- гичным частям папоротникообразных растений.
Четвертое положение — доказательства возмож- ности заселения папоротниками и голосеменными растениями самых разнообразных условий обита- ния на Земле.
III. Объединение всех четырех положений на примере пред- ставителя: а) папоротников; б) голосеменных.
IV. Вывод по гипотезе.
Сценарий защиты III группы
I. Вступление. Не соглашаемся с высказанной ранее гипоте- зой. Своя гипотеза (формулировка проблемы и высказывание возможной гипотезы, объясняющей ее).
П. Доказательства своей гипотезы аргументами.
а) расселение голосеменных и папоротников на планете;
82
г) материалы по теме «Расселение голосеменных и папоротников на Земле».
III. Общий вывод, иллюстрации в виде таблиц, схем,
рисунков и др.
Ответы на вопросы других групп (дискуссия).
Сценарий защиты II группы
I. Постановка проблемы. Вступление, высказывание гипоте- зы из двух частей.
II. Доказательство гипотезы, аргументы:
Первое положение — примеры доказательства положения об эволюции вегетативных органов (ли- стьев) в процессе адаптации к условиям среды.
Второе положение — примеры пластичности жизни, ее приспособляемости к самым разным условиям среды обитания, в том числе солености почв, влажности и климата, к температу- ре. Параллели с эволюцией цветковых
Третье положение — примеры соответствия ге- неративных частей растения голосеменных анало- гичным частям папоротникообразных растений.
Четвертое положение — доказательства возмож- ности заселения папоротниками и голосеменными растениями самых разнообразных условий обита- ния на Земле.
III. Объединение всех четырех положений на примере пред- ставителя: а) папоротников; б) голосеменных.
IV. Вывод по гипотезе.
Сценарий защиты III группы
I. Вступление. Не соглашаемся с высказанной ранее гипоте- зой. Своя гипотеза (формулировка проблемы и высказывание возможной гипотезы, объясняющей ее).
П. Доказательства своей гипотезы аргументами.
а) расселение голосеменных и папоротников на планете;
82
б) изменения вегетативных органов голосеменных и папоротников;
в) эволюция типов размножения.
III. Вывод по гипотезе. Обобщение доказанного.
Сценарий защиты IV группы
I. Вступление. Общий краткий обзор растений, их класси- фикация, местоположение в систематике.
Представления ученых-ботаников о систематическом положении этих групп растений исходя из особенностей строения их вегетативных органов и способов размножения:
а) водоросли,
б) папоротникообразные,
в) голосеменные,
г) цветковые.
Заключение о происхождении одних групп растений от других.
П. Основная часть. «Расселение голосеменных и папоротни- ков на Земле».
Демонстрация карт а) области расселения папоротникообразных;
б) области расселения голосеменных;
2. Доклад по картам а) особенности папоротникообразных, позволившие им распространиться на данных территориях,
б) особенности голосеменных, позволившие им рас- пространиться на данных территориях.
Заключение о «вытеснении» папоротникообразных го- лосеменными растениями.
III. Основная часть. «Эволюция строения вегетативных орга- нов»:
а) разбор изменений в строении листьев по рисункам листьев кактуса, березы, широколистного дерева эквато- риальных лесов;
б) разбор изменений в строении листьев по рисункам листьев березы и широколистного дерева экваториаль- ных лесов.
Заключение. Обобщение по соответствию строения листьев среде обитания. Обобщение. Выводы: доказатель- ства верности гипотезы по позициям 1 — 4.
83
в) эволюция типов размножения.
III. Вывод по гипотезе. Обобщение доказанного.
Сценарий защиты IV группы
I. Вступление. Общий краткий обзор растений, их класси- фикация, местоположение в систематике.
Представления ученых-ботаников о систематическом положении этих групп растений исходя из особенностей строения их вегетативных органов и способов размножения:
а) водоросли,
б) папоротникообразные,
в) голосеменные,
г) цветковые.
Заключение о происхождении одних групп растений от других.
П. Основная часть. «Расселение голосеменных и папоротни- ков на Земле».
Демонстрация карт а) области расселения папоротникообразных;
б) области расселения голосеменных;
2. Доклад по картам а) особенности папоротникообразных, позволившие им распространиться на данных территориях,
б) особенности голосеменных, позволившие им рас- пространиться на данных территориях.
Заключение о «вытеснении» папоротникообразных го- лосеменными растениями.
III. Основная часть. «Эволюция строения вегетативных орга- нов»:
а) разбор изменений в строении листьев по рисункам листьев кактуса, березы, широколистного дерева эквато- риальных лесов;
б) разбор изменений в строении листьев по рисункам листьев березы и широколистного дерева экваториаль- ных лесов.
Заключение. Обобщение по соответствию строения листьев среде обитания. Обобщение. Выводы: доказатель- ства верности гипотезы по позициям 1 — 4.
83
Уроки 6-7-й. Защита проектов по группам
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14